Культурное производство: как искусство облагораживает промышленную архитектуру
Сегодня производители по всему миру начинают все больше задумываться об архитектуре своих промышленных объектов и о ее связи с общей современной градостроительной философией. Привлечение ведущих архитектурных бюро и современных художников — важная задача на пути к интеграции индустриальных центров в городской ландшафт и формирования комфортной среды: как для работников производств, так и для местных жителей и туристов. Свежий пример — монументальная мозаика «Фабрика» современного художника Антона Чумака на фасаде завода по производству керамического гранита в Московской области. Это совместный арт-проект Surface Laboratory и компании Kerama Marazzi.
Реклама ООО «КЕРАМА ЦЕНТР» erid: 2RanynwGav5
Монументальная мозаика «Фабрика» — это печать картины современного художника Антона Чумака на керамических панелях размером 320×120 см. Мозаика собрана из 200 полотен и занимает площадь в 642 кв. м, украшая фасад завода по производству керамогранита KERAMA MARAZZI в подмосковном поселке Малино.
Проект продолжает традицию советского монументально-декоративного искусства, которое было неотъемлемой частью промышленных сооружений эпохи. Индустриальная архитектура определяла образ новых городов, нередко возведенных заново после Великой Отечественной войны или построенных непосредственно для работников различных заводов. Города становились центрами новой промышленности, новой трудовой жизни и пролетарской культуры. В свою очередь, украшающие фабрики мозаики и другие формы монументального искусства прочно входили как в городской пейзаж, так и в культурную память различных сообществ.
С другой стороны, проект акцентирует важность современных технологий, упрощающих актуальные процессы создания монументальных работ для архитекторов, художников и девелоперов. Если сюжеты мозаик, скульптурных композиций и фресок социалистического реализма изображали героев труда, воинов-освободителей, космонавтов, спортсменов, пионеров и колхозников, то в центре мурала «Фабрика» находится сам процесс производства — превращение природных материалов в керамогранитные плиты. Так внешний облик завода соединился с его содержанием.
«В детстве завод казался мне неким магическим и сакральным местом. Когда ты приходишь и сначала видишь груды и горы песка и глины — это некий хаос. Посредством производства вся эта масса превращается в структурированные паллеты с ровными, четко посчитанными плитами, которые уезжают на стройки по всей стране. И мне было очень интересно визуализировать и интерпретировать этот процесс, чтобы приоткрыть зрителю то, что происходит за стенами цехов», — рассказывает автор работы Антон Чумак. Картина художника передает дух современного высокотехнологичного производства и сразу демонстрирует зрителю финальный результат работы, предвосхищая дальнейшее путешествие по производственным цехам.
«Для человека, который впервые приезжает на завод, — это возможность в одной картине увидеть образ процесса создания непосредственно крупноформатного керамогранита с помощью единственной в России линии Continua+. Именно она позволяет нам производить плиты форматом до 160×320 см. и изготавливать большие объемы и уникальные панно в короткие сроки. Инновационный способ персонализации поверхности дает возможность креативно использовать экстерьер объекта, при этом сохраняя его функциональность, в том числе благодаря абсолютной устойчивости к воздействию окружающей среды. Это универсальное решение, доступное для девелоперов, стремящихся создать уникальные технопарки, которые станут визуальной достопримечательностью места», — комментирует основатель Surface Laboratory Ахмет Кагиров.
Как мы знаем, в России уже есть примеры индустриальных арт-парков: пионером в этой области была компании ОМК, благодаря которой муралы появились на фасадах производственных цехов заводов в Выксе и в Пермской области. Для KERAMA MARAZZI это тоже уже не первый опыт взаимодействия с современным искусством: галерея Surface Lab Art — подразделение компании-производителя керамики — как раз и была создана для работы с уникальными проектами, которые объединяют архитектуру и искусство (об одном из них — в Египте — мы писали в ПР2024 и тут). Помимо интеграции производственных территорий в город, такой подход еще и способствует развитию в России промышленного туризма. А значит, вносит свой вклад в развитие креативной экономики.
Смотреть видео о создании мозаики