Курс «Самолета»: «Ключевое качество — разнообразие»
Как классная архитектура и прогрессивный подход к пониманию качества жизни помогают создавать достойный продукт по конкурентоспособной цене, рассказывает Леон Пряжников, директор по продукту группы «Самолет».
Директор по продукту группы «Самолет»
образование: Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова по направлению «Социально-экономическая география России». деятельность: В девелопменте работает более 8 лет, первый опыт работы на рынке недвижимости получил в известных московских компаниях ГК «ФСК» и Ingrad. К группе «Самолет» присоединился в 2020 году. В зоне ответственности Леона — формирование продуктовых концепций, клиентские исследования и аналитика рынка недвижимости.Архитектура VS Девелопмент. Конкуренты или партнеры?
При колоссальном объеме строительства, которое ведет группа компаний «Самолет» (а это 57 проектов в 6 регионах России и земельный банк в 45,9 млн м2), мы стремимся к разнообразию решений в каждом проекте. При том надо учитывать, что мы работаем, в своем большинстве, в массовом сегменте с ограниченной себестоимостью.
Во многом мы достигаем поставленных целей благодаря эффективному взаимодействию с архитекторами. Внутри компании есть проектный институт, где работают около 2 тыс. человек. Мы также установили партнерские отношения с несколькими архитектурными бюро под руководством очень крутых архитекторов, среди которых Андрей Перлич (PLANT architects / СПИЧ), Александра Чечеткина (Meganom, КБ «Стрелка»), Родион Еремеев (ArchiFellows). У института и бюро разные проекты и разные задачи. Институт занимается в основном рабочей документацией: ПОСами и ППР. Архитектурные мастерские — разработкой концепций.
У каждого партнерского бюро свое видение и свои подходы. Таким образом создается конкуренция. Пару лет назад была мысль взять одного какого-нибудь очень крутого архитектора — со своим бюро или без — и сделать его главным, чтобы он транслировал один вижн на все проекты компании. Но эта идея показалась нам «олдскульной», а вот создавать конкуренцию — более интересной. Кроме того, двигаясь дальше в заданном направлении, мы решили проводить открытые архитектурные конкурсы на целые проекты или на отдельные его составляющие.
Так что у нас нет никаких ограничений в плане привлечения коллег. Единственное, что нас ограничивает, это сроки и стоимость, а во всем остальном мы пытаемся взять лучшие практики лучших архитекторов на любой элемент продукта.
Три мастерские, конкурсы, разные архитекторы на отдельные элементы — все это способно сформировать ключевое качество архитектуры — разнообразие, чтобы даже в массовом сегменте получить достойный продукт.
Рационализация, киллер-метры и комфорт
Для нас важно, чтобы при проектировании архитектор получил правильный объем планировочных решений, которые будут соответствовать заданной девелопером квартирографии, а значит, показывать свою эффективность относительно себестоимости. Из-за этого у всех девелоперов — не только у нас — в массовом сегменте диапазон средних площадей составляет от 40 до 50 м2, и мы считаем, что на фоне рынка 5-10-летней давности это достаточно хорошие функциональные квартиры. Раньше квартира была 55 м2, а сейчас такую же квартиру можно сделать 45-метровой абсолютно с тем же функционалом. Мы просто убираем киллер-метры, то есть пространство, которое непонятно, как использовать: коридоры, закутки и пр.
Еще одна ключевая история — качественный мастер-план с правильным зонированием, где есть продуманный ритейл на первых этажах, благоустроенные общественные и приватные пространства и центры притяжения, будь то ТЦ или спортивный центр. Такой mixed use — залог успеха любого проекта комплексного освоения, да и квартиры лучше продаются...
Схожие принципы мы масштабируем на проекты индивидуального жилого строительства, которое мы сейчас развиваем. Мы пришли к выводу, что клиенты готовы покупать небольшие дома. На моменте изучения этой истории мы думали, что дома должны быть больше 110-120 м2 и ориентировались на эти цифры. Сейчас мы видим, что, в принципе, хорошо идут и дома площадью меньше 100 м2. Для клиента важнее не площадь дома, а развитая инфраструктура и наличие профессиональной управляющей компании.
Важный момент — благоустройство. В наших проектах мы стараемся ставить меньше МАФов, но больше озеленять территорию, тратить бюджет на крупномеры, а не на скамейки...
Проблема в том, что профессиональное сообщество может иметь свой взгляд на то, что нужно и важно клиенту, а сам клиент может быть не согласен с этим видением. У нас в компании есть мем про красный паровоз. Этот такой МАФ, который с точки зрения дизайна выглядит как бельмо на глазу, но реальной целевой аудитории потребителей нравится.
Или история про дворы без машин. По факту 20-30 % покупателей на старте проекта не понимают, как круто иметь благоустроенный закртый двор, сквозный МОП с выходом на улицу и во двор — всем у подъезда хочется парковаться.
Прийти к какому-то согласию и дать клиенту представление о новом уровне комфорта — общая задача и девелопера, и архитектора.
От классной школы к классному образованию
Сегодня кардинально меняются подходы к проектированию школ и детских садов, и у многих девелоперов появились внутри компаний отдельные департаменты, которые ведут это направление. А в группе компаний «Самолет» теперь есть целый бизнес-юнит, который занимается созданием качественного образовательного контента. То есть его задача состоит в том, чтобы повышать качество образования внутри еще и классно запроектированной школы.
У нас уже есть частная школа «Самолетум» в Строгино в квартале «Спутник». Образование в ней платное, но школа предлагает максимальное количество дополнительных знаний, которые может получить ребенок.
Вообще школы и детские сады — еще одна важная для нас история, так как большая часть наших клиентов — это семьи с детьми. Для них наличие образовательных учреждений — значимый фактор при выборе жилья: после цены, транспортной доступности и наличия отделки в квартире.
Так что прямо сейчас мы формируем набор стандартов, которые будут характеризовать нашу школу с лучшей стороны, и уже в рамках других наших жилых объектов мы будем его реализовывать. Вот такой подход. И отдельно хотим провести конкурс на классную знаковую школу.
Искусство для жизни
Не так давно группа «Самолет» анонсировала сотрудничество с маркетплейсом современного искусства BIZAR. Мы планируем, что картины и арт-объекты с маркетплейса будут представлены и доступны к покупке в наших офисах продаж, шоу-румах и общественных зонах. Проект уже запущен в ЖК «Верейская 41» и в ЖК «Домашний». Зачем нам это нужно? На мой взгляд, жилую квартиру от нежилой отличают декор, растения и арт. Грубо говоря, если поставить диван и повесить над ним картину, это будет более жилое пространство, чем просто комната с диваном. Таким образом, мы передаем клиенту полностью жилую квартиру, куда человек приходит и начинает новую жизнь.
То же самое касается общественных пространств и арт-объектов на территории жилых комплексов. Людям нравится, когда у квартала или района, где они живут, есть свое «лицо», свои аттракторы, которые помогают почувствовать место своим и, помимо прочего, ориентироваться в пространстве. Паблик-арт в этом случае незаменим. В прошлом году мы даже провели конкурс Samolet Art Contest среди молодых художников на создание арт-объектов для новых городских кварталов «Верейская 41», «Заречье Парк» и «Остафьево», которые строятся к западу и к югу от центра Москвы. Победители уже определены, и их работы скоро будут установлены.