Ли Сян: «Мои работы ориентированы на то, чтобы вызвать эмоциональный резонанс»
Ли Сян (Li Xiang) – архитектор, дизайнер. После учебы в Великобритании и Малайзии вернулась в Китай и в 2011 году основала фирму X+LIVING со штаб-квартирой в Шанхае. За десять лет стала одним из самых заметных дизайнеров современности. Ее фантазийный сюрреалистический стиль завоевал международное признание, породил ряд подражателей и принес множество международных наград. В частности, у Ли Сян две платиновые и девять золотых наград A’ Design Awards. Она — первый дизайнер из Китая, которого в качестве члена жюри пригласила премия Frame Awards. В 2020 году Ли вошла в список самых влиятельных людей бизнеса по версии издания FastCompany. Член жюри Альманаха «Проект Россия 2023» рассказала нам о том, как с помощью эффектных интерьеров спасти бизнес в кризис, сформировать счастливые детские воспоминания и подарить незабываемый опыт. И почему ИИ уже способен помогать, но не может заменить человека.
ПР: Проекты X-LIVING заметно выделяются на общем фоне: они смелые, дерзкие, выходящие за рамки этого мира. Сегодня они невероятно успешны, но ведь это могло и не сработать. Как вам удалось убедить своих первых клиентов сделать что-то подобное?
Какое-то время я занималась крупными архитектурными проектами, коммерческими зданиями и тому подобным, и все они вполне вписывались в общий контекст. Моим первым интерьерным проектом, который изменил все, стал книжный магазин Zhongshuge в районе Сунцзян в Шанхае. Десять лет назад, когда я получила этот заказ, книжные магазины были довольно однообразны: считалось, что на первом месте должна быть продукция, сами книги, а дизайн играл самую незначительную, второстепенную роль. Мне захотелось изменить это отношение, а с ним и само восприятие книжных магазинов: я придумала архитектурно-фантастический образ, сложную сценографию с использованием зеркал, отражений, множащихся книжных полок. Это было довольно смелой идеей для того времени, но я хотела сломать скучный однообразный дизайн книжных. Удивительно, но мне не пришлось долго убеждать заказчика: он полностью мне доверился, благодаря чему мы смогли создать проект, который позже был назван "самым красивым книжным магазином в Китае".
ПР: Вы много работаете с книжными магазинами. Это связано с особым отношением к книгам?
Нет, скорее это связано с заказчиком: все проекты книжных магазинов, которые мы разработали, предназначены для одного бренда Zhongshuge. С 2013 года мы создали с ними 21 книжный магазин и наш подход к созданию книжных, которые сегодня воспринимаются не просто магазинами, а порталами в другую реальность, стали главной отличительной чертой бренда. Все магазины разные, но каждый раз я делаю так, чтобы его внешний вид был сюрреалистичным и фантастическим, подталкивающим к изучению нового. У них есть общие черты, но при этом в каждом из магазинов так или иначе отражена уникальная культура и особенности каждого города, в котором он расположен.
ПР: сейчас во всем мире книжные магазины переживают тяжелые времена из-за большого количества онлайн-книг и онлайн-магазинов, а в Китае происходит такой ренессанс. В чем причина этого, в чем секрет?
В Китае книжные магазины стали страдать из-за появления интернет-магазинов и электронных книг около десяти лет назад. Они проседали на глазах. Поэтому владелец крупного бренда Zhongshuge решил попробовать преодолеть кризис, в котором оказались магазины, с помощью дизайна. Нашей главной задачей было придумать, как привлечь читателей обратно в книжный магазин. Как дизайнеры мы сделали ставку на красоту, эффектность пространства. Мы стали придумывать магазины, мимо которых просто невозможно пройти: в них хочется заглянуть, изучить пространство, понять его загадки. Кроме того, мы добавили немного новых функций, в частности кофейни, что превратило наши книжные из магазинов, в артистичные общественные пространства, где приятно проводить время, общаться или куда можно просто прийти тихо почитать. Эта бизнес-стратегия в сочетании с нашим необычным дизайном в конечном итоге оказалась очень успешной, превратив Zhongshuge в настоящий феномен среди книжных магазинов всего мира.
ПР: Вы много работаете с детскими интерьерами. Книги и дети приносят в нашу жизнь мечты. Вы мечтательница?
Большинство концепций действительно связаны с моими фантазиями, которым свойственна мечтательность. Но, несмотря на то, насколько неограниченным является мое воображение, в конечном итоге я сдерживаю себя и рассматриваю практические вопросы, такие как функциональность, доходность бизнеса и использование пространства на рациональном уровне. Для детского пространства самый важный аспект, на котором нужно акцентировать внимание – безопасность. В созданных нами детских пространствах всегда используются изогнутые формы и исключаются острые углы, мы также используем мягкую обивку на мебели и игровом оборудовании. Но мы делаем ставку на эстетику пространства, аспект, которым индустрия детских интерьеров долгое время пренебрегала.
Интерьер для детей это гораздо больше и интереснее, чем просто веселые обои и много игрушек. Согласно нашим исследованиям, дети обладают уникальным восприятием цвета и красоты. Поэтому в детских пространства, которые мы создаем, всегда уделяют особое внимание эстетическому воспитанию детей. Помимо удовлетворения потребностей детей мы также всегда стараемся учитывать комфорт родителей, и самое главное, взаимодействие между родителями и детьми. Я верю, что такой опыт взаимного общения в конечном итоге дарит многим прекрасные детские воспоминания.
ПР: Еще одна сторона вашего творчества – отели, которые сами по себе должны быть источником впечатлений. На какие эмоции вы программируете людей, которые будут в них останавливаться?
Все мои работы без исключения ориентированы на то, чтобы вызвать эмоциональный резонанс. Они могут удивлять, радовать или заставлять задуматься. И всегда за этим стоит какое-то размышление. Например, меня всегда волновал вопрос сохранения дикой природы, пэтому в процессе проектирования отеля Park Zoo в Ханчжоу я превратила его интерьер в художественную выставку, посвященную проблемам в этой области. Например, там есть скамейка, которая напоминает шоссе, проходящее через тело бегемота и она напоминает про ущерб, который мы наносим среде обитания диких животных. Я надеюсь, что в будущем у нас будет больше возможностей помогать повышать осведомленность через дизайн.
ПР: Ваши интерьеры выглядят довольно футуристично, иногда как из фильмов о будущем. Как вы думаете, какими на самом деле будут интерьеры будущего?
Наше воображение и видение бесконечно расширяются благодаря быстрому развитию науки и техники. Я думаю, что в будущем коммерческие пространства будут становиться все смелее по дизайну. Поскольку виртуальный мир продолжает развиваться, интерес и потребность людей в реальном физическом опыте и взаимодействии тоже будут становиться сильнее. Поэтому трендом станет скорее всего вовлекающее в взаимодействие пространство, а интеграция технологий будет постепенно размывать его границы.
ПР Компания X+LIVING была основана 12 лет назад. За это время мир сильно изменился из-за пандемий, конфликтов. Как вы видите, как изменились интерьеры за это время?
Эти изменения подчеркнули нашу общность, потребность друг в друге, заставили нас задуматься о безопасности и здоровье, а также о том, как справиться с будущим, полным перемен. Но это ответственность не только проектировщиков, но и всего человечества, и требует содействия и сотрудничества со стороны правительства.
ПР: И последний вопрос: В последний год искусственный интеллект стремительно набирает популярность. Из области научной фантастики он становится частью нашей жизни. Пробовали ли вы использовать его в своей работе?
Я как раз недавно начала осваивать эти инструменты и они превзошли мои ожидания. На стадии концепции ИИ очень помогает мне визуализировать мои идеи. Однако он все еще не может заменить большую часть нашей работы. Инструкции, необходимые ИИ для создания чего-либо, по-прежнему исходят от человека, как от главного источника инноваций. И ИИ пока, конечно, не может заменить нас при детальном планировании, например, как разумно распределить функциональные зоны, как учесть комфорт различных групп пользователей, как удовлетворить нормы пожарной безопасности и т.д.
А пока именно процесс воплощения творческих идей в реальные проекты, удобные и продуманные, и есть предмет нашей гордости.