Объекты культурного наследия на территории будущего квартала Republic в Москве. Раньше здесь располагались вагоноремонтные мастерские Александровской железной дороги © FORMA

Локомотивы прогресса: как заброшенные объекты транспортной инфраструктуры становятся новыми локальными центрами

Объясняем, почему на фоне обновления постиндустриальных городов железнодорожные вокзалы, пути, паровозные депо и мастерские оказались чуть ли не самыми перспективными точками устойчивого развития городских сообществ и реализации концепции полицентричности.

Станция «Устойчивость»

За термином «устойчивое развитие», который успел стать расхожим и чуть ли не набить оскомину, скрывается гораздо больше, чем просто экологичное и энергоэффективное строительство. Во всем мире наблюдается тренд на акцентирование социальной составляющей устойчивости, то есть обеспечение условий, при которых растет уровень благосостояния и благополучия жителей. Это значит, что проектирование физического окружения должно происходить одновременно с проектированием и программированием социального мира: общественной и культурной инфраструктуры, систем для вовлечения горожан и пространств для людей. И чем более разнообразен, всеобъемлющ и доступен этот «параллельный» нематериальный мир, тем более устойчив во всех смыслах мир физический. Любым архитектурным сооружениям востребованность в использовании и интенсивная внутренняя жизнь нужны так же, как человеку воздух и кровообращение. А какое место в городе проще и логичнее всего насытить жизнью? Разумеется, то, где она уже была — где можно опереться на когда-то существовавшую инфраструктуру, выстроить новые связи с соседними районами, обратиться к памяти места и отдать дань уважения наследию.

Паровозное депо в Тилбурге, перестроенное в библиотеку LocHal (CIVIC ARCHITECTS+BRAAKSMA & ROOS — экстерьеры, MECANOO+Inside Outside — интерьеры)
Паровозное депо в Тилбурге, перестроенное в библиотеку LocHal (CIVIC ARCHITECTS+BRAAKSMA & ROOS — экстерьеры, MECANOO+Inside Outside — интерьеры)

Железнодорожный путь к сердцу горожан

Такой подход — отличный способ добиться лояльности к проекту со стороны горожан и сделать из них активных пользователей развиваемой территории. Когда в голландском городе Тилбург собрались сносить старое паровозное депо, жители сплоченно выступили в защиту постройки, и город был вынужден провести архитектурный конкурс на реновацию этого места. Получилось общественное пространство XXI века — библиотека LocHal (CIVIC ARCHITECTS+BRAAKSMA & ROOS — экстерьеры, MECANOO+Inside Outside — интерьеры). Здание без единой стационарной перегородки внутри — это не только три библиотеки для разных возрастов, но и лаборатория, место получения нового опыта и знаний: здесь есть специально спроектированные помещения для digital- и game-лабораторий, Лаборатория Еды и Лаборатория Слова. А еще это большой соседский центр, коворкинг и место встречи, любимое всеми тилбургцами. В 2019 году на Всемирном фестивале архитектуры проект получил наивысшую награду именно благодаря тому, что жюри сочло его наиболее социально ответственным и устойчивым.

Железнодорожный склад в Утрехте стал центральным общественным пространством нового жилого района Wisselspoor (бюро Studioninedots)
Железнодорожный склад в Утрехте стал центральным общественным пространством нового жилого района Wisselspoor (бюро Studioninedots)

Платформа неограниченных возможностей

Немаловажно, что понятия инклюзивности и социального равенства — неотъемлемые атрибуты здорового и благополучного города — диктуют устойчивым общественным пространствам такие свойства, как гибкость и трансформируемость. В этом смысле транспортная инфраструктура, связанная с железной дорогой, опять же отлично подходит для их размещения. Сооружения с большими панорамными окнами и большими пролетами хорошо приспосабливаются к любым новым функциям, не требуя при этом огромных вложений.

Так, голландское архитектурное бюро Studioninedots превратило бывший железнодорожный склад в Утрехте в кластер коворкингов и общественных пространств под названием Bovenbouwwerkplaats. Склад находится в центре динамично развивающегося жилого района Wisselspoor под руководством того же бюро, и из протяженной кирпичной постройки архитекторы сделали единое открытое и трансформируемое пространство со всеми теми сервисами, которые необходимы жителям будущих кварталов. Обычно разбросанные по территории, здесь они собраны под одной крышей, образуя новое полноценное городское ядро.

Новый городской центр Рима Кампо-Урбано вокруг заброшенного вокзала Тусколана с «Энергетическим парком», арх. Арни Фендер Катсалидис (AFK)
Новый городской центр Рима Кампо-Урбано вокруг заброшенного вокзала Тусколана с «Энергетическим парком», арх. Арни Фендер Катсалидис (AFK)

На всех парах в полицентричное будущее

В этом заключается еще одно ключевое свойство объектов железнодорожной инфраструктуры: даже те, что сейчас не используются (или используются недостаточно эффективно), находятся в окружении сложившейся застройки, обладают прекрасной транспортной доступностью, то есть находятся в районах, обладающих колоссальным потенциалом для редевелопмента и превращения в многофункциональные городские кварталы и новые городские центры. Один из них появится в Риме вокруг заброшенного вокзала Тусколана: архитектор Арни Фендер Катсалидис утверждает, что Кампо-Урбано, спроектированный на основе концепции 15-минутного города, когда все необходимое для жизни располагается в пределах пешей прогулки или поездки на велосипеде, будет еще и углеродно отрицательным, то есть поглощать углекислого газа больше, чем производить. Старые промышленные строения конвертируют под актуальные функции, а вновь возводимые будут сделаны так, чтобы впоследствии их можно было легко разобрать и утилизировать. Огромную роль в районе, претендующем на новый локальный центр, играют ландшафты. Поэтому помимо жилья, офисов и магазинов возле Тусколаны создадут «Энергетический парк»: он одновременно послужит местом для отдыха, «зелеными легкими» для атмосферы и источником биомассы для производства энергии.

VOKZAL 1853 — ныне самый большой фудмолл в Европе, а раньше — Варшавский вокзал Санкт-Петербурга с насыщенной инфраструктурой, которая частично уже тоже получила новую жизнь
VOKZAL 1853 — ныне самый большой фудмолл в Европе, а раньше — Варшавский вокзал Санкт-Петербурга с насыщенной инфраструктурой, которая частично уже тоже получила новую жизнь

Жилой квартал здорового человека

Проекты развития территорий вокруг железнодорожной инфраструктуры начали появляться и в России. Например, планы по редевелопменту «Измайловской перспективы» — территории вокруг Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге — зародились еще в 1960-е годы, однако начали осуществляться только в 2000-е. Проблема в том, что на участке работает много девелоперов с разными целями и задачами, и строительство жилья пока что значительно опережает приспособление промышленных построек под современные запросы. Тем не менее, в прошлом году в здании самого вокзала открылся «самый большой фудмолл в Европе» (площадью 34 тыс. м2), а роскошный краснокирпичный сарай для императорских поездов должен превратиться в физкультурно-оздоровительный центр.

В рамках жилого квартала Republic девелопер FORMA реализует проект по развитию общественных пространств в бывших паровозных мастерских из красного кирпича конца XIX — начала XX века. Одно из реновированных зданий будет представлять собой двухэтажный фудхолл. Верхний этаж займут известные московские и авторские ресторанные проекты, а пространство первого будет функционально разделено на зону гастрохолла и зону фудмаркета с гастрономическими и продуктовыми лавками. На цокольном (-1) этаже фудхолла предусмотрено пространство, где будут проводиться различные кулинарные и гастрономические фестивали, мастер-классы и прочие развлекательные мероприятия. На этом же этаже в противоположном крыле здания будут располагаться складские, технические и сервисные помещения
В рамках жилого квартала Republic девелопер FORMA реализует проект по развитию общественных пространств в бывших паровозных мастерских из красного кирпича конца XIX — начала XX века. Одно из реновированных зданий будет представлять собой двухэтажный фудхолл. Верхний этаж займут известные московские и авторские ресторанные проекты, а пространство первого будет функционально разделено на зону гастрохолла и зону фудмаркета с гастрономическими и продуктовыми лавками. На цокольном (-1) этаже фудхолла предусмотрено пространство, где будут проводиться различные кулинарные и гастрономические фестивали, мастер-классы и прочие развлекательные мероприятия. На этом же этаже в противоположном крыле здания будут располагаться складские, технические и сервисные помещения
Еще один объект культурного наследия после переделки будет представлять собой 4 этажа общественных пространств, один из которых (-1 этаж) почти полностью займет event-площадка. На 1 и 3 этажах будут расположены fashion-корнеры и бутики концептуальных российских брендов, а пространство 2 этажа займут поп-ап магазины
Еще один объект культурного наследия после переделки будет представлять собой 4 этажа общественных пространств, один из которых (-1 этаж) почти полностью займет event-площадка. На 1 и 3 этажах будут расположены fashion-корнеры и бутики концептуальных российских брендов, а пространство 2 этажа займут поп-ап магазины

В Москве территория возле бывших паровозных мастерских Московско-Александровской железной дороги конца XIX — начала XX века — четырех сохранившихся объектов культурного наследия на Пресне — находится в ведении одного девелопера: FORMA. Проект Republic предполагает строительство 10 жилых корпусов высотой от 24 до 45 этажей, каждый из которых — результат работы одной из 6 архитектурных команд: британских Steve Brown Architecture, SimpsonHaugh и John McAslan+Partners, российских Meganom и Wall и швейцарского архитектора Max Dudler. И по всем показателям этот жилой квартал должен стать той самой новой точкой притяжения не просто районного, но общегородского масштаба.

В третьем историческом здании откроется фитнес-клуб с термальным комплексом. В рамках концепции будут отреставрированы конструктивные объекты, кровля, кирпичная историческая кладка, витражи, световые фонари. В качестве партнеров привлекли сеть премиальных фитнес-клубов Encore Fitness. А четвертое здание переоборудуют под детский сад
В третьем историческом здании откроется фитнес-клуб с термальным комплексом. В рамках концепции будут отреставрированы конструктивные объекты, кровля, кирпичная историческая кладка, витражи, световые фонари. В качестве партнеров привлекли сеть премиальных фитнес-клубов Encore Fitness. А четвертое здание переоборудуют под детский сад

Илья Осколков-Ценципер, который занимался социокультурным программированием территории, предложил необычную идею — квартал здорового образа жизни. Напомним, что сегодня под этим словом понимается не только физическое здоровье, но и доступ к социальным и культурным благам. Поэтому в краснокирпичных зданиях расположатся не только московский гастрономический центр и спортивно-термальный комплекс с детской зоной, но и шопинг-аллея российских дизайнеров и, например, event-пространство и детский сад.

И, конечно же, здесь будет свое особенное общественное пространство — «точка сборки». Оно так и называется — Сборная площадь, устроенная прямо перед гастроцентром. По ее периметру сделают веранды кафе и ресторанов, павильоны стрит-фуда, в центре — сухой фонтан и амфитеатр. А зимой площадь будет превращаться в открытый каток.

читать на тему: