
Локомотивы прогресса: как заброшенные объекты транспортной инфраструктуры становятся новыми локальными центрами
Объясняем, почему на фоне обновления постиндустриальных городов железнодорожные вокзалы, пути, паровозные депо и мастерские оказались чуть ли не самыми перспективными точками устойчивого развития городских сообществ и реализации концепции полицентричности.
Станция «Устойчивость»
За термином «устойчивое развитие», который успел стать расхожим и чуть ли не набить оскомину, скрывается гораздо больше, чем просто экологичное и энергоэффективное строительство. Во всем мире наблюдается тренд на акцентирование социальной составляющей устойчивости, то есть обеспечение условий, при которых растет уровень благосостояния и благополучия жителей. Это значит, что проектирование физического окружения должно происходить одновременно с проектированием и программированием социального мира: общественной и культурной инфраструктуры, систем для вовлечения горожан и пространств для людей. И чем более разнообразен, всеобъемлющ и доступен этот «параллельный» нематериальный мир, тем более устойчив во всех смыслах мир физический. Любым архитектурным сооружениям востребованность в использовании и интенсивная внутренняя жизнь нужны так же, как человеку воздух и кровообращение. А какое место в городе проще и логичнее всего насытить жизнью? Разумеется, то, где она уже была — где можно опереться на когда-то существовавшую инфраструктуру, выстроить новые связи с соседними районами, обратиться к памяти места и отдать дань уважения наследию.

Железнодорожный путь к сердцу горожан
Такой подход — отличный способ добиться лояльности к проекту со стороны горожан и сделать из них активных пользователей развиваемой территории. Когда в голландском городе Тилбург собрались сносить старое паровозное депо, жители сплоченно выступили в защиту постройки, и город был вынужден провести архитектурный конкурс на реновацию этого места. Получилось общественное пространство XXI века — библиотека LocHal (CIVIC ARCHITECTS+BRAAKSMA & ROOS — экстерьеры, MECANOO+Inside Outside — интерьеры). Здание без единой стационарной перегородки внутри — это не только три библиотеки для разных возрастов, но и лаборатория, место получения нового опыта и знаний: здесь есть специально спроектированные помещения для digital- и game-лабораторий, Лаборатория Еды и Лаборатория Слова. А еще это большой соседский центр, коворкинг и место встречи, любимое всеми тилбургцами. В 2019 году на Всемирном фестивале архитектуры проект получил наивысшую награду именно благодаря тому, что жюри сочло его наиболее социально ответственным и устойчивым.

Платформа неограниченных возможностей
Немаловажно, что понятия инклюзивности и социального равенства — неотъемлемые атрибуты здорового и благополучного города — диктуют устойчивым общественным пространствам такие свойства, как гибкость и трансформируемость. В этом смысле транспортная инфраструктура, связанная с железной дорогой, опять же отлично подходит для их размещения. Сооружения с большими панорамными окнами и большими пролетами хорошо приспосабливаются к любым новым функциям, не требуя при этом огромных вложений.
Так, голландское архитектурное бюро Studioninedots превратило бывший железнодорожный склад в Утрехте в кластер коворкингов и общественных пространств под названием Bovenbouwwerkplaats. Склад находится в центре динамично развивающегося жилого района Wisselspoor под руководством того же бюро, и из протяженной кирпичной постройки архитекторы сделали единое открытое и трансформируемое пространство со всеми теми сервисами, которые необходимы жителям будущих кварталов. Обычно разбросанные по территории, здесь они собраны под одной крышей, образуя новое полноценное городское ядро.

На всех парах в полицентричное будущее
В этом заключается еще одно ключевое свойство объектов железнодорожной инфраструктуры: даже те, что сейчас не используются (или используются недостаточно эффективно), находятся в окружении сложившейся застройки, обладают прекрасной транспортной доступностью, то есть находятся в районах, обладающих колоссальным потенциалом для редевелопмента и превращения в многофункциональные городские кварталы и новые городские центры. Один из них появится в Риме вокруг заброшенного вокзала Тусколана: архитектор Арни Фендер Катсалидис утверждает, что Кампо-Урбано, спроектированный на основе концепции 15-минутного города, когда все необходимое для жизни располагается в пределах пешей прогулки или поездки на велосипеде, будет еще и углеродно отрицательным, то есть поглощать углекислого газа больше, чем производить. Старые промышленные строения конвертируют под актуальные функции, а вновь возводимые будут сделаны так, чтобы впоследствии их можно было легко разобрать и утилизировать. Огромную роль в районе, претендующем на новый локальный центр, играют ландшафты. Поэтому помимо жилья, офисов и магазинов возле Тусколаны создадут «Энергетический парк»: он одновременно послужит местом для отдыха, «зелеными легкими» для атмосферы и источником биомассы для производства энергии.

Жилой квартал здорового человека
Проекты развития территорий вокруг железнодорожной инфраструктуры начали появляться и в России. Например, планы по редевелопменту «Измайловской перспективы» — территории вокруг Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге — зародились еще в 1960-е годы, однако начали осуществляться только в 2000-е. Проблема в том, что на участке работает много девелоперов с разными целями и задачами, и строительство жилья пока что значительно опережает приспособление промышленных построек под современные запросы. Тем не менее, в прошлом году в здании самого вокзала открылся «самый большой фудмолл в Европе» (площадью 34 тыс. м2), а роскошный краснокирпичный сарай для императорских поездов должен превратиться в физкультурно-оздоровительный центр.


В Москве территория возле бывших паровозных мастерских Московско-Александровской железной дороги конца XIX — начала XX века — четырех сохранившихся объектов культурного наследия на Пресне — находится в ведении одного девелопера: FORMA. Проект Republic предполагает строительство 10 жилых корпусов высотой от 24 до 45 этажей, каждый из которых — результат работы одной из 6 архитектурных команд: британских Steve Brown Architecture, SimpsonHaugh и John McAslan+Partners, российских Meganom и Wall и швейцарского архитектора Max Dudler. И по всем показателям этот жилой квартал должен стать той самой новой точкой притяжения не просто районного, но общегородского масштаба.

Илья Осколков-Ценципер, который занимался социокультурным программированием территории, предложил необычную идею — квартал здорового образа жизни. Напомним, что сегодня под этим словом понимается не только физическое здоровье, но и доступ к социальным и культурным благам. Поэтому в краснокирпичных зданиях расположатся не только московский гастрономический центр и спортивно-термальный комплекс с детской зоной, но и шопинг-аллея российских дизайнеров и, например, event-пространство и детский сад.
И, конечно же, здесь будет свое особенное общественное пространство — «точка сборки». Оно так и называется — Сборная площадь, устроенная прямо перед гастроцентром. По ее периметру сделают веранды кафе и ресторанов, павильоны стрит-фуда, в центре — сухой фонтан и амфитеатр. А зимой площадь будет превращаться в открытый каток.