Станция метро «Авиамоторная». Визуализация © «Метрогипротранс»

Лучшее в Москве-2020. Станции метро

Рассказываем о том, что сегодня строится в Москве и представляет, по мнению экспертного совета Архитектурной премии Москвы, наиболее удачные подходы и решения. В первом пуле — новые станции метро. При этом, в зависимости от статуса объектов, мы сравнили конкурсные концепции с проектами и проекты — с реализациями.

Транспортный бум: новая номинация

Напомним, что на Архитектурную премию Москвы, которая в этом году будет вручена в третий раз, подаются проекты капитального строительства, получившие согласованные АГР (архитектурно-градостроительные решения) в предшествующем году. Список номинаций формируется ежегодно на основании пула представленных проектов. Это позволяет премии гибко реагировать на изменения рынка и появление новых задач, которые ставит перед архитекторами развитие городской среды (подробнее о премии здесь). Например, в прошлом году объекты транспортного назначения вообще не были выделены в отдельную номинацию, а в этом году из 40 проектов, прошедших во второй тур (всего было подано 106 заявок), целых 7 связаны с транспортной инфраструктурой, причем 6 — с внеуличным скоростным транспортом (ВСТ): метрополитеном, МЦК и системой МЦД, запущенной буквально в конце 2019 года. Более того, три проекта-номинанта уже реализованы (в том числе ТПУ «Нижегородская» от бюро АБТБ), что свидетельствует, с одной стороны, о впечатляющей скорости внедрения систем ВСТ, с другой — о том, что происходит это без ущерба архитектурному качеству проектов. Можно даже сравнить визуализации из АГР и фотографии реализаций: разница минимальная.

Станция метро «Авиамоторная». Наземный павильон. Визуализация © «Метрогипротранс»
Станция метро «Авиамоторная». Наземный павильон. Визуализация © «Метрогипротранс»
Станция метро «Авиамоторная». Визуализации © «Метрогипротранс»
Станция метро «Авиамоторная». Визуализации © «Метрогипротранс»
Станция метро «Авиамоторная». Фото © stroi.mos.ru
Станция метро «Авиамоторная». Фото © stroi.mos.ru

Полет из прошлого в будущее: станция «Авиамоторная» 

Новая «Авиамоторная», построенная по проекту «Метрогипротранс» на участке между железнодорожной линией Казанского направления МЖД и промышленной зоной в районе проезда Энтузиастов, открылась 27 марта 2020 года. Пока что она вошла в состав Некрасовской линии, но в будущем займет свое законное место в Большой кольцевой линии (бывшем Третьем пересадочном контуре). 

Наземный павильон соединен с расположенными рядом станционными венткиосками навесами и образует вместе с ними целостную архитектурную композицию. Подземных вестибюлей у станции два, причем в зоне второго, который находится на пересечении Авиамоторной и Красноказарменной улицы, будет построено здание ТПУ, через которое можно будет попасть на существующую станцию «Авиамоторная» Калининской линии. И если станция 1979 года в оформлении Александра Стрелкова, Владимира Клокова, Николая Демчинского и Юлии Колесниковой — это художественное воплощение самолетов, пропеллеров, крыльев и потоков воздуха в роскошной стилистике ар деко, то новая «Авиамоторная» — интерпретация схожих образов, но в современном духе «дематериализации» искусства. Потому что вместо чеканного металла основным декоративным элементом здесь служит свет.

Станция метро «Авиамоторная». Визуализации © «Метрогипротранс»
Станция метро «Авиамоторная». Визуализации © «Метрогипротранс»
Станция метро «Авиамоторная». Фото © stroi.mos.ru
Станция метро «Авиамоторная». Фото © stroi.mos.ru

Так, для платформенного участка, по словам авторов принят «образ стремительного воздушного потока, пронизывающего всю длину платформы: расположенные вдоль станции на потолке световые линии символизируют воздушный след пролетевшего реактивного самолета». Светильники, встроенные в потолок между лестничными сходами, напоминают по форме элементы самолетного оперения самолета. На торцевые части колонн «проецируется рисунок в виде движущихся вверх стрелочек-самолетиков»: они словно взлетают по восходящему потоку воздуха. Наконец, тема стремительных воздушных потоков продолжается в виде линейных непрерывных светильников в подходных коридорах, пересадочных залах, наклонных ходах, ведущих в вестибюли, и в кассовых залах самих вестибюлей. 

Своеобразная «перекличка» старой и новой станций происходит между скульптурными композициями: в антресольной части новой станции, на торцевой стене перед пассажирским коридором, размещается художественная трактовка темы авиации  Александра Рукавишникова — встреча в полете фигур из позолоченного (дань старой «Авиамоторной») и матового литого металла (новая трактовка). Кроме того, в просторный верхний эскалаторный зал вновь построенного пересадочного сооружения перенесена работа «Икар» Анатолия Мосийчука со старой станции: композиции из листов рифленого металла, тоже приобретший со временем в том окружению «золотой» оттенок, вернули изначальный ярко-серебристый цвет.

Более присущий авиации блеск металла сменил блеск «золота» и на потолках: они отделаны алюминиевыми сотовыми панелями с покрытием из нержавеющей стали.

Станция метро «Юго-Восточная». Визуализации © «Ленметрогипортранс»
Станция метро «Юго-Восточная». Визуализации © «Ленметрогипортранс»

Дело тонкое и знойное: станция «Юго-Восточная» 

Еще одна станция Некрасовской линии, открывшаяся в один день с новой «Авиамоторной», расположена на территории ЮВАО, на пересечении Ферганской и Ташкентской улиц. Местная топонимика (добавьте к ним Самаркандский бульвар) и послужила отправной точкой для архитекторов «Ленметрогипротранс». Основой архитектурного решения станции с одним подземным вестибюлем стали гигантские белоснежные плафоны-«купола». 

Вторящие им «обратные купола», украшающие ажурную перегородку (крепостную стену?) между путями, тоже должны были быть белоснежными, но по факту стали цвета солнца. Впрочем, сочетание желтого, серого и черного (золотистый полированный известняк и травертин на стенах, серый гранит на полу, черная декоративная штукатурка на потолке) характерно для всего оформления станции, включая наземные павильоны. 

И — пикантный нюанс — в той же гамме сделаны лавочки для пассажиров, похожие на коллажи на тему востока: здесь и натуральный камень, и геометрический орнамент, и колоритная форма канапе на низких ножках. Впрочем, стоит отметить, что в изначальном проекте таких лавок не было.

Станция «Рижская» («Ржевская»). Визуализации из конкурсной концепции © Blank Architects
Станция «Рижская» («Ржевская»). Визуализации из конкурсной концепции © Blank Architects

Триумф арки: станция «Рижская» («Ржевская») 

Эта станция Большой кольцевой линии еще не построена, но ее будущий облик хорошо известен широкой общественности: на архитектурное решение станции в  2017 году был проведен международный конкурс, а победителя из трех финалистов москвичи выбирали в приложении «Активный гражданин». С небольшим отрывом выиграл проект Blank Architects: несомненно, большинство он подкупил изящным оформлением платформенного зала рядами арочных проемов.  Светодиодные светильники, размещенные на кромках арок, эффектно подчеркивают их форму. 

Наземные павильоны, напротив, сделаны максимально нейтрально: вестибюль станции расположен под Рижской площадью и выводит пассажиров непосредственно в сквер у Рижского вокзала. Так что нужно было вписаться в сложившийся ансамбль: для этого павильоны облицовываются стеклом с зеркальным эффектом.

Что касается отличий концептуальных эскизов 2017 года от проектных эскизов 2020-го, то принципиальная идея, очевидно, сохранилась. Арок стало меньше — они ушли из наземного павильона и вестибюля (вместо них для прохода из центрального зала станции в боковые нефы служат прямоугольные порталы из нержавеющей стали). Зато, вопреки изначальному решению, авторы оставляют без облицовки путевую стену и свод над путями: его округлая конструкция из чугунных тюбингов просто окрашивается в контрастный темно-серый цвет. Подсвеченные арки проемов все равно перетягивают внимание на себя.

читать на тему: