Между А и Б: как перепридумать автопутешествия

Руководитель департамента UNK landscape группы компаний UNK Гульнара Сафарова вдохновила коллег на масштабное исследование, как сделать автомобильные путешествия по России более комфортными. И сегодня делится результатами с читателями ПР.

Руководитель департамента UNK landscape группы компаний UNK

«На собственной шкуре»

Идея этого исследования и решение предложить свое видение по проблеме инфраструктуры автодорог родилась в ходе автомобильного семейного путешествия на Ладожское озеро. Несмотря на видимые улучшения последнего времени — повышение качества дорог, появление платных участков, развитие сети разнообразных сервисных точек на дороге, в том числе появление ярмарок и ресторанов на трассе, — осталась «слепая» зона. А именно — площадки для отдыха. У нас очень красивая страна, но желания остановиться на природе, в специально оборудованной зоне, на протяжении всего путешествия ни разу не возникло. К сожалению, эти места как правило выглядят непривлекательно, а уровень ухода за ними оставляет желать лучшего. Таким образом, альтернативы заправкам или кафе/ресторанам для небольшого отдыха на пути нет. Мы предпочитали останавливаться в диких, необорудованных живописных местах для пикника, но поиск таких мест занимает определенное время, которое обычно жалко тратить в путешествии.

Как любой архитектор, я люблю обдумывать способы улучшения окружающей меня действительности. Предложив команде UNK landscape специальный проект «Инфраструктура автопутешествий» я была поражена, с каким энтузиазмом все включились в процесс. Тема действительно актуальная и касается каждого, ведь многие из нас все чаще выбирают путешествия по стране для отпуска и поездок выходного дня в последнее время.

И сегодня я хочу поделиться результатами нашей работы для привлечения внимания к данной теме и продвижения идеи реорганизации зон отдыха на всех дорогах нашей страны.

Пятые в мире по протяженности

Исследование состоит из 5 блоков: дорожная инфраструктура и автотуризм в России; типы объектов.дорожного сервиса и стратегия их развития; анализ мирового опыта; предложение по оборудованию площадок для отдыха; предложение по созданию дизайн-кода.

Россия занимает 5-е место в мире по протяженности автомобильных дорог — после США, Китая, Индии и Бразилии. Общая длина дорог России составляет более 1,5 млн км, из них порядка 65 тыс. км — это автомобильные дороги федерального значения. Они соединяют Москву со столицами республик и важнейшими промышленными и культурными центрами; республиканские и административные центры краев и областей, курорты, заповедники, исторические и культурные памятники, научные центры и другие подобные объекты — с ближайшими железнодорожными станциями, аэропортами, морскими и речными портами. Они же обеспечивают связи с близлежащими зарубежными странами, составляя одну масштабную ветвистую сеть.

ОДС, МФЗ и навязчивый сервис

Согласно формальному определению, объекты дорожного сервиса (ОДС) — это здания и сооружения, расположенные в придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения. Как правило на дорогах выделяют 5 основных типов ОДС: автозаправочные станции, станции технического обслуживания, пункты питания, мотели и площадки для для отдыха. На сегодняшний день самые насыщенные ОДС автодороги — это трассы М-10 Россия, М-7 Волга, М-5 Урал и Р- 215.

Вообще говоря развитие сети этих самых ОДС уже предусмотрено «Концепцией развития объектов дорожного сервиса», разработанной Росавтодором. Согласно их стратегии, приоритетными являются ОДС, объединенные в многофункциональные зоны (МФЗ). МФЗ призваны стать основными точками притяжения на дорогах, аккумулируя в одном месте все возможные услуги, которые могут потребоваться путешественникам. Это автозаправочные станции, кафе, рестораны, туалеты, магазины, детские зоны и пр. Такое решение позволит обеспечить максимальный комфорт и удобство, минимизировать количество остановок пользователей во время движения, тем самым повысить его безопасность и, что немаловажно, извлечь максимальную прибыль: с экономической точки зрения такая mixed-use концепция максимально эффективна.

Однако у данного подхода есть и недостатки: стандартизация решений обедняет спектр возможных впечатлений в путешествиях; большое количество пользователей таких точек создает эффект городской среды, перегруженность, присутствие избытка автомобилей. С маленькими детьми и питомцами отдохнуть в подобной обстановке (остановке) вряд ли удастся.

Иными словами, остановка в МФЗ не дает ничего, кроме удовлетворения базовых потребностей и делает перемещение из пункта А в пункт Б невыразительным и незапоминающимся. Мы же предлагаем иную оптику для формирования сценариев автопутешествий и фокусируемся на тех возможностях, которые сконцентрированы между точками А и Б, чтобы сделать поездку частью путешествия.

Тысяча верст не крюк

Значение внутреннего туризма в сложившихся общественно-политических обстоятельствах сложно переоценить. Согласно исследованию аналитического центра «НАФИ» от 2022 года, 30 % россиян путешествует на автомобиле по стране, при этом 72 % опрошенных хотели бы отправиться в автопутешествие. По статистике, самыми притягательными регионами для путешествий на автомобиле являются Краснодарский и Алтайский край, республика Крым, Ленинградская область и Карелия. Самое распространенное расстояние для автопутешествий составляет ~1 тысячу километров — 33% поездок укладывается именно в эту дистанцию. В 2022 году Ростуризм разработал 133 туристических автомобильных маршрута. По словам вице-премьера Дмитрий Чернышенко, развитие конкретно автотуризма может приносить отрасли дополнительно 250 млрд руб. в год.

Интересен портрет автопутешественника: 96 % путешествуют с семьей/друзьями, 63 % — вместе с детьми, а 50 % — караваном в несколько автомобилей. В 2022 году более 20 млн человек совершили путешествие на автомобиле. Расчетное число путешественников на автомобиле к 2030 году, согласно прогнозам национального проекта «Туризм и индустрия», должно увеличиться как минимум вдвое и составит 40 млн человек.

«Елочка и лавочка»

Площадки для отдыха — одни из самых доступных и востребованных рекреационных объектов на дороге. Именно они стали основным предметом нашего внимания. В правилах дорожного движения эти зоны обозначаются знаком 7.11 — елочка и лавочка. Согласно реестру ОДС, общее число таких площадок вдоль дорог общего пользования составляет 1 254 штуки, за исключением дорог в управлении ГК «Автодор» (по данным «Реестр площадок отдыха и объектов дорожного сервиса» Федерального дорожного агентства «Росавтодор»). Мы изучили основные планировочные решения данных зон, а также рекомендации в нормативных документах по их оборудованию и функциональному назначению.

Интересный факт, что согласно ГОСТ 33062-2014 «Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» и «Методическим рекомендациям по проектированию площадок для стоянок автомобилей 1973, актуализированная версия 01.01.2021», такие площадки рекомендуется размещать в местах с живописным ландшафтом, с широкой панорамой на окружающую местность, вблизи водных объектов, пляжей, лесных массивов. И действительно: мы «поколесили» по российским придорожным площадкам для отдыха в виртуальных панорамах карт и подтверждаем, что раньше проектировщики довольно часто руководствовались этими рекомендациями — от них осталось огромное количество объектов, расположенных в умопомрачительных по красоте местах.

По этому же ГОСТу обязательными элементами устройства площадок являются места для приема пищи, мусоросборник и туалет. Кроме того, нормативные документы рекомендуют размещать на площадках игровое и спортивное оборудование, торговые элементы, эстакады для ремонта автомобилей, навигационные носители, перголы, навесы и даже арт-объекты.

Устаревшие и небезопасные

Впрочем, при изучении текущего состояния площадок для отдыха мы обнаружили, что они имеют преимущественно базовое функциональное наполнение (беседка, санузел и баки ТБО). Более того, из-за отсутствия единого дизайн-кода все площадки совершенно разные по внешнему виду и используемым материалам. Многие находятся в аварийном состоянии. И даже новые площадки на недавно построенных дорогах не отвечают современным стандартам благоустройства, крайне скудно оснащены и редко включают в себя дополнительные рекомендуемые элементы. Добавьте к этому откровенно несовременный вид и низкие эстетические характеристики.

Очень часто в таких зонах из-за наличия парковочного места и открытого пространства возникают точки стихийной торговли локальными и сезонными товарами, сувенирами с лотков, тем самым создавая небезопасную среду с точки зрения организации движения. Это нерегулируемая сфера бизнеса, хотя вывод ее в плоскость легальной торговли была бы выгодна и местным региональным властям, и продавцам, и туристам. Ни в коем случае нельзя ограничивать возможность людей продавать и покупать локальные товары, ведь это во многом формирует впечатления от путешествия и знакомит с особенностями того или иного региона. Однако привести эти процессы к цивилизованному формату крайне необходимо — и для безопасности всех участников, и для повышения имиджа страны.

Нельзя не отметить низкий уровень культуры пользования площадками для отдыха. Отчасти это является следствием низкого качества среды, но первопричина, конечно, кроется в отсутствии стандартов содержания и обслуживания этих зон, помноженном на экономические соображения.

Таким образом мы выявили следующие основные проблемы площадок отдыха на автодорогах: устаревший дизайн элементов среды; износ покрытий и оборудования; неэстетичный внешний вид; использование дешевых материалов; скудное функциональное наполнение; отсутствие обустроенных торговых площадок для сезонной торговли; отсутствие системы поддержки организации торговли для частных лиц по реализации даров леса/урожая со своего участка, сувениров собственного производства; низкая культура пользования, которая отчасти является следствием низкого качества среды; низкое качество обслуживания и содержания; недостаток мусорных контейнеров.

В свою очередь, разработка стандартов благоустройства зон отдыха как одного из ключевых типов объектов дорожного сервиса позволит повысить престиж страны с точки зрения туристической привлекательности; повлиять на темпы развития внутреннего автотуризма; улучшить качество сервисной дорожной инфраструктуры; сформировать единый облик рекреационных пространств на автодорогах; избежать асоциального поведения пользователей; повысить безопасность пользования автодорогами.

А как у них?

Автотуризм вносит значительный вклад и в экономику стран Европы и Северной Америки. За счет благоустроенных объектов дорожной инфраструктуры — доступных и комфортных — с каждым годом количество автопутешественников увеличивается. Например, в Германии на 2020 год были официально зарегистрированы 683 000 автодомов и 570 000 караванов. В Швеции благодаря специализированным сайтам и приложениям турист может заранее выбрать место для обеда или долгой стоянки, уточнив, какие удобства его ожидают. А главное — там, где площадки для отдыха размещаются согласно продуманной стратегии, путешествия становятся не только приятнее, но и безопаснее.

Так, исследования, проведенные в США, показали, что число дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах, где научно и технически обосновано строительство необходимого количества площадок, снижается на одну треть по сравнению с дорогами, на которых такие площадки отсутствуют.

Мы рассмотрели удачные с нашей точки зрения зарубежные площадки и выделили самые интересные с точки зрения дизайна и функционального наполнения.

Среди площадок с базовыми функциями интересны 11 зон отдыха на французской платной автотрассе А4 от Реймса до Парижа. Они оснащены просторными павильонами с туалетами с водопроводом и большими подземными мусоросборниками, которые решают проблему скопления мусора и требуют менее частого обслуживания.

Удачным примером многофункциональной площадки может служить объект в Форт-Стоктоне (Техас, США) по проекту Richter Architects. Он построен на межгосударственном шоссе вдоль пустынного региона Западного Техаса на восточном подходе к горам Дэвис. Вдохновением для архитектурного образа площадки послужили пейзажи местности, где постепенно на ровном горизонте появляются очертания гор. Площадка разделена на зоны и обустроена навесами, которые служат в том числе визуальными маркерами территории.

А в городе Джексон (Миннесота, США) бюро Architect: Alliiance + Landscape architect: AFLA спроектировало зону для отдыха с учетом интересов детей. После долгого пребывания в сидячем положении во время автопутешествия подрастающему поколению очень важно размять мышцы и выплеснуть накопившуюся энергию. Поэтому на площадке создан игровой маршрут, стимулирующий движение у представителей любого возраста. Все игровые элементы выполнены из бетона, максимально устойчивы к внешним воздействиям и долговечны.

Однако самые впечатляющие проекты — это обзорные точки. Например, недалеко от границы Норвегии и Швеции Saunders Architecture предложили устройство смотровой башни с видом на окружающие степные пейзажи. И именно на этой площадке делают одну из первых стоянок те, кто путешествует на автомобиле между двумя этими странами.

Как мы «вывели восьмерку»

Используя сложившиеся принципы устройства подобных зон в России и примеры из международного опыта, мы предлагаем разработать стандарт благоустройства для площадок отдыха, а также дизайн-код для элементов среды, чтобы путешествия по стране были комфортными и доступными для всех категорий путешественников.

Мы провели предварительную работу и определили 8 типов элементов, которыми в принципе должны быть оснащены современные площадки. Для каждой типологии мы подобрали минимальное количество составляющих, комбинация которых позволит создать разнообразную, но подчиненную общим принципам среду.

В итоге у нас получился конструктор площадок для отдыха, включающий около 30 элементов функционального наполнения. Он позволяет обустроить место для перезагрузки во время автопутешествий в любой точке страны. При этом с помощью разработки дизайн-кода можно кастомизировать эти элементы в зависимости от культурных, национальных и климатических особенностей региона.

 

Важно подчеркнуть, что мы выявили несколько основных принципов, которых необходимо будет придерживаться в рамках дальнейшей работы над проектом.

Универсальность: создание линейки элементов благоустройства площадок, которые можно произвести и использовать буквально везде. Модульность и вариативность элементов подразумевает адаптивность под конкретные условия и возможность быстро произвести ремонт или замену.

Антивандальность: применение устойчивых материалов и конструкций, не требующих частого ремонта и замены, а также стойких к интенсивной эксплуатации и различным климатическим условиям.

Узнаваемость: для проектируемых площадок важно создать определенный дизайн, который бы ассоциировался только с этими зонами. Создание единого дизайн-кода позволит создать качественную среду с понятным функционалом и узнаваемым обликом.

Экономическая целесообразность: сохранение баланса между качеством материалов и стоимостью производства и эксплуатации; применение общедоступных материалов для производства в любой точке страны.

В финале нашей работы мы размышляли о возможных стилистических направлениях для базовых элементов конструктора.Одной из идей был выбор материала как отправной точки для разработки дизайн-кода.

Так родились линейки «Русский минимализм» из дерева с элементами традиционных резных ремесел и стыковочных узлов, «Эко-функционализм» из переработанного пластика, автомобильных шин, древесных опилок и другого вторсырья, а также «Дорожный модернизм» с изделиями из бетона с отсылкой к советскому наследию расцвета панельного бетонного производства.

читать на тему: