Звуковой ландшафт по версии нейросети MidJourney

«Молчание — золото»: почему тишина стала новой валютой счастья?

Города будущего будут проектироваться не только для глаз, но и для ушей, убежден архитектор Илья Мочалов, основатель и руководитель ландшафтной компании «Илья Мочалов и Партнеры». В своем поэтичном эссе он рассуждает о застывшей музыке, которая теперь издает более чем динамичные и осязаемые звуки, акустическом дизайне как неотъемлемой части урбанистики и нашем персональном внутреннем ландшафте, нуждающемся в особой экологии и гигиене.

Симфония бетонных джунглей

Это эссе — попытка услышать город по-новому. Не как хаотичный шум, а как сложную партитуру, где каждый звук — от шепота фонтана до гула метро — становится нотами в великом произведении под названием «Городская симфония».

Мы научились проектировать парки и площади, сады и набережные, выстраивать улицы и проспекты. Но лишь теперь начинаем понимать: город можно не только видеть — его можно слушать. И более того — сочинять, как музыку, где бетон и стекло становятся инструментами, а дворы — оркестровыми ямами.

Искусство слышать

Казалось бы, что может быть проще? Открыл уши — и слушай. Но «слышать город» — это настоящая магия восприятия. Так же, как мы «читаем» город — по вывескам, фасадам, силуэтам архитектуры — мы можем слушать его. И тогда перед нами откроется целая вселенная.

Утром улицы наполняются перезвоном трамваев и скрипом тормозов, днем гудят голосами толпы, а к вечеру переходят на приглушенный шепот. Узкие переулки ведут тихие беседы, тогда как широкие проспекты оглушают ревом моторов и переливами клаксонов, отражаясь от стеклянных фасадов.

Бульвары живут в своем неторопливом ритме: здесь слышен шелест книг на скамейках, перестук велосипедных спиц и тихое перешептывание деревьев. А под землей бьется железное сердце метро: грохот поездов, скрежет тормозов и эхо объявлений сливаются в мощный пульс города.

Звуки города © Илья Мочалов
Звуки города © Илья Мочалов

Над землей звуки переплетаются в сложную партитуру. Транспортные развязки исполняют свою симфонию движения, где каждый сигнал и рокот мотора — отдельная нота. Железные дороги напоминают о далеких городах протяжными гудками, а вокзалы сплетают голоса сотен людей в единый густой гул.

Фонтаны — мудрые старейшины городского хора. Их голоса негромки, но вечны. Подойдите ближе: вода расскажет вам историю, начавшуюся задолго до вашего рождения. Замрите. Слушайте. А теперь отступите — и услышите, как городская суета поглощает этот рассказ, но никогда не стирает его полностью.

Эхо ваших шагов — это диалог с городом. Брусчатка ответит вам глухим стуком, гранит — звонким щелчком, деревянный настил — мягким поскрипыванием. Каждый материал говорит на своём языке. Невидимые звуки скользят по стенам, пробираются сквозь арки, заставляют дрожать стёкла в окнах.

Город по вертикали

Большинство городских звуков не имеют источника. Вернее, он где-то там — за углом, за стеной, за километр отсюда. Вы слышите — смех, просочившийся сквозь открытое окно пятого этажа, гул поезда, пробившийся сквозь толщу домов, звон посуды из кафе, обогнувший два квартала.

Звук в городе живет не только вокруг, но и над нами. У земли — свой мир: шуршание гравия под ногами, жужжание насекомых в траве. На уровне головы — привычная нам звуковая картина: голоса, шаги, сигналы машин. Выше — город выплескивает звук в небо. Узкие дворы-колодцы работают как гигантские трубы, направляя шум вверх. Каждая улица, каждый перекресток — это мегафон, через который город кричит в облака.

Фасады зданий превратились в звуковые зеркала. Они отражают, искажают, дробят голоса города так яростно, что даже акустические тени обретают самостоятельность. Бетон и стекло — главные соучастники этого преступления — придали звуку новую резкость, металлическую холодность. Они ослепляют, рассеивают, искривляют звуковые волны, создавая хаотичную акустическую паутину.

XX век перевернул все. Индустриальные зоны, когда-то вытесненные на окраины, теперь вросли в городскую плоть. Стройки стали временными эпицентрами звуковых бурь. Новые здания, словно оглушенные собственным рождением, лишь спустя годы встраиваются в акустический ландшафт. Вокзалы уступили пальму первенства аэропортам. Если XIX век определял город через железные дороги, то XX-й — через рев реактивных двигателей.

Звуки города © Илья Мочалов
Звуки города © Илья Мочалов

Тишина как лекарство

Представьте: вы закрываете глаза. Ни гудка машин, ни треска уведомлений, ни навязчивого фонового шума — только ваше дыхание и легкий шепот ветра в листве. Всего несколько минут такой тишины — и ваш мозг перезагружается, как после глубокого сна. В мире, где каждый день начинается с тревожного будильника, продолжается грохотом метро и заканчивается бесконечной лентой новостей, тишина превратилась в роскошь. Но что, если она не просто приятное дополнение к жизни, а необходимость, сравнимая с чистым воздухом и водой? Ученые, экономисты и даже урбанисты все чаще говорят о том, что тишина — это не пустота, а мощный ресурс, который влияет на наше здоровье, кошелек и даже творческий потенциал.

Мы привыкли считать, что для отдыха нужен отпуск, для расслабления — массаж, а для душевного равновесия — психолог. Но что, если самое простое лекарство всегда было под рукой? Немецкие исследователи Pfeifer и Wittmann в 2022 году доказали, что всего 6,5 минут в тишине достаточно, чтобы снизить уровень кортизола, нормализовать давление и даже улучшить когнитивные функции. Интересно, что тишина в лесу или парке «работает» лучше, чем в городской квартире. В четырех стенах мы все равно ловим себя на мыслях о неотвеченных письмах или списке дел, а среди деревьев — невольно подстраиваемся под их ритм. Шелест листьев, пение птиц, собственное дыхание — эти звуки не раздражают, а наоборот — убаюкивают сознание.

Как «принимать» тишину

Начинайте с малого. Попробуйте провести 5–7 минут в полной тишине — без музыки, подкастов и даже мысленного монолога. Ищите природу. Городской парк гораздо лучше, чем шумная улица. А если это настоящий целительный сад, спроектированный ландшафтным архитектором, то это настоящая роскошь!

Практикуйте тишину перед сном. Выключите все гаджеты за 10 минут до него — и утро станет светлее. «В тишине человек слышит не отсутствие звуков, а голос собственной души», — считают Pfeifer и Wittmann. И это не поэтическая метафора, а научно доказанный факт.

Экономика шума: почему тишина дорожает?

Если тишина так полезна, почему ее столь мало? Ответ прост: шум — это побочный эффект прогресса. Но он не просто раздражает — он стоит нам денег. По данным исследования Harding et al. (2013), в Великобритании ежегодные расходы на лечение заболеваний, вызванных шумом (гипертония, бессонница, депрессия), достигают £1,09 млрд. В Европе 15 млн человек хронически не высыпаются из-за гула машин и самолетов (Salomons & Dittrich, 2022).

Квартиры в шумных районах дешевле на 20% (Jiao et al., 2017). Но стоит появиться шумозащитным экранам или парку — цены тут же растут. В Швеции, например, после установки таких зеленых «экранов» стоимость жилья выросла на 12% (Lindgren, 2021).

Многие города в мире уже борются с шумом: «Тихий асфальт» в Дании снижает гул машин на 5–10 дБ. Зеленые зоны повсеместно работают как естественные барьеры. Программы озеленения таких городов как Париж, Пекин, Берлин, поражают воображение. Да и Москва не отстает от этого прогресса. Ночные запреты на авиарейсы (как в Цюрихе) сократили жалобы на 30%. «Каждый евро, вложенный в борьбу с шумом, приносит €4—6 за счет здоровья и роста цен на недвижимость», — подсчитал Nijland (2008).

Музыкальный сад в Торонто © Илья Мочалов
Музыкальный сад в Торонто © Илья Мочалов

Звуки современного города и искусство: как их подружить?

Тишина — это не только отсутствие звуков. Это еще и особые места, где музыка, звуки становятся неотъемлемой частью эстетики ландшафта. Давайте посмотрим на три примера новой звуковой среды из лучших мировых практик — Музыкальный сад в Торонто (Канада), Сквер Андрея Петрова в Санкт-Петербурге и Сад звуков в семейном центре Wunderpark (Московская область).

Музыкальный сад в Торонто (Канада) — уникальное место, где ландшафтный дизайн вдохновлен классической музыкой, а каждое пространство создано для созерцания, танцев и звучания инструментов. Он был спроектирован всемирно известной виолончелисткой Йо-Йо Ма и ландшафтным дизайнером Джулией Конерфорд в 1999 году, воплощая в жизнь «Сюиты для виолончели соло» Иоганна Себастьяна Баха.

Музыкальный сад разворачивается перед посетителем как живая партитура, где каждая зона воплощает движение танца. В Прелюдии гранитные валуны образуют плавное русло воображаемого ручья, обрамленное невысокой зеленью, а стройные стволы деревьев отмеряют ритм, подобно тактам в музыке.

По мере продвижения сад преображается — Аллеманда уводит в березовую рощу, где ветер играет листвой, приглашая подняться к каменистой смотровой площадке с видом на гавань. Здесь, среди метасеквой, городской пейзаж предстает неожиданной нотой в природной симфонии.

Музыкальный сад в Торонто © Илья Мочалов
Музыкальный сад в Торонто © Илья Мочалов

Резкий поворот — и посетитель попадает в вихрь Куранты. Спиралевидные дорожки, яркие цветники, порхающие бабочки — все здесь подчинено энергичному ритму старинного танца. Но уже через несколько шагов пространство снова меняет характер. Сарабанда замедляет время: плоский камень-сцена и «поэтический уголок» создают атмосферу для созерцания.

Завершающие аккорды сада звучат в строгой симметрии Менуэта и жизнерадостной Жиге. Открытый павильон для камерных концертов сменяется амфитеатром из травяных ступеней, где под сенью плакучей ивы музыка природы сливается с произведениями человеческого гения. Кустарники, будто заботливые руки, обрамляют виды на набережную, завершая эту удивительную симфонию пространства.

Городской шум — не просто раздражитель, а серьезная экономическая проблема, но и ее решение может быть красивым. Как показывает Музыкальный сад в Торонто, гармония между звуком, пространством и природой возможна. Проект Йо-Йо Ма и Джулии Конерфорд доказывает: там, где инженеры видят децибелы, художники создают симфонии. Возможно, будущее городов — в таком же балансе: технологии снизят шум, а искусство и ландшафтный дизайн превратят тишину в новую роскошь.

Сквер имени Андрея Петрова © Илья Мочалов
Сквер имени Андрея Петрова © Илья Мочалов

Сквер имени Андрея Петрова — выдающегося советского композитора, создавшего музыку к легендарным фильмам «Берегись автомобиля», «Служебный роман» и «Голубые города», — расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, На Петроградской стороне (авторы — архитекторы Александр Трумм и Лариса Канунникова, скульпторы Елена Лекус и Александр Добровольский). Это место превратилось не только в дань памяти великому композитору, но и в символ музыкального наследия России XX века.

Главным украшением территории стали восемь оригинальных скульптур, воплощающих различные художественные интерпретации скрипки — инструмента, который Андрей Петров особенно любил. Авторы концепции раскрыли глубинный смысл скульптурных композиций, превративших это место в настоящий музыкальный манифест.

В сквере Андрея Петрова каждая скульптура скрипки рассказывает свою философскую притчу о музыке. «Скрипка-Яблоко» превращает первородный грех в творческое проклятие — вечную погоню за недостижимой гармонией. Рядом «Скрипка-Туфелька» застыла в дерзком прыжке, превращая музыку в танец застывшего мгновения.

Сквер имени Андрея Петрова © Илья Мочалов
Сквер имени Андрея Петрова © Илья Мочалов

Женственные изгибы «Скрипки-Музы» напоминают, что настоящее искусство рождается только через полное слияние с вдохновением. А пустующий трон следующей скульптуры — это звенящая пауза перед творческим прорывом, приглашение продолжить прерванную мелодию.

«Скрипка-Реквием» звучит последним аккордом, в котором музыка обретает бессмертие. Ее соседка «Скрипка-Граммофон» хранит в своих линиях голоса ушедших эпох, готовые зазвучать вновь. Завершает этот ряд загадочная «Скрипка-Сфинкс» — немой страж музыкальных тайн, чье молчание бросает вызов каждому новому поколению творцов.

Сегодня на центральной площадке этого «музыкального оазиса» Петербурга регулярно проходят концерты оркестров, уличные спектакли и перформансы. Город зазвучал новыми нотами. Каждый летний сезон здесь выступают новые артисты, экспериментируя с форматами и жанрами. Сквер стал мостом между эпохами, где классика гармонично переплетается с современным искусством. Это пространство погружает гостей в мир вдохновения, объединенного вечной ценностью — силой музыки.

Детский парк «Сад ощущений» © Илья Мочалов
Детский парк «Сад ощущений» © Илья Мочалов

Детский парк «Сад ощущений» был создан в семейном центре Wunderpark в Московской области в 2014-2015 годах архитектурно-ландшафтной компанией «Илья Мочалов и Партнеры». Дети воспринимают мир иначе, чем взрослые — интуитивно, эмоционально, активно используя все свои чувства, переживания и ощущения. Именно на раскрытие этих уникальных способностей и развитие важных жизненных навыков направлен проект детского парка «Сад ощущений».

Одной из самых удивительных частей парка является Сад звука — пространство, где дети могут не только услышать, но и буквально почувствовать музыку окружающего мира. Здесь звуки создаются не только традиционными инструментами, но и самой природой, превращая прогулку в увлекательное звуковое приключение.

В этом саду каждый элемент поет. Деревянный дендрофон отзывается теплыми, мелодичными тонами на прикосновения маленьких рук, а глубокие вибрации гонга разносятся по всему пространству, завораживая своей мощью. Особой любовью у детей пользуется инсталляция из русских колоколов, с которыми они с удовольствием взаимодействуют, наполняя сад чистым перезвоном.

Детский парк «Сад ощущений» © Илья Мочалов
Детский парк «Сад ощущений» © Илья Мочалов

Особое очарование Саду звука придают интерактивные зоны, где дети могут экспериментировать со звуками. Дорожки, выложенные гравием, ракушками и галькой, шуршат под ногами, создавая ритмичный рисунок шагов. Журчание воды в струях фонтана добавляет умиротворяющие ноты в общую симфонию. А летом сад наполняется новыми голосами — среди ветвей деревьев появляются клетки с певчими птицами, чьи трели переплетаются с детским смехом и музыкой, создаваемой самими посетителями.

Сад звука — это место, где дети учатся не просто слушать, а слышать мир вокруг. Здесь музыка рождается из всего: из шагов, из ветра, из собственных движений. Это пространство развивает не только слух, но и воображение, показывая, что творчество — это нечто большее, чем просто ноты и инструменты. Оно повсюду — нужно лишь прислушаться.

Звук, тишина и музыка: новая грамматика городской среды

В шуме современного города мы разучились слышать главное — саму жизнь. Гул машин, рев строительной техники, навязчивый фон рекламы — все это не просто акустический мусор, а симптомы болезни, имя которой — дефицит тишины. В мире, где каждый квадратный метр урбанизированного пространства борется за наше внимание, способность слышать тишину становится редким искусством.

Но что, если городской шум — это не враг, а источник новой эстетики? Примеры Музыкального сада в Торонто, сквера Андрея Петрова и «Сада ощущений» показывают: даже в бетонных джунглях можно создать оазисы осмысленного звука.

Города будущего будут проектироваться не только для глаз, но и для ушей. Уже сегодня акустический дизайн становится частью урбанистики: «тихий» асфальт, шумопоглощающие зеленые зоны, парки с продуманной звуковой средой, целительные сады, оказывающие прямой терапевтический эффект. Это не просто комфорт — это новая экология слуха, где у каждого звука есть право на существование, но ни один не имеет права на тиранию.

В конечном счете, искусство слышать — это искусство жить осознанно. Когда мы учимся различать ноты в городском шуме, мы не просто улучшаем акустику вокруг себя — мы меняем внутренний ландшафт. Потому что тишина — это не отсутствие звуков, а пространство, где рождается музыка. А музыка, как известно, начинается там, где заканчиваются слова.

читать на тему: