Проект «Живерни: сад тысячи цветов»

Моне, Аэлита, Фигаро, Тютчев, Вивальди, Пушкин и Хиросигэ: 7 внеконкурсных композиций Фестиваля исторических садов в Царицыне

С 23 августа по 1 сентября в музее-заповеднике «Царицыно» проходит ежегодный Фестиваль исторических садов. Все ландшафтные композиции, которые увидят посетители, — и конкурсные, и внеконкурсные, — отражают тему этого года — «Сады в искусстве» — и посвящены саду как вдохновению для художников, литераторов, архитекторов. Сады в театре, сады в богатой усадебной культуре. Инклюзивные и этнические сады. И каждый год помимо победителей открытого конкурса среди ландшафтных дизайнеров — топ-5 садов размеров 50 м2 и топ-5 садов 20 м2 — в проекте участвуют и приглашенные команды лучших студий и бюро, которые по концептам культурных институций создают специальные выставочные сады. В 2024 году свое видение «Садов в искусстве» представят Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, оркестр «Виртуозы Москвы», усадьба «Мураново», Музей МХАТ и Киностудия им. Горького. Кроме того, на территории Воздушных садов царицынского парка возведут инклюзивный и японский сады-спецпроекты.

Сад как связующее начало

«Живерни: сад тысячи цветов» — композиция, созданная по инициативе Пушкинского музея дизайнерами Центра высокого садового искусства Imperial Garden. Сад посвящен творчеству и жизни знаменитого импрессиониста Клода Моне. Художник много работал на пленэре, пытаясь уловить метаморфозы природы, смену света, цвета и тени, передать красоту момента в его изменчивости. Эту идею постарались воплотить в своей работе Ирина Кукалева, Елена и Максим Пряжниковы, Артем Богословский и Лиана Алекберова из IG: они воссоздают знакомый многим по работам Моне сад, который художник спроектировал в своей усадьбе в Живерни. Здесь Моне написал один из самых известных своих циклов — «Кувшинки».

На территории «Царицыно» дизайнеры воссоздали знаменитый мостик, пруд, цветы, и картина будто оживает, распахивая свое пространство для гостей Фестиваля. В композиции использован принцип ярусности и разнообразия растений. Ивы, лаванда, ирисы, глициния и, конечно же, кувшинки не только передают уникальную атмосферу полотна, но и приглашают зрителя ощутить себя его частью.

 

Проект «Безумный день, или суматоха закулисья»
Проект «Безумный день, или суматоха закулисья»

«Безумный день, или суматоха закулисья» — работа  ландшафтных дизайнеров Марии Бадиной и Катерины Чухась, идею для которой подал Музей МХАТ. В экспозиции музея, хранящего историю Московского Художественного театра, представлены старинные афиши, декорации и костюмы одного из самых знаменитых спектаклей МХТ — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в постановке К.С. Станиславского (его сыграли 430 раз за 30 лет с 1927 года!). Инсталляция из цветов, имитирующая оригинальное платье из спектакля, стала изюминкой композиции, которую дополнил парковый лабиринт, ведущий посетителя мимо гримерок и театральных цехов прямо на сцену. Дизайнеры проекта совместно с Музеем МХАТ показывают гастрольные чемоданы, старинные афиши, эскизы к спектаклю, театральные аксессуары и все, что составляет тайну и подлинное чудо театра. 

Проект «Времена года. Переосмысление»
Проект «Времена года. Переосмысление»

«Времена года. Переосмысление» — сад оркестра «Виртуозы Москвы, ландшафтной студии «Venus Design» и компании «Времена года» — посвящен одноименному концерту-импровизации, который соединил музыку эпохи барокко и сочинения XX-XXI вв. Это не просто концерт, это философское размышление. И точно так же ландшафтная концепция — попытка осмыслить смену времен года как смену настроений, мировоззрений, самого устройства этой жизни.

Весна — начало всего: возникает Земля, где господствуют природные стихии. Лето — жизнь: на Земле появляются растения, животные и человек. Осень — перемены: человек эволюционирует, Земля приобретает новый облик. Зима — разрушение и надежда. В этом выставочном саду важными акцентами станут вода (как источник жизни), деревья, олицетворяющие разные сезоны, и игра цвета (за счет дихроичной пленки).

Проект «Счастливый дом»
Проект «Счастливый дом»

«Счастливый дом» — сад музея-заповедника «Усадьба „Мураново“» в реализации ландшафтного дизайнера Натальи Вялых — посвящен усадебной жизни, наполненной искусством, поэзией и философией. Вдохновлен он стихами своих главных героев — Евгения Боратынского и Федора Тютчева. Сообразно стихам этих знаменитых поэтов, сад воспевает красоту и размеренность загородной жизни, главный магнит композиции — имитация фасада мурановского усадебного дома, которая великолепно вписывается в окружающий ландшафт и придает этому месту особый колорит. Посещение выставочного сада станет настоящим путешествием в мир поэзии и природы, оставляя незабываемые впечатления и вдохновляя своей красотой.

Проект «Аэлита. Сад будущего»
Проект «Аэлита. Сад будущего»

«Аэлита. Сад будущего» авторства ландшафтного дизайнера Натальи Климовой по задумке Киностудии им. Горького — это попытка придумать и реализовать космический пейзаж из «марсианских хроник» Алексея Толстого. Сад посвящен 100-летию со дня выхода на экраны культового фильма Якова Протазанова «Аэлита». Мир Марса в фильме решен в духе конструктивизма, футуризма, авангарда, как и выставочный сад, вдохновением для которого послужили кадры, костюмы и интерьеры из фильма, а также картины советских художников-авангардистов и Шуховская башня (ключевой для композиции арт-объект работы Петра Виноградова).

Эти внеконкурсные композиции — воплощение идеи того, как садовое искусство продолжает вдохновлять культурное сообщество. И раньше, и сегодня сады становятся цветущей музой для интереснейших художественных проектов. А в случае с Фестивалем садов — еще и платформой, которая объединяет крупнейшие музеи, театры, усадьбы, оркестры в работе над единым проектом. Ведь этот проект соответствует их общим ценностям: стремлению нести широкой аудитории эстетическое наслаждение, которое в то же время образовывает, воспитывает, показывает связь истории и современности.

Проект «Инклюзивный сад волшебных историй»
Проект «Инклюзивный сад волшебных историй»

Взращиваем знаковые ценности

На Фестивале также будут возведены два сада-спецпроекта — «Инклюзивный сад волшебных историй» под патронажем Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» и «Сад мхов», реализацию которого поддержали партнеры мероприятия из Японии. Благодаря этим садам музей-заповедник поднимает важные для каждого темы принятия и открытости в обществе и значимости международного сотрудничества.

«Инклюзивный сад волшебных историй» — сложный и очень красивый проект, который раскрывает важные социальные смыслы и показывает, что люди с особенностями развития могут проявлять свои таланты в творчестве. Сад объединит сюжеты известных сказок А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена и Л. Кэрролла: в едином пространстве найдется место для героев из разных произведений, гости смогут заглянуть в любимые волшебные миры. Здесь можно трогать и перемещать предметы, общаться с участниками и задавать вопросы, чтобы больше узнать об инклюзии.

Растения и украшения для тематических зон инклюзивного сада своими руками высаживали (и затем выращивали дома) и мастерили дети и молодые взрослые, подопечные Дома сопровождаемого проживания «Гурьевский», АНО «Вера. Надежда. Любовь», благотворительных фондов «Образ жизни», «Даунсайд Ап» и «Искусство быть рядом» на других мероприятиях «Царицына» — Инклюзивном пикнике 1 июня и «Дачном Царицыне» 12 июля.

 

Проект «Сад мхов»
Проект «Сад мхов»

«Сад мхов», созданный студией ландшафтного дизайна LATIFUNDIA при участии компаний «Азбука сада», «Архитайл», «Дабл-Ю», «ЦентрСвет», «Аквагенезис», «Глобус Интернейшнл», Aquabid, «Архетип леса» и «Ромашкино Парк», — настоящий уголок Японии прямо в «Царицыне». Вдохновением для этой авторской концепции послужил гравюрный цикл «Восемь видов Оми» Утагава Хиросигэ. Беседка-пагода с крышей из тростника, огибающий мшистые болотистые участки мостик яцухаси, туман, мерцающий красный фонарь, бонсаи, — все это узнаваемые элементы японского сада. И в то же время это единая уникальная композиция, символически показывающая путь человека сквозь время, страхи, сомнения (и путь этот будет извилист, как яцухаси, но лишь пройдя его до конца можно достичь внутренней гармонии в уюте и покое).

читать на тему: