«Музей места» в Сарове

О проекте «Музей места», своего рода «сонастройке» горожан с пространствами исторического проспекта в закрытом городе Сарове, нам рассказывают одни из авторов проекта – MERA makers Design lab.

С чего все начиналось

Все участники этого проекта, а это MERA makers (Алексей Меркушев, Мария Зимина) и инициативная группа etosarov (Александр Аблесимов, Екатерина Рыблова), родились в Сарове. Мы любим его пространства и архитектуру, нам нравится смотреть как он меняется и остается прежним. Этой весной у нас возникло желание испытать в действии на территории нашего города практики тактического урбанизма и исследовать реакцию горожан. Чтобы проект не получился «партизанским», чтобы о нем можно было свободно рассказывать, делиться результатами и наблюдениями, мы решили, что важно реализовать его при поддержке администрации.

Реализация проекта в рамках городской акции

В тот момент, когда зародилась идея этого проекта, ближайшим городским событием должна была стать акция «Ночь музеев». Вся активность во время акции сосредоточена на пр. Мира - в силу того, что это исторический центр города и именно вдоль него сосредоточены основные культурные точки, участвующие в акции: 

– музей игрушки
– городской краеведческий музей
– художественная галерея
– центральная библиотека им. Маяковского

Мы хотели привлечь внимание к проблемам проспекта, как меняющегося городского общественного пространства, поэтому проект отлично вписывался в рамки «Ночи музеев».

О проспекте Мира

Город Саров отличается от других закрытых городов тем, что в одном пространстве соседствуют Институт Ядерной Физики и Мужской Монастырь, возрождение которого в последние годы в корне изменило пешеходный и автомобильный трафик центра города, превратив проспект Мира, соединявший два района, в «тупик Мира». Дорога, ведущая к монастырю в 1946 году, с началом истории современного Сарова стала превращаться в городскую улицу. Часть монастырских построек и несколько церквей были снесены в 1950-е и улица продолжилась дальше становясь центральным городским проспектом. Городская территория органично втекала в ансамбль монастыря сквером, позволяя абсолютно всем горожанам использовать это место для прогулок или транзита. Было активное автомобильное движение, проходили городские автобусные маршруты. Монастырские здания приспособили под разные общественные учреждения: детская библиотека и школа искусств, телевидение, городской музей и музей игрушки. Как бусины  на нитке, на этом же проспекте расположились библиотека им. Маяковского, городская художественная галерея, детская стоматологическая поликлиника, дом «ФОТО» и здание центральной почты.

Когда начались работы по возрождению монастыря, сквер был вырублен, движение автомобилей закрыто, постепенно начали освобождать помещения. Оживленный когда-то на всем своем протяжении проспект потерял точки притяжения и цельность. Сквозное движение, даже для пешеходов, стало затруднено с обеих сторон. В результате с проспекта постепенно ушла коммерция вслед за исчезнувшими с улицы горожанами, для которых раньше прогулка по проспекту Мира заканчивалась в монастырском сквере, который образовался на месте взорванных храмов, сейчас уже восстановленных.

Сейчас пр. Мира продолжают пользоваться - но только в формате транзита, по нему люди бегут на работу на завод, по свободной части проспекта все также ходят те, кто идут из одного района в другой, но место потеряло привлекательность для прогулки, так и не обретя нового формата. Именно это промежуточное состояние стало поводом для архитекторов поразмышлять о будущем пространства.

Планировка Проспекта Мира.
Планировка Проспекта Мира.
Проспект Мира до реконструкции монастыря.
Проспект Мира до реконструкции монастыря.
Проспект Мира после реконструкции.
Проспект Мира после реконструкции.
Перекрытый проспект Мира.
Перекрытый проспект Мира.

Концепция

Мы решили, что правильно будет не кидаться сразу менять пространство интервенциями в среду или разрабатывать концепции и проекты, а для начала провести «сонастройку» горожан с пространством, напомнить о его ключевых местах жителям, и собрать обратную связь.

Таких важных точек на проспекте мы насчитали 6:
– музей игрушки
– заливной луг (спуск к нему осуществляется с пр. Мира)
– дом “ФОТО”
– художественная галерея
– библиотека
– администрация
Дальше перед нами встала задача придумать, каким образом мы эти точки обозначим. Нам хотелось не просто поставить на улице «шезлонги-скамейки», хотя этого было бы достаточно, чтобы привлечь внимание к проблемам общественного пространства. Нам хотелось большего погружения и взаимодействия горожан с местом, его историей, значимостью и потенциалом. Отсюда название «музеи места» - значимые точки проспекта заслуживают своего «мини-музея», который является не просто хранителем истории, а позволяют посетителям взаимодействовать с информацией.

Дальше в ход пошли приемы дизайна и интерактивного взаимодействия, которые мы придумывали для каждой точки, взяв за основу информацию, которую хотели донести, и наложив на нее действие.

Дизайн музейных точек

За дизайн отвечала наша команда MERA makers. Образ «пляжных кабинок» родился не просто так: тема «Ночи музеев» была «Море».

Мы подумали, что пляжная кабинка – это та самая малая архитектурная форма, которая обозначает курортную зону в городе. А еще наводит на размышления о понятиях «открытого» и «закрытого» , которые в ней совмещаются. Пляжная кабинка имеет форму спирали, улитки - ты видишь внешнее и не видишь внутреннее. Тема закрытости и открытости напрямую следует из текущего состояния проспекта, теперь частично закрытого от горожан. Каждый объект должен был быть связан с местом о котором рассказывает, предложить через взаимодействие с ним заново открыть для себя пространство. Так получились 6 «кабинок» с различным содержанием и внешним видом.

Схемы активностей
Схемы активностей
Схемы активностей
Схемы активностей

– Музей игрушки: здесь мы предложили поиграть с воздушными шарами, наперегонки наматывая их веревочку на катушку. Потому что современный формат музея предполагает не просто смотреть на витрины, но и взаимодействовать с экспонатами.

– Заливной луг: заглянув в “окошко” вы не увидите ничего, кроме густых зарослей, взаимодействие с которыми должно было натолкнуть людей на мысли о качестве использования пространства заливного луга - малофункциональной природной территории прямо в центре города.

– Дом Фото: интерактив с фото-загадками на выдвижных карточках, снаружи видно только фото с фрагментами архитектурных деталей пр. Мира, внутри кабинки видна подпись к фото. Моментальная викторина на внимательность и знание центральной улицы города. Если не угадал - можешь внутрь зайти и проверить.

– Художественная галерея: искусство выходит наружу - у стен галереи мы предложили сплести городской ковер на стенках кабинки общими усилиями, где каждый может оставить свой узор.

-Библиотека: гадание на книгах, обложку которых можно увидеть только зайдя внутрь кабинки. Использование привычных вещей по-новому подтолкнуло к переосмыслению пространства двора библиотеки.

– Здание администрации: здесь можно было оставитьзаписку с пожеланиями городу в «стене из сот».

Мероприятия в рамках проекта

Важными составляющими проекта стали экскурсия «Эволюция проспекта Мира» с архитектором Александром Аблесимовым и лекция-беседа о городах и урбанистике в рамках программы «Ночи музеев» в Художественной галерее, которую Александр провёл вместе с Марией Зиминой. Широкое обсуждение конкретных проблем и особенностей улицы позволило объяснить о чем наш проект и как мы можем применить в нем практики тактического урбанизма. Мария Зимина провела воркшоп о проспекте Мира для детей.

Производство объектов

Объекты были выполнены из сотового картона, туб и элементов из фанеры и двп в мастерской MERA makers в Сарове. Здесь мы столкнулись с тем, что желание использовать качественный красивый картон обернулось необходимостью заказывать доставку из Калуги, на что ушла половина бюджета.

Дальнейшая судьба проекта и объектов

В июне на празднике дня России и дня Города в Центральном Парке эти же кабинки мы установили на главной лестнице, предлагая горожанам представить себя на «виртуальном» проспекте Мира через важные места, обозначенные нами.

Нам было интересно посмотреть, какую реакцию вызовут кабинки в парке. Здесь, оторванные от контекста, они были в первую очередь  интерактивными объектами-аттракционами.

Из наблюдений: взрослые требовали объяснения «что нужно делать», при этом инструкции на кабинках читать никто не хотел. Дети не требовали никаких объяснений - они сами придумывали себе формат игры и взаимодействия с объектами.

У одной из кабинок воздушные шарики воспринимались бесплатным подарком:  все хотели их забрать, просто играть с ними не хотели. Здесь мы уже позднее поняли ошибку - что надо было делать партнерскую интеграцию с компанией, которая могла бы эти шарики или продавать или сделать рекламу, предоставив бесплатно шарики и выдавая их горожанам.

Интересно, что визуальный контакт, при большом скоплении постоянно перемещающихся посетителей парка, полностью от вандализма не спасал. Хотя когда во время праздника мы оставили кабинки на час без присмотра, все оставшиеся шары были украдены, часть фото-карточек пропала и пропали 2 книжки (Гюго и по урбанизму)

Более сложный и «немоментальный» интерактив в таком оживленном месте тоже сработал не очень хорошо. У книжек останавливались единицы, а вот фотокарточки были популярнее - но их было слишком много. Посмотрев несколько штук люди двигались дальше, надолго не задерживаясь.

Объект «ковёр» в основном привлекал маленьких детей, останавливавших родителей чтобы заплести косичку. Дельных посланий городу так же было немного, доска объявлений быстро стала стенкой знакомств и упражнений в остроумии. На День Молодежи кабинки были установлены еще раз в парке уже без нашего участия.

Отсюда выводы:

- нам нужны были волонтеры, чтобы отслеживать вандализм, но с другой стороны нам хотелось посмотреть на отношение горожан к вот так просто оставленным без присмотра объектам и волонтеры могли бы объяснять и что нужно делать, и как, но пропал бы эффект исследования, когда горожане проявляют любопытство и самостоятельность, чтобы узнать о чем речь.

– многими горожанами праздник День Города воспринимается как тот самый момент, когда все бесплатно и «за счет заведения».

– одни и те же объекты в разной среде и на разную публику производили разный эффект.

Фото пикниковой зоны на Заливном Лугу
Фото пикниковой зоны на Заливном Лугу

Формирование городского сообщества

Этим летом мы с командой  etosarov решили провести «марафон прогулок» по городу, чтобы продолжить осваивать и осознавать его как своё городское пространство. В марафоне было 3 прогулки, от 3 авторов (Екатерина Рыблова, Мария Зимина, Александр Аблесимов), в разных форматах и на различные темы. Они вызвали большой интерес и отклик от участников. Для многих было откровением, как много интересного на давно знакомых улицах и что в нашем городе можно так интересно провести время.

Завершить марафон мы решили прогулкой-исследованием от Александра Аблесимова по Заливному лугу: территория рядом с монастырем, в самом центре города - памятник природы регионального значения, - которая используется горожанами в качестве транзита между районами города и не используется для отдыха и времяпрепровождения. Финалом прогулки был пикник на самом заливном лугу, предлагающий участникам  посмотреть на это пространство под другим углом, ненадолго «присвоить» его и поразмышлять, о том каким могло бы стать это место.

У нас было желание обозначить место пикника и использовать еще раз объекты-кабинки. Задействовав тубы, оставшиеся от кабинок, Алексей Меркушев, дизайнер MERA makers, придумал из них конструкцию дивана, в комплект к нему создали кофейную “точку” из остатков картона. Так, на пару часов пространство заливного луга приобрело новую функцию.

Чем больше знаний о пространстве вокруг, тем глубже эмоциональный отклик на все изменения, которые с ним происходят и влияние на них, что очень важно в моменты трансформаций. Нам кажется важным вовлекать людей, которые неравнодушны к среде, где живут, в диалог о городе. Мы отметили для себя, что прогулки стали для горожан тем самым поводом встретиться с единомышленниками и поделиться своими мыслями о городе.

В нашей команде etosarov уже есть фотографы Дарья Рыбальченко и Евгений Михайлов, которые сопровождают нас во время мероприятий. Мы бы хотели, чтобы инициативные и активные жители Сарова присоединялись к нам и предлагали городские активности.

Результаты

Мы опробовали для себя новые форматы взаимодействия с городом, набили шишек и набрались опыта в планировании городских мероприятий.

Этот сезон был посвящён со-настройке с городом, горожанами и экспериментам с форматами.  Стало формироваться сообщество активных горожан: есть постоянные посетители наших мероприятий, поступают предложения помочь и поучаствовать в нашей работе, люди вовлекаются в диалог о городе. С городом лучше взаимодействовать без посредников и лишних согласований, там где без этого можно обойтись. Форматы работы с городом не должны быть многодельными - правила должно быть легко объяснить, так же как и назначение объектов и желаемый эффект. Возможно главный результат: мы показали городу и его жителям, что даже в маленьком городе можно делать крутые вещи и если чего-то не хватает, то можно сделать это самим.

 

читать на тему: