Освещение картин прибором с кадрирующей насадкой. Выставка «Свободный полет» в Новой Третьяковке. Художник по свету — Николай Воробьев.

Музейный свет: в поисках идеала

Мы привыкли смотреть на музеи как на своего рода храмы для предметов искусства и истории. Вместе с тем именно в музеях сегодня концентрируется передовое профессиональное оборудование: приборы, обеспечивающие концептуальное представление и сохранение экспонатов. В том числе — приборы освещения: их задача — не только создавать определенную атмосферу или управлять вниманием зрителя, но главное — поддерживать и развивать концепцию выставочного пространства. О том, что такое «идеальная система освещения», когда мы говорим об экспозициях, рассказал Артем Явтушенко, генеральный директор компании aledo.

Формирование уникального опыта

Строго говоря, на это направлена концепция любой выставки, и свет должен помогать раскрыть эту самую концепцию, рассказать нужную историю. Хотим мы или нет, свет управляет нашим вниманием, а значит, и нашими ощущениями: мы чувствуем себя по-разному, когда сидим перед камином в темноте или ровно в том же месте, но с включенной люстрой. «Идеальная система освещения» в музее работает точно так же: по-разному, в зависимости от задачи. И начинается она со слаженной совместной работы куратора, архитектора, светодизайнера, которые и формируют концептуальные задачи освещения. Есть и базовые задачи. Например, светодизайнеры часто говорят, что хороший свет — это тот, которого не видно. Потому что даже самая навороченная концепция освещения может быть перечеркнута негативным опытом гостя: например, если световой прибор слепит. Обеспечение комфортного пребывания на выставке становится культурной нормой. И, конечно, есть нормативные требования к уровню освещенности для сохранности экспоната: они не должны превышать конкретные показатели в зависимости от его типа.

Все остальные задачи и вызовы формируются из идейной части концепции, при знакомстве с конкретными параметрами пространства и экспонатов, и каждый раз здесь мы сталкиваемся с чем-то новым.

Ограничения по яркости. Выставка «Час потехи» в Государственном Историческом музее.
Ограничения по яркости. Выставка «Час потехи» в Государственном Историческом музее.
Влияние норм освещенности: высокая общая освещенность не позволила выделить все картины акцентным светом. Выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» в Новой Третьяковке. Светодизайнер - Алёна Осина.
Влияние норм освещенности: высокая общая освещенность не позволила выделить все картины акцентным светом. Выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» в Новой Третьяковке. Светодизайнер - Алёна Осина.
Прием, имитирующий свет, проходящий сквозь листву. Выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» в Новой Третьяковке. Светодизайнер Алёна Осина.
Прием, имитирующий свет, проходящий сквозь листву. Выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» в Новой Третьяковке. Светодизайнер Алёна Осина.

Изменение под стать экспозиции и пространства

Хороший музейный прибор в основе — тот, который обладает высоким качеством света и равномерным световым пятном. Профессиональным делает его возможность подстраиваться под конкретные цели и создавать различные световые эффекты. Вместо того чтобы вместе с коллекцией экспонатов наращивать и «коллекцию» светильников под эффективное освещение каждого из них, можно пойти по пути выбора одного музейного прибора, который может решить сотни задач. Это и для специалистов удобно, и в долгосрочной перспективе может сэкономить выставочной институции большие бюджеты, поскольку экспозиции периодически меняются и свет нужно перенастраивать. Поэтому мы говорим, что производим не единицы продукции, а световые инструменты, которые для светодизайнера и кисть, и краски в одном флаконе: чем шире палитра в его распоряжении, тем качественнее конечный результат.

Комбинирование различных приборов. Создание общей освещенности и световых акцентов в одном из залов выставки «Свободный полет» в Новой Третьяковке. Художник по свету - Николай Воробьев.
Комбинирование различных приборов. Создание общей освещенности и световых акцентов в одном из залов выставки «Свободный полет» в Новой Третьяковке. Художник по свету - Николай Воробьев.
Создание контрастов с помощью акцентного света. Выставка «Поленов, Пластов, Пикассо и не только», ВДНХ.
Создание контрастов с помощью акцентного света. Выставка «Поленов, Пластов, Пикассо и не только», ВДНХ.
Создание контрастов с помощью разных цветовых температур в Культурном центра Андрея Вознесенского. Светодизайнер - Ксения Ланикина, студия Yarko-Yarko.
Создание контрастов с помощью разных цветовых температур в Культурном центра Андрея Вознесенского. Светодизайнер - Ксения Ланикина, студия Yarko-Yarko.
Освещение работ прибором с изменяемым углом светового пучка. Выставка «Поленов, Пластов, Пикассо и не только», ВДНХ.
Освещение работ прибором с изменяемым углом светового пучка. Выставка «Поленов, Пластов, Пикассо и не только», ВДНХ.

Эффекты и эффективность

Поговорим поподробнее о многофункциональности световых приборов — именно она определяет первые два критерия «идеальной системы освещения». Так, важно иметь возможность управлять как минимум световым потоком и углом рассеивания света.

Когда работаешь в условиях нормативных требований к освещенности объектов, а визуальные акценты на экспонатах тем не менее должны быть расставлены качественно, в ход идет работа с контрастами за счет создания разницы освещенностей объектов в довольно узком диапазоне. И регулировка светового потока на корпусе прибора, дающая возможность тонкой настройки светового эффекта, — лучшее решение на сегодняшний день. Так светодизайнер «чувствует» каждый люкс (единица измерения освещенности — прим. ред.) на поверхности предмета искусства.

Что касается угла рассеивания, то это как раз про управление вниманием: мы априори смотрим туда, где выше освещенность поверхности. А угол, подобранный под размер экспоната и формирующий световой пучок для его выделения, позволяет сделать более четкий акцент и направить взгляд зрителя туда, куда необходимо. Однако особенность почти любой экспозиции в том, что в одном пространстве требуются приборы с различными углами рассеивания. И если монтировать свет заранее, необходимо либо четко понимать, какие будут объекты (что для временных экспозиций проблематично), либо заказывать светильники с запасом (что ставит под угрозу бюджет проекта), либо заказывать приборы у производителя уже после размещения экспонатов и «пристреливания» по месту (а на это никогда не хватает времени). Поэтому в современных музейных приборах (наши не исключение), помимо регулировки светового потока на корпусе, есть еще и возможность изменения угла рассеивания света. И чем она шире, тем, по сути, большее количество задач способен «закрывать» прибор.

Существуют и такие приборы, которые дают возможность дистанционно управлять световым лучом или перемещать светильники по специальному шинопроводу, хотя пока это единичные экземпляры, которые сильно дороже традиционных. Но это может пригодиться, когда в помещении высокие потолки. К примеру, в Европе настройка системы освещения, как и любая другая работа, оплачивается по часам, а расходы на эксплуатацию считают за весь срок жизни оборудования. Так что по итогу, с учетом дорогих высотных работ, обладание подобным «регулируемым» прибором может оказаться выгодным. Кроме того, существует большое количество аксессуаров для создания разных эффектов: например, ограничение расхождения луча с помощью специальных шторок, формирование светового пучка прямоугольной формы с помощью кадрирующей насадки — все более популярное решение при работе с полотнами.

Разные цветовые температуры света. Выставка «Час потехи» в Государственном Историческом музее.
Разные цветовые температуры света. Выставка «Час потехи» в Государственном Историческом музее.
Комбинирование различных приборов. Создание общей освещенности и световых акцентов в одном из залов выставки «Свободный полет» в Новой Третьяковке. Художник по свету - Николай Воробьев.
Комбинирование различных приборов. Создание общей освещенности и световых акцентов в одном из залов выставки «Свободный полет» в Новой Третьяковке. Художник по свету - Николай Воробьев.
Создание акцентов приборами с овалорисующим фильтром.  Выставка «Свободный полет» в Новой Третьяковке. Художник по свету - Николай Воробьев.
Создание акцентов приборами с овалорисующим фильтром. Выставка «Свободный полет» в Новой Третьяковке. Художник по свету - Николай Воробьев.

Готовность к экспериментам

В силу своей временности и скоротечности экспозиционные проекты полны непредсказуемости. Для реализации идей часто приходится идти на уловки и доработки в последние дни перед открытием выставки. Бывают ситуации, когда установить светильник на потолок невозможно, или наиболее интересный и драматический эффект получается, если светить из не совсем стандартных положений, и светильники устанавливаются на специальных кронштейнах, шпильках и т. п. Плюс зачастую интересные идеи по освещению рождаются прямо во время монтажа. Например, в одном из проектов у светодизайнера появилась идея реализовать в одном из залов эффект пробивающегося сквозь листву света. Для достижения этого результата была использована технология из киноиндустрии с применением черной фольги (синефоли).

Optik от aledo - многофункциональный прибор для освещения экспозиций.
Optik от aledo - многофункциональный прибор для освещения экспозиций.
Нестандартное размещение световых приборов на выставке "Космос. Рождение новой эры», ВДНХ. Команда светодизайнеров: Ксения Ланикина (студия Yarko-Yarko), Артем Масорин, Наталья Шальнева.
Нестандартное размещение световых приборов на выставке "Космос. Рождение новой эры», ВДНХ. Команда светодизайнеров: Ксения Ланикина (студия Yarko-Yarko), Артем Масорин, Наталья Шальнева.

Главный ингредиент

За любым успешным проектом всегда стоит коллаборация профессионалов. Для архитектора и художника по свету мы выступаем прежде всего как проектный партнер, который может решать сложные технические задачи в свете. Основа нашей деятельности — разработка и вывод на российский рынок светотехнических решений, которые могут быть фундаментом для реализации амбициозных творческих идей. И второй важный аспект — популяризация знаний о свете, осмысленных подходах к проектированию и продвижение светодизайна. По нашей логике, чем чаще архитектор работает в связке со световым дизайнером, тем комфортнее окружающая нас световая среда, а значит, и качество жизни в целом.

читать на тему: