Двор школы будущего образовательного центра «Летово» в Москве © Atelier PRO, Бюро Дружба

На дворе — не только трава: как пространства вокруг школ становятся частью учебного процесса

Типичный школьный двор нулевых — лысый газон, пара турников, футбольное поле со стертым покрытием и много растрескавшегося асфальта. Там не хочется находиться, окружающее пространство вызывает не вдохновение, а желание побыстрее из него сбежать. Но, возможно, это можно изменить? Сегодня облик школьных дворов становится более дружелюбным — чаще всего в них ставят тренажеры и прокладывают дорожки для бега. Но в некоторых школах идут еще дальше, признавая средой для детского образования не только здание, но и всю школьную территорию. Рассказываем, чему может научить школьный двор (спойлер: только хорошему).

текст: Маргарита Тимофеева

Не только спорт

Что можно делать в обычном школьном дворе? Заниматься физкультурой или ждать родителей. Архитекторы бюро «Дружба» и ученые из МГПУ считают, что потенциал у пространства вокруг учебного заведения гораздо больше: оно способно транслировать ценности школы, быть ресурсом для развития и образовательным пространством одновременно. 

Для этого вместо клумб и лавочек нужно создать разные пространства: зоны для экспериментов и творчества, ниши для уединения, места для встреч и проведения уроков. Все это есть, например, в проекте нового образовательного центра школы «Летово», который разрабатывали по заказу LEVEL GROUP (оператор международного конкурса — Citymakers) архитекторы и ученые: бюро «Дружба» совместно с Atelier Pro (Нидерланды) и другими специалистами по благоустройству территорий и эксперты НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета. Там школьный двор стал универсальным учебником, который помогает ребенку соприкоснуться с природой и не только. Тяге к изучению окружающего мира способствуют разные типы озеленения, камни, растения, вода, рельефные поверхности, сенсорные материалы вроде песка или коры. 

В таком пространстве уроки на улице станут частым событием — и это не только биология или физика, но и, допустим, русский язык. Простой пример: учитель при изучении синонимов рассказывает, что камень во дворе — это не только «камень», но и «валун», «булыжник». Чтобы ему легче давалось объяснение, портативные проекторы транслируют эту информацию на соответствующие объекты,  а на интерактивных досках и табличках учитель может записать что-то прямо на улице. 

Двор школы будущего образовательного центра «Летово» в Москве © Atelier PRO, Бюро Дружба
Двор школы будущего образовательного центра «Летово» в Москве © Atelier PRO, Бюро Дружба
Фрагмент из методички «Как спроектировать школьный двор. Соучаствующее проектирование с детьми и школьным сообществом». Т. Ле-ван, Б. Филатова, А. Яшкина (при поддержке МГПУ, Бюро Дружба и Драконопроект)
Фрагмент из методички «Как спроектировать школьный двор. Соучаствующее проектирование с детьми и школьным сообществом». Т. Ле-ван, Б. Филатова, А. Яшкина (при поддержке МГПУ, Бюро Дружба и Драконопроект)

Не только учеба

В «Летово» привычные — и обязательные по нормативам — навесы дошкольных групп были перенесены из центра двора к фасадам школы. Там же появятся амфитеатры и уединенные ниши для уроков и отдыха учеников. Да и в целом в проекте двора не осталось так называемых «малых архитектурных форм» – беседок, скульптур, стендов и скамеек. Зато появилась мобильная мебель, уличный конструктор для мебели, макетов и моделей, много спортивных элементов вроде трибун и футбольного поля и даже фруктовый сад. Все это поможет детям выражать себя в творчестве — придумывать и возводить инсталляции, проводить вместе праздники, обсуждать важные вопросы и вместе играть. Учителям такая «свободная планировка» двора позволяет варьировать форматы уроков: это может быть фронтальная работа или лекция, групповая или индивидуальная работа.  

Еще один совместный проект «Дружбы» и МГПУ — Павловская гимназия, где тоже построили школьный двор мечты. Вместо стандартных площадок — специальные двигательно-игровые маршруты, экологическая тропа с жукарием, кормушками, почвенным разрезом, посадками ароматных трав, огородом и теплицей. Все это позволяет превратить учебу в интересный квест – и пробудить в ребятах исследовательский дух.

Двор школы будущего образовательного центра «Летово» в Москве © Atelier PRO, Бюро Дружба
Двор школы будущего образовательного центра «Летово» в Москве © Atelier PRO, Бюро Дружба

Не только взрослые

«Образовательная среда — это не только класс, а все элементы интерьера, ландшафта, которые окружают учеников и учителей в помещении школы и вне его», — говорит Татьяна Ле-ван, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ.  Ее коллега, архитектор и партнер архитектурного бюро «Дружба» Белла Филатова, поясняет: среда должна быть гибкой, адаптивной, легко подстраиваться под динамично изменяющуюся повестку. Но формировать ее должны сами участники этой повестки, потому что только они на самом деле знают, что им необходимо. В мире мало школьных зданий, где не архитектор решает, как будет выглядеть школа, а школьное сообщество; когда дети, родители, педагоги, администрация являются ключевыми авторами пространства. Однако «Дружба» и МГПУ активно развивают такой подход.  

Школьный двор и в «Летово», и в Павловской гимназии — это пространство, которое можно использовать для самых разных целей. Учить и учиться, играть, тренироваться, проводить научные эксперименты, общаться друг с другом и выражать себя разными способами. И для всего найдется место. Также это может работать в любой другой школе: двор способны изменить заинтересованные ученики, учителя и родители – достаточно подручных материалов и энтузиазма. «Диапазон недорогих решений широкий. Вместо того чтобы покрывать школьный двор асфальтом и загромождать его вазонами с цветами, можно сделать разнообразный природный ландшафт, который подарит ребенку опыт взаимодействия с материалами, которых так не хватает в городской жизни», — рассказывает Белла Филатова.

Фрагмент из методички «Как спроектировать школьный двор. Соучаствующее проектирование с детьми и школьным сообществом». Т. Ле-ван, Б. Филатова, А. Яшкина (при поддержке МГПУ, Бюро Дружба и Драконопроект)
Фрагмент из методички «Как спроектировать школьный двор. Соучаствующее проектирование с детьми и школьным сообществом». Т. Ле-ван, Б. Филатова, А. Яшкина (при поддержке МГПУ, Бюро Дружба и Драконопроект)

Не только для детей

Архитекторы и исследователи МГПУ говорят, что важно вовлекать в создание пространства самих детей. Младшеклассники, например, могут исследовать существующий двор и сказать, чего ему не хватает, ребята постарше — спросить учителей, других учеников и даже местных жителей о том, что они хотели бы видеть во дворе, и свести все идеи воедино. Так двор станет не только полезным пространством, но и темой, которая сплотит школьный коллектив.

А еще поможет решить вопросы, которые касаются не только учеников школы. Например, где родителю подождать ребенка после уроков? Как пообщаться и решить вопросы с другими родителями класса лично, не через чат в мессенджере? Где отдохнуть от шума учителю? Как педагогу уследить за всеми детьми, соблюсти технику безопасности и быть спокойным?

Архитекторы бюро «Дружба» и специалисты МГПУ уверены: в школе обязательно нужно предусмотреть пространство для гостей мероприятий, зоны для неформального общения родителей, места для отдыха педагогов, администрации, сотрудников школы. 

Фрагмент из методички «Как спроектировать школьный двор. Соучаствующее проектирование с детьми и школьным сообществом». Т. Ле-ван, Б. Филатова, А. Яшкина (при поддержке МГПУ, Бюро Дружба и Драконопроект)
Фрагмент из методички «Как спроектировать школьный двор. Соучаствующее проектирование с детьми и школьным сообществом». Т. Ле-ван, Б. Филатова, А. Яшкина (при поддержке МГПУ, Бюро Дружба и Драконопроект)

Вместо эпилога

Конечно, архитектурные решения вряд ли смогут безусловно повысить школьную успеваемость или искоренить буллинг. Все это зависит от атмосферы и людей, которые ее создают. Есть много исследований, посвященных резильентным школам: в таких учатся в основном дети из неблагополучных районов, но показывают результаты обучения выше, чем ожидалось. Ученые считают, что это происходит из-за партнерских и уважительных отношений внутри школьного сообщества.

 

Однако предметно-пространственная среда — это именно то, что может такие отношения сформировать. Если ученики и учителя вместе получают знания, играют, работают над проектами или в той же теплице – велика вероятность, что они уважительно и бережно будут относиться друг к другу. И в этом может помочь, как ни странно, старый добрый школьный двор. 

Скачать методичку «Как спроектировать школьный двор. Соучаствующее проектирование с детьми и школьным сообществом». Т. Ле-ван, Б. Филатова, А. Яшкина (при поддержке МГПУ, Бюро Дружба и Драконопроект) можно здесь

читать на тему: