На дворе — не только трава: как пространства вокруг школ становятся частью учебного процесса
Типичный школьный двор нулевых — лысый газон, пара турников, футбольное поле со стертым покрытием и много растрескавшегося асфальта. Там не хочется находиться, окружающее пространство вызывает не вдохновение, а желание побыстрее из него сбежать. Но, возможно, это можно изменить? Сегодня облик школьных дворов становится более дружелюбным — чаще всего в них ставят тренажеры и прокладывают дорожки для бега. Но в некоторых школах идут еще дальше, признавая средой для детского образования не только здание, но и всю школьную территорию. Рассказываем, чему может научить школьный двор (спойлер: только хорошему).
текст: Маргарита Тимофеева
Не только спорт
Что можно делать в обычном школьном дворе? Заниматься физкультурой или ждать родителей. Архитекторы бюро «Дружба» и ученые из МГПУ считают, что потенциал у пространства вокруг учебного заведения гораздо больше: оно способно транслировать ценности школы, быть ресурсом для развития и образовательным пространством одновременно.
Для этого вместо клумб и лавочек нужно создать разные пространства: зоны для экспериментов и творчества, ниши для уединения, места для встреч и проведения уроков. Все это есть, например, в проекте нового образовательного центра школы «Летово», который разрабатывали по заказу LEVEL GROUP (оператор международного конкурса — Citymakers) архитекторы и ученые: бюро «Дружба» совместно с Atelier Pro (Нидерланды) и другими специалистами по благоустройству территорий и эксперты НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета. Там школьный двор стал универсальным учебником, который помогает ребенку соприкоснуться с природой и не только. Тяге к изучению окружающего мира способствуют разные типы озеленения, камни, растения, вода, рельефные поверхности, сенсорные материалы вроде песка или коры.
В таком пространстве уроки на улице станут частым событием — и это не только биология или физика, но и, допустим, русский язык. Простой пример: учитель при изучении синонимов рассказывает, что камень во дворе — это не только «камень», но и «валун», «булыжник». Чтобы ему легче давалось объяснение, портативные проекторы транслируют эту информацию на соответствующие объекты, а на интерактивных досках и табличках учитель может записать что-то прямо на улице.
Не только учеба
В «Летово» привычные — и обязательные по нормативам — навесы дошкольных групп были перенесены из центра двора к фасадам школы. Там же появятся амфитеатры и уединенные ниши для уроков и отдыха учеников. Да и в целом в проекте двора не осталось так называемых «малых архитектурных форм» – беседок, скульптур, стендов и скамеек. Зато появилась мобильная мебель, уличный конструктор для мебели, макетов и моделей, много спортивных элементов вроде трибун и футбольного поля и даже фруктовый сад. Все это поможет детям выражать себя в творчестве — придумывать и возводить инсталляции, проводить вместе праздники, обсуждать важные вопросы и вместе играть. Учителям такая «свободная планировка» двора позволяет варьировать форматы уроков: это может быть фронтальная работа или лекция, групповая или индивидуальная работа.
Еще один совместный проект «Дружбы» и МГПУ — Павловская гимназия, где тоже построили школьный двор мечты. Вместо стандартных площадок — специальные двигательно-игровые маршруты, экологическая тропа с жукарием, кормушками, почвенным разрезом, посадками ароматных трав, огородом и теплицей. Все это позволяет превратить учебу в интересный квест – и пробудить в ребятах исследовательский дух.
Не только взрослые
«Образовательная среда — это не только класс, а все элементы интерьера, ландшафта, которые окружают учеников и учителей в помещении школы и вне его», — говорит Татьяна Ле-ван, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ. Ее коллега, архитектор и партнер архитектурного бюро «Дружба» Белла Филатова, поясняет: среда должна быть гибкой, адаптивной, легко подстраиваться под динамично изменяющуюся повестку. Но формировать ее должны сами участники этой повестки, потому что только они на самом деле знают, что им необходимо. В мире мало школьных зданий, где не архитектор решает, как будет выглядеть школа, а школьное сообщество; когда дети, родители, педагоги, администрация являются ключевыми авторами пространства. Однако «Дружба» и МГПУ активно развивают такой подход.
Школьный двор и в «Летово», и в Павловской гимназии — это пространство, которое можно использовать для самых разных целей. Учить и учиться, играть, тренироваться, проводить научные эксперименты, общаться друг с другом и выражать себя разными способами. И для всего найдется место. Также это может работать в любой другой школе: двор способны изменить заинтересованные ученики, учителя и родители – достаточно подручных материалов и энтузиазма. «Диапазон недорогих решений широкий. Вместо того чтобы покрывать школьный двор асфальтом и загромождать его вазонами с цветами, можно сделать разнообразный природный ландшафт, который подарит ребенку опыт взаимодействия с материалами, которых так не хватает в городской жизни», — рассказывает Белла Филатова.
Не только для детей
Архитекторы и исследователи МГПУ говорят, что важно вовлекать в создание пространства самих детей. Младшеклассники, например, могут исследовать существующий двор и сказать, чего ему не хватает, ребята постарше — спросить учителей, других учеников и даже местных жителей о том, что они хотели бы видеть во дворе, и свести все идеи воедино. Так двор станет не только полезным пространством, но и темой, которая сплотит школьный коллектив.
А еще поможет решить вопросы, которые касаются не только учеников школы. Например, где родителю подождать ребенка после уроков? Как пообщаться и решить вопросы с другими родителями класса лично, не через чат в мессенджере? Где отдохнуть от шума учителю? Как педагогу уследить за всеми детьми, соблюсти технику безопасности и быть спокойным?
Архитекторы бюро «Дружба» и специалисты МГПУ уверены: в школе обязательно нужно предусмотреть пространство для гостей мероприятий, зоны для неформального общения родителей, места для отдыха педагогов, администрации, сотрудников школы.
Вместо эпилога
Конечно, архитектурные решения вряд ли смогут безусловно повысить школьную успеваемость или искоренить буллинг. Все это зависит от атмосферы и людей, которые ее создают. Есть много исследований, посвященных резильентным школам: в таких учатся в основном дети из неблагополучных районов, но показывают результаты обучения выше, чем ожидалось. Ученые считают, что это происходит из-за партнерских и уважительных отношений внутри школьного сообщества.
Однако предметно-пространственная среда — это именно то, что может такие отношения сформировать. Если ученики и учителя вместе получают знания, играют, работают над проектами или в той же теплице – велика вероятность, что они уважительно и бережно будут относиться друг к другу. И в этом может помочь, как ни странно, старый добрый школьный двор.
Скачать методичку «Как спроектировать школьный двор. Соучаствующее проектирование с детьми и школьным сообществом». Т. Ле-ван, Б. Филатова, А. Яшкина (при поддержке МГПУ, Бюро Дружба и Драконопроект) можно здесь