Наука vs Жизнь: университетские кампусы будущего
После того как в России произошел ощутимый тектонический сдвиг в подходах к проектированию школ, дело дошло до вузов: за последние пару лет было заявлено сразу несколько масштабных проектов университетских городков. У архитекторов наконец появилась возможность нащупать, какими должны быть современные высшие учебные заведения с учетом абсолютно изменившейся образовательной парадигмы. Публикуем актуализированный текст из ПР98, посвященный лучшим общественным постройкам.
Почему кампус-бум в России именно сейчас?
С вузами на самом деле — как с городами: одни, с наибольшим потенциалом, подобно мегаполисам или миллионникам постоянно разрастаются и нуждаются как в развитии старых территорий, так и в освоении новых. Поэтому, например, Бауманский университет, в котором за последние 10 лет не только прибавилось специальностей, но и количество студентов увеличилось почти в два раза, прирастает целым новым кварталом. Притом что здесь появятся новые университетские корпуса и лаборатории, детские и студенческие инженерные центры, новый квартал будет не закрытым, а подчеркнуто городским, с общественными пространствами, кафе и арт-объектами, где историческая застройка будет соседствовать с современной, а студенты — с другими горожанами.
Другие вузы — изначально малые и расположенные чаще всего в небольших городах — могут не выдерживать конкуренции и постепенно пустеть и скудеть; чтобы окончательно не сдать позиции, для них правильнее влиться в ту или иную «агломерацию». И тогда уже получаются межвузовские кампусы — явление новое для России, но хорошо известное в мире. Согласно исследованию, проведенному КБ Стрелка по заказу ВЭБ.РФ, такие кампусы, объединяющие студентов разных вузов, помогают привлечь талантливых ребят в регионы, лучше удовлетворить их запросы и создать новые центры городской жизни. Это приводит не только к социальным, но и экономическим эффектам (создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений и т. д.).
Для строительства подобных кампусов уже выбраны пилотные регионы и выделяются средства из федерального бюджета, что стимулирует не меньше, чем нехватка площадей в отдельно взятом вузе, пусть даже и крупном. Тем более что в случае межвузовских кампусов покрывается дефицит в образовательных, общественных и жилых пространствах сразу у нескольких университетов.
И вашим и нашим
В своей нашумевшей книге о реалиях профессии архитектора «Четыре стены и крыша» партнер бюро OMA Рейнир де Граф подробно рассказывает о своей работе над мастер-планом Сколково — российской версией Кремниевой долины. И между убийственно точных описаний на грани юмора и сарказма всех перипетий конкурса (преимущественно околополитических), де Граф очень емко формулирует суть дихотомии фактически любого «места, где рождаются инновации». Цитируя западную прессу, которая в 2010 году отреагировала на инициативу российского государства негативно (мол, Кремниевая долина — прежде всего территория свободы мысли и духа предпринимательства, поэтому ее нельзя ни скопировать, ни спроектировать по указке), архитектор замечает, что среда научных изысканий, которая базировалась как раз на отсутствии свободы, могла работать не менее эффективно. И первый компьютер появился как раз не в Кремниевой долине, а в закрытом Блетчли-парке, созданном в той же логике, что и любой советский наукоград. Понимая, что сегодняшняя истина находится где-то посередине двух совершенно разных концепций, бюро OMA не придумало ничего лучше, как предложить для Сколкова план, поделенный надвое, — и вашим и нашим: командно-административная среда для научной работы и жилая среда, отвечающая законам свободного рынка; «брак по расчету законопослушности и сопротивления».
Схожие противоречия мы наблюдаем и тогда, когда речь заходит об университетах. С одной стороны, все сходятся во мнении, что в противоположность элитарности и закрытости университетов прошлого университет будущего — это максимально открытая система, к которой можно подключиться, как к материнской плате, для решения актуальных для себя задач. Что это одно большое пространство коммуникации, которое независимо от того, идет ли речь о физической или цифровой среде, провоцирует и мотивирует диалог, «перекрестное опыление» и сотворчество. С другой стороны, на фоне развития новых образовательных технологий и разнообразия форматов обучения сохраняется — и даже повышается — ценность непосредственного контакта между педагогом и студентом. Как сочетать одно с другим? Совместимы ли плодотворная научная деятельность и полноценная социальная жизнь? Какими свойствами должна обладать архитектура университетского кампуса, чтобы помочь в решении этой задачи?
Адаптивность и гибкость пространств
Очевидность этих характеристик можно проиллюстрировать совсем небанальным примером: временный корпус радиолаборатории MIT в Бостоне — по сути простой кирпичный барак — оказался настолько экономичным в эксплуатации, гибким и открытым к трансформациям, что просуществовал больше 50 лет, с 1943 по 1998 год, и был снесен лишь в угоду строительства полностью нового кампуса, одиозного Stata Building от звездного Фрэнка Гери (2004). И тот уже вовсе не выглядит гибким и открытым — морально он устарел еще до того, как в дверь вошли первые студенты.
Совсем иначе воспринимается один из первых построенных кампусов в постсоветской России — Высшей школы менеджмента СПбГУ под Санкт-Петербургом (архитектура «Студии 44») — даже несмотря на то, что он организован на базе Михайловской дачи, загородной резиденции сына императора Николая I, и главный учебный корпус устроен в здании 1861 (!) года постройки. Тем не менее структура бывших конюшен оказалась достаточно гибкой, чтобы совместить логику внутренних связей исторического здания с современным образовательным процессом, сделать в нем целый ряд трансформируемых аудиторий, а конференц-зал вынести в эллипсовидный объем, который когда-то был манежем.
Автономность, но открытость и взаимодействие
Подготавливая техническое задание для конкурса на архитектурный облик Национального центра физики и математики в городе Сарове Нижегородской области — одного из будущих межвузовских кампусов, созданного по инициативе госкорпорации «Росатом» совместно с МГУ им. Ломоносова, Российской академии наук и Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», — компания Citymakers исследовала различные планировочные структуры и практики кампусов в России и мире. И с точки зрения пространственной организации, и с учетом будущих задач и идеологии кампуса НЦФМ, Citymakers рекомендовали ориентироваться при проектировании на принцип самодостаточности кампуса. В такой модели большинство функций и сервисов размещены в компактно организованном комплексе зданий и корпусов, он организован автономно как город в городе — с общественными кварталами, улично-дорожной сетью и транспортными маршрутами. И именно такое устройство территории кампуса стимулирует взаимодействие между резидентами: социальное, научное и образовательное.
В то же время необходимо усиление связей кампуса и прилегающих территорий, он не должен быть полностью закрытым: напротив, интеграция с окружением, в том числе с природным, открывает для резидентов новые возможности. «В победившей в конкурсе концепции кампуса НЦФМ его авторы — архитекторы DNK ag — гармонично вписали в проект уже существующие на территории лес и зелень, превратив их в центральный парк кампуса. На мой взгляд, это очень остроумно», — комментирует Петр Кудрявцев, основатель Citymakers.
«В ходе работы над проектом мы тщательно анализировали контекст участка, — рассказывает в свою очередь Константин Ходнев, сооснователь DNK ag. — В результате предложенная нами застройка вписана в ландшафт и ориентирована на активное взаимодействие с ним. При этом кампус имеет свою упорядоченную структуру, что обеспечивает баланс между цивилизацией и природой. Именно такое сочетание, на наш взгляд, дает возможность для наиболее эффективного процесса обучения, которое происходит не только в аудиториях и научных лабораториях, но и за их пределами, в ходе прогулок, пробежек, общения в коворкингах или кафе». Кроме того, кампус НЦФМ будет синергично взаимодействовать с Саровом и его научно-образовательным потенциалом и усилит развитие уже действующего Саровского инновационного кластера.
Согласно актуальным планам, в ближайшие годы будет построено главное здание МГУ Саров, четыре жилых корпуса для студентов и преподавателей, а также инженерные коммуникации и КПП. Причем проект центральной части кампуса — главного учебного корпуса общей площадью 23 тыс. м2 — этим летом уже прошел Госэкспертизу. «Трехчастная композиция здания университета МГУ Саров формирует ступенчатый силуэт, символизирующий тектоническую композицию главного здания МГУ им. М.В. Ломоносова на Воробьевых горах, — поясняет Наталья Сидорова, архитектор и сооснователь архитектурной группы DNK ag. — А арка в центре МГУ Саров — это своеобразный трехмерный портал. Она раскрывается к небу как к символу Будущего, к зданию университета — как к символу Знания, а к лесу — как к символу Природы».
Еще один межвузовский IT-кампус строится в столице региона — Нижнем Новгороде. Он — прямо как у OMA — территориально разделен на две части: IT-кампус «НЕЙМАРК» рядом с Метромостом, где будут размещаться аудитории, амфитеатры, коворкинг, рабочие кабинеты и лабораторные комплексы, и площади для проживания в формате coliving с сопутствующей инфраструктурой (многофункциональный спортивный, медицинский и конференц-центры) на территории действующего ННГУ им. Лобачевского. Предконцепцию, победившую в конкурсе, сделало бюро IQ. «Идея полицентричности нашла отражение в тесной связи мест учебы, работы, жилья, отдыха, старого и нового, — говорит Эрик Валеев, глава IQ. — Такой подход позволяет разгрузить транспортную сеть города, использовать пространства более эффективно, сделать архитектуру мультифункциональной. Для нас важно было сформировать полноценное продолжение уже существующей городской ткани в новом прочтении».
Взаимодействие с городом на разных уровнях — равно как и взаимодействие как ключевая характеристика пространств внутри кампуса — легло в основу и последующего проекта, выполненного все той же «Студией 44»: концепция Эрика Валеева стала для них частью технического задания. Исследовав топологию и морфологию Нижнего Новгорода, петербургские архитекторы пришли к образу «доминанты на холмах», которые, опять же, взаимодействуют между собой. И главной среди них станет, безусловно, опять же главный учебный корпус — точнее, множество корпусов, составленных в архитектурно многогранную и разноплановую композицию. Организованные вокруг центрального общественного ядра, корпуса имеют каждый свое назначение. Хотя слова «вокруг» и «центр» здесь не совсем подходят: галерея с общественными пространствами интегрирована в этот сплав объемов гораздо более изящным и изощренным образом.
А вот значительная часть новых корпусов Бауманского университета в Москве как раз будут иметь четкий центр, акцентированный стеклянным куполом, и в середине сформированной таким образом общедоступной площади будет произрастать символичное Дерево знаний — зеленый дуб.
Функциональное разнообразие
Учиться, работать, жить и отдыхать — формула на все случаи жизни. Главное, чтобы все компоненты находились в правильном балансе. Например, при подготовке мастер-плана развития территории кампуса Новосибирского государственного университета — знаменитого Академгородка — выяснилось, что жилой фонд нужно увеличить почти в 2 раза. По подсчетам КБ Стрелка — авторов мастер-плана, — за счет реконструкции и нового строительства обновится 72% жилых пространств. Комфортное жилье в окружении леса станет визитной карточкой университета и сделает его еще более привлекательным для студентов из России и других стран. А список научных объектов пополнится Научно-исследовательским центром НГУ, Учебно-научным центром Института медицины и психологии В. Зельмана НГУ и Суперкомпьютерным центром «Лаврентьев» с центром компетенций по высокопроизводительным вычислениям и искусственному интеллекту. Помимо этого на территории кампуса планируется создать студенческий проектный центр с научной библиотекой и корпус поточных аудиторий, досуговый центр и конференц-зал, а также разнообразные кафе, магазины и сервисы.
Экологичность, энергоэффективность и незаурядный «ум»
Эти аспекты «университета будущего» прекрасно иллюстрируют опять же новые кампусы Нижегородской области. Так, ключевыми ценностями проекта, предложенного DNK ag для Сарова, стали в связке с идеологией «Росатома» эффективность, инновации и экология. В проект заложена универсальная открытая система, адаптивная к изменениям технологий во времени и к внедрению нового в инфраструктуру кампуса. В кампусе получают образование, занимаются фундаментальной наукой и исследованиями, разрабатывают и тестируют новейшие экологические технологии для устойчивого развития, живут, работают и отдыхают. Так он становится действующей моделью города будущего.
Кроме того, для строительства общежитий в Сарове используют пока еще совсем новую для России технологию строительства из деревянных CLT-панелей — сейчас подобных экспериментальных домов в стране только два, однако чем чаще прецеденты, тем больше вероятность того, что многоэтажное деревянное домостроение начнет наконец набирать должные темпы и размах.
Что касается IT-кампуса в черте Нижнего Новгорода, то, в соответствии с заявленной специализацией, инфраструктура территории предусматривает высокую степень автоматизации, а более 100 тыс. датчиков и IoT-устройств (от Internet of Things — «интернет вещей») и голосовая система управления сервисами создадут комфортную и бесшовную цифровую среду. Вдобавок все объекты в кластере будут возводиться из экологичных материалов, а их эксплуатация происходить в том числе за счет возобновляемых источников энергии.
«Тренажер» перед выходом в «большой мир»
Еще больше, чем школы, важна роль университета в воспитании гармоничной личности, формировании адекватной картины мира и в целом подготовке к «взрослой жизни». Наиболее показательный случай проявления этой направленности среди российских проектов — центр в Сергиевом Посаде для особой категории молодежи 18–25 лет с инвалидностью по слуху и зрению. Специально для них бюро ATRIUM спроектировало среду, обучающую ориентироваться в разнообразных ситуациях. «Разнообразие пространств здания и его нерегулярная структура выступают прототипом города, — комментирует проект архитектор и руководитель бюро ATRIUM Антон Надточий. — Каждому функциональному блоку здания присваивается свой уникальный тактильный код с помощью отделочных материалов. Расшифровка кода транслируется через тактильные мнемомакеты и схемы, установленные в здании. Таким образом архитектура обретает своеобразный язык, с помощью которого формируется среда, помогающая адаптации человека с ограниченными возможностями».
Самобытная архитектура и дизайн-код
Пример с радиолабораторией MIT вовсе не означает, что можно устраивать кампусы в бараках или что не стоит заказывать проекты университетских городков известным архитекторам. Напротив, архитектурный облик — неотъемлемая часть бренда любого вуза, поэтому сам факт, что на проекты кампусов сегодня в России устраиваются архитектурные конкурсы, свидетельствует о том, что и сами вузы прекрасно отдают себе в этом отчет. Как и в том, что если кто и сможет сделать науку «совместимой с жизнью», то это архитектор.