Не «Архстоянием» единым: лучшие объекты с музыкального фестиваля Signal в Никола-Ленивце
Фестиваль электронной музыки проходит примерно через 3 недели после культового архитектурного, но часто оставляет после себя не менее интересные и атмосферные арт-объекты. Вспоминаем инсталляции прошлых лет, созданные в результате открытого арт-колла, и знакомимся с совсем новыми проектами, которые нам предстоит увидеть с 15 по 19 августа 2024 года.
2022: вверх и вширь
У Signal всегда не только концептуальная темы, но и номинации. Например, в 2021 году это были Nature Lifecycle, Connect, Pathway и Hideout — так родились, например, «Маятник Фуко», «Токсичные кружева», и «Горизонтальный маяк».
В 2022 году, когда звуки фестиваля настойчиво «сигнализировали» выйти за пределы влияния большого города и его шума, «за горизонт», в утопический мир, созданный на почве любви к музыке, — номинации назывались Over the Horizon, Portal и Pavillion. Победили несколько объектов, среди которых Perspicere от dreamlaser и Deep Sound — концептуальная световая инсталляция основной сцены Signal: выход из вакуума обыденности и новая экзистенциальная перспектива.
«Первая фотография, сделанная человеком, изображала крыши и показывала перспективу пространства, — объясняли авторы ее идею. — Изображение на ней построено вокруг оси, которая дает зрителю одну строго определенную, как бы „нормальную“ точку зрения. Из любой истории можно извлечь длинную галерею лиц глядящих, надзирающих, а главное — не замечающих нечто важное и значительное. Наш взгляд обречен скользить по поверхностям. Но что если попробовать пристально рассмотреть окружающее и осмыслить, почему мы видим именно так, а не иначе?»
Оригинально обыграли и «Тропу Мебиуса» архитектора Ивана Щетинина в форме знака бесконечности: с первых фестивалей Signal в Никола-Ленивце сценическое пространство Möbius с его 40-метровым перепадом высот стало воплощением творческой свободы. На этот раз центральный объект Möbius подготовили художники студии figura•fon, рассуждая при помощи света и формы о течении времени и о том, как события, реальные и эфемерные, находят отражение в нашем сознании.
Еще один арт-объект — UFO — в 2022 году традиционно представила Sila Sveta (соорганизатор фестиваля) в коллаборации с Signal Festival и МТС. В его создании помогла локация — большое поле, полностью окруженное лесом, — а зеркальные сферы позволяли заглянуть «за горизонт» с любой точки зрения. Более того, «НЛО» работало день и ночь, только в совершенно разных обличьях: днем как эффектная зеркальная инсталляция для фото и селфи, а ночью — как часть музыкального шоу со светом, лазерами и аудио-контентом.
В номинации Portal тогда выиграл арт-объект от Radugadesign: световая инсталляция полностью захватила «Вязаный мост», проходящий над живописным лесным болотом. Cогласно концепту студии, получившийся мост, сотканный из света, становился своего рода порталом, «переходом из внешнего мира в фестивальное пространство свободы и равенства». Чем-то вроде гравитационной аномалии, которая искривляет пространство, позволяет заглянуть за горизонт и оказаться в идеализированном фантастическом измерении, наполненном звуком, светом и счастливыми людьми. Кроме того, источником вдохновения стал чистый зеленый цвет.
Наконец, два объекта 2022 года стали частью постоянной экспозиции Никола-Ленивца — и оба от группы Nonfrozenarch. Это Сарай-градиент, который выглядит «пришельцем» из трехмерных миров и через градиент от телесного объема к бесплотной близости как будто «растворяется» в окружающей среде. Размышления над функцией павильона, его восприятие как арт-пространства дали почувствовать, как «скелет» обрастает новой жизненной тканью.
И второй объект — Бар-Горизонт, идея которого пришла к авторам после похода в Карелию. Проект, обладающий «мистическими свойствами притяжения» — по сути это очень высокие барные стулья — реализован при поддержке E-ON Energy Drink на Акустической поляне, вблизи концертной сцены Meadow.
2023: без границ
На следующий год основных номинаций в арт-колле было две: Waterside («возле воды») и Sentients («разумные существа»). В первой победила «Живописная тропа» Артура Макаренкова и Никиты Моренова (Архитектурное сообщество «ДК»), предлагающая гостям фестиваля новый опыт — прогулку прямиком через болотистые пейзажи.
«Нашей задачей стало создание объекта, который одним жестом преобразования пейзажа стирает границы между человеком, болотистыми грунтами и светом, — рассказывают авторы. — Результатом работы стал линейный объект, который представляет из себя “световой тоннель” — эфемерный променад, безопасный и экономичный, позволяющий познакомиться с территориями, которые ранее были доступны только с растояния. Реагируя на поступь гостя и задерживая его в световой мембране, прогулка принимает собственную форму — как момент контакта с атмосферой места».
А вот в «разумных существах» победителя было сразу два. Первый — объект Screen/Экран Дария Назарова и Полины Ишуковой: световое полотно для коммуникации на расстоянии с помощью жестов и образов, и «чем больше экран, тем дальше дойдет послание», будь то признание в любви или просьба о помощи.
Второй лидер номинации — Hello Bubble Антона Маскевича («Медиавывеска»). В этой инсталляции обмениваться короткими сообщениями можно было с помощью LED-экранов, размещенных прямо в лесном массиве.
Стоит упомянуть и проект от компании 2гис, сделавшей навигацию по фестивалю, интерпретируя образ распутья, который хорошо нам знаком по древнерусским былинам и сказкам. При этом распутье стало не просто указателем, но проводником, помогающим найти верное направление с помощью подсказок на экране и QR-кода для скачивания приложения.
2024: новые измерения
Концепция фестиваля Signal-2024 инспирирована теорией струн, утверждающей, что во Вселенной все однородно и состоит из базовых элементов — ультрамикроскопических квантовых нитей. Отсюда, вероятно, самое диковинное название номинации — Calabi—Yau: в теории струн каждой точке четырехмерного пространства-времени соответствует трехмерное комплексное пространство Калаби — Яу.
Победил проект «САД» команды MSTRSK bureau: "В десятом измерении совершают свои колебания струны — базовые частицы, из которых состоит Все, — так описывают концепцию авторы. — Это измерение содержит себе все Вселенные и все Возможности, струны-частицы существуют Везде и Всегда. Знакомый нам мир собран из частиц в привычном для нас порядке. Но есть измерения, где матрицы из тех же частиц собраны по-другому, — преломленный, измененный, искаженный. Ландшафт из такой параллельной Вселенной и появится в лесах Никола-Ленивца на фестивале Signal-2024.
На не менее «внеземной» объект участников арт-колла вдохновила и номинация Chandra — так в индуизме называли бога Луны. Впрочем, команда молодых художников SHUM решили совершить нечто еще более невероятное, чем заглянуть на темную сторону спутника Земли, — поймать нейтрино.
Напомним, что это очень маленькие элементарные частицы, которые за день проходят сквозь нашу планету — и сквозь нас самих — триллионными армиями. Именно поэтому их так трудно изучать (а тем более поймать). В реальности это делают разбросанные по разным уголкам Земли нейтринные телескопы. В России их целых два, но художники вдохновлялись японским вариантом Super-Kamiokande со сложнейшей системой сенсоров. В результате в павильоне-шатре с центральным арт-объектом — кубом с детекторами — гости фестиваля смогут поймать нейтрино так же легко, как зеркальцем — солнечного зайчика.
Последняя номинация — Hidden Dimensions (в многообразиях Калаби — Яу измерений всегда больше, чем кажется на первый взгляд) — выделила проект «Столпы» Ивана Мунца (100 % архитектор, который после студии «Меганом» в этом году начал работу у Колхаса в OMA): атмосферу сцены Meadow сформируют монументальные цилиндрические скульптуры из металлической сетки. При свете дня на объектах видны светотени цилиндров, а ночью, когда на них попадают лучи лазера или проектора, на металлической сетке загораются только места пересечения световых лучей и сложной формы: таким образом проявляются скрытые характеристики скульптуры, то есть лазерные лучи световых установок, сценарий для которых совместно с автором проекта разработает студия Radugadesign, смогут создавать эффект рентгена и открывать «скрытые измерения» объектов.
В состав жюри арт-колла — под кураторством управляющего партнера Никола-Ленивца Ивана Полисского — вошли управляющий партнер арт-парка Никола-Ленивец Юлия Бычкова, куратор фестиваля Архстояние Антон Кочуркин, основатель и креативный директор Radugadesign Иван Нефедкин, кофаундер, CEO dreamlaser и Intervals Андрей Тубольцев, сооснователь Katarsis Architects архитектор Петр Советников, архитектор и основатель фестиваля Signal Сергей Фадеев.
Билеты на фестиваль можно купить тут