Проект «Сейчас» (Алексей Лазарев, Анита Грэй). Победитель open-call «Архстояния» 2022 года

Не было бы счастья, да сейчастье помогло. На чем стоит Архстояние-2022

С 29 по 31 июля нам предложат 10 способов выйти из зоны комфорта, чтобы понять (вспомнить?), что счастье есть.

В наших новых реалиях в ином свете начинают трактоваться базовые, казалось бы, сущности: жизнь, смерть, человеколюбие и любовь к родине, устойчивость и уверенность в завтрашнем дне. Даже счастье перестало быть близким и понятным: а есть ли оно? достижимо ли? имеем ли мы право быть счастливыми? И если раньше на поиски счастья было принято отправляться за море, то в этом году рекомендуем держать курс на Никола-Ленивец (импортозамещение, однако). Именно здесь с 29 по 31 июля на традиционном фестивале «Архстояние» архитекторы и художники предадутся материальным и духовным размышлениям на тему, которые кураторы сформулировали как «Счастье есть?».

Спасительный вопросительный знак уже не первый раз приходит на помощь в критической — а главное, с неопределенными сценариями развития — ситуации. В 2020 году он сменил восклицательного коллегу в названии экспозиции России на биеннале в Венеции (Open! стала Open?),  теперь вот перевернул с ног на голову позитивно-утвердительное «Счастье есть!». Впрочем, вопрос-сомнение многие авторы восприняли как вызов и призыв: а ну-ка, найди! И ведь нашли! Причем результаты их поисков оказались настолько непохожими друг на друга (да и мог ли быть дан однозначный ответ?), что жюри открытого конкурса решило реализовать сразу 9 проектов шорт-листа, отобранных из 281 заявки. Правда, по иронии судьбы, проект-победитель пока реализован не будет. Но, с другой стороны, отложенная реализация на фестивале не в новинку, и как раз этим летом наконец построят «Мавзолей мечты» Тотана Кузембаева. Он на самом деле изначально назывался «Мавзолей Лени» и должен был появиться летом 2019 года, когда на «Архстоянии» все дружно ленились. Но лежень лежит, а счастье бежит, и новое название звучит уже не просто как игра слов, а как олицетворение всего происходящего. Наверху — пластиковые пальмы (несостоявшийся рай?), внизу — кости (обледеневший ад?), посередине — хитросплетения из переработанных материалов; одним словом, на каждом уровне — свой колумбарий из осколков коллективных «мечт». И вообще как-то даже странно, что в арт-парке до сих пор не было ни одного проекта Тотана — символа нового деревянного зодчества. Так что долгожданное выступление в виде 29-метрового объекта — самого  высокого за всю историю фестиваля — как минимум справедливо.

Справедливость нашли, а что же счастье? Удивительно, но есть ощущение, что тот самый проект-победитель, который пока что не будет реализован, задаст, тем не менее, всему происходящему очень правильную интонацию. «Перед тем, как к нам пришла идея проекта, мы с Анитой [Грей] составили список определений счастья: от поиска артефакта (как «зеленая палочка» Толстого) и простого действия (например, Никола-Ленивецкий батут) до счастья как “сейчас-тья”, — рассказывает один из авторов проекта «Сейчас» Алексей Лазарев. — Из этих идей и родилось пространство, где “сейчас” как-то возможно и невозможно уловить одновременно. Посетители спускаются в инсталляцию по одному, желательно без гаджетов. Время нахождения внутри не ограничивается. Гостям предлагается сосредоточить свое внимание на течении времени (падающей капле) и проживании “сейчас”. В этом, как нам кажется, ключ к ответу на вопрос “счастье есть?”: есть, если не находиться все время либо в погоне за будущим, либо в сожалениях о прошедшем. Пока мы заняты только этим, жизнь проходит капля за каплей. Спускается человек под землю, смотрит — сверху водичка за стеклом и в дырочку: кап-кап-кап. “Что такое? — думает человек. – Я же в павильоне про счастье? А счастье где? Счастье мне давайте”. А капля воды пока вниз летит, ему говорит: “Ты, человек, несчастен оттого, что мыслями все время в прошлом или будущем. А ты ощути себя “сейчас”, а я тебе в этом помогу – пока я вниз лечу, ты лови этот момент. Кап-кап-кап”.

«Мавзолей мечты» (Тотан Кузембаев)
«Мавзолей мечты» (Тотан Кузембаев)
Проект «Сейчас» (Алексей Лазарев, Анита Грэй). Победитель open-call «Архстояния» 2022 года. Члены жюри: художник и основатель арт-парка Никола-Ленивец и «Архстояния» Николай Полисский, архитектор, куратор фестиваля «Архстояние» и основатель проектной группы «8 Линий» Антон Кочуркин, управляющий партнер арт-парка Никола-Ленивец Иван Полисский, управляющий партнер парка, продюсер фестиваля «Архстояние» и «Архстояние Детское» Юлия Бычкова и арт-директор парка Василий Копейко
Проект «Сейчас» (Алексей Лазарев, Анита Грэй). Победитель open-call «Архстояния» 2022 года. Члены жюри: художник и основатель арт-парка Никола-Ленивец и «Архстояния» Николай Полисский, архитектор, куратор фестиваля «Архстояние» и основатель проектной группы «8 Линий» Антон Кочуркин, управляющий партнер арт-парка Никола-Ленивец Иван Полисский, управляющий партнер парка, продюсер фестиваля «Архстояние» и «Архстояние Детское» Юлия Бычкова и арт-директор парка Василий Копейко

Как можно догадаться по описанию, инсталляция представляет собой простейшие водяные часы, помещенные в подземное пространство без внешних раздражителей. «Мы решили создать пространство, которое позволяет вырвать человека из привычного для него контекста, — добавляет Анита Грэй. — Внутри него человек научится чувствовать момент, ощущать время, быть наедине с ним. Для этого потребовалось бы убрать все существующие вокруг раздражители и замедлить зрителя. Насколько ценна секунда и как долго длится минута с точки зрения нашего восприятия времени? Такие незначительные единицы исчисления нашего бытия и есть то самое “сейча”». Мы не хотим, чтобы вы упускали свои счастливые моменты, а впоследствии только вспоминали о них. Падающая вниз капля отбивает каждую минуту, а круги на воде являются визуальным отражением мгновения, которое влияет на все остальное». И по факту, все девять других проектов, которые реализуются прямо сейчас, направлены на то, чтобы мы «почувствовали момент» и сгенерировали новые светлые воспоминания.

Дмитрий Запылихин собирается подарить каждому 15 минут счастливого детства: «Моя идея состояла в том, чтобы сделать абстрактные машинки на колесиках. Играя в них, каждый взрослый сможет на 15 минут почувствовать себя ребенком и побаловаться», — объясняет автор. Машинки его, кстати, напоминают мобили Леонардо да Винчи, так что не исключено, что после игры захочется что-нибудь изобрести или взлететь.

Кстати, о полетах. Благодаря проекту большой группы художниц каждый гость фестиваля сможет подняться над арт-парком на автовышке и посмотреть на него глазами птицы. «Идея проекта пришла легко, за рулем автомобиля, — рассказывает Юлия Назар. — Я ехала вместе с известной перформасисткой Леной Ковылиной, обсуждали творчество, и я вспомнила, что видела опен-колл от “Архстояния”. В это время мы проехали мимо автоподъемника, который поднимал людей. И сразу озарение пришло! Конечно же, надо дать возможность людям поискать счастье где-то там, вовне, за горизонтом, чтобы ощутить внутри радость и блаженство от высоты, свободы и осознать, что счастье — всегда с нами, оно никогда не покидало нас. Кстати, мы обязательно сделаем голосование по итогам: нашел ли человек счастье после подъема или нет. Надеюсь, найдут его все — оно ведь очень рядом, прямо внутри нас».

«Счастье – детство» (Дмитрий Запылихин)
«Счастье – детство» (Дмитрий Запылихин)
«С высоты птичьего полета» (группа художниц из галереи «Глубина» (самообразование) Юлия Назар и Света Демина, а также Ксения Куприна, Настя Марковская, Оля Аксёнова)
«С высоты птичьего полета» (группа художниц из галереи «Глубина» (самообразование) Юлия Назар и Света Демина, а также Ксения Куприна, Настя Марковская, Оля Аксёнова)
«Счастье – внутри» (Serdyuk Architects: Т.М.Сердюкова, Д.А.Немухин, А.А.Мальцева, Д.А.Парваткина, Е.А.Цветникова, О.А. Кикина, И.В.Сайгин)
«Счастье – внутри» (Serdyuk Architects: Т.М.Сердюкова, Д.А.Немухин, А.А.Мальцева, Д.А.Парваткина, Е.А.Цветникова, О.А. Кикина, И.В.Сайгин)

Мнение Юлии абсолютно разделяют Serdyuk Architects со своем проектом «Счастье внутри»: они вспомнили известное изречение Иммануила Канта («Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне») и придумали павильон, в котором, разглядывая небо над собой, легко почувствовать, насколько внутреннее ощущение счастья далеко от внешнего мира. «Форма объекта следует идее, — объясняет Татьяна Сердюкова. — Прямоугольник с эргономическими пропорциями человека с раздвинутыми руками экструдируется по вертикали, образуя наверху рамку, напоминающую по пропорциям дисплей айфона. Только вместо потока информации — в ней поток облаков и звезд. Объект дает возможность человеку абстрагироваться от мира и  подумать, что значит счастье конкретно для него. Устанавливая связь с небом, можно сконцентрироваться на действительно важном».

Когда и как закончится эта черная полоса? Подобным вопросом сейчас задаются многие, и архитекторы SON architecture дадут на него неожиданный ответ: по их версии дорога, созданная из черного песка, приводит к «Белым воротам» Николая Полисского. «Мне кажется удачным такое смысловое и визуальное взаимодействие объектов разных лет, — признается Егор Королев, один из авторов проекта. — А взаимодействовать с нашей черной полосой просто — по ней нужно просто пройти, все, как в жизни».

В том, что поиски счастья — это странствие, убеждены и Настенька Рябова и Марианна Высоцкая. «Мы решили выбрать форму паломничества по парку через арт-объекты художников, — рассказывают художницы. — Участник нашего “Пути” отправляется на поиски нового или расширенного смысла о себе, других, природе, счастье через опыт. Это может привести к личностной трансформации, после которой человек возвращается к своей повседневной жизни с открытиями и новыми мыслями. Мы даем способ познания себя с помощью совокупности телесных, ментальных и творческих практик. Именно эта совокупность и есть “Путь”, паломничество к себе и к счастью».

До начала фестиваля на «Путь» откроется отдельная регистрация, по итогам которой участники получат информацию о дате и месте встречи. Получив рюкзак со всеми необходимыми материалами, они отправятся в 4-часовое приключение с остановками: на игры, телесные упражнения, рисование и т.д. «Каждый найдет свой путь, когда окажется на нем, и почувствует полноту энергии и воображения, которые были ему предназначены», — обещает Марианна. 

«Черная полоса» (SON architecture)
«Черная полоса» (SON architecture)
«Путь» (Настенька Рябова и Марианна Высоцкая) — специальная номинация «психологическая практика»
«Путь» (Настенька Рябова и Марианна Высоцкая) — специальная номинация «психологическая практика»
«Большая грязь или черная дыра Никола-Ленивецкого уезда» (Дарья Лисицына и соучастники)
«Большая грязь или черная дыра Никола-Ленивецкого уезда» (Дарья Лисицына и соучастники)
«Вау! Кикер» (авторский коллектив компании MLA+: Игорь Тарновский, Даниил Веретенников, Ксения Дудина)
«Вау! Кикер» (авторский коллектив компании MLA+: Игорь Тарновский, Даниил Веретенников, Ксения Дудина)

Будут среди предложенных сценариев поиска счастья и те, в которых коллективные практики и интенсивность обмена энергиями имеют решающее значение. «Как современный художник, я считаю, что коммуникация объекта искусства с теми, кто приходит на него посмотреть, — это основное, о чем должен думать автор. Однако опен-колл этого года ставил перед участниками задачу создать арт-объекты, инсталляции или перформансы, направленные на взаимодействие не только объекта со зрителем, но и зрителей со зрителями, — говорит художница Дарья Лисицына. — Идея пришла ко мне, когда я вспомнила один фестиваль, в котором участвовала. Он проходил в поле и его затопило, невозможно было ни пройти, ни проехать. Все превратилось в месиво, и гости — как взрослые, так и дети — активно валялись в грязи. Грязь была теплая, летняя, поэтому это было очень приятно. Название нашего проекта “Большая грязь” — это отсылка к “Большой глине”, про которую что только не говорили. Вообще “большая грязь”, “черная дыра” звучит как будто бы негативно, но в тоже время дыра — это портал в новую реальность, а грязь — это тот предел, что нужно преодолеть, чтобы выйти из зоны комфорта. Взрослые часто забывают о том, как классно было в детстве плескаться в грязной луже. Шагнуть из белого, стерильного мира в грязь, скинуть маску — это серьезный шаг, который приносит облегчение, вплоть до катарсиса».

А вот вам другая игра для совместных позитивных переживаний: Вау! Кикер авторского коллектива компании MLA+ отличается от обычного не только огромными размерами самого поля (5,2 х 0,73 м) и значительно большим числом возможных участников (18 человек), но и ходом игры — в отличие от барно-офисной модификации игра здесь может длиться бесконечно. «Обычная офисная жизнь не располагает к эмоциональным разрядкам и активному образу жизни, а ведь для творческого процесса это просто необходимо, — рассказывает соавтор проекта Игорь Тарновский. — Игра не только помогает на время отвлечься от рутины задач и пред-дедлайновых стрессов, но и порой приводит к новым неожиданным решениям проектных задач. Кроме того, это просто отличный формат тимбилдинга. Кстати, идея нашей инсталляции родилась как раз во время одного из таких кикерных поединков. Мы уверены, что на фестивале наш Вау!Кикер будет одним из главных аттракторов, вокруг которого всегда будет драйвово, весело и шумно. Надеемся, что таким образом мы сможем популяризировать наши подходы к организации архитектурного процесса. Мы представляем себе поляну Вау!Кикера как самую активную и эмоционально заряженную точку фестиваля, контрастную по отношению ко всему остальному пространству, которое обычно наполнено преимущественно созерцательными и мыслительными сценариями. Хочется сделать место, где все максимально просто и беззаботно, где время течет иначе, и нет жизненных забот и проблем. Приходить играть можно как одному, так и в команде. Одиночкам кикер поможет влиться в компанию и, возможно, найти новых друзей. Идея Вау!Кикера в том, что вне зависимости от результата поединка он запрограммирован только на позитивные эмоции. В нем просто невозможно проиграть: это всегда игра с ненулевой суммой».

«Стена плача» (Анна Гилёва, Анастасия Сазонова, Валерия Абрамова)
«Стена плача» (Анна Гилёва, Анастасия Сазонова, Валерия Абрамова)
«Письма счастья» (Евгения Сенницкая)
«Письма счастья» (Евгения Сенницкая)

Почувствовать облегчение, выпустив лишние негативные эмоции, можно не только через активную игру и смех, но и… через плач.  Помните выражение «слезы счастья»? По подсчетам ученых, достаточно всего 12 минут плача, чтобы почувствовать себя легче и счастливее.  А попав в «Стену плача» — пространство, где плачут все, — удержаться будет практически невозможно.

«У меня давно была идея как-то художественным способом поработать с темой горя и утраты, — комментирует Анна Гилева. — Я тяжело переживала уход из жизни моей мамы, и чтобы направить эти чувства в конструктивное русло, я изучала ему смерти в большом городе, ритуалы и практики — традиционные и не очень. Из лекций антрополога Светланы Адоньевой я узнала, что в деревнях есть плакальщицы — уже исчезающее понятие, на самом деле. Меня это поразило. Они помогают в момент прощания довести эмоции присутствующих до такого накала, чтобы у каждого получилось прожить свое горе. В том обществе, где мы живем, нам часто говорят: “Соберись, тряпка!”, “Держись”, “Будь сильным”. И не остается никакого легитимного пространства для проживания горя и утраты на максимуме. Если загонять эмоции глубоко, то они настигнут нас после, принимая разрушительные для человека формы — алкоголь, психосоматические нарушения, ведущие к болезням. Хотя в эмоциях нет ничего плохого, просто нужно найти безопасные формы их проживания». Звуковой перформанс погрузит зрителей в пространство безопасного проживания горя и утраты. Драматургия будет выстроена таким образом, чтобы постепенно ввести зрителя в нужную кондицию, довести до кульминации и плавно вывести в состояние очищения и освобождения. 

Наконец, в еще одном, десятом проекте зрители могут поучаствовать прямо сейчас. Как рассказывает автор идеи «Писем счастья» Евгения Сенницкая, весной в Никола-Ленивце был сильный паводок, и на несколько дней затопило дорогу, соединявшую деревню с внешним миром. «Деревня практически стала островом. В мире в это время происходило что-то страшное. Информационное пространство было переполнено негативом, агрессивной коммуникацией, недобрыми новостями. Но все ощутили тогда, что у нас есть свой “островок безопасности”. Люди приезжали к нам переключиться, отвлечься, услышать наконец себя. Тогда и пришла идея с помощью писем о счастье (в противовес повестке) вернуть некий баланс. Авторы писем – основатели арт-парка и члены команды, готовые поделиться чем-то позитивным, какой-то личной историей, своим теплом. Мы и сами ждем эти письма с нетерпением, а открывая – узнаем друг о друге что-то совершенно новое».

Присоединиться к проекту «письма счастья»  может каждый – для этого достаточно подписаться на рассылку. В каждом письме есть ссылка, по которой можно оставить свою историю: письма пишут и гости Никола-Ленивца.  «Надеюсь, “письма счастья” станут поддержкой и наполнят счастьем хотя бы наше, Никола-Ленивецкое, информационное поле», — говорит Евгения.

Что же, надежда, в отличие от счастья, есть всегда.

Узнать все подробности и купить билеты можно на сайте

читать на тему: