«Не логотипом единым»: что такое айдентика и зачем она нужна музеям

Фирменный стиль, или айдентика — неотъемлемая часть музейного опыта, с которой посетитель соприкасается на каждом этапе, от покупки билета на сайте до приобретения мерча и сувениров. Как айдентика помогает музею выделиться и что важно учесть при его разработке? Рассказывает арт-директор Бюро музейной сценографии «Метаформа» Александр Лашков.

Зачем нужна айдентика

Знакомство с музеем начинается задолго до посещения выставки и изучения экспозиции. Посетитель заходит на сайт музея, чтобы выбрать выставку и купить билеты, добирается до здания музея и ищет вход, получает номерок в гардеробе и берет информационную брошюру. Все, что сопровождает посетителя, складывается в единую картину и способствует более полному погружению в контекст. Это и есть айдентика.

Сегодня планка визуальных коммуникаций крайне высока из-за коммерческих компаний, которые понимают, что это инструмент привлечения клиентов, и с трепетом относятся к своему имиджу, транслируемому вовне. Поэтому музеи вынуждены принимать правила большой игры.

Зачем айдентика музеям

В мире бизнеса компании могут иметь тысячи клонов, которые предоставляют аналогичные услуги или товары, поэтому яркая визуальная составляющая для них — это способ выделиться среди других. В музейной сфере другая ситуация: каждый музей уникален и, как правило, ставит приоритетом именно содержание экспозиций, а к визуальным коммуникациям относится как к необязательной части. Однако именно айдентика становится «продолжением» музея, поддерживая и транслируя его идентичность. Более того, потенциальные посетители не сразу видят наполнение экспозиции, но сразу считывают «внешний облик» музея. Поэтому визуальный образ должен привлекать внимание посетителя, запоминаться и транслировать цельную идею. Это позволяет сделать несколько вещей.

 

  1. Усилить внешние коммуникации. Айдентика так или иначе влияет на привлечение посетителей. Иногда интересные по содержанию экспозиции не вызывают интереса из-за скучного и визуально разрозненного оформления как самих экспонатов, так и сопровождающих их визуальных материалов — билетов, афиш. А цепляющая айдентика привлекает внимание даже раньше знакомства с содержанием выставки и может стать причиной для ее посещения.

  2. Донести ключевые идеи. Создание айдентики предполагает не только приведение всех визуальных материалов к единому стилю, но и отражение в них определенного позиционирования. Это помогает передать ключевые идеи и концепцию, на которой основан музей.

  3. Сформировать идентичность. Фирменные цвета, паттерны, графические элементы могут многое рассказать о тематике места, его характере, аудитории. Поэтому айдентика способствует созданию уникального и запоминающегося образа и позволяет выделиться среди других культурных пространств.

  4. Упростить создание коммуникаций и оформление носителей. Единая визуальная система с установленным набором правил, инструментов и шаблонов позволяет не задумываться каждый раз о том, как оформить афиши, макеты и новый пост в социальных сетях. Поэтому, вкладываясь в хороший ребрендинг или разработку айдентики, музей упрощает жизнь сотрудникам, отвечающим за внешние коммуникации, — а в перспективе высвобождает временные и человеческие ресурсы.

Качественный графический дизайн — это вежливость и уважение по отношению к посетителю. Согласно результатам научного эксперимента, хорошая типографика влияет на настроение пользователей.

Как создается айдентика

Качественная айдентика музея состоит из следующих элементов:

— легко читаемый лаконичный логотип;

— удобная навигация: вывески, таблички, указатели, карты;

— продуманная графика: билеты, афиши, этикетки, инфографика и иллюстрации в экспозиции;

— фирменные материалы и внешняя атрибутика: сайт, соцсети, визитки, бейджи, форма, гардеробные номерки;

— удобные интерфейсы цифрового контента: мобильные приложения, информационно-справочные системы, электронные викторины, заставки вебинаров;

— запоминающаяся реклама на городских улица и на онлайн-площадках;

— качественная сувенирная продукция и мерч: книги, канцелярия, магниты, одежда и аксессуары.

Первый шаг. Общая концепция

Прежде всего необходимо провести «подготовительную работу» и выполнить ряд пунктов.

— Сформулировать цель, определить, к какому результату вы должны придти. Для каждого проекта эта цель разная — например, усилить дружелюбность или привлечь молодую аудиторию.

— Определить бюджет и выделить необходимые средства. Разработка визуальных элементов, сайта, полиграфии и т.д. не должны прекращаться на полпути из-за нехватки ресурсов.

— Составить поэтапный план разработки и внедрения стиля: что обновляется в первую очередь, а что можно оставить на потом.

— Глубоко изучить специфику музея, чтобы понимать, как отражать ее визуально.

Важно помнить, что айдентика — это не обособленный проект, а инструмент для транслирования идей и смыслов музея. Поэтому при обновлении или создании айдентики важно опираться на концепцию содержательной части, которая определяет идентичность музея: его целевую аудиторию, особенности и характерные черты, транслируемые смыслы и даже тональность в общении с посетителями. Например, в формулировании идентичности краеведческие музеи, как правило, опираются на наиболее яркие черты края, о котором рассказывают.

Алексеевский краеведческий музей в городе Алексеевка Белгородской области сделал акцент в концепции на подсолнечном масле — ресурсе, благодаря которому развивалась территория
Алексеевский краеведческий музей в городе Алексеевка Белгородской области сделал акцент в концепции на подсолнечном масле — ресурсе, благодаря которому развивалась территория

Второй шаг. Визуальная коммуникация

Далее необходимо разработать базовые элементы визуальной коммуникации.

Логотип — ключевой элемент айдентики. Он должен быть уникальным, запоминающимся и отражать основные ценности и идеи музея. Логотип может содержать символы, графические элементы, шрифты и цвета, которые соответствуют общей концепции. 

Например, логотип Старооскольского художественного музея — это его переосмысленная аббревиатура. А образ холста, который находится в центре буквы «о», отсылает к фасаду музея — объемным медальонам, украшающим его с 1955 года
Например, логотип Старооскольского художественного музея — это его переосмысленная аббревиатура. А образ холста, который находится в центре буквы «о», отсылает к фасаду музея — объемным медальонам, украшающим его с 1955 года

Фирменные цвета должны помогать отстроиться от других музеев и сформировать у посетителя нужное ощущение — спокойствия или динамики, технологичности или традиционности. Важно не перегружать айдентику кричащими оттенками, чтобы не раздражать взгляд посетителя: лучше выбрать 1-2 акцентных цвета, которые разбавят более спокойную палитру. Также можно обратиться к особенностям самого музея или территории, где он находится.

Вдохновение для цветовой палитры Ковдорского краеведческого музея черпалось из природы региона
Вдохновение для цветовой палитры Ковдорского краеведческого музея черпалось из природы региона

Фирменная графика — паттерны, узоры, объекты, градиенты и другие графические приемы — помогают подчеркнуть идентичность бренда и создать вариативность оформления элементов коммуникации. Графика может быть основана на природных особенностях и традициях территории. — паттерны, узоры, объекты, градиенты и другие графические приемы — помогают подчеркнуть идентичность бренда и создать вариативность оформления элементов коммуникации. Графика может быть основана на природных особенностях и традициях территории.

Для мобильной экспозиции «Каникулы в Арктике» графические элементы были разработаны по мотивам национальных узоров народов Арктики
Для мобильной экспозиции «Каникулы в Арктике» графические элементы были разработаны по мотивам национальных узоров народов Арктики

Третий шаг. Внедрение айдентики

Посещение музея — это взаимодействие не только с экспонатами, но и с тем, что находится вокруг: указатели, вывески, подписи и даже униформа сотрудников.

Поэтому при разработке айдентики важно пройти по всему маршруту посетителя, примерив на себя его роль.

Первым делом человек заходит на сайт, где обращает внимание на его удобство: сколько действий нужно сделать для покупки билета и можно ли найти всю необходимую информацию.

Однако важен не только веб-сайт, но и присутствие в социальных сетях. Это помогает создать единое и цельное впечатление о музее в онлайн-пространстве и способствует омниканальности коммуникации.

Айдентика музея Владимирского тракта отражена в оформлении аккаунта, дизайне и содержании постов
Айдентика музея Владимирского тракта отражена в оформлении аккаунта, дизайне и содержании постов

Затем посетитель находит вход и следует навигации. Важно создать условия для простого ориентирования в пространстве музея. Учесть, понятно ли, где находится гардероб и касса, откуда начинать осмотр выставки. Если предполагается, что среди посетителей будет несколько возрастных групп, навигационные элементы можно адаптировать для разной аудитории. Например, придумать персонажа, который будет сопровождать юных посетителей и погружать их в экспозицию.

Выдержка из гайдлайна: Ракитянский краеведческий музей, Дворец Юсупова
Выдержка из гайдлайна: Ракитянский краеведческий музей, Дворец Юсупова

К слову, физические билеты тоже важно оформить в узнаваемом стиле. Ведь они могут стать неким сувениром для посетителей — их можно сфотографировать и выложить в соцсети или просто сохранить на память.

Айдентика используется и в оформлении выставок — в этикетаже, графике на стенах и стендах, информационно-справочных системах. А если посетитель захочет спросить что-то, он обратится к сотруднику музея, узнав его по форме и фирменному бейджу.

Часто поход в музей заканчивается в музейном магазине покупкой фирменного мерча: открыток, шопперов, одежды. Мерч должен ассоциироваться с конкретным музеем: недостаточно нанести на футболку логотип и предложить людям быть живым рекламным щитом. Люди охотнее приобретут вещь со смыслом, который им откликнется. Например, лаконичный мерч инклюзивного проекта Русского музея «Вне истеблишмента» — выставки работ непрофессиональных художников, имеющих ментальные особенности.

Другим эффективным инструментом являются коллаборации с брендами и дизайнерами. 

Например, Третьяковская галерея совместно с St. Friday Socks создали носки с самыми известными картинами галереи, а Российский этнографический музей вместе с магазином Front — коллекцию одежды, призванную показать современность народного костюма
Например, Третьяковская галерея совместно с St. Friday Socks создали носки с самыми известными картинами галереи, а Российский этнографический музей вместе с магазином Front — коллекцию одежды, призванную показать современность народного костюма

Распространенные ошибки

Отсутствие целостности: часто внедрить айдентику и сохранить ее оказывается труднее, чем разработать. Чтобы айдентика стала узнаваемой и приносила пользу, она должна быть применена ко всем элементам визуальной коммуникации и постоянно поддерживаться — иначе образ размывается, а все усилия безрезультатны.

Несоответствие идентичности: разработка модной и «трендовой» айдентики не гарантирует успех. Музею важно выявить, подчеркнуть и сохранить свою уникальность. Например, судя по отзывам о Покровском краеведческом музее, люди ценят прежде всего «душевность персонала» и «атмосферу подлинной старины». Поэтому при обновлении подобных проектов в погоне за трендами важно не растерять эти качества.

Визуальный шум и информационная перегрузка: перенасыщение ненужными деталями — распространенная ошибка. Люди могут обрабатывать около 7 блоков информации за раз, а большее количество сбивает с толку и не усваивается полностью. Поэтому при разработке графики важно минимизировать информационный шум и визуальные загрязнения, стремясь к единообразию и «графической экологии» — придерживаться одних и тех же приемов и стилей верстки, иллюстрирования материалов в группе носителей.

Тренды в музейной айдентике

Хотя айдентика во многом зависит от специфики музея и общей концепции — будет ли он спокойным или неоново-ярким, строгим или непосредственным — сегодня можно выделить несколько общих трендов.

Быстрая считываемость и минимализм

Минималистичный дизайн адаптивен и позволяет сосредоточить все внимание посетителей на главных смыслах. Визуальные элементы должны одинаково хорошо выглядеть и читаться на маленькой иконке в соцсетях и на больших баннерах в наружной рекламе.

Когда нужно объединить несколько смыслов в лаконичном образе, который будет понятен всем, можно использовать инициалы для создания логотипа в виде монограммы. Например, именно такой прием использовали для выставки, посвященной 175-летию датской принцессы Дагмар
Когда нужно объединить несколько смыслов в лаконичном образе, который будет понятен всем, можно использовать инициалы для создания логотипа в виде монограммы. Например, именно такой прием использовали для выставки, посвященной 175-летию датской принцессы Дагмар

Использование нейросетей

ИИ-сервисы для генерации изображений стали особенно популярны в 2023 году. Технология позволяет добавить креатива в дизайн, а также упрощает создание визуальных коммуникаций — большинством нейросетей можно пользоваться бесплатно в открытом доступе.


Динамическая айдентика

Это набор приемов и правил, с помощью которых можно создавать бесконечное количество новых визуальных решений и передавать разные смыслы. В таких стилях все зависит от задумки дизайнера — могут меняться цвета шрифты, добавляться иллюстрации и фотографии.

Такой подход использовался для создания айдентики Курского краеведческого музея
Такой подход использовался для создания айдентики Курского краеведческого музея

Иллюстрации как часть нарратива проекта

Например, могут обыгрываться определенные архитектурные приемы, характерные для конкретной местности, или элементы декоративно-прикладного искусства.

В юбилейном логотипе Ясной Поляны использовалось изображение здания музея
В юбилейном логотипе Ясной Поляны использовалось изображение здания музея

Геометричные формы

Заданные в айдентике, могут быть полноценным участником архитектурной части.

Основной элемент для построения графики и пространства для компании «Трансмашхолдинг» основан на фирменном паттерне компании
Основной элемент для построения графики и пространства для компании «Трансмашхолдинг» основан на фирменном паттерне компании
читать на тему: