Медиатека в Центре идентичности района Беляево. Фото: Юрий Пальмин © АБ Бродского

Не только Пригов. О Центре идентичности района Беляево

В конце прошлого года в галерее «Беляево» открылся Центр идентичности — сплав музея района, выставочного пространства, архива, центра районных исследований и площадки для встреч местных жителей. Поразительным образом все эти функции умещаются на антресоли площадью около 80 м². Дизайн-проект Центра — минималистичный и деликатный — выполнило Бюро Александра Бродского.

Центр идентичности — часть социокультурного проекта «Развитие Беляево», нацеленного на развитие локальной территории средствами культуры. Он был придуман Юлией Балдиной, руководителем выставочного отдела галереи «Беляево», которая в 2018 году получила грант на его реализацию от Фонда Владимира Потанина в рамках благотворительной программы «Музей без границ». На открытии Центра чаще, чем имя Владимира Потанина, звучало имя польского архитектора Кубы Снопека: именно он почти десять лет назад дал мощный импульс тому, чтобы один из вроде бы обычных московских «спальников» стал мыслиться как территория с особой локальной идентичностью. В своем исследовании «Беляево навсегда» (2011), выполненном в Институте «Стрелка» в студии Рема Колхаса «Сохранение», Снопек остроумно и убедительно объяснил необходимость внесения объектов массовой жилой застройки позднего модернизма в Беляеве в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО связью материального беляевского наследия — типовых домов и сложившегося пространства — с нематериальным — явлениями неофициальной советской культуры. В частности, речь идет о знаменитой «бульдозерной» выставке, прошедшей на одном из беляевских пустырей в 1974 году, и московском концептуализме, персонификацией которого стал поэт Дмитрий Александрович Пригов, проживавший в Беляеве со времен начала его застройки панельным жильем в 1970-х и до своей смерти в 2007 году. Парадоксальное в тон Пригову предложение Снопека не прошло мимо галереи «Беляево»: в 2012 году архитектор представил там свои идеи на лекции, а годом позже галерея совместно с Институтом «Стрелка» затеяли совместный проект о районе с лекциями и экскурсиями. С тех пор Беляево — не пустой звук для архитектурно-урбанистической тусовки, а московский концептуализм, художники-нонконформисты и архитектура района не выпадают из поля интересов галереи.

Никита Токарев, куратор Студии «Сохранение» Института «Стрелка» и Рем Колхас, ее руководитель, в одном из дворов Беляева © t.me/urbanparadoxes
Никита Токарев, куратор Студии «Сохранение» Института «Стрелка» и Рем Колхас, ее руководитель, в одном из дворов Беляева © t.me/urbanparadoxes
Обложка исследования «Беляево навсегда», опубликованного в качестве приложения к 65-му выпуску «Проект Россия» (2012) на тему «Наследие»
Обложка исследования «Беляево навсегда», опубликованного в качестве приложения к 65-му выпуску «Проект Россия» (2012) на тему «Наследие»

В то время как Снопек в своем исследовании в основном настаивал на важности для района фигуры Пригова, называвшего Беляево своим герцогством, а себя, соответственно, Герцогом беляевским, галерея не зацикливается на поэте и объявляет местную идентичность территорией творческого поиска совместно с местными жителями. Юлия Балдина вспоминает, что, когда в 2013 году они вместе с Кубой начали водить экскурсии по району, они столкнулись с тем, что обычные жители, не причастные к архитектуре и искусству, не понимают этого разговора про материальное и нематериальное наследие. «Мы поняли, что нужно заходить с другой стороны, говорить на более понятном человеческом языке и начинать прежде всего с идентичности — но говорить не про саму идентичность, а про жизнь, про опыт семьи, кто откуда приехал, собирать личные истории, фотографии из архивов, вещи, которые сохранились на антресолях и дачах. Так мы начали включать людей в этот разговор и через него понимать, что можно назвать идентичностью, что всех этих людей объединяет», — говорит она. Уже потом возникла идея создать районный музей «Центр идентичности», который был бы чем-то вроде лаборатории, где местные жители совместно с сотрудниками галереи изучают историю района, в т. ч. через свои личные истории, наблюдают за его повседневностью, инициируют творческие проекты и параллельно выстраивают горизонтальные связи друг с другом. И таким образом меняют представление — свое и окружающих — о районе, который на первый взгляд ничем не примечателен.

По словам одного из соавторов концепции Центра идентичности менеджера культуры Веры Ройтер, важно было сделать музей не просто некоторой закрытой «коробочкой», а пространством взаимодействия. «Центр идентичности лежит на грани между музеем и некоторым третьим местом в смысле Рэя Ольденбурга, это пространство вовлечения, музей, который должен формироваться если не полностью, то в большой мере на партиципации жителей, людей, которые интересуются исследованиями или как-то связаны с Беляево. Для них это важная часть истории их жизни — истории не только в смысле прошлого, но и в смысле настоящего и будущего. Очень хотелось, чтобы это не был музей со зрителем, а чтобы посетитель был соучастником процессов», —  говорит Ройтер.

Параллельно с разработкой концепции в 2018 году галерея совместно со Святом Муруновым из Центра прикладной урбанистики организоваоа Школу городской идентичности, на сессиях которой участники узнавали о методиках городских исследований, чтобы затем применить их при обследовании района. Требовалось выявить, как беляевцы и москвичи, приезжающие сюда на работу, воспринимают район, оценить заинтересованность в будущем Центре и локальной повестке, а также найти активных жителей, вместе с которыми можно будет воплощать в жизнь проект «Развитие Беляево».

Иллюстрация из Аналитического отчета о результатах исследования района, проведенного в рамках Школы городской идентичности. На этом облаке слов представлены ассоциации, высказанные жителями Беляева о месте, в котором они живут. Чем больше слово, тем чаще оно встречается в анкетах
Иллюстрация из Аналитического отчета о результатах исследования района, проведенного в рамках Школы городской идентичности. На этом облаке слов представлены ассоциации, высказанные жителями Беляева о месте, в котором они живут. Чем больше слово, тем чаще оно встречается в анкетах

За архитектурным решением галерея обратилась к Бюро Александра Бродского. «Мы знали, что одно из важных направлений для Бродского — это работа с памятью. Он очень хорошо чувствует и воплощает эту тему в материале, для нас это было принципиально важно», — рассказывает Юлия Балдина. Ей не хотелось, чтобы интерьер был похож на краеведческий музей или муляж советской квартиры, как сейчас иногда делают в некоторых музеях. «Мы хотели такое пространство, которое содержало бы в себе эти идеи — разговор о памяти, советском наследии, идентичности, и чтобы оно было таким уютным и одновременно чем-то типа архива, с системой хранения», — объясняет она.

Проект вели архитекторы бюро Бродского Сара Леви и Михаил Иванов. Они вспоминают, что понимание, каким должен быть «Центр идентичности», пришло не сразу: слишком размытое это понятие, под него можно что угодно подверстать. «Постепенно в диалогах друг с другом и с галереей выкристаллизовалась идея», — говорит Михаил. Пространство получилось супер-гибким. Антресоль делится на две части — изолированную комнатку-медиатеку и открытое трансформируемое пространство, в котором объединены функции экспозиции и хранения, возможность проведения разнообразных занятий и обсуждений, а также организации кинопросмотров и презентаций — благодаря опускающемуся до пола экрану и амфитеатру. Хранение артефактов организовано на открытых полках, в шкафах и в коробах амфитеатра. Вся мебель, системы хранения и экспозиционные модули выполнены из фанеры. Медиатека оборудована как кабинет для спокойной работы. Над жестким диваном висит фоторепродукция работы Пригова, оригинал которой находится в его мемориальной квартире в Беляеве — также над диваном. В медиатеке можно будет получить доступ к оцифрованному архиву галереи, работа над пополнением которого сейчас ведется. В архиве — фотографии, тексты, аудио- и видеозаписи, связанные с Приговым и другими деятелями московского концептуализма, материалы из личных архивов жителей района, рядовых и выдающихся, материалы, которые предоставили дружественные местные институции вроде Института русского языка им. А. С. Пушкина и Музея-библиотеки им. Н. Ф. Федорова.

Общий вид антресоли. Фото: Юрий Пальмин © АБ Бродского
Общий вид антресоли. Фото: Юрий Пальмин © АБ Бродского
Фрагмент интерьера Центра идентичности (зона амфитеатра). Экспозиционные модули — витрины на ножках — можно располагать вдоль стены или же при необходимости группировать в центре зала. Шкафы предназначены для хранения архивных материалов Центра. Фото: Юрий Пальмин © АБ Бродского
Фрагмент интерьера Центра идентичности (зона амфитеатра). Экспозиционные модули — витрины на ножках — можно располагать вдоль стены или же при необходимости группировать в центре зала. Шкафы предназначены для хранения архивных материалов Центра. Фото: Юрий Пальмин © АБ Бродского
Фрагмент интерьера Центра идентичности (зона групповой работы). Фото: Юрий Пальмин © АБ Бродского
Фрагмент интерьера Центра идентичности (зона групповой работы). Фото: Юрий Пальмин © АБ Бродского
Фрагмент интерьера медиатеки. Над жестким диваном — репродукция фотографии работы Пригова, которая висит в его квартире. Фото: Юрий Пальмин © АБ Бродского
Фрагмент интерьера медиатеки. Над жестким диваном — репродукция фотографии работы Пригова, которая висит в его квартире. Фото: Юрий Пальмин © АБ Бродского
Обстановка мемориальной квартиры Пригова
Обстановка мемориальной квартиры Пригова

«Нам казалось важным создать не просто пространство для постоянных посетителей галереи, но привлечь новых. Центр идентичности — это открытая рабочая площадка, готовая принять всех желающих, так как именно житель района, пришедший спокойно посидеть в углу, почитать книгу, может и должен быть задействован в этом нелегком процессе, формировании идентичности района. Из чего можно сделать вывод, что приспособленность места к проведению выставок не является самоцелью, а лишь факт, подтверждающий дееспособность и востребованность Центра его посетителями», — говорит Сара Леви. 

И все же выставочная деятельность в Центре идентичности не на последнем месте. Галерея приглашает художников, которые в своем творчестве занимаются местным контекстом, развивают тему памяти, причем не только Беляево. С начала года уже открылось две персональных выставки: первая — воронежского художника Егора Астапченко, который работает в области сайт-специфического искусства, вторая — художницы, фотографа и жительницы Конькова Аллы Мировской, с помощью художественных практик исследующей как изменился район, который она знает с детства (пока не поздно, надо отметить, что как такового района Беляево нет, он входит в состав официально существующего района Коньково). Помимо выставок, в Центре идентичности проводятся такие циклы событий, как «Мастерская краеведа» или Лаборатория авторской фотокниги, где можно поучаствовать в создании коллективного фотоальбома района на основе архивных фотографий и личных воспоминаний жителей. В мае будет сформирована программа авторских экскурсий, которые жители района разрабатывали прошлой осенью на Мастерской гида, а также будет представлен двуязычный путеводитель по району. И это далеко не все — график событий распланирован до конца лета, когда состоится апофеоз проекта «Развитие Беляево» — уличный театральный фестиваль, опять же с участием местных жителей.

Во время открытия Центра идентичности была собрана временная экспозиция из предметов, принесенных жителями района © Галерея «Беляево»
Во время открытия Центра идентичности была собрана временная экспозиция из предметов, принесенных жителями района © Галерея «Беляево»
Открытие выставки Аллы Мировской «Коньково. Перезагрузка». Открытое пространство антресоли поделено на две части экраном © Галерея «Беляево»
Открытие выставки Аллы Мировской «Коньково. Перезагрузка». Открытое пространство антресоли поделено на две части экраном © Галерея «Беляево»
Фрагмент экспозиции Аллы Мировской «Коньково. Перезагрузка» © Галерея «Беляево»
Фрагмент экспозиции Аллы Мировской «Коньково. Перезагрузка» © Галерея «Беляево»

Вокруг Центра идентичности уже успел сложиться круг энтузиастов, которые сами приносят разные бытовые артефакты и книги, связанные — даже и косвенно — с историей района, предлагают свои проекты. И он постепенно расширяется. «Наша задача — поддержать их проекты, даже если мы понимаем, что они не новы и ничего уникального или оригинального в них нет. Они должны почувствовать, что они могут что-то изменить в районе, что их инициативу поддерживают», — говорит Юлия Балдина.

Галерея «Беляево» — одна из 19 районных галерей, входящих в объединение «Выставочные залы Москвы». По словам Балдиной, в тех или иных формах взаимодействие с местными жителями и изучение локального контекста ведется во всех галереях. После открытия «Центра идентичности» она рассказывала об опыте реализации этого проекта на встречах с коллегами в Москве и Новосибирске, и ей задавали вопросы, как удается привлечь людей без административного ресурса. «Я не могу дать какую-то конкретную методику или модель и сказать — делайте так! Могу сказать одно: начинать нужно всегда с исследований, нужно найти ценности, которые всем понятны и универсальны. Тогда человеку не надо будет объяснять, зачем ему приходить, приносить книги и вещи из семейного архива. Потому что это касается каждого. Каждый человек хочет разобраться, кто он есть и где его корни».

читать на тему: