«Невидимые города»: авторская рубрика Оксаны Веселковой
Как всегда, подводя итоги, одновременно — хотя не без робости – строим планы на год. И анонсируем новый цикл материалов. В нем вас ждут проекты, исследования, и обзоры — о том, как память и воображение формируют язык архитектуры городов. Ниже — преамбула от ее автора, урбаниста и дизайнера городской среды Оксаны Веселковой.
Урбанист и дизайнер городской среды в One Architecture & Urbanism, Нью-Йорк
образование: Специалист архитектуры (МАРХИ-2011), магистр градостроительства и урбанистики (Университет Клемсона-2023), лауреат гранта Фулбрайта 2021-2023 и создатель медиаплатформы ShoUrbanism деятельность: Оксана исследует коллективную память, городскую семиотику и сторителлинг в городской среде, работая с сообществами, культурными пространствами, и большими данными. Практикует градостроительство и городской дизайн с 2008 года вместе с компаниями «8 Линий», «Стрелка», МЛА+ и другими международными командами. Выявление и дизайн пространств памяти, креативности и саморепрезентации она применяла в таких проектах, как реконструкция ул. Пречистенки, Сад Памяти Музея ГУЛАГ, перезагрузка Исторического центра Уфы, устойчивое развитие побережья Чарльстона и др.Открывая эту рубрику в завершение 2023 года, хочется определить систему координат, в которой мы находимся. Год больших перемен и сложных вопросов был отмечен несколькими реперными точками в мире архитектуры: фокус на человека в выборе лучших молодых практик портала archdaily; награждение Притцкеровской премией Дэвида Чипперфильда — мастера прозрачной внимательной архитектуры; открытый вопрос о том, какое будущее мы создаем, поставленный вернувшейся из локдауна Венецианской биеннале.
И почти незаметно для индустрии прошло 100-летие итальянского писателя Итало Кальвино — автора постмодернистского гипертекста о невидимых городах. Эта работа — призма восприятия современного города, существующего в воображении, но неизбежно отсылающего к местам памяти, определяющих повседневную реальность. Сторителлинг этой книги построен на системе символов — городской семиотике, которую мы также будем обсуждать.
И последнее в этой преамбуле — вопросы этики и роли архитектора, которые, как и автор, мы хотим сфокусировать на силе малых дел.
«Для живущих ныне ад — не будущность, ежели он существует, это то, что мы имеем здесь и теперь, то, где мы живём изо дня в день, то, что все вместе образуем. Есть два способа от этого не страдать. Первый легко удаётся многим: смириться с адом, приобщиться к нему настолько, чтоб его не замечать. Второй, рискованный и требующий постоянного внимания и осмысления: безошибочно распознавать в аду тех и то, что не имеет к аду отношения, и делать всё, чтобы не-ада в аду было больше и продлился он подольше».
И. Кальвино «Невидимые города»