Сад Памяти в Музее Гулага (2021-2022). Авторы проекта: МЦУ/ Оксана Веселкова (анализ, концепция и дизайн-проект), Полина Вейденбах (дизайн-проект), Алина Курохтина, Анастасия Левченко (дизайн и визуализация). Фото: Даниил Анненков © Музей истории ГУЛАГа

Невидимые города. Сад памяти, или Путь от травмы к свету

Трагичные исторические события глубоко меняют привычный мир, напоминая каждому пересмотреть систему ценностей. Сейчас, в начале 2024, самое время переосмысления идентичности — а с ней дальнейшего пути. Коллективная память долго хранит в себе переживание о болезненных событиях. Для размещения этих сложных чувств современная архитектура очерчивает пространство, живущее во времени: простое, живое, гибкое. Таким стал Сад Памяти Музея истории ГУЛАГа в 1-м Самотечном переулке в Москве — рассказывает один из его авторов, архитектор Оксана Веселкова.

О рубрике «Невидимые города»

Сад возник на месте технического двора музея, ограниченного бетонным забором, подземными и надземными сетями. При разработке проекта стояла задача, практически обратная ландшафтному дизайну: освободить пространство для выхода к свету из тяжелой травмы и тьмы. Это место, где память жила бы, развивалась вместе с людьми и передавалась тем, кто не был свидетелем событий. Сад Памяти не только раскрывает сложную тему музея, но и балансирует ее ландшафтом — через природные решения и культурную программу.

Фото: Даниил Анненков © Музей истории ГУЛАГа
Фото: Даниил Анненков © Музей истории ГУЛАГа

Небольшой — 0,45 га — двор Музея долгое время размещал в себе технический инвентарь и сложную комбинацию подземных сетей с надземным трубопроводом МОЭК. Начиная с конкурса 2015 года, руководство Музея несколько раз подходило к реорганизации двора. Из-за проблем с подземными коммуникациями проект пришлось отложить, и только в 2020-м команда Московского Центра Урбанистики разработала новый проект. Заказчиком выступил учрежденный Музеем Фонд Памяти.

Фото: Эльвира Дзивалтовская © Музей истории ГУЛАГа
Фото: Эльвира Дзивалтовская © Музей истории ГУЛАГа

Несмотря на компактные размеры, двор должен был вместить разные зоны: площадки для летней культурной программы, экспозицию под открытым небом и пространство тишины. В Саду стоит подлинная вышка из бывшего лагеря «Днепровский» в Магаданской области. Это один из наиболее уцелевших производственных объектов лагерной Колымы. Музей привез ее из экспедиции по местам расположения бывших лагерей. Тяжелый, темный интерьер основного здания Музея по проекту бюро Kontora (2015) погружает в одну из мрачнейших эпох российской истории. Задача Сада как живого мемориала — предоставить время и пространство для размещения и переживания этой травмы посетителями.

Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ
Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ

Ландшафт и открытость Сада подходят для этой роли идеально. Прогулка с единомышленниками в тишине живой природы — важный элемент коммеморации. Вызовом было не перебивать историю, а запечатлеть ее, переходя из архитектурного в ландшафтный язык. И не только сохранить артефакты памяти, но и предложить способ их замены и переосмысления.

Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ
Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ

Сад был задуман как продолжение Музея, его зеленая, просторная, открытая антитеза. Идею проекта разрабатывала команда архитекторов совместно с дирекцией музея. Нарратив пространства — движение из темноты к свету. Мы решили превратить его в маршрут, пролегающий через пугающие элементы лагерей заключения. Постепенно эти элементы растворяются в сибирских ландшафтах, и путь ведет в живой сад с деревьями — памятниками репрессированным.

Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ
Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ

И наконец — тропа приводит к современности: полупрозрачному, пограничному объему летнего павильона. Малые камерные помещения помогают найти тишину, тогда как открытые пространства вмещают основные артефакты и площадки коллективных действий. Ключевой принцип здесь тот же, что используется в мнемонике, — расположение объектов для запоминания по ходу движения в пространстве.

Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ
Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ

Вдоль основного пути мы разместили главные функциональные зоны ― мемориальную, событийную и зону «живой памяти». Мемориальная зона расположена по центру сада и служит местом прогулки и размышлений. Здесь находится лабиринт — отсылка к мегалитическим сооружениям Соловецких островов. А высаженные в саду 35 сосен олицетворяют самую обширную природную зону России — тайгу. Заготовка древесины — лесоповал — был одним из наиболее тяжелых и одновременно распространенных видов лагерного труда. Небольшую техническую площадку оставили для разгрузки экспонатов.

Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ
Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ

Важную часть Сада Памяти составляют камни, деревья и кустарники, характерные для мест истории ГУЛАГа. В посадке растений участвовали члены семей репрессированных. Для активного переживания необходима сопричастность — так ключевой частью концепции стали интерактивные зоны и взаимодействие посетителей с живой природой и светом. Задачей Музея также было создание «пограничного» пространства: в нем проходят выставки, лекции и летние мероприятия. Для такого пространства необходимы оптимальное расположение и продуманная функциональная модель. Это та часть сада, в которой посетитель переходит от прошлого в настоящее время — к вопросу «а в какую историю мы идем дальше?».

Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ
Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ

В пространстве задействованы те же материалы, что использованы в оформлении музея: кирпич, бетон, металл. Природные элементы символизируют освобождение и чистоту. Дополнительно идея пути к свету выражена с помощью освещения.

Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ
Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ

Сад — это коллективный путь к свету. Уже в процессе реализации он показал значимость совместного намерения и командной работы. И хотя с учетом сложностей участка постоянно приходилось вносить изменения, генеральный подрядчик проекта — ООО «Студия Архитектура Живой Формы» — совместно с нашей командой архитекторов оперативно решал эти задачи.

Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ
Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ

Сторителлинг общественного пространства помог сохранить ключевые идеи проекта и изменить лишь местоположение отдельных деревьев и уличной мебели. Например, ландшафт со взрослыми соснами было непросто расположить в зоне, где пересекались подземные сети, что привело к перемещению мемориального сада камней и деревьев.

Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ
Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ

Амфитеатром, изначально задуманным напротив выхода во двор из музея, пришлось пожертвовать. Так же произошло и с решениями по озеленению и размещению артефактов — задуманная стена-экспозиция не была реализована в результате сложности переноса существующего ограждения.

Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ
Концепция и схемы: Оксана Веселкова, Полина Вейденбах © МЦУ

Новое расположение летнего павильона в результате оказалось оптимальным для разделения потоков. Сегодня он активно реализует культурную программу.

Важное и символичное действие — снос бетонного забора, который окружал эту территорию почти 40 лет, и появление на его месте живой изгороди.

В саду ежемесячно проходят выставки и мероприятия, посвященные памяти жертв массовых репрессий и осмыслению темы. Вместе два событийных пространства Сада предоставляют возможность разнообразной программы. Открытая площадка у выхода в Сад из Музея работает как амфитеатр, а летний павильон по проекту агентства «Послезавтра» — в качестве black box.

Фото: Даниил Анненков © Музей истории ГУЛАГа
Фото: Даниил Анненков © Музей истории ГУЛАГа

Площадка — та пустота, где перформанс и спектакль погружают в ландшафт лагерей. Павильон органично взаимодействует с экспозицией и создает метафору невидимой границы или стены за счет ажурной конструкции и деревянных лаг.

Фото: Даниил Анненков © Музей истории ГУЛАГа
Фото: Даниил Анненков © Музей истории ГУЛАГа

Сад — центр культурной жизни музея в летне-осенний сезон. Он стал действительно пространством для всех. Здесь проходят чтения имен репрессированных, выставки современного искусства, документальные оперы и концерты, книжные ярмарки и лекции. Минималистичный облик создает в нем ту среду, где гуманистические ценности становятся общим языком и образом жизни.

А значит, появляется надежда на выход через темный коридор — в место, где свет.

читать на тему: