Никита Выходцев. Архитектура, религия, солнце и человек

Руководитель мастерской «Арканика» рассказал ПР о своей творческой поездке в Египет.

Каир — город, который известен во всем мире как крупный туристический центр. Однако меня столица Египта интересовала с точки зрения ее уникального исторического наследия, и у нашей поездки была соответствующая, вполне определенная цель. Бюро «Арканика» работала над проектом исламского культурного центра, и нам хотелось посетить страну с непрерывной, многовековой историей мусульманской культуры и ее сохранившимся наследием. Благодаря нашей тяге к полевым исследованиям мы уже побывали в Китае, Монголии, Сингапуре и Германии. Следующим пунктом стал Египет. 

Знакомство с Каиром: энергия и размеренность 

Сегодня многие путешественники и популярные блогеры представляют Каир совершенно не таким, какой он на самом деле — о нем говорят в контексте пыли, грязи и нищеты, как о «городе людей с протянутой рукой» и о «городе мусорщиков». Наш гид призналась, что подобные описания ее очень расстраивают и вызвалась показать нам настоящий Каир.

«Настоящий Каир» произвел на нас неизгладимое впечатление. Так, город оказался вовсе не бедным: нас удивил и высокий уровень местного сервиса, и цены, оказавшиеся вполне московскими. Социальное расслоение, безусловно, было заметно невооруженным глазом, но как иначе, если речь идет о мегаполисе с населением в двадцать миллионов человек? Чего в Каире не оказалось, так это радикально настроенных бородатых мужчин: ими нередко зачем-то пугают путешественников авторы статей о столице Египта. 

Каир — город, буквально наполненный энергией. Люди, которые в нем живут, выражают свои эмоции открыто и ярко. Я был в столице Египта дважды, но меня до сих пор это удивляет. Может показаться, что местные жители разговаривают друг с другом, мягко говоря, на повышенных тонах, однако это ни что иное, как просто их стиль общения, привычный и вполне нормальный. Но даже при таком динамичном взаимодействии людей друг с другом жизнь в Каире течет размеренно и спокойно. Здесь никто и никуда не спешит, более того — местных жителей я смело назвал бы нерасторопными.

В солнечном сплетении культур

Наша поездка в Каир пришлась на очень благоприятное время – сезон, который считается нетуристическим, и у нас была уникальная возможность спокойно познакомиться с городом, рассмотреть его в деталях. Мы увидели Каир таким, каким он остается на протяжении веков: это древний город, в котором удивительным образом сформированы и сохранены пласты разных культур. Они сосуществуют очень гармонично и создают совершенно особенную, ни на что не похожую городскую ткань. 

Ярко и объемно «рисунок» этой ткани проявляется в архитектуре. К примеру, портал европейского готического собора при ближайшем рассмотрении оказывается входом в мечеть. Лично для меня это стало настоящим открытием: я ожидал, что в Каире исламская традиция будет проявляться в архитектурных элементах, в объемах. Однако в исламе нет четкого объяснения, через арку какого стиля нужно пройти, чтобы прийти к Богу. 

Другой пример — коптский квартал, в котором можно увидеть здание, не отличимое от мечети, но увенчанное крестом. Это необычно: мы привыкли, что мечеть и христианский храм отличаются, в первую очередь, архитектурой: пропорциями, организацией пространства, — а не только символом — полумесяцем или крестом. Но буквально в двух шагах, в христианской Церкви Пресвятой Девы Марии (которая выглядит абсолютно как православный храм), мы видим резной иконостас XII-XIII вв. из ливанского кедра, украшенный слоновой костью с традиционным исламским геометрическим узором, в который вписаны кресты. А рядом стоит классическая мечеть с таким же традиционным полумесяцем.

Пересечение и переплетение культур в Каире — это невероятно интересно, и особое удовольствие – ощущать себя внутри такой необычной атмосферы.   

Солнце — то, без чего невозможно представить архитектуру южных стран. Солнечные лучи так или иначе переплетаются с объемами, отдельными элементами зданий. Луч, к примеру, может двигаться по траектории, заданной куполом храма. Не менее удивительным образом могут взаимодействовать солнце, архитектура и человек. Мы это видели своими глазами: в мечети мулла ходил за светом луча и пел молитву. 

Убедиться в том, что естественный свет — полноценный и важный архитектурный прием, можно не только в южных солнечных странах, но и в России. Наш местный климат предоставляет такую возможность, однако архитектуру мы, жители России, все-таки воспринимаем в полутонах — солнечный свет в нашей стране преимущественно рассеянный, он покрывает поверхности равномерно и одинаково. На это ориентируются архитекторы, работающие над проектами в стране. Впрочем, и они идут на смелые и интересные эксперименты — например, создают 3D-модели так, будто здания будет освещать по южному яркое тосканское солнце. 

Современность в синтезе с историей

Рассказывая об архитектуре Каира, я не упоминаю комплекс пирамид в Гизе. Дело в том, что для меня это все-таки история, а не архитектура. Это пример развития технологий и истории — можно только удивляться тому, как люди могли так работать с материалом тысячелетия назад. Сам Каир до XIX века был город из песчаника. Сегодня же это современный город со всеми присущими ему плюсами и минусами. К минусам я могу отнести то, что в столице Египта строятся точно такие же здания, как и в других городах мира. И современная архитектура, к сожалению, становится обезличенной.

Сами жители Каира не придают архитектуре какого-либо особого значения — ею не восхищаются, не делают объектом изучения и поклонения. К ней относятся, скорее, утилитарно — как к части жизни, к среде обитания, к окружению, привычному с детства. Простой пример — мы были свидетелями сноса здания XVIII века: на его месте планируют построить участок дороги. И никто из местных жителей не протестовал против сноса, не высказывал недовольства. В Каире отношение к таким событиям, судя по всему, спокойное — как к естественному процессу. 

Под современной архитектурой Каира местные жители понимают и здания, построенные в XIX веке, и мечети XIV столетия, в которых нет ничего необычного, за исключением разве что слегка неровных полов. Однако современная архитектура в прямом смысле — это, скорее, местные отели. Мы сошлись во мнении, что при грамотном подходе и Radisson, и Four Seasons, и Hilton в Каире могли бы стать по-настоящему роскошными сооружениями. Но, к сожалению, большая часть отелей выглядит совершенно безлико — по большому счету, это просто копии гостиниц, расположенных в других городах мира.  На этом фоне выгодно выделяется отель Mariott — отреставрированное здание, которое отсылает к стилю ар деко, характерному для 30-х годов прошлого столетия. Стилизация настолько точная, что, кажется, здесь могла бы остановится Агата Кристи, с творчеством и жизнью которой ассоциируются те годы. 

В Каире, как и во многих городах мира, увы, существует практика установки на фасадах исторических зданий различных рекламных вывесок, кондиционеров, растяжек. Такой «декор», безусловно, лишает здания индивидуальности и откровенно портит интересные и аутентичные фасады. 

Объектов ультрасовременной архитектуры в Каире практически нет, а новое здание Египетского национального музея было закрыто во время нашего визита. Но надо понимать, что Каир не застрахован от какого-нибудь строительного бума, на волне которого город может превратиться в аналог Дубая. Если это произойдет, хочется надеяться, что новая застройка станет не копированием европейской архитектуры, но задаст городу особый тон, сформирует новый облик. Даже самый современный архитектурный стиль, если его черты захотят реализовать в Каире, можно и нужно адаптировать и под климат, и под уникальную атмосферу древнего города. 

Интерьеры культурного центра «Алмет», арх. ТМ «Арканика», 2021 © Ольга Мелекесцева
Интерьеры культурного центра «Алмет», арх. ТМ «Арканика», 2021 © Ольга Мелекесцева

Взгляд архитектора и туриста

Поездка в Каир меня вдохновила, и я очень жду, когда смогу применить на практике то, что узнал об орнаментах и архитектурных деталях. Впрочем, я отдаю себе отчет в том, что в рамках одного проекта исламского центра мне это вряд ли удастся. Но гораздо важнее — увидеть, понять принцип взаимодействия деталей и больших объемов, рассмотреть и изучить линии исламской архитектуры, которые оставались загадочными, незнакомыми. Наша команда с живым интересом выясняла, как и каким образом, какими приемами определенные орнаменты вписаны в конкретный объект архитектуры. Пустое и бесцельное копирование элементов нас не интересовало — мы стремились постичь логику, суть и смысл. 

Еще на начальном этапе работы над проектом исламского центра мы задумывались: можно ли отказаться от модности, можно ли использовать вневременные архитектурные приемы организации пространства. Посещение Каира и знакомство с местной архитектурой позволило нам ответить и на эти, и на другие вопросы, связанные с проектом.  

Потенциал Каира как туристического центра действительно огромен. Сложно сказать, в каком другом городе мира отражен исторический период, охватывающий без малого пять тысячелетий. В Каире можно провести и неделю, и даже больше, и каждый день способен приносить новые открытия – туристам будет, что посмотреть: музеи, пирамиды, сам город, его рестораны, в которых можно встретить не только местных жителей, но и экспатов. Прогуливаясь по Каиру, я ловил себя на мысли, что некоторые районы по атмосфере напоминают Москву образца начала нулевых: жизнь кипит, много красивых людей, работают бары, кафе. Неудивительно, что европейцы в Каире чувствуют себя комфортно. 

Мы обязательно продолжим знакомство с Египтом. Скорее всего, наша следующая поездка будет более атмосферной — мы планируем посетить Луксор, храм царицы Хатшепсут и побывать в пустыне.

читать на тему: