Фрагмент отреставрированного краснокирпичного корпуса в новом городском квартале REPUBLIC

Новая форма жизни: как шоурумы будущих городских кварталов становятся воплощениями «гения места» зарождающейся здесь среды обитания

Манифест архитектурного дизайн-кода или чуткого подхода к сохранению истории? Демонстрация бережного отношения к экологии или декларация живого общения как главной жизненной ценности? А может быть, образец единения архитектуры и природы? Сегодня офисы продаж строящихся жилых районов настолько вышли за рамки банальной функции заключения сделки, что даже называть их таковыми кажется некорректным.

Экономика впечатлений

Тренд на создание дизайн-пространств, которые бы транслировали ДНК бренда и вместе с тем производили на посетителей запоминающийся вау-эффект, пришел в девелоперский бизнес из fashion-индустрии. В эпоху развития онлайн-продаж одежные, ювелирные и даже технологические бренды начали создавать бутики нового типа — концепт-сторы, куда приходят не столько за покупками, сколько за впечатлениями. Те же магазины Apple во всем мире — это по определению архитектурные достопримечательности, за облик которых неизменно отвечает Норман Фостер. В знаменитом парижском универмаге Le Samaritaine после реконструкции прописалась местная галерея современного искусства и появилась «Территория красоты» с бьюти-барами и бутиками косметики. Да и сами бутики подают свой товар зачастую на манер музейных экспонатов, чтобы гость мог прочувствовать драгоценность продукта и момента одновременно.

Магазин Apple в Абу-Даби — это уже ставший фирменным стеклянный павильон, окруженный водопадом
Магазин Apple в Абу-Даби — это уже ставший фирменным стеклянный павильон, окруженный водопадом
Реконструированный универмаг Le Samaritaine в Париже — это несколько концепт-сторов разных марок под одной крышей. А еще это спа, 12 ресторанов, люксовый отель и социальное жилье
Реконструированный универмаг Le Samaritaine в Париже — это несколько концепт-сторов разных марок под одной крышей. А еще это спа, 12 ресторанов, люксовый отель и социальное жилье

Такой подход логичным образом распространился и на российские fashion-бренды, чьи флагманские пространства не перестают удивлять и интриговать. Однако что совершенно точно можно назвать уникальным отечественным явлением — так это архитектуру впечатлений применительно к такому нестандартному продукту, как квартира. Нигде в мире больше не уделяют столь пристального внимания офисам продаж жилых комплексов, как в России. Проектируемые известными архитекторами, они становятся по сути шоурумами того или иного образа жизни, ибо в России уже давно не продают просто квадратные метры: здесь продают атмосферу.

Например, девелоперская компания FORMA сделала создание дизайн-пространств, представляющих жилые комплексы, отдельным направлением работы, отражающим и философию компании, и суть каждого отдельного проекта. С 2021 года FORMA открыла пять (!) дизайн-пространств — и уже сейчас они функционируют как полноценные общественные и арт-площадки.

Первый камень в фундамент концептуального будущего: дизайн-пространство Først

Традиция родилась буквально сразу, начиная с первого проекта, с которым бренд FORMA появился на рынке концептуального жилья бизнес-класса. Для комплекса в говорящим названием FØRST (først с датского и норвежского переводится как «первый») бюро WALL и его сооснователь Рубен Аракелян сделали стартовый офис квинтэссенцией дизайн-кода и «легенды» проекта: аскетичная стилистика суровой, но завораживающей природы северных морей.

Клинкерные фасады ЖК Først на Симоновской набережной особенно эффектно будут смотреться с воды. Они спроектированы в эстетике прибрежных скал. Чередование четырех оттенков серого (от темного до светлого) создает эффект слоистой скальной породы. По аналогии с тектонической структурой, которую веками обмывают моря, наиболее темные слои укладываются в основании здания, постепенно меняя градиент до светло-серого на верхних этажах
Клинкерные фасады ЖК Først на Симоновской набережной особенно эффектно будут смотреться с воды. Они спроектированы в эстетике прибрежных скал. Чередование четырех оттенков серого (от темного до светлого) создает эффект слоистой скальной породы. По аналогии с тектонической структурой, которую веками обмывают моря, наиболее темные слои укладываются в основании здания, постепенно меняя градиент до светло-серого на верхних этажах
В ЖК Først на площади более 6 тысяч кв. м появится первый в России ландшафтный парк, имитирующий природную структуру фьорда. Здесь будут созданы 8 флористических «островов», которые с помощью принципа озеленения трещин в камне процитируют структуру многовекового фьорда, омываемого северными морями
В ЖК Først на площади более 6 тысяч кв. м появится первый в России ландшафтный парк, имитирующий природную структуру фьорда. Здесь будут созданы 8 флористических «островов», которые с помощью принципа озеленения трещин в камне процитируют структуру многовекового фьорда, омываемого северными морями

Отсюда образы нордических пейзажей, фьорды и градиенты серого. По словам архитекторов, на изгибе Москвы-реки появится подобие «естественного скального образования» из пяти корпусов, в массе своей повторяющее контур набережной. В этом смысле здание шоурума — его провозвестник, первый камень в предгорье будущих «вершин».

Вытянутый объем неправильной формы, как прекрасное творение природы, хочется рассматривать со всех сторон. Например, на верхней грани «камня» неожиданно возникает кристалл светового фонаря, который в вечернее время испускает волшебное сияние. Боковые грани помимо витражей прорезают вставки из дерева. Много дерева и внутри: повторяя прихотливые формы пространства — прямо как планировка комплекса повторяет изгибы набережной, — оно создает интерьер, который лаконичен и минималистичен, но обогащен именно этой ненавязчивой и тонкой игрой, которую скандинавы описывают, как «less is more»: с природными фактурами и оттенками, светом и преломлениями поверхностей.

Попадая сюда, зритель как бы сразу должен понять: именно такой, невычурной и естественной, должна быть форма. Недаром дизайн-пространство Først не только попало в ТОП-30 лучших общественных зданий по версии международного жюри «Проект Россия», построенных в последние годы, но и номинировалось на звание «Здание года 2022» премии международного издания ArchDaily.

ЖК Republic станет самым масштабным проектом редевелопмента в границах ЦАО – ранее закрытая территория площадью 8 га превратится в крупнейший городской квартал с уникальными общественными пространствами, круглый год наполненными интересными событиями и мероприятиями. На территории квартала Republic будет возведено 10 жилых башен высотой от 24 до 45 этажей
ЖК Republic станет самым масштабным проектом редевелопмента в границах ЦАО – ранее закрытая территория площадью 8 га превратится в крупнейший городской квартал с уникальными общественными пространствами, круглый год наполненными интересными событиями и мероприятиями. На территории квартала Republic будет возведено 10 жилых башен высотой от 24 до 45 этажей

Показательная работа с историей и наследием: дизайн-пространство REPUBLIC

За развитием и строительством городского квартала Republic на Пресне следит вся архитектурная Москва. Во-первых, несмотря на все внешние обстоятельства, 10 новых жилых башен возводятся здесь по проектам не только российских, но и зарубежных бюро. Это английские Steve Brown Architecture, дебютанты российского рынка SimpsonHaugh и хорошо известные у нас John McAslan+Partners, которые уже давали нам интервью по этому поводу; швейцарский архитектор Макс Дудлер, а также отечественные компании WALL и «Меганом» — Юрий Григорян как раз и был тем человеком, который объединил все авторские концепции в единый ансамбль.

Достопримечательное место — «Электромашиностроительный завод памяти революции 1905 года» на Пресненском Валу ведет свою историю с 1869 года, когда было принято решение о строительстве мастерских Московско-Александровской железной дороги. Комплекс зданий из характерного красного кирпича возводился в период железнодорожного «бума» конца XIX века и был окончательно сформирован в 1905-1910 гг.
Достопримечательное место — «Электромашиностроительный завод памяти революции 1905 года» на Пресненском Валу ведет свою историю с 1869 года, когда было принято решение о строительстве мастерских Московско-Александровской железной дороги. Комплекс зданий из характерного красного кирпича возводился в период железнодорожного «бума» конца XIX века и был окончательно сформирован в 1905-1910 гг.

Во-вторых, квартал возводится в значимом для города месте — на территории бывших мастерских Московско-Александровской железной дороги. Поэтому мэтры-архитекторы вдохновлялись прежде всего памятью места, которой «дышит» этот квартал, и ставили перед собой задачу создать мощную интеграцию исторического наследия в его новую историю. И, конечно же, найти новое применение сохранившимся постройкам.

Четыре исторических здания бывших вагоноремонтных мастерских Московско-Александровской железной дороги со статусом объектов культурного наследия будут отреставрированы и интегрированы в общественные пространства города. Общая площадь зданий составит 7 тыс. м2
Четыре исторических здания бывших вагоноремонтных мастерских Московско-Александровской железной дороги со статусом объектов культурного наследия будут отреставрированы и интегрированы в общественные пространства города. Общая площадь зданий составит 7 тыс. м2

До наших дней дошли четыре здания конца XIX-начала XX века из красного кирпича, увенчанные небольшими башенками-пинаклями. Получив статус объектов культурного наследия, в течение многих десятилетий они были закрыты и недоступны для горожан. Теперь в восстановленных исторических интерьерах откроются общественные пространства для всех москвичей.

Исторические интерьеры будут отреставрированы и приспособлены к современному использованию В двухэтажном цеху 1869 — 1880 гг. постройки разместится московский гастрономический центр с этническими, экспериментальными и семейными ресторанами, пекарнями, кондитерскими, кофейнями, лавками кулинарных книг, винотекой и другими «вкусными» возможностями для отдыха и расширения кругозора. Во втором депо 1900-1907 гг. постройки появится шопинг-аллея с бутиками и корнерами российских дизайнеров одежды и аксессуаров, а также камерный киноклуб. Бывшее машинное отделение постройки 1880-1890 гг. займет дошкольное образовательное учреждение со своей отдельной территорией, инклюзивными площадками из натуральных материалов и творческими мастерскими. А еще в одном здании 1900-1907 гг. постройки разместится спортивно-термальный комплекс
Исторические интерьеры будут отреставрированы и приспособлены к современному использованию В двухэтажном цеху 1869 — 1880 гг. постройки разместится московский гастрономический центр с этническими, экспериментальными и семейными ресторанами, пекарнями, кондитерскими, кофейнями, лавками кулинарных книг, винотекой и другими «вкусными» возможностями для отдыха и расширения кругозора. Во втором депо 1900-1907 гг. постройки появится шопинг-аллея с бутиками и корнерами российских дизайнеров одежды и аксессуаров, а также камерный киноклуб. Бывшее машинное отделение постройки 1880-1890 гг. займет дошкольное образовательное учреждение со своей отдельной территорией, инклюзивными площадками из натуральных материалов и творческими мастерскими. А еще в одном здании 1900-1907 гг. постройки разместится спортивно-термальный комплекс
Смоленский (Белорусский) вокзал. Возле водонапорной башни
Смоленский (Белорусский) вокзал. Возле водонапорной башни
Смоленский вокзал. Депо, мастерские
Смоленский вокзал. Депо, мастерские

Как всегда, первой ласточкой грядущих перемен стало уникальное дизайн-пространство. Здесь уже открылась выставка «Пресня. Grand reopening» — экспозиция редких фотографий периода железнодорожного бума XIX века, подготовленная компанией FORMA вместе с «Москва глазами инженера». На выставке можно заглянуть в закулисье Пресненского Вала XIX века, познакомиться с эстетикой краснокирпичной промышленной архитектуры, узнать историю легендарных локомотивов, которые приводили в порядок в мастерских Московско-Александровской железной дороги, ознакомиться с макетом будущего квартала REPUBLIC, а главное — проникнуться атмосферой истории и бережным к ней отношением, которое с самого начала демонстрируют создатели проекта.

Дело в том, что при демонтаже старых покрытий в здании локомотивного цеха (не памятника!) были обнаружены гексагональные плиты из белого чугуна — сверхпрочного материала, используемого в машиностроении из-за своей твердости и износостойкости. И теперь, спасенная от забвения, старинная промышленная плитка украшает пол дизайн-пространства REPUBLIC — но чего это стоило!

Укладывалась такая плитка тоже «на века» — на бетонную смесь, так что демонтировали ее практически без участия техники, чтобы нанести минимальный вред. Крупные фрагменты бетона приходилось отбивать вручную, а плитку подвергать обязательной пескоструйной обработке. Кроме того, столкнулись с тем, что белый чугун очень быстро ржавел. Только с седьмой попытки, после долгих поисков и экспериментов, специалисты смогли подобрать правильный защитный состав, позволяющий сохранить и дальше использовать найденную плитку.

Всего таким образом удалось сохранить и очистить 5000 чугунных элементов-гексагонов, которые стали не просто полом, но важным артефактом. И пусть в масштабах всего проекта эта победа и небольшая, но ее роль как раз в том, чтобы показать: прежде всего — история, прежде всего смыслы; и невозможно строить будущее без гармонии с прошлым.

Квартал Portland в акватории Южного речного порта, спроектированный в духе голландских портовых городов, представляет собой «волну» из восьми разноэтажных жилых корпусов высотой от 15 до 29 этажей. Особое внимание в проекте уделяется благоустройству набережной
Квартал Portland в акватории Южного речного порта, спроектированный в духе голландских портовых городов, представляет собой «волну» из восьми разноэтажных жилых корпусов высотой от 15 до 29 этажей. Особое внимание в проекте уделяется благоустройству набережной

Работа мысли вместо работы кранов: дизайн-пространство PORTLAND

Морские грузовые контейнеры во всем мире уже давно и широко используют в музейной и выставочной практике. Из них сооружают шоу-румы и кафе, магазины и гостиницы, поп-ап- и арт-пространства. Так что идея сделать офис продаж из контейнеров буквально витала в воздухе — и «приземлилась» на берегу Москва-реки в районе Южного порта. Именно здесь формируется новая точка притяжения, мегапроект по созданию мультифункциональной застройки, включающий общегородскую набережную длиной целых 13 км. И где еще, как не на бывшей портовой территоритории, мог появиться подобный арт-объект?

Новое дизайн-пространство с доминантой-маяком, собранное из контейнеров, стекла и палубной доски, выступает шоу-румом жилого комплекса PORTLAND. Авторами концепции стали сама FORMA, голландцы de Architekten Cie, отвечающие за архитектуру зданий, а также российские бюро A61 (интерьеры) и HAAST (благоустройство). По их мнению, концептуально дизайн-пространство и будущие корпуса объединяет единый архитектурный код, передающий драйвовую энергетику морской гавани. Атмосфера постоянного движения и взаимообмена, здоровая функциональность и мультикультурность, осознанное потребление и отношение к жизни — все те ассоциации, которые навевает «контейнерная архитектура», — станут основой жизни нового района. А само дизайн-пространство окажется частью его креативной инфраструктуры. Вместо доков и ангаров появятся прибрежные парки и дома, вместо кранов — общедоступный причал, так что в квартал можно будет приехать по воде, вместо грузов — творческая энергия, которой наполнят это место будущие жители.

Прозрачность намерений и ценность момента: дизайн-пространство MOMENTS

Возле старинного усадебного парка Покровское-Стрешнево, на территории будущего экоквартала MOMENTS, установлен еще один арт-объект — стеклянный куб высотой 9 метров. Строение отличается чистой геометрией и легкостью формы, что превращает архитектуру в фон, «пропускающий» сквозь себя пейзаж и смену времен года.

В отличие от проекта PORTLAND, проектирование дизайн-пространства и жилого комплекса MOMENTS (а стеклянный куб — это, конечно, оно) было доверено разным бюро. При этом их концепции тоже объединены одной генеральной идеей. Архитектура ЖК разработана московским бюро Kamen Architects, которому удалось создать редкий пример «полупрозрачной» архитектуры, с чистой геометрией фасадов и легкими силуэтами. Схожие принципы были использованы и бюро de Architekten Cie и Artbabayants Architects при проектировании дизайн-пространства: лаконичные и визуально чистые решения позволяют архитектуре «растворяться» в окружающей природе и впускать ее внутрь — так в интерьере появились живые деревья.

Концепцию кубического дизайн-пространства площадью 322 кв. м разработали бюро de Architekten Cie и студия Artem Babayants Architects
Концепцию кубического дизайн-пространства площадью 322 кв. м разработали бюро de Architekten Cie и студия Artem Babayants Architects

Как признаются авторы идеи комплекса, она выстроена на восприятии жизни как потока уникальных моментов. Это значит, что будущая жилая среда — а стало быть, и представляющее ее дизайн-пространство, — с одной стороны, должно давать человеку эмоциональный и чувственный опыт, а с другой, не должно быть перегруженным и отвлекающим от сути вещей. Никаких акцентов на фасаде, никаких деталей и швов в интерьере — чистый и прозрачный стеклянный куб, открывающий вид на все стороны света.

Концепцию кубического дизайн-пространства площадью 322 кв. м разработали бюро de Architekten Cie и студия Artem Babayants Architects
Концепцию кубического дизайн-пространства площадью 322 кв. м разработали бюро de Architekten Cie и студия Artem Babayants Architects

Светлые краски и натуральное дерево в мебели и отделке помогут представить себя в одном из лобби будущего жилого комплекса — они спроектированы как лаунж-зоны с видами на собственный сад. Таким образом ощущения в моменте и превращаются в опыт — тот, который нам только еще предстоит испытать.

Новый квартал Soul — проект, в который вовлечен пул европейских и российских архитекторов
Новый квартал Soul — проект, в который вовлечен пул европейских и российских архитекторов

«Новая офлайновость»: дизайн-пространство SOUL

Концепция квартала SOUL, где запланирована современная архитектура от SimpsonHaugh, АПЕКС и Mei architects и ландшафтное оформление от Gillespies и GAFA, нацелена на то, чтобы отвлечь от неизменной столичной суеты, переключить внимание от цифрового пространства к реальному. Недаром слоганом проекта был выбран «offline квартал». SOUL будет наполнен «аналоговой» инфраструктурой, которая ориентирована на раскрытие творческого потенциала обитателей: школа искусств, изомастерские и т.д. Во многом это навеяно опять же памятью места: в состав квартала входит объект культурного наследия — Изофабрика архитектора Георгия Гольца, созданная в духе раннего итальянского Ренессанса.

Переложив ценности офлайн-присутствия на язык архитектуры, SimpsonHaugh спроектировали один из первых объектов SOUL — лаконичное дизайн-пространство с террасой, которое транслирует ключевые смыслы. Нижний уровень павильона почти полностью прозрачен, распахнут вовне к городу и ландшафту; второй этаж скрыт ламелями, которые задают фасаду эффектный ритм, а третий придает строению более динамичную форму, совмещает в себе открытость и приватность — за счет террасы и закрытой надстройки. Совсем скоро уже здесь, в дизайн-пространстве, откроются первые творческие мастерские и начнут проходить соул-сейшены на крыше, демонстрируя арт-атмосферу будущего квартала.

Нужное настроение подхватила в интерьерах архитектор Мария Яско, создав минималистичное и эстетское пространство. На первом этаже строения расположены приветственная зона, лаунж для взрослых и игровая для детей. Благодаря чистым решениям и обилию света, пространство напоминает по стилю галерею современного искусства, в которой главным экспонатом стал макет будущего квартала SOUL. Мимо него действительно не пройти: две масштабные световых инсталляции в виде объемных скошенных параллелепипедов подчеркивают и подсвечивают те зоны в пространстве, которые особенно заслуживают внимания посетителей.

Второй уровень — зона делового общения. Сейчас здесь находится бэк-офис FORMA и несколько переговорных комнат. На фоне стекла, бетона и дерева, подсказанных архитектурой здания, акцентным материалом стала натуральная латунь, которая придает пространству дополнительный лоск и смягчает офисную атмосферу. Этот материал служит объединяющим элементом всего интерьера дизайн-пространства.

Наконец, третий уровень — лаундж с открытой террасой. Именно эта часть здания транслирует главный манифест проекта: «Мир меняют те, кто остается собой», нанесенный на контрастную синюю стену прямо напротив выхода на террасу. А оставаться собой в аналоговом мире гораздо честнее, чем в цифровом.

Так что мероприятия на новой арт-площадке планируются исключительно «оффлайновые» и творческие: важно уже сейчас погрузить потенциальных жителей в будущую атмосферу квартала.

Собственно, телепортами из цифры в аналог можно справедливо назвать все подобные дизайн-пространства. Они и создаются для того, чтобы от бездушных визуализаций и описаний, пусть самых ярких и витиеватых, можно было вдруг перейти в их ожившую версию — не в метавселенной, а в физическом мире.

Туда, где текстуры и фактуры, настоящие люди и чувства, разговоры без телефонов и зумов. Туда, где душа. Где можно почувствовать, как именно хочется жить на самом деле.

Раньше архитекторы проектировали только «мокапы» фасадов — теперь они проектируют «мокапы» среды. И пользоваться ими надо соответствующе: через собственный опыт. И даже если прямо сейчас вы не собираетесь переезжать в новый район, появление этого новой архитектурной типологии дает возможность каждому понять — как это было у Гогена: «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?».

читать на тему: