Новая форма жизни: как шоурумы будущих городских кварталов становятся воплощениями «гения места» зарождающейся здесь среды обитания
Манифест архитектурного дизайн-кода или чуткого подхода к сохранению истории? Демонстрация бережного отношения к экологии или декларация живого общения как главной жизненной ценности? А может быть, образец единения архитектуры и природы? Сегодня офисы продаж строящихся жилых районов настолько вышли за рамки банальной функции заключения сделки, что даже называть их таковыми кажется некорректным.
Экономика впечатлений
Тренд на создание дизайн-пространств, которые бы транслировали ДНК бренда и вместе с тем производили на посетителей запоминающийся вау-эффект, пришел в девелоперский бизнес из fashion-индустрии. В эпоху развития онлайн-продаж одежные, ювелирные и даже технологические бренды начали создавать бутики нового типа — концепт-сторы, куда приходят не столько за покупками, сколько за впечатлениями. Те же магазины Apple во всем мире — это по определению архитектурные достопримечательности, за облик которых неизменно отвечает Норман Фостер. В знаменитом парижском универмаге Le Samaritaine после реконструкции прописалась местная галерея современного искусства и появилась «Территория красоты» с бьюти-барами и бутиками косметики. Да и сами бутики подают свой товар зачастую на манер музейных экспонатов, чтобы гость мог прочувствовать драгоценность продукта и момента одновременно.
Такой подход логичным образом распространился и на российские fashion-бренды, чьи флагманские пространства не перестают удивлять и интриговать. Однако что совершенно точно можно назвать уникальным отечественным явлением — так это архитектуру впечатлений применительно к такому нестандартному продукту, как квартира. Нигде в мире больше не уделяют столь пристального внимания офисам продаж жилых комплексов, как в России. Проектируемые известными архитекторами, они становятся по сути шоурумами того или иного образа жизни, ибо в России уже давно не продают просто квадратные метры: здесь продают атмосферу.
Например, девелоперская компания FORMA сделала создание дизайн-пространств, представляющих жилые комплексы, отдельным направлением работы, отражающим и философию компании, и суть каждого отдельного проекта. С 2021 года FORMA открыла пять (!) дизайн-пространств — и уже сейчас они функционируют как полноценные общественные и арт-площадки.
Первый камень в фундамент концептуального будущего: дизайн-пространство Først
Традиция родилась буквально сразу, начиная с первого проекта, с которым бренд FORMA появился на рынке концептуального жилья бизнес-класса. Для комплекса в говорящим названием FØRST (først с датского и норвежского переводится как «первый») бюро WALL и его сооснователь Рубен Аракелян сделали стартовый офис квинтэссенцией дизайн-кода и «легенды» проекта: аскетичная стилистика суровой, но завораживающей природы северных морей.
Отсюда образы нордических пейзажей, фьорды и градиенты серого. По словам архитекторов, на изгибе Москвы-реки появится подобие «естественного скального образования» из пяти корпусов, в массе своей повторяющее контур набережной. В этом смысле здание шоурума — его провозвестник, первый камень в предгорье будущих «вершин».
Вытянутый объем неправильной формы, как прекрасное творение природы, хочется рассматривать со всех сторон. Например, на верхней грани «камня» неожиданно возникает кристалл светового фонаря, который в вечернее время испускает волшебное сияние. Боковые грани помимо витражей прорезают вставки из дерева. Много дерева и внутри: повторяя прихотливые формы пространства — прямо как планировка комплекса повторяет изгибы набережной, — оно создает интерьер, который лаконичен и минималистичен, но обогащен именно этой ненавязчивой и тонкой игрой, которую скандинавы описывают, как «less is more»: с природными фактурами и оттенками, светом и преломлениями поверхностей.
Попадая сюда, зритель как бы сразу должен понять: именно такой, невычурной и естественной, должна быть форма. Недаром дизайн-пространство Først не только попало в ТОП-30 лучших общественных зданий по версии международного жюри «Проект Россия», построенных в последние годы, но и номинировалось на звание «Здание года 2022» премии международного издания ArchDaily.
Показательная работа с историей и наследием: дизайн-пространство REPUBLIC
За развитием и строительством городского квартала Republic на Пресне следит вся архитектурная Москва. Во-первых, несмотря на все внешние обстоятельства, 10 новых жилых башен возводятся здесь по проектам не только российских, но и зарубежных бюро. Это английские Steve Brown Architecture, дебютанты российского рынка SimpsonHaugh и хорошо известные у нас John McAslan+Partners, которые уже давали нам интервью по этому поводу; швейцарский архитектор Макс Дудлер, а также отечественные компании WALL и «Меганом» — Юрий Григорян как раз и был тем человеком, который объединил все авторские концепции в единый ансамбль.
Во-вторых, квартал возводится в значимом для города месте — на территории бывших мастерских Московско-Александровской железной дороги. Поэтому мэтры-архитекторы вдохновлялись прежде всего памятью места, которой «дышит» этот квартал, и ставили перед собой задачу создать мощную интеграцию исторического наследия в его новую историю. И, конечно же, найти новое применение сохранившимся постройкам.
До наших дней дошли четыре здания конца XIX-начала XX века из красного кирпича, увенчанные небольшими башенками-пинаклями. Получив статус объектов культурного наследия, в течение многих десятилетий они были закрыты и недоступны для горожан. Теперь в восстановленных исторических интерьерах откроются общественные пространства для всех москвичей.
Как всегда, первой ласточкой грядущих перемен стало уникальное дизайн-пространство. Здесь уже открылась выставка «Пресня. Grand reopening» — экспозиция редких фотографий периода железнодорожного бума XIX века, подготовленная компанией FORMA вместе с «Москва глазами инженера». На выставке можно заглянуть в закулисье Пресненского Вала XIX века, познакомиться с эстетикой краснокирпичной промышленной архитектуры, узнать историю легендарных локомотивов, которые приводили в порядок в мастерских Московско-Александровской железной дороги, ознакомиться с макетом будущего квартала REPUBLIC, а главное — проникнуться атмосферой истории и бережным к ней отношением, которое с самого начала демонстрируют создатели проекта.
Дело в том, что при демонтаже старых покрытий в здании локомотивного цеха (не памятника!) были обнаружены гексагональные плиты из белого чугуна — сверхпрочного материала, используемого в машиностроении из-за своей твердости и износостойкости. И теперь, спасенная от забвения, старинная промышленная плитка украшает пол дизайн-пространства REPUBLIC — но чего это стоило!
Укладывалась такая плитка тоже «на века» — на бетонную смесь, так что демонтировали ее практически без участия техники, чтобы нанести минимальный вред. Крупные фрагменты бетона приходилось отбивать вручную, а плитку подвергать обязательной пескоструйной обработке. Кроме того, столкнулись с тем, что белый чугун очень быстро ржавел. Только с седьмой попытки, после долгих поисков и экспериментов, специалисты смогли подобрать правильный защитный состав, позволяющий сохранить и дальше использовать найденную плитку.
Всего таким образом удалось сохранить и очистить 5000 чугунных элементов-гексагонов, которые стали не просто полом, но важным артефактом. И пусть в масштабах всего проекта эта победа и небольшая, но ее роль как раз в том, чтобы показать: прежде всего — история, прежде всего смыслы; и невозможно строить будущее без гармонии с прошлым.
Работа мысли вместо работы кранов: дизайн-пространство PORTLAND
Морские грузовые контейнеры во всем мире уже давно и широко используют в музейной и выставочной практике. Из них сооружают шоу-румы и кафе, магазины и гостиницы, поп-ап- и арт-пространства. Так что идея сделать офис продаж из контейнеров буквально витала в воздухе — и «приземлилась» на берегу Москва-реки в районе Южного порта. Именно здесь формируется новая точка притяжения, мегапроект по созданию мультифункциональной застройки, включающий общегородскую набережную длиной целых 13 км. И где еще, как не на бывшей портовой территоритории, мог появиться подобный арт-объект?
Новое дизайн-пространство с доминантой-маяком, собранное из контейнеров, стекла и палубной доски, выступает шоу-румом жилого комплекса PORTLAND. Авторами концепции стали сама FORMA, голландцы de Architekten Cie, отвечающие за архитектуру зданий, а также российские бюро A61 (интерьеры) и HAAST (благоустройство). По их мнению, концептуально дизайн-пространство и будущие корпуса объединяет единый архитектурный код, передающий драйвовую энергетику морской гавани. Атмосфера постоянного движения и взаимообмена, здоровая функциональность и мультикультурность, осознанное потребление и отношение к жизни — все те ассоциации, которые навевает «контейнерная архитектура», — станут основой жизни нового района. А само дизайн-пространство окажется частью его креативной инфраструктуры. Вместо доков и ангаров появятся прибрежные парки и дома, вместо кранов — общедоступный причал, так что в квартал можно будет приехать по воде, вместо грузов — творческая энергия, которой наполнят это место будущие жители.
Прозрачность намерений и ценность момента: дизайн-пространство MOMENTS
Возле старинного усадебного парка Покровское-Стрешнево, на территории будущего экоквартала MOMENTS, установлен еще один арт-объект — стеклянный куб высотой 9 метров. Строение отличается чистой геометрией и легкостью формы, что превращает архитектуру в фон, «пропускающий» сквозь себя пейзаж и смену времен года.
В отличие от проекта PORTLAND, проектирование дизайн-пространства и жилого комплекса MOMENTS (а стеклянный куб — это, конечно, оно) было доверено разным бюро. При этом их концепции тоже объединены одной генеральной идеей. Архитектура ЖК разработана московским бюро Kamen Architects, которому удалось создать редкий пример «полупрозрачной» архитектуры, с чистой геометрией фасадов и легкими силуэтами. Схожие принципы были использованы и бюро de Architekten Cie и Artbabayants Architects при проектировании дизайн-пространства: лаконичные и визуально чистые решения позволяют архитектуре «растворяться» в окружающей природе и впускать ее внутрь — так в интерьере появились живые деревья.
Как признаются авторы идеи комплекса, она выстроена на восприятии жизни как потока уникальных моментов. Это значит, что будущая жилая среда — а стало быть, и представляющее ее дизайн-пространство, — с одной стороны, должно давать человеку эмоциональный и чувственный опыт, а с другой, не должно быть перегруженным и отвлекающим от сути вещей. Никаких акцентов на фасаде, никаких деталей и швов в интерьере — чистый и прозрачный стеклянный куб, открывающий вид на все стороны света.
Светлые краски и натуральное дерево в мебели и отделке помогут представить себя в одном из лобби будущего жилого комплекса — они спроектированы как лаунж-зоны с видами на собственный сад. Таким образом ощущения в моменте и превращаются в опыт — тот, который нам только еще предстоит испытать.
«Новая офлайновость»: дизайн-пространство SOUL
Концепция квартала SOUL, где запланирована современная архитектура от SimpsonHaugh, АПЕКС и Mei architects и ландшафтное оформление от Gillespies и GAFA, нацелена на то, чтобы отвлечь от неизменной столичной суеты, переключить внимание от цифрового пространства к реальному. Недаром слоганом проекта был выбран «offline квартал». SOUL будет наполнен «аналоговой» инфраструктурой, которая ориентирована на раскрытие творческого потенциала обитателей: школа искусств, изомастерские и т.д. Во многом это навеяно опять же памятью места: в состав квартала входит объект культурного наследия — Изофабрика архитектора Георгия Гольца, созданная в духе раннего итальянского Ренессанса.
Переложив ценности офлайн-присутствия на язык архитектуры, SimpsonHaugh спроектировали один из первых объектов SOUL — лаконичное дизайн-пространство с террасой, которое транслирует ключевые смыслы. Нижний уровень павильона почти полностью прозрачен, распахнут вовне к городу и ландшафту; второй этаж скрыт ламелями, которые задают фасаду эффектный ритм, а третий придает строению более динамичную форму, совмещает в себе открытость и приватность — за счет террасы и закрытой надстройки. Совсем скоро уже здесь, в дизайн-пространстве, откроются первые творческие мастерские и начнут проходить соул-сейшены на крыше, демонстрируя арт-атмосферу будущего квартала.
Нужное настроение подхватила в интерьерах архитектор Мария Яско, создав минималистичное и эстетское пространство. На первом этаже строения расположены приветственная зона, лаунж для взрослых и игровая для детей. Благодаря чистым решениям и обилию света, пространство напоминает по стилю галерею современного искусства, в которой главным экспонатом стал макет будущего квартала SOUL. Мимо него действительно не пройти: две масштабные световых инсталляции в виде объемных скошенных параллелепипедов подчеркивают и подсвечивают те зоны в пространстве, которые особенно заслуживают внимания посетителей.
Второй уровень — зона делового общения. Сейчас здесь находится бэк-офис FORMA и несколько переговорных комнат. На фоне стекла, бетона и дерева, подсказанных архитектурой здания, акцентным материалом стала натуральная латунь, которая придает пространству дополнительный лоск и смягчает офисную атмосферу. Этот материал служит объединяющим элементом всего интерьера дизайн-пространства.
Наконец, третий уровень — лаундж с открытой террасой. Именно эта часть здания транслирует главный манифест проекта: «Мир меняют те, кто остается собой», нанесенный на контрастную синюю стену прямо напротив выхода на террасу. А оставаться собой в аналоговом мире гораздо честнее, чем в цифровом.
Так что мероприятия на новой арт-площадке планируются исключительно «оффлайновые» и творческие: важно уже сейчас погрузить потенциальных жителей в будущую атмосферу квартала.
Собственно, телепортами из цифры в аналог можно справедливо назвать все подобные дизайн-пространства. Они и создаются для того, чтобы от бездушных визуализаций и описаний, пусть самых ярких и витиеватых, можно было вдруг перейти в их ожившую версию — не в метавселенной, а в физическом мире.
Туда, где текстуры и фактуры, настоящие люди и чувства, разговоры без телефонов и зумов. Туда, где душа. Где можно почувствовать, как именно хочется жить на самом деле.
Раньше архитекторы проектировали только «мокапы» фасадов — теперь они проектируют «мокапы» среды. И пользоваться ими надо соответствующе: через собственный опыт. И даже если прямо сейчас вы не собираетесь переезжать в новый район, появление этого новой архитектурной типологии дает возможность каждому понять — как это было у Гогена: «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?».