Новый «Континент» в центре Краснодара
В начале октября ГК «БЭЛ Девелопмент» официально представила жителям Краснодара новый многофункциональный центр «Континент», который планируют построить в самом центре города. Автором концепции стал известный японский архитектор Кенго Кума, и в случае успешной реализации проект может стать недостающей городу достопримечательностью нового времени.
Проект был презентован на форуме «Re:старт. Лучшие практики девелопмента в историческом центре: развивать, сохраняя». Сама тема форума должна была подготовить местные власти и общественность к тому, что в живых крупных городах неизбежны изменения. И то, что сегодня может сегодня показаться потрясением — подчеркнуто современная и довольно масштабная постройка в самом центре города, — завтра запросто может стать одной из главных точек притяжения.
Заход девелоперской компании издалека, с подогревом публики — хороший и аккуратный маркетинговый ход. В таком проекте главное не встретить отторжение на самом первом этапе. Вся история архитектуры — это история неприятия новых памятников в исторической канве города: мало кто способен с ходу принять масштабные изменения.
Тем не менее, города живут и меняются, нравится нам это или нет, и то, что вчера казалось немыслимым, довольно быстро становится символом нового времени. Примеров сотни, и многие из них стали настоящей легендой.
Все знают, что парижане писали петиции ради «защиты французского стиля, архитектуры и истории, против нецелесообразной и ужасной Эйфелевой башни». Подписывали ее, кстати, не последние люди города: Эмиль Золя, Шарль Гарнье и Александр Дюма-младший. И ничего: построили, привыкли и даже любят.
Не менее драматичная история была и у Сиднейского оперного театра от датского архитектора Йорна Утзона, экспрессивная архитектура которого оказалась бедствием при строительстве (превышение бюджета, затягивание сроков сдачи объекта в эксплуатацию) и так скомпрометировала автора, что тот был вынужден выйти из проекта и уехать из города. Зато сегодня много ли кто с ходу назовет другую знаковую достопримечательность Сиднея? К тому же здание бесспорно сыграло огромную роль в развитии городского туризма, создав в Сиднее «эффект Бильбао» задолго до самого Бильбао.
Примеров зданий, которые за счет иконической современной архитектуры изменили экономику районов, а порой и целых городов, не так мало, но у всех есть отличительная черта – они общедоступные и чаще всего несут культурную функцию. Поэтому в громкий девелоперский проект сегодня принято «зашивать» именно подобную составляющую. В краснодарском «Континенте» ею станет театрально-концертный комплекс площадью 11, 9 тыс. м2, который предположительно будет главной репетиционной и концертной площадкой для Кубанского казачьего хора. Так что культурная часть проекта выбрана максимально репрезентативной для города и края.
Многофункциональный театрально-концертный комплекс, общая площадь которого составит 75 тыс. м2, планируют возводить буквально в самом сердце Краснодара на пересечении улиц Длинной и Красной. Именно здесь, на Красной, расположен главный бульвар-променад, сосредоточены основные достопримечательности, театры, музеи и многочисленные рестораны. Застройка вокруг тоже преимущественно типично краснодарская, купеческая: невысокие двух-трехэтажные здания, часто из красного кирпича, как любят в городе, перемежающиеся порой довольно массивными советскими вкраплениями. Тем не менее, квартал под новую застройку расположен прямо напротив отеля Marriott — огромной 21-этажной башни, так что новое здание не «разопрет» уже сложившуюся застройку, а наоборот — уравновесит высотный корпус отеля, симметрично фланкировав с двух сторон историческую улицу. Сегодня на месте будущего комплекса — обнесенный стеною пустырь, а по краям 193-го квартала, где он будет расположен, — четыре памятника-объекта культурного наследия, которые будут отреставрированы и которые так или иначе перекликаются с архитектурой нового проекта.
Проект бюро Kengo Kuma & Associates разрабатывался конкретно под этот квартал с уважением к примыкающим памятникам и даже с некоторым оммажем к ним, но при этом вышел типичным проектом Кенго Кумы: с одной стороны, с явным акцентом на природную составляющую, без которого немыслимо ни одно здание знаменитого японца, с другой — с характерной для его почерка дефрагментацией. Его здания никогда не кажутся массивно-монолитными, они словно рассыпаются на множество элементов, будь то музей Виктории и Альберта в шотландском Данди, региональный фонд современного искусства (FRAC) в Марселе или построенный им корпус Токийского университета.
Масштабное в целом здание разделено на четыре уступчатых объема, которые сужаются кверху, а пространство между ним превращается в общественное: петляющий между зданий бульвар уже получил название «Зеленая река» и должен стать частью открытой горожанам озелененной территории. Да и сами здания в концепции сплошь покрыты зеленью.
На визуализациях комплекс больше всего напоминает висячие сады Семирамиды: похожие на зиккураты уступчатые объемы — правда, легкие и все в стекле — засажены деревьями и кустарниками. По словам Анастасии Семенченко, соосновательницы проектного бюро МК3, которое «приземляет» концепцию бюро Kengo Kuma & Associates на российскую почву и в сложившейся ситуации ведет проект, источником вдохновения для японского бюро послужила природа Кубани, петляющая прямо по Краснодару река и расположенные неподалеку зеленые горы.
Надо сказать, что очень близкий по стилю проект Кума спроектировал и для Парижа: в его Hotel 1 — все те же рассыпающиеся мозаикой фасады, много зелени и раздельные объемы, соединяющиеся в единое целое. Впрочем, почему бы и не повторить хороший прием.
Другим источником вдохновения стал сам Краснодар и его архитектура: Кума деликатно перенимает гамму окрестных построек, где много краснокирпичных зданий, сделав облицовку фасада в красных тонах. Но это именно оттенок, ни в коем случае не стилизация под кирпич. Более того, этот оттенок варьируется — Кума использует прием градиента от красного к белому, облегчая фасад и одновременно связывая объем со всеми историческими зданиями, сохранившимися в квартале, — часть из них краснокирпичная, часть белая.
Через здания, объединенные единым стилобатом, проложен зеленый бульвар, который должен «сшить» ткань города в этом месте, уже больше двух десятилетий разорванную огороженным пустырем. Обаятельная черта бульвара — крытые галереи. С одной стороны, это современный парафраз галереям старинных классических городов (вспомним, к примеру, Болонью), с другой — внимание к городу с его жарким южным климатом. Первые этажи сделаны полупрозрачными, проницаемыми, визуально они часть общегородских пространств.
Эффектно смотрится фойе площадки Кубанского Казачьего хора: большое залитое светом пространство с легчайшей лестницей, ведущей в залы, обилием зелени и легкими полотнами на потолке (тут вспоминается строящийся театр Камала в Казани, где тоже активно участвовал Кенго Кума). В театре планируется две площадки: большой зал на 1200 мест с уникальной акустикой и малый зал на 250 мест с круговой рассадкой, как сегодня модно. На стене зала — орнамент с имитацией колосьев: японское виденье аутентичного кубанского декора.
Помимо площадки для казачьего хора в здании обещаны научно-образовательный кластер с современными мультимедийными технологиями, выставочные и офисные пространства и отель. Пока подробностей про интерьеры и характер пространств нет, все еще в процессе проработки.
Если удастся построить здание в том виде, что на визуализациях, — не нарушая пропорции, не добавляя (но и не убирая бездумно) этажность, не отказываясь от променада и обилия зелени (не три формальных куста в кадках, а настоящий полноценный сад), красиво выстроив эти открытые галереи, — Краснодар может получить еще одну современную достопримечательность, в дополнение в парку у стадиона «Краснодар». Объективно в городе, несмотря на все его старомодное обаяние, совершенно нет качественной современной архитектуры, хотя просто современной более чем достаточно. И этот проект с громким именем, быть может, начнет новую веху развития города, который последние десятилетия в любом случае очень сильно растет и меняется.