Да будет цвет!
Активное использование цвета — одна из заметных тенденций современного экспозиционного дизайна. Мы поговорили об этом с кураторами и архитекторами самых заметных идущих сейчас московских выставок и с компанией Manders, являющейся партнером многих музеев.
Последние годы экспозиционный дизайн становится все более зрелищным, сложным и динамичным. Посетителю недостаточно просто качественного набора экспонатов — он ищет впечатлений, эмоций и приключений. И здесь цвет становится одним из самых мощных инструментов экспозиционного дизайна.
Цвет зонирует
В Музее русского импрессионизма проходит выставка «Охотники за искусством», которая почти в детективном ключе рассказывает истории четырнадцати коллекционеров из Москвы и Ленинграда. Бюро Project Eleven во главе с Игорем Чиркиным с помощью экспозиционных стендов разной высоты и цвета зонировали выставку на 14 самостоятельных коллекций и историй, позволяя при этом сопоставлять произведения.
«Цвет стен не должен был стать здесь дополнительным визуальным акцентом, отвлекающим внимание, — говорит куратор выставки Анастасия Винокурова. — Наоборот, с его помощью мы поддерживаем логику повествования, сценарий и общую гармонию. В экспозиции „Охотники за искусством“ было важно отметить цветом разные разделы выставки, не нарушая при этом общее впечатление целостности. Наоборот, цветом мы поддерживаем логику повествования, сценарий экспозиции и общую гармонию».
В экспозиции «Охотники за искусством», состоящей из четырнадцати разделов, было важно цветом отметить эти части выставки, не нарушая при этом гармоничного целого. Для этого наилучшим образом подошел глубокий оттенок зеленого Sage Green краски Little Green, ставший также фоном для монохромных черно-белых портретов коллекционеров – героев выставки «Охотники за искусством». При этом в каждом разделе имеется интенсивный цветовой акцент – им стал оттенок охры Tuskan Red, усиливающий общее колористическое решение выставки.
Ориентирует/ дезориентирует
В залах Новой Третьяковки открылась выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», архитектуру экспозиции которой создал знаменитый Даниэль Либескинд.
«На этой выставке мы стремились отойти от привычной формы сотрудничества кураторской группы и архитектора, – рассказывает куратор выставки Сергей Фофанов, – Либескинду было предложено выступить в качестве метахудожника всего проекта и создать пространство романтизма, а не делать стены для выставки и выставочный дизайн. С нашей точки зрения, он гениально справился с этой задачей».
По проекту Даниэля Либескинда был возведен настоящий лабиринт, где сталкиваются две оси — сопоставления искусства двух стран и тех тем, которые нашли свое отражение в работах художников. Картины, артефакты и инсталляции разместились в разных его частях, разграниченных стенами трех оттенков серого от светлого до почти черного. Это монохромное пространствокрест накрест пересекают два коридора, выделенные драматичными красными порталами, которые и затягивают, и сбивают с толку.
«Выставка не предлагает определенного маршрута следования, она позволяет посетителю выбирать самому, заблудиться, найтись, снова потеряться и в конечном итоге оказаться в месте, которое является пространством, дающим ему чувство сопричастности и общности с этими художниками», — рассуждает Даниэль Либескинд.
«Цвет - один из ключевых элементов любого выставочного или экспозиционного пространство, от него зависит восприятие произведений искусства. Очень рискованный шаг показывать живописные полотна романтиков на черном фоне - прием, которые не возможно представить в классической живописи. Но в нашем случае это сочетание стало не просто уместным, но и очень удачным, например в разделе Свобода», - комментирует Сергей Фофанов.
Выстраивает повествование
В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Под маской Венеции», посвященная 1600-летнему юбилею города на воде. «Выставка состоит из двух частей и двух маршрутов: классический маршрут по венецианским интерьерам и авангардный, представляющий жизнь города во время карнавала. Для обоих маршрутов были выбраны принципиально разные архитектурные решения и соответственно палитры, — поясняет архитектор Юлия Наполова, бюро PS Culture, — пудровое и нежное для классического маршрута и цвета фуксии, неон и изумруд для альтернативной части».
«Как куратор я много обсуждала с Юлей цвета и фактуры, характерные для Венеции, и мы не могли обойтись без мягкого угольно-черного, как бархат треуголок трикорно и плащей табарро, красного - самого торжественного венецианского цвета, оттенка плащей советников дожа, золотисто-желтого, оттенка позолоты львов и декораций на гондолах. Нежность и чувственность будуара - без сомнений, это розовый и мятный; морозная заснеженная Россия - голубой», - рассказывает куратор выставки Дарья Колпашникова.
Задает эмоции
Выставка «Под маской Венеции» — это выставка-квест, выставка-приключение. «Во многом она сделана по театральным законам, с захватывающими спецэффектами и драма- тичными декорациями, где посетитель — главный герой. Поэтому цвет здесь особенно важен, — рассказывает Дарья Колпашникова, куратор выставки. — Темный и тревожный зал, посвященный тюрьмам, и яркий эффектный зал «Казино» с контрастами зеркальных полос, неона, розового и черного хотя и находятся рядом, но совсем разные по характеру и настроению, и во многом именно благодаря цвету».
Подчеркивает экспонаты
Если галереи современного искусства чаще придерживаются концепции white cube, то музеи все активнее работают с цветом в экспозиции, делая ставку то на яркие тона, то на оттенки-невидимки. «Мы много работаем с музеями, и я могу сказать, что живописи идет цветной фон, — говорит Алексей Елисеев, глава Manders. — Всегда большое искушение использовать в оформлении экспозиции несколько цветов, но в таком случае они должны не только гармонировать с предметами искусства, но и друг с другом. Здесь мы можем посоветовать работать с готовыми дизайнер- скими палитрами, представленными в Manders, которые составлены так, что цвета в них всегда будут отлично сочетаться».