Некоторые компании выпускают модели офисных кресел, совмещенных с офисными тренажерами

Офис со здоровой обстановкой: четыре главных принципа

Тема здоровья в контексте офиса сегодня актуальна как никогда. И хотя большую часть инноваций рынок предложил далеко не вчера, а сертификация пространств для хорошего самочувствия действует много лет, только сейчас компании массово начинают задумываться о том, что должны обеспечить своим сотрудникам не только удобное рабочее кресло. Офис в будущем уже никогда не будет прежним.

Вместо планировки — стратегическое планирование

Начнем с того, что «здоровая обстановка» — это не просто физическое наполнение, но и планирование офиса на уровне HR-стратегий, когда сотрудники особым образом подбираются, мотивируются, объединяются в группы, интегрируются в рабочие сценарии и процессы. Например, при создании нового московского офиса Sanofi, по словам архитекторов OFFCON, было проведено большое предварительное исследование с опросами сотрудников и тесным взаимодействием с лидерами мнений: при таком подходе и само пространство, и люди в нем работают с максимальной эффективностью и отдачей. Последние — еще и потому, что чувствуют себя в нем, как дома: ощущают офис идеально настроенным под все свои потребности. 

На самом деле наиболее полно все шаги на пути к здоровой обстановке на рабочем месте описывает стандарт WELL building standard: в его основе лежит прежде всего не энергоэффективность зданий или их углеродный след, но комфорт и благополучие человека. По следам новых «пандемийных» потребностей и фобий создатели стандарта перегруппировали параметры «здорового пространства» — а их более 100 — в тематические разделы, которые отвечают как за физическое, так и за ментальное здоровье сотрудников. И если некоторые меры предполагают опять же усилия со стороны, скорее, HR-отдела (формирование сообществ, психологическая поддержка семей) или такую экзотику, как организация производства непосредственно в офисе здоровых продуктов питания (например, установку на крыше пчелиных ульев или городской фермы), то все же большая часть из них достигаются относительно простыми и доступными физическими средствами: разумной организацией пространства и выбором правильного оборудования.

Интерьер офиса Sanofi в Москве основан на концепции Activity-Based Working (ABW), то строится вокруг активности сотрудников. С ее помощью рабочее пространство можно оптимизировать к популярному после локдауну гибридному формату, когда часть сотрудников работает офлайн, а часть онлайн. Арх. OFFCON © фото Илья Иванов
Интерьер офиса Sanofi в Москве основан на концепции Activity-Based Working (ABW), то строится вокруг активности сотрудников. С ее помощью рабочее пространство можно оптимизировать к популярному после локдауну гибридному формату, когда часть сотрудников работает офлайн, а часть онлайн. Арх. OFFCON © фото Илья Иванов
Некоторые показатели стратегии стандарта WELL © ABD architects
Некоторые показатели стратегии стандарта WELL © ABD architects
Фрагмент интерьера департамента продаж AVITO в Санкт-Петербурге. Арх. ABD architects © фото Сергей Волокитин
Фрагмент интерьера департамента продаж AVITO в Санкт-Петербурге. Арх. ABD architects © фото Сергей Волокитин

Популяризация и обеспечение чистоты

Базовые вещи, без которых невозможно представить современный офис, — это чистые воздух и вода. В условиях пандемии качественная система вентиляции приобрела еще большее значение: воздух нужно очищать, заставлять его потоки двигаться, по возможности регулировать влажность. Все эти опции закладываются на начальной стадии ремонта и не терпят экономии, поскольку последующая переделка полностью укомплектованного, но безнадежно душного помещения обойдется в несколько раз дороже.

В случае воды важна не только установка дополнительных фильтров, но и обеспечение к очищенной воде легкого доступа: чтобы любому сотруднику было до нее буквально несколько шагов. То же самое касается моек для рук: их частое расположение в пространстве как раз и способствует популяризации чистоты — наравне с гипоаллергенными и экологически безвредными чистящими средствами, информирующими беседами, агитирующими плакатами и проч.

Поддержка физической активности и правильная эргономика

В этом пункте роль играют как планировочные, так и мебельные решения. Например, можно организовать в офисе отдельную зону для активного времяпрепровождения — если не полноценный тренажерный зал, то хотя бы стол для пинг-понга, воздушного хоккея или обычный турник. Как говорит Семен Татарников, директор FLAI Group, при занятиях спортом разгоняется кровяной поток и вырабатываются эндорфины, так что человек возвращается на рабочее место более замотивированным и готовым к новым свершениям. Известный британский архитектор Асиф Хан рассказывает, что период пандемии подтолкнул его сделать в своей мастерской стену для скалолазания: по его словам, как и архитектура, это своего рода трехмерное освоение пространства — только не умом, а физически. Поэтому скалолазание так нравится архитекторам.

Не менее ответственно следует подойти и к обустройству рабочих мест, которые тоже должны так или иначе стимулировать подвижность и активность. По мнению Анастасии Волковой, руководителя проектов FLAI Group, тут многое зависит от того, работает ли сотрудник за стационарным компьютером или ноутбуком. В первом случае подходят подъемно-опускные столы и другая мебель, заставляющая принимать разные положения. Причем для мониторинга активности, который рекомендует стандарт WELL, эта мебель подключается к специальным приложениям: стулья, пуфы, столы сигнализируют, когда пора сменить позу и пройтись или хотя бы поднять уровень столешницы.

За столом обновленной модели Tyde 2  от Vitra (дизайн братьев Ронана и Эрвана Буруллек) можно стоять или сидеть. Столешница при желании оснащается электроприводом © Vitra
За столом обновленной модели Tyde 2 от Vitra (дизайн братьев Ронана и Эрвана Буруллек) можно стоять или сидеть. Столешница при желании оснащается электроприводом © Vitra
Еще одна модель из ассортимента Vitra – модульные столы с электроприводом CDS дизайна Антонио Читтерио. Каждый модуль представляет собой пару столов с экраном–ролл-шторой между ними, которая, в зависимости от расположения столешниц друг относительно друга, разматывается в одну или другую сторону © Vitra
Еще одна модель из ассортимента Vitra – модульные столы с электроприводом CDS дизайна Антонио Читтерио. Каждый модуль представляет собой пару столов с экраном–ролл-шторой между ними, которая, в зависимости от расположения столешниц друг относительно друга, разматывается в одну или другую сторону © Vitra
Механизм FlowMotion, интегрированный в серию стульев ID (дизайн Антонио Читтерио), компания Vitra разработала вместе с инженерно-техническим университетом Цюриха ETH © Vitra
Механизм FlowMotion, интегрированный в серию стульев ID (дизайн Антонио Читтерио), компания Vitra разработала вместе с инженерно-техническим университетом Цюриха ETH © Vitra
Чтобы поднять или опустить столешницу этой оригинальной разработки, достаточно поднести руку к встроенному круглому сенсору – стол послушно последует за ней вверх или вниз. Или можно опять-таки задействовать мобильное приложение: в нем задается определенный режим работы (20 минут сидим – 20 минут стоим) и отображается фактическое выполнение рекомендаций © Table Air
Чтобы поднять или опустить столешницу этой оригинальной разработки, достаточно поднести руку к встроенному круглому сенсору – стол послушно последует за ней вверх или вниз. Или можно опять-таки задействовать мобильное приложение: в нем задается определенный режим работы (20 минут сидим – 20 минут стоим) и отображается фактическое выполнение рекомендаций © Table Air

Впрочем, даже без электропривода и подключения к Wi-Fi требования к офисному креслу сегодня высоки, так как в нем человек зачастую проводит три четверти своего рабочего времени. Например, у компании Vitra в разработке этой линейки принимали участие врачи и инженеры, так что их стулья обеспечивают оптимальную поддержку позвоночника в самых разных положениях и отклонениях корпуса вперед-назад. Встроенный механизм FlowMotion реализует идею «активного сидения», а движение вперед дает тот же результат, как если бы то был не стул, а специальный мяч для упражнений.  

Во втором случае, когда сотрудник имеет дело с ноутбуком и по определению более мобилен, стимулировать его перемещение по офису может наличие разнообразных привлекательных зон: чтобы он мог поработать, сидя на специальном тренажерном пуфе, держа баланс и напрягая позвоночник; потом переместиться, наоборот, в лаунж-кресло и расслабиться; после выпить кофе с коллегами за обеденным столом — и тут же отправиться в звукоизолированную кабинку для переговоров с видом на город. Такие смены активности тоже очень полезны со всех сторон, повышают интерес к работе и настроение. 

Разнообразие зон для групповой и индивидуальной работы в офисе ВКонтакте в Санкт-Петербурге. Арх. UNK corporate interiors © фото Евгений Гнесин
Разнообразие зон для групповой и индивидуальной работы в офисе ВКонтакте в Санкт-Петербурге. Арх. UNK corporate interiors © фото Евгений Гнесин
Спинка одного из самых популярных кресел Vitra — модели Repo (дизайн Антонио Читтерио) — фиксируется в трех положениях для подбора идеальной расслабляющей позы
Спинка одного из самых популярных кресел Vitra — модели Repo (дизайн Антонио Читтерио) — фиксируется в трех положениях для подбора идеальной расслабляющей позы
Некоторые показатели стратегии стандарта WELL © ABD architects
Некоторые показатели стратегии стандарта WELL © ABD architects
Интерьер шоурума FLAI Group в Москве: приставной столик с регулируемой высотой и наклоном NesTable от Vitra позволит угнездтиться с ноутбуком буквально где угодно. Арх. BRIZ studio © FLAI Group
Интерьер шоурума FLAI Group в Москве: приставной столик с регулируемой высотой и наклоном NesTable от Vitra позволит угнездтиться с ноутбуком буквально где угодно. Арх. BRIZ studio © FLAI Group

Поддержка ментального здоровья и здоровое питание

Как мы уже упоминали, понятие «здоровая обстановка» выходит далеко за рамки удобного рабочего кресла. В состоянии стресса, которое стало для нас обычным, хороши любые средства, чтобы снизить его уровень и попытаться достигнуть психологического комфорта. Для этой цели есть и определенные категории мебели (например, капсулы для сна), и определенные типы помещений для расслабления — как те же комнаты тишины для избавления от негативных энергий, в которых со смартфона индивидуальным образом настраиваются программы звукового и светового сопровождения. Хотя свет и звук в офисе в целом нуждаются в повышенном внимании к себе.

Так, в идеале каждый должен иметь возможность создать персональные световые настройки не только в комнате тишины или капсуле сна, но и на своем рабочем месте. Самые продвинутые работодатели продумывают различные сценарии освещения в течение дня и подстраивают их под циркадные ритмы человека: в этом случае после работы сотрудник быстрее и эффективнее отдыхает и лучше спит. И, разумеется, чем больше естественного света — тем лучше!

Комната тишины в Центре компетенций КЭПиИЗО в Москве служит для психологического и физического расслабления. Арх. ATRIUM © фото Герман Лепёхин
Комната тишины в Центре компетенций КЭПиИЗО в Москве служит для психологического и физического расслабления. Арх. ATRIUM © фото Герман Лепёхин
Первый концепт «клубного офиса» с диванами и перегородками Alcove, Бирсфельден, Швейцария, 2021. Фото Julien Lanoo © Vitra
Первый концепт «клубного офиса» с диванами и перегородками Alcove, Бирсфельден, Швейцария, 2021. Фото Julien Lanoo © Vitra
Варианты компоновки элементов коллекции Alcove от Vitra (дизайн Ронан и Эван Буруллек) © Vitra
Варианты компоновки элементов коллекции Alcove от Vitra (дизайн Ронан и Эван Буруллек) © Vitra
Кухня-кафе с зеленой стеной в офисе IT-компании в Санкт-Петербурге. Арх. BRIZ studio © фото Дмитрий Цыренщиков
Кухня-кафе с зеленой стеной в офисе IT-компании в Санкт-Петербурге. Арх. BRIZ studio © фото Дмитрий Цыренщиков
Некоторые показатели стратегии стандарта WELL © ABD architects
Некоторые показатели стратегии стандарта WELL © ABD architects
Под куполом исторического памятника Санкт-Петербурга — универмага «У Красного моста», где разместился новый офис «ВКонтакте», — архитекторы устроили лаунж-зону, где много естественного света и потрясающие виды на город. Арх. UNK corporate interiors © фото Евгений Гнесин
Под куполом исторического памятника Санкт-Петербурга — универмага «У Красного моста», где разместился новый офис «ВКонтакте», — архитекторы устроили лаунж-зону, где много естественного света и потрясающие виды на город. Арх. UNK corporate interiors © фото Евгений Гнесин

Критически значимым фактором ментального здоровья, конечно же, выступает и звуковой комфорт. При том, что с массовым переходом большей части переговоров в формат онлайн-конференций, который мы наблюдаем последние пару лет, количество разговоров (и шума) в зоне openspace увеличилось, а мест для уединения — нет. В ответ на этот вызов — помимо специально оборудованных «телефонных кабин» и звукоизолированных мягких уголков — в офисах появляются универсальные мобильные решения, с помощью которых можно легко создать «комнату внутри комнаты», отгородившись от внешнего мира. И, кстати, регулируемыми по высоте теперь выпускают столы не только для индивидуальной работы, но и для переговоров, которые стали дольше, чем раньше!

Наконец, к шагам, отвечающим за психологический комфорт, относят и свободный доступ сотрудников к еде и напиткам (отсюда кухни и кофе-пойнты), а также свежему воздуху и природе. Поэтому растения интегрируют прямо в мебельные конструкции, а при офисах устраивают если уж не парки, как в Apple, то уютные зеленые дворики (крыши, террасы…), где в теплое время года можно даже поработать. Анастасия Волкова из FLAI Group утверждает, что в некоторых российских компаниях проходят регулярные лекции о сбалансированном питании и мастер-классы по приготовлению правильных блюд, а в рацион сотрудников включается множество фруктов и овощей, чтобы люди постепенно приобщались к здоровому образу жизни со всех сторон. Потому что главное, чтобы все участники процесса — и работодатели, и сотрудники — стремились к одной цели: сформировать собой здоровое, счастливое и благополучное общество. Только за этим будущее.

Благодарим за помощь в подготовке материала компанию FLAI Group, ее директора Семена Татарникова и руководителя проектов Анастасию Волкову

читать на тему: