От императорских садов до биокуполов будущего: как менялись подходы к ландшафтному дизайну
Ландшафтная архитектура всегда была не просто искусством оформления пространства, а символом власти, достатка и изысканного вкуса. От садов древних цивилизаций до футуристических парков современности, рукотворные ландшафты отражали дух эпохи, подчеркивали статус владельца и демонстрировали высочайший уровень мастерства. О том, какой путь прошла ландшафтная архитектура, специально для ПР кратко рассказал ведущий архитектор частных садов бюро ALD Landscapes Дмитрий Онищенко.
.jpg)
Истоки: сады властителей как символы статуса
Первые сады создавались как воплощение идеального мира — упорядоченного, гармоничного и недоступного простым смертным. Но, конечно, в них была заложена и вполне утилитарная функция: в жарком климате Плодородного Полумесяца или Средиземноморья сады и парки становились настоящими убежищами от палящего солнца, а также способом продемонстрировать богатство и могущество, ведь создание и обслуживание этих сложных комплексов требовало немалых усилий и ресурсов. Можно вспомнить знаменитые примеры из древней истории.
-
Висячие сады Семирамиды — одно из Семи чудес света, многоуровневый комплекс с искусственным орошением, экзотическими растениями и террасами, согласно преданию, подаренный царем Навуходоносором своей жене.
-
Персидские «парадизы» — закрытые сады с каналами, фонтанами и геометрической планировкой, ставшие прообразом исламских дворцовых садов.
-
Сады на территории древнеримских вилл — масштабные ансамбли с водными каскадами, скульптурами и сложной системой аллей, подчеркивавшие могущество императоров, например, Вилла Адриана.
Эти проекты создавались благодаря изобретениям и труду лучших мастеров своего времени — именно так рождалась традиция эксклюзивного ландшафтного дизайна.
Средневековье: устройство рая на земле
Падение Древнего Рима несколько замедлило развитие ландшафтного дизайна в Европе, так как пропал его основной заказчик — состоятельные граждане империи. Однако возникшие на осколках былого могущества монастырские сады и парки в Средние века играли важную роль не только в религиозной, но и в хозяйственной, медицинской и культурной жизни. Их ландшафтная архитектура отражала христианскую символику, практические потребности монастырей и античное наследие, переосмысленное через призму средневекового мировоззрения.
Сады при монастырях проектировались как «рай на земле» — упорядоченный, гармоничный и отгороженный от хаоса внешнего мира. Поэтому они следовали строгой геометрии, отражая божественный порядок, каким его видит христианская церковь — симметрия, правильные формы, четкие размеры. Показательный пример — план Сент-Галленского аббатства, на котором сады располагются в квадратных или прямоугольных участках, окруженных галереями.
Монахи сохранили знания римских агрономов, а через арабские трактаты и торговые маршруты в Европу попали новые растения, такие как цитрусовые, шафран, кориандр, тмин. Многие современные ботанические сады Европы выросли из монастырских традиций. Так, история Ботанического сада Падуи начинается с монастырского аптекарского огорода. В дальнейшем принципы функционального зонирования и символизма повлияли и на европейское садовое искусство Ренессанса и барокко.
Эпоха роскоши: королевские парки Европы
Со временем монастырские сады уступили место грандиозным парковым ансамблям, которые становились политическими манифестами монархов. Мы можем вспомнить самые яркие и знаковые, такие как:
-
Версаль — вершина ландшафтного искусства Франции XVII века. Андре Ленотр создал идеально симметричную композицию с фонтанами, боскетами и перспективами, подчиняющими природу воле короля.
-
Петергоф — «русский Версаль» с грандиозными каскадами и позолоченными скульптурами, где Петр I объединил европейскую эстетику с местными традициями.
-
Сан-Суси — террасный сад Фридриха Великого в Потсдаме, сочетающий барочную роскошь с приватными уголками для философских бесед.
Эти парки проектировались как театры под открытым небом, где каждый элемент — от формы кустарника до расположения фонтана — работал на создание идеальной картины.
Однако в истории ландшафтного дизайна XVII–XVIII веков столкнулись две философии: французский регулярный стиль, прославляющий власть человека над природой, и английский пейзажный, воспевающий естественную гармонию. Это противостояние отражало не только эстетические, но и политические и даже мировоззренческие различия между двумя культурами.
Яркий пример английского подхода — поместье Стоурхед в графстве Уилкшир и все многочисленные сады Гертруды Джекилл, которые больше похожи на природные пейзажи, обрамляющие отнюдь не броскую и помпезную, а бережно интегрированную в пространство архитектуру.
С тех пор обе эти тенденции попеременно обретают чуть большую или меньшую популярность, хотя в последние годы, учитывая тренд на экологичность и устойчивое развитие, английский подход превалирует в большинстве стран мира.
Наше время: частные сады как искусство
С развитием ландшафтной архитектуры как профессии появились и частные заказчики, желавшие видеть в своих владениях не просто красоту, но и уникальность. Частные сады промышленников, магнатов и бизнесменов XX века — это тоже пространства, отражающие вкус, амбиции и статус владельцев. Но теперь заказчики вольны были выбирать из всего богатого ассортимента стилей и подходов.
Одни стремились создать на своем участке французский регулярный парк с симметричными топиарными фигурами. Другие — воссоздать итальянские террасные сады с кипарисами и пиниями. Третьих привлекали образы японских и китайских садов с чайными павильонами и каменными мостами. Четвертые оставались верны подчеркивающим естественность природы английским пейзажным паркам.
Отличным примером нового смешанного подхода к ландшафтному благоустройству стали Сады на вилле Ноай (Villa Noailles) во Франции. Они были спроектированы по заказу Шарля и Мари-Лоизы де Ноай как продолжение архитектурной концепции виллы, построенной главным французским модернистом Робером Малле-Стивенсом. Здесь царят строгие геометрические формы, открытые пространства, функциональность, но при этом сады включают в себя романтические и даже сюрреалистические элементы, такие как кубический сад. Это уникальный пример слияния ландшафтного искусства, архитектурного модернизма и авангардного вкуса элиты начала XX века.
Будущее: технологии и эксклюзивность
Современная ландшафтная архитектура объединяет историю и традиции с инновационными подходами и технологическими решениями. Биофильный дизайн с зелеными крышами и фасадами, где природа и архитектура сливаются в единое целое, стали чем-то устоявшимся и привычным, причем не только в масштабе частных резиденций, но и в городской архитектуре. Вспомним хотя бы ландшафтный парк Ko-Bogen II в Дюссельдорфе, расположившийся на фасаде и крыше торгово-офисного центра.
Этому способствуют такие облегчающие выращивание растений и уход за ними инновации, как системы автоматического полива, климат-контроля и динамической подсветки, интегрированные в дизайн.
Особый тон задают и крупные корпорации. Например, в штаб-квартире Apple в Купертино создан свой уникальный парковый ландшафт с 9000 засухоустойчивых деревьев. В головном офисе Amazon в Сиэтле можно увидеть биокупола с поразительным разнообразием тропических растений и зонами для работы. Своими зимними садами или природными зонами могут похвастаться и офисы таких гигантов как Сбер и Яндекс, а к петербургскому Лахта-центру примыкает парк с видом на Финский залив.
И, конечно, продолжают создаваться эксклюзивные резиденции со своими экосистемами. Так, Вилла Casa Atibaia в Бразилии как будто «растворена» в лесу — ее террасы переходят в естественный ландшафт, заросший папоротниками, орхидеями и бамбуком.
Ландшафтная архитектура всегда была и останется искусством для тех, кто ценит красоту, статус и безупречное исполнение. Сегодня, как и века назад, создание выдающегося сада требует глубоких знаний, тонкого вкуса и смелых решений. И если раньше такие проекты были доступны только императорам, то теперь они воплощаются для тех, кто понимает, что настоящая роскошь — это гармония между человеком и природой, доведенная до совершенства.