Club Office © Vitra. Photo: Dejan Jovanovic

История эволюции офисных пространств: от конторы до клуба

Примерно за 150 лет своей истории офисные пространства не раз меняли свой облик и концепцию: от тейлоровских контор, заставленных бессчетными шеренгами столов, до депрессивных кубиклов 1980-х. XX век подарил новый тип офиса – гибкого, яркого, дружелюбного, с мягкими диванами и настольным футболом. Казалось бы, о чем еще мечтать? Но пандемия и локдаун показали, что офисы совсем необязательное явление. Что впереди? Скорее всего – клубные офисы, куда приходят за вдохновением и общением, а работают в основном удаленно.

В 2000-м году при словах «работа в офисе» человек представлял себе кабинеты, столы, стулья на колесиках, перегородки, пробковые доски на стенах и непременные лотки для бумаг, без которых было не разобраться, что и где искать. Сегодня в офисах нас ждут дартс и цветные диваны, амфитеатры для лекций, уютные переговорные для коллективных мозговых штурмов. Офис перестал быть единственным местом работы: отныне мы делаем это дома и в парках, в самолетах и в Сапсане, за стоячими столами и полулежа на мягких пуфиках, а современные кафе проектируют zoom-зоны с розетками и красивым фоном за спиной, потому что в совещаниях мы участвуем теперь тоже из любой точки мира.

Еще пару веков назад понятия офиса не существовало. Это не значит, что не было мест, куда люди приходили на работу: были небольшие конторы, но масштабы позволяют назвать их скорее кабинетами, чем привычными нам офисами на сотни служащих. Да и оформление рабочего места было крайне незатейливым: стол, стул и гора бумаг. С промышленной революцией количество клерков, обрабатывающих информацию и плодящих бумаги, стало расти, а к XX веку число «белых воротничков» стало увеличиваться в геометрической прогрессии. Возникла задача размещать сотрудников так, чтобы их работа была максимально эффективна для бизнеса. Так начали складываться первые типы организации офисов.

Тейлоризм: винтики большой машины

Первые большие офисы строились по принципу открытой планировки – большие залы с сотнями рабочих мест. Сначала такая структура была связана с дороговизной искусственного освещения: максимально использовать дневной свет можно было только в больших пространствах без перегородок. С повсеместным появлением и удешевлением электроэнергии большие open space пространства никуда не делись, но по периметрам этажа появились отдельные кабинеты для руководства. Внутри основного рабочего пространства располагались мерные ряды одинаковых, чаще всего металлических рабочих столов, расставленных так по методологии тейлоризма, разработанной в 1920-х годах инженером-механиком Фрэнком Тейлором, большим поклонником эффективности производства. Его подход не раз подвергался критике за бездушность и неспособность учитывать человеческие особенности, а также социальный контекст труда, но для работодателей он был удобен, понятен и эффективен. Сотрудники превращались в обезличенные детали больших работающих механизмов, а пиком карьерного роста было повышение до личного кабинета.

Тейлористский подход. Машинистки в офисе, Нью-Йорк
Тейлористский подход. Машинистки в офисе, Нью-Йорк
Административное здание SC Johnson по проекту Фрэнка Ллойда Райта, 1939, Расин, штат Висконсин © www.scjohnson.com
Административное здание SC Johnson по проекту Фрэнка Ллойда Райта, 1939, Расин, штат Висконсин © www.scjohnson.com

1930-е: появление офисного дизайна

В таком открытом формате офисы просуществовали до середины века. Впрочем, пугающая безликость шаг за шагом отступала. Постепенно сформировались понятия эргономичности и комфорта. Например, появились личные тумбы и ящики в столах, которые позволяли делать рабочее место персонализированным. В офисах начали размещать кухни и столовые для сотрудников. А главное, комфортом офисной мебели всерьез занялись ведущие промышленные дизайнеры мира. Тяжелые металлические столы и неудобные стулья остались в прошлом, началась быстрая эволюция офисного дизайна. Большую роль сыграло изобретение в мастерских Баухауса мебели из гнутых металлически трубок – столы, стулья, стеллажи стали визуально и физически легче, а с ними – и сами офисные пространства.

Постепенно появляется представительская функция офисов. Владельцам компании не все равно, в какой обстановке строится бизнес – для создания офисных зданий и интерьеров привлекаются лучшие специалисты. Один из самых ярких примеров нового подхода – офис компании Johnson Wax, спроектированный Фрэнком Ллойдом Райтом в 1939 году. Чередование открытых пространств и кабинетов, необыкновенные колонны, превращающие интерьер в произведение искусства, авторская мебель, пробковые потолки для шумопоглощения, мягкий свет и система кондиционирования показали, что офис может быть очень комфортным и красивым местом. Владельцы компании так гордятся качеством созданного Райтом пространства, что офис продолжает функционировать в первозданном, хоть и тщательно отреставрированном виде до сих пор.

Письменный стол S285 Марселя Бройера. С появлением мебели из гнутых трубок столы, стулья, стеллажи становятся визуально и физически легче, а с ними и сами офисные пространства
Письменный стол S285 Марселя Бройера. С появлением мебели из гнутых трубок столы, стулья, стеллажи становятся визуально и физически легче, а с ними и сами офисные пространства
Философия подхода Burolandshaft: компоновать рабочие места не стройными рядами, а логическими группами, в «природном порядке».
Философия подхода Burolandshaft: компоновать рабочие места не стройными рядами, а логическими группами, в «природном порядке».

1960-70-е: кастомизация офисов или Burolandshaft

В послевоенные годы лавинообразный рост обрабатываемой «белыми воротничками» информации, новые типы рабочих задач, а главное, рост демократических настроений по обе стороны Атлантики потребовали отхода от механического тейлоровского формата. Разнообразие задач предполагало появление разных типов рабочих мест, что вызвало кастомизацию офисных пространств, а объединение сотрудников в рабочие группы привело к изменению планировочных решений и большему человеческому взаимодействию и вовлечению.

Новый формат офисного дизайна получил немецкое название Burolandschaft, которое переводится как «офисный пейзаж». Это подход предлагал компоновать рабочие места не стройными рядами, а логическими группами, в «природном порядке», с растениями в кадках, создающими органические границы и более свободную приветливую атмосферу, и удобными проходами. В основе немецкого метода была идея соединить руководителей и подчиненных в одних группах и полностью избавиться от иерархии в организации пространства. Впрочем, это не всегда работало – руководители чаще предпочитали отдельные кабинеты.


Пример офиса, выстроенного в соответствии с концепцией Burolandshaft

Подобный приветливый открытый офис с зелеными уголками и отдельным кабинетом директора можно увидеть в фильме «Служебный роман». В Советском Союзе не было систем кондиционирования, шумопоглощающих экранов и звуконепроницаемого стекла, но это с лихвой компенсировалось большими площадями советских КБ и НИИ. «Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15 куб. м, а площадь помещений – не менее 4,5 кв. м» – предписывали санитарные нормы.


Burolandshaft на советский лад: интерьер «статистического учреждения» из фильма «Служебный роман», 1973. Пространство учреждения было выстроено в павильонах «Мосфильма», но подобного типа офисы были достаточно распространены.

1970-1980-е: «Кубические фермы» 

В 1963 году инженер и архитектор Роберт Пропст разработал систему Action Office, которую запустила в производство компания Herman Miller. Название Action Office не очень прижилось, и в мире система, получившая колоссальное распространение, стала известна как кубиклы. Идея Пропста была довольно простой и остроумной – разместить между столами сотрудников невысокие перегородки. Он предлагал взять типовой американский офис с длинными рядами столов и отформатировать его по логике Burolandshaft, добавив при этом приватности с помощью экранов между столами. Так «белые воротнички» оставались в open space, но при этом получали микрокабинеты, которые могли обустроить на свой лад, компания же экономила на площадях.

Изначально кубиклы задумывались как инструмент свободы: предполагалось, что их можно будет модифицировать, изменять форму и расположение. Но экономический кризис 1980-х и повышенное внимание к рентабельности, в том числе за счет экономии площадей, привели к созданию дешевых, но «эффективных» рабочих клетушек: сотрудников рассаживали в максимально тесные кабинки, между которым ходил их руководитель. Подобные пространства с мерными рядами кабинок получили название «фермы кубиклов». Унылые и безликие, они стали символом «офисного рабства» и депрессивной рабочей атмосферы. Благодаря им само словосочетание «офисная работа» получило негативный оттенок, от которого офисам еще долго не удавалось избавиться.

Неудивительно, что когда в начале 2000-х снова вернулась мода на open space, это было воспринято как победа демократического и человеко-ориентированного подхода.

Сперва Action Office был пространством свободы. Идея зонировать open space невысокими перегородками была человеко-ориентированной и повышала комфорт рабочего места.

Но в ходе оптимизации во имя эффективности офисные кубиклы стали символом «офисного рабства».

Сцена из фильма «Время развлечений» (1967), критикующего современную ему архитектуру, безликую и бездушную.

2010-е: гибкие Agile офисы

Уже к началу 2000-х развитие современных технологий сделало работу более гибкой: с ноутбуками и хорошим интернетом можно работать, по сути, где угодно. Стало появляться понятие «удаленных» сотрудников, которые больше не привязаны к своему офисному столу. Стало нормальным видеть людей, работающих в кафе, дома или на Гоа, и современные компании, особенно стартапы, научились относиться к такому процессу позитивно.

С другой стороны, работа становилась все более мультизадачной, и в офисе помимо рабочих столов стали нужны более гибкие и разнообразные зоны: для командных процессов, неформального общения, креативной деятельности, работы в приватной обстановке. Некоторые организации решились на частичное использование незакрепленных рабочих мест – освободившиеся благодаря «удаленке» излишки офисной площади, от 15 % до 30 %, стали распределяться на многофункциональные зоны. Рост технологических предприятий также привел к созданию новых норм офисного дизайна, когда более «модные» компании желали необычных, красочных офисов, включающих множество пространств, из которых сотрудники могли бы выбирать подходящее для работы над конкретной задачей. Лидерами стали крупные IT-компании: Google, Apple, Amazon, в России – Yandex. Проведенные к этому моменту многочисленные исследования показали: творческая расслабленная обстановка, в отличие от стройных шеренг столов с начальником-надсмотрщиком, делает работу гораздо более эффективной с точки зрения производительности, а люди сами способны контролировать себя и свои задачи. Новая философия офисов, связанная с тонкими настройками пространства под каждую конкретную компанию, получила название Agile.

Гибкость офисного пространства для одних предприятий стала инструментом оптимизации затрат и экономии площадей, а для других — способом повысить эффективность и лояльность сотрудников.

Офис ВКонтакте в Санкт-Петербурге, UNK corporate interiors, 2021.
Офис ВКонтакте в Санкт-Петербурге, UNK corporate interiors, 2021.
Офис компании 6+ в Санкт-Петербурге от бюро Briz Studio. Мебельный объект «Жилая башня» (Living Tower) Вернера Пантона заметно снижает градус деловой атмосферы в переговорных
Офис компании 6+ в Санкт-Петербурге от бюро Briz Studio. Мебельный объект «Жилая башня» (Living Tower) Вернера Пантона заметно снижает градус деловой атмосферы в переговорных

2010-е: коворкинг

Рост фриланса при отсутствии культуры домашних офисов привел к тому, что появился новый тип офисного пространства – коворкинг. Его придумал 2005 году молодой программист Бред Ньюберг: «У меня на выбор были либо офисная работа с ее определенностью и общением с сотрудниками, либо фриланс с его свободой и независимостью. Но я задумался, почему бы не получить и то и другое?» Решив, что это вполне реально совместить, он арендовал помещение в офисном здании и пригласил туда работать таких же фрилансеров, как он сам. Так появилось первое гибкое пространство для совместной работы.

Идея оказалась очень востребованной, и буквально пару лет спустя коворкинги появились по всему миру и на самый разный вкус: от демократичных лофтов до дорогих клубов, пространства для IT-стартапов с усиленным интернетом или для дизайнеров с библиотеками образцов отделки. Несколько лет назад родилась женская сеть коворкингов The Wing, ставшая невероятно успешной в США и Великобритании. Помимо особенной уютной атмосферы, она предложила женщинам защиту от нежелательного для них внимания и мелкие, но важные бонусы вроде комнат с туалетными столиками, фенами и косметикой, где можно подготовиться к важной встрече.


Первый коворкинг «Территория» в Москве, MAD architects

Женский коворкинг The Wing в Лондоне. На стенах – портреты успешных женщин-предпринимательниц.

После пандемии: клубный офис

Еще до пандемии до 15 % сотрудников работали удаленно, и была тенденция к росту их числа, локдаун же просто заметно ускорил этот процесс. Опыт взаимодействия с удаленными сотрудниками позволил многим компаниям легко переключиться на новый режим и продолжить бесперебойную работу в период локдауна. Компании, которые ранее старательно обходили тему удаленной работы, теперь были вынуждены поощрять своих сотрудников работать из дома.

То, что произошло за последние полтора года, беспрецедентно: в результате пандемии и благодаря давно существующим технологиям сегодня рабочая сила рассредоточена по регионам, городам и деревням. Люди могут трудиться там, где найдут подходящие условия. Как и в случае с любой глобальной трансформацией, пути назад нет, даже после того, как пандемия закончится. Общий офис сейчас кажется важным только для определенных видов работы.

Что ждет офисы в ближайшие годы? Компания Vitra считает, что будущее за клубными офисами. «Те, кто решает пойти в офис, делают это осознанно - чтобы встретиться с коллегами и испытать чувство сопричастности, ощутить свою ценность. Общая миссия и организационная цель должны быть понятны. Следовательно, офис должен быть больше, чем просто место работы. Сегодня офис должен обладать дополнительными качествами. Если в офисе нет характера, а коллеги там прячутся друг от друга, лучше сэкономить на поездках на работу и остаться дома», – заявляет Нора Фельбаум, генеральный директор Vitra.

Сегодня люди приходят в офис не для индивидуальных занятий, требующих концентрации, – они приходят, потому что хотят почувствовать себя частью большего целого, потому что хотят встретиться с коллегами и потому что ищут новые знания и опыт. Клубный офис отличается открытой и гостеприимной атмосферой. В то же время его обстановка функционально продумана так, чтобы каждый уголок можно было использовать как продуктивное рабочее место. «Для нашей практики по разработке продуктов нам нужны пространства, которые способствуют прямому взаимодействию и спонтанному обмену знаниями и идеями», – объясняет Кристиан Гроссен, глава отдела дизайна Vitra.

Vitra уже создала первый образцовый клубный офис — в своей штаб-квартире в Бирсфельдене (Швейцария) для команды по исследованию и дизайну. И они будут продолжать исследовать офис будущего и дальше.

Агентство Herren der Schöpfung, Франкфурт, дизайн: Vitra + smow F © Vitra
Агентство Herren der Schöpfung, Франкфурт, дизайн: Vitra + smow F © Vitra
Club Office, Бирсфельден, Швейцария, 2021 © Vitra. Photo: Julien Lanoo
Club Office, Бирсфельден, Швейцария, 2021 © Vitra. Photo: Julien Lanoo
Club Office © Vitra. Photo: Julien Lanoo
Club Office © Vitra. Photo: Julien Lanoo

Материал подготовила Марина Юшкевич

читать на тему: