От подъезда к лобби или как произвести первое впечатление
За последние полтора десятка лет входные группы жилых домов эволюционировали едва ли не заметнее, чем вся жилая архитектура в целом, пройдя путь от тиражирования непримечательных подъездов до создания элегантных лобби с функциями общественных гостиных. За этим процессом стоит и изменение нашего образа жизни, и новое восприятие пространства дома и мест общего пользования (МОП), и отношение девелоперов.
«Лицо» дома
В прошлом подъезды называли «парадные» и они определяли статус дома, затем на долгое время они стали просто подъездами, самого понятия «дизайн подъезда» не существовало в принципе — были просто планировочные решения, а холл в многоквартирном доме был связующим звеном между внешним пространством, лестницами и лифтами. Сегодня девелоперы относятся к оформлению входных групп не с меньшим вниманием, чем к фасадным решениям. Входные холлы становятся неотъемлемой частью ЖК, его образа, стиля и общего замысла.
«Если мы говорим о бизнес-классе, то основной запрос от заказчиков - создать wow-эффект: повысить статус, создать атмосферу, подчеркнуть узнаваемость ЖК. Сегодня дизайн является одним из полноценных инструментов продаж», – говорит Анастасия Абашева, руководитель интерьерного отдела бюро T+T Architects. Холл существует не отдельно от остального пространства дома, а является неотъемлемой частью его архитектурной концепции и дизайн-кода, презентационной зоной проекта. Поэтому инвестиции в качество отделки влияют на общий образ ЖК, а соответственно, и на его конкурентоспособность на стадии реализации. Новый уровень качества, статусность входных зон в домах бизнес-класса подчеркивают, в первую очередь, появившиеся в них зоны рецепций, отсылающие к образу респектабельных гостиниц.
Более личное восприятие дома
Влияет на изменение пространств входных лобби не только коммерческая составляющая, но и само наше отношение к дому: «Сейчас заметна тенденция к ослаблению дуализма своего замкнутого комфортного мира, начинающегося за закрытой дверью квартиры, и агрессивной внешней среды. Домовладельцы заинтересованы поддерживать на высоком уровне все составляющие своего дома, самоорганизуются вместо противостояния и получается новый уровень соседства, основанный на ответственности», – говорят Наталья и Алексей Кудимовы, архитекторы BUROWHITE. «Поэтому так интересно развивать градиент от приватного пространства квартиры к общественному улицы и хочется уйти от внеквартирных коридоров с холодным светом, дверьми-сейфами к более домашней атмосфере, сделать их своего рода продолжением квартиры. Лифтовой холл – более общественным и так далее».
Внимание на отделку
Одним из главных отличий МОП от других общественных пространств является то, что практически все они – пути эвакуации, а значит на них распространяются самые строгие противопожарные ограничения. В частности, здесь нельзя использовать горючие материалы и архитекторы оперируют в основном керамикой, стеклом и металлом.
В домах бизнес-класса одним из излюбленных материалов для отделки у дизайнеров становятся крупноформатные керамические поверхности бренда Laminam. С одной стороны, они позволяют выбрать практически любые фактуры, текстуры и цвета, в том числе стилизации под натуральный камень. С другой стороны, это возможно самый удобный с точки зрения монтажа, эксплуатации и ремонта современный отделочный материал, который, к тому же, соответствует всем нормам безопасности.
«В холлах, как и любых общественных пространствах крайне точно считывается качество материалов. Речь идет не только о внешнем виде, но и, что не менее значимо, о тактильных ощущениях, акустике и даже запахе, о том, как те или иные материалы они будут смотреться в разное время дня и ночи, через год или много лет. Например, керамические поверхности Laminam отличаются огромной вариативностью текстур, цветов, фактур, не ограничивая архитектора в выборе визуальных решений, позволяя тонко настраивать дизайн-код», – делится Анастасия Абашева, руководитель интерьерного отдела бюро T+T Architects.
Любят работать с крупноформатными керамическими панелями и девелоперские компании. «Донстрой применяет крупноформатный Laminam для облицовки мест общего пользования в таких проектах как «Сердце столицы», «Событие», «Символ», «Остров». При монтаже больших листов получается красивое бесшовное покрытие, которое выглядит стильно и эстетично. Важное преимущество материала – его толщина всего 3,5 мм, для безопасности армирован сеткой. Такие тонкие листы пока мало кто умеет делать. Кроме того, тонкая фактура Laminam позволяет облицевать двери в МОПах и сделать их невидимыми, тем самым растворить в интерьерах», - говорит Светлана Пермякова, руководитель управления отделки и благоустройства Донстрой. «Помимо формата, в компании ценят обилие оттенков и фактур Laminam – матовых, глянцевых, лаппатированных. Неповторяющийся рисунок позволяет создавать уникальные «живые» интерьеры. При всем обилии выбора производитель специально под запрос Донстрой разработал и напечатал индивидуальный рисунок, который используется в лифтовых холлах одного из проектов».
Новая жизнь – новые функции
Влияет на смену образа подъездов и изменение образа жизни: квартира становится все более приватным местом, куда все меньше хочется приглашать посторонних, при этом поток людей, с которыми нужна встретиться, напротив, растет. «Сегодня, особенно с переходом на удаленный формат работы и выросший поток курьеров, лобби берет на себя формат бизнес-гостиной»,– говорит Анастасия Абашева. Для курьеров, деловых посетителей, решения вопросов появляются отдельные мягкие зоны, зоны переговоров, места ожидания. Встречаются и почтовые комнаты, где можно принять и проверить посылку при доставке, она может быть представлена зоной с постоматами, а может быть дополнена помещением для хранения посылок, принятых консьержем. «Помимо небольших зон ожидания при входе получают свое развитие отдельные общественные гостиные, иногда связанные с кофейнями, где можно провести встречу, поработать или даже организовать соседский праздник», – добавляют Наталья и Алексей Кудимовы.
Сегодня отдельные пространства для хранения велосипедов и колясок или мойки для лап питомцев можно найти не только в домах бизнес-класса, но и в большинстве проектов масс-маркета. «В последнее время все больше внимания уделяется холлам, выходящим к автомобильному паркингу, так как жители мегаполисов часто попадают в дом именно через него. В таких местах появляются практичные и одновременно статусные общественные пространства», - говорит Анастасия Абашева, руководитель интерьерного отдела бюро T+T Architects.
Индивидуальность без эксцентричности
Первое, что бросается в глаза при взгляде на современные входные группы жилого комплекса – приветливая прозрачность и открытость. За счет этого интерьеры лобби считываются снаружи, поэтому так важно увязать их в единый образ со всем жилым комплексом. В масштабных комплексах, особенно бизнес-класса, часто встречается двусветное остекление, что создает эффект холла роскошной гостиницы.
Чаще всего для общих пространств выбираются наиболее нейтральные цвета теплой, мягкой гаммы, - серые, коричневые, песочные. Но подбираются так, чтобы общий фон не выглядел безлико - с фактурой, необычной текстурой. «Для нашего проекта на «Вавилова, 4» нужна была спокойная без выраженного рисунка фактура, но не совсем однотонная. Также важной характеристикой был оттенок материала: нужен был теплый светло-серый, который бы не уходил в жёлтый цвет, чтобы сочетаться с густым тоном дерева. Ещё важным критерием были сроки поставки большого объёма на объект. По всем характеристикам подошли керамически поверхности Laminam Fokos Sale», - говорят авторы проекта интерьеров МОП «Вавилова, 4» Наталья и Алексей Кудимовы, BUROWHITE.
«В дизайне лобби важно найти какой-то компромисс – с одной стороны он не должен быть навязчивым: человек проходит мимо каждый день, по несколько раз в день и интерьер не должен надоесть. С другой стороны, – этом в интерьере должен быть образ, какая-то своя история, индивидуальность», – говорит Полина Воеводина, ГАП проектов T+T architects, автор интерьеров МОП «Кутузовский, 12». «Ограниченные материалами, мы делаем акцент на деталях – это может быть эффектный крупный светильник или инсталляция. То с чем житель взаимодействует напрямую – почтовые ящики, дверные ручки мы всегда прорабатывает с особым вниманием. Именно эти акценты создают главное впечатление».