Фото © Дом культуры «ГЭС-2»

Палисадник как метафора

До середины сентября перед Домом культуры «ГЭС-2» открыт «Палисадник», появившийся в рамках фестиваля городского ландшафтного дизайна «Лето в Москве. Сады и цветы». И этот проект стал отличным поводом рассказать о связи искусства и земледелия, порассуждать о значении площадей в городском и культурном ландшафтах, задуматься о том, что палисадник — это одно из проявлений архитектурного вернакуляра, и вспомнить, как растения могут становиться художественным медиумом.

«Культивирование культур»

В переводе с латыни слово «культура» означает «возделываю», «обрабатываю землю». В этом значении оно распространилось в середине XVIII века в русском языке. Так растения, специально выращенные человеком в искусственных условиях, стали называться культурными, а само разведение — культивированием. Современное значение — «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» — существительное «культура» приобрело позднее, в XIX веке.

Хотя сегодня возделывание почвы в буквальном смысле уже не называют культурой, связь этого занятия с «культурой» в современном значении глубже, чем может показаться. Человек обращается к растениям за тем же, за чем обращается к искусству: за вдохновением, поддержкой, знаниями, коммуникацией. И как уход за растениями требует ответственного и внимательного участия, так и культура невозможна без вовлеченности в нее человека. Вдумчивое участие каждого в культурном процессе обогащает культуру и помогает ей развиваться. Плоды культуры — это не только искусство и литература, но и образ жизни, умение жить вместе, система ценностей, традиции.

Быть вовлеченным в культурный процесс значит не только создавать объекты, но и ходить на выставки и кинопоказы, участвовать в лекториях и дискуссиях, покупать и читать книги и так далее. Все это влияет на формирование общества.

Сотрудничество с публикой в культурном пространстве и создание условий не только для знакомства с идеями, но и для их рождения в процессе диалога и сотворчества — главная задача Дома культуры «ГЭС-2».

Эту метафору воплощает проект «Палисадник» — клумбы с грунтом и растениями. В нем сложные институциональные процессы, которые занимают годы и часто остаются невидимыми, оказываются представлены в виде группы плодовых растений, за чьим ростом и развитием можно наблюдать каждый день, фиксируя даже самые незначительные детали, будь то вытянувшийся к свету росток, раскрытый лист или наливающийся цветом овощ.

Площадь как место объединения

Традиционно городская площадь — это открытое пространство, расположенное в символически обоснованном, знаковом месте, обычно вблизи центрального объекта, который задает программу взаимодействия. Будь то памятник, храм или общественное здание, площадь предвосхищает момент встречи с этим объектом. Но вместе с тем, площадь — это еще и точка пересечения, встреч и ожидания.

Прежде чем Ренцо Пьяно реконструировал здание бывшей электростанции, оно было исключено из черты города. Идея архитектора была в том, чтобы заново вписать ГЭС в городской ландшафт — как буквально, так и образно. Так появились Проспект — главная ось здания, кафе «Остановка» и Роща — зеленая зона, расположенная за зданием институции. Архитектор придумал не только новую жизнь станции, но и пейзаж вокруг нее. Продолжением этой линии стал Палисадник, который, как и положено, разбит у входа в Дом культуры — между ним и дорогой.

 

Площадь Сводов — это по сути проходная зона, которую посетители «ГЭС-2» пересекают, когда идут в Дом культуры и возвращаются из него. Разбитый здесь Палисадник меняет этот сценарий, призывает посмотреть на институцию как на часть городского пространства и «присвоить» ее себе с помощью самой простой формы созидания — выращивания растений.

Сотрудничество — то, без чего невозможно представить работу в саду. Уход за растениями всегда подразумевает включенность множества «участников»: не только садовников, но и насекомых-опылителей, и природных явлений — все работают на общее дело. Поэтому в Палисаднике есть скамейки и стол для совместной работы, встречи и отдыха.

Символ дома

Дом — один из самых важных символов культуры. Он связан не только с внутренним устройством быта и хозяйственной деятельностью человека внутри самого жилья, но и с его прилегающей территорией. В отличие от сада, который существует обособленно, палисад выступает буферной зоной между частным и общественным.

Традиционно палисадники заменяли городским жителям многоэтажных домов сады и огороды. В советское время на небольшом участке земли, примыкающем к стене дома, сажали не только декоративные растения, но и плодовые: смородину, малину, помидоры, картофель. Чтобы ухаживать за посадками, соседи объединялись и договаривались. Длительная забота об общем пространстве давала ощущение сопричастности и развивала чувство коллективной ответственности. Монотонный ручной труд заземлял, множественность садовых культур толкала на эксперименты, ожидание всходов воодушевляло. Растения стали самым доступным художественным медиумом.

 

Главные участники проекта

В Палисаднике 27 видов растений: боярышник, два вида вейника, вербейник, вишня войлочная, голубика, земляника, калина, капуста белокочанная, капуста кольраби, котовник, крыжовник, лаванда, мята, овсяница, патиссон, перец, помидоры ампельные, ромашка, рябина, салат, смородина, тыква, тысячелистник, шалфей, эхинацея, ячмень гривастый. Все они были «приглашены», исходя из их полезности. Это настоящие участники проекта.

«Взаимодействие у них скорее эстетическое: один цвет дополняет другой, — говорит ландшафтный дизайнер Дина Ратнер. — К тому же там много цветоносов, они, безусловно, привлекают пчел и бабочек. Экосистема образуется, но не так, как в природе. Семена разносятся ветром и насекомыми. Что остается неизменным в этой микроэкосистеме: главная задача всех нас — оберегать то, что там растет».

Запрограммированный вернакуляр

«В первую очередь мы отталкивались от концепции палисадника как проявления архитектурного вернакуляра, — поясняет Сергей Неботов, архитектор бюро „Новое“. — Палисадник чаще всего — явление стихийное и коллективное. Если последнее в проекте стало естественным результатом работы большой команды, то эффект случайности и незапланированности мы старались привнести намеренно».

Простейшим элементом-пикселем, при помощи которого собирали и «программировали» палисадник, стал квадрат: по мнению архитекторов, квадрат поддерживает модульность формирующей площадь архитектуры.

Интересно и то, как временный ландшафтный объект вписался в композицию здание-мост-площадь. Если смотреть со стороны набережной, Палисадник становится новым центровзвешенным элементом между мостом и зданием, создавая новые отношения между этими объектами и новое их восприятие. Если же смотреть на пространство площади в плане, то Палисадник на время его как будто замкнул. Так противопоставление моста и здания приобрело дополнительное звучание.

Для каждой культуры предусмотрена отдельная ячейка-кадка. Конструктивные элементы клумб — деревянные панели, скрепленные открытыми болтами. Ножки у всех клумб нарочито выдвинуты на передний план. И эта видимость изнанки происходящего и всех инженерных коммуникаций была заложена еще в архитектурном проекте Ренцо Пьяно. Прозрачность во многом определила саму методологию функционирования институции Дома культуры «ГЭС-2», где процесс культурного производства становится открытым и доступным для каждого заинтересованного: панорамные окна в мастерских «Сводов», открытые репетиции танцевальных и музыкальных постановок на Проспекте, участие в лабораториях, где проектная идея участника реализуется совместно с командой «ГЭС-2».

Палисадник продолжает эту линию, представляя собой максимально открытое пространство, с которым хочется взаимодействовать. Здесь предусмотрены возможности для разных форматов времяпрепровождения: быстрые и медленные, коллективные и уединенные, познавательные и созерцательные.

Передать другим

Формально привязанные к земле растения, тем не менее, способны преодолевать ограничивающее их пространство, распространяя свои семена на многие километры: их разносят птицы и животные. Точно так же заложенные в «ГЭС-2» идеи распространяются и адаптируются в разных культурах и сообществах — посредством художников и посетителей Дома. Затем они прорастают в новых почвах.

читать на тему: