Интеллектуальный обмен между Россией и миром. Иллюстрация из конкурсного предложения KASA © pavilionrus.com

KASA nostra. Что предлагают победители конкурса OPEN! для российского павильона в Венеции

Вечером в понедельник произошло небывалое прежде событие: российские архитекторы по собственному почину собрались, чтобы публично обсудить процедуру и итоги конкурса, организованного фондом V-A-C, в котором принимали участие, и показать друг другу свои конкурсные проекты. В качестве «бонус-трека» в программе встречи были заявлены (и действительно состоялись) скайп-сессии с архитектором Александрой Ковалевой из бюро KASA, победившего в конкурсе, и куратором павильона Ипполито Пестеллини Лапарелли.

Конкурс, получивший название OPEN! вызвал бурный интерес архитекторов — было подано более 100 заявок. Во-первых, несмотря на то, что среди людей до 40 (обязательное требование конкурса) лишь немногим удавалось принимать участие в биеннале, большинство из них, как выяснилось, рассматривают павильон в Жардини как свой «домик в Венеции» и принимают его судьбу буквально близко к сердцу. А во-вторых, последний раз опен-колл на проекты для крупнейшей архитектурной выставки у нас объявлялся в далеком 2002 году, когда куратором павильона был Евгений Асс.

Одновременно массу вопросов и общее недоумение вызвала туманность технического задания и непрозрачность процедуры — достаточно сказать, что участники конкурса до сих пор не знают, кто конкретно был в жюри. Инициаторы встречи в понедельник, бюро SAGA, назвали ее РИЛИ ОПЕН!, прозрачно намекая на отсутствие заявленной открытости в конкурсе, и позвали присоединиться всех участников для открытой дискуссии.

Этим текстом мы открываем серию публикаций об итогах конкурса, в которых расскажем о наиболее интересных проектах для павильона. Начнем с конкурсного предложения бюро KASA и объяснений куратора, почему выбрали именно его.

Участники встречи РИЛИ ОПЕН! в пространстве «Аудитория» на Красном октябре © Проект Россия
Участники встречи РИЛИ ОПЕН! в пространстве «Аудитория» на Красном октябре © Проект Россия

KASA — бюро с офисами в Москве и Токио, основанное Александрой Ковалевой и Кэй Сато. Над проектом в павильоне Российской Федерации они будут работать вместе с Марией Пшеничниковой, Харукой Седзи, Йосихиро Фукусимой и Ксенией Ворониной.

Предложение, победившее в конкурсе, а точнее его сокращенная версия в форме презентации из пяти слайдов, было опубликовано на сайте конкурса на прошлой неделе. Поэтическое и весьма общее описание проекта оставляло много вопросов, так что комментарии Александры Ковалевой в ходе РИЛИ ОПЕН! оказались весьма кстати, чтобы разобраться в сути предложения бюро. Александра призналась, что поначалу задача конкурса была не очень ясна, но понимание пришло после встречи с Терезой Иароччи Мавикой, комиссаром российского павильона, и Ипполито Пестеллини Лапарелли, его куратором: стало понятно, что требуется не архитектурный проект в традиционном понимании, а общее видение, как можно изменить павильон как институцию, и взгляд на него шире, чем просто на выставочное пространство.

Первый вопрос, на который требовалось ответить, был вопрос об идентичности. По словам Александры, раньше национальная идентичность вполне умещалась в архитектурный стиль щусевского нео-русского «ларца». Но сегодня, когда люди много путешествуют, работают и учатся в разных странах, и нет какого-то определенного понимания национального стиля, узко-национальное понимание идентичности размывается, и требуется новый образ для ее воплощения.

KASA берут образ дачи, образ дома с его радостной и спокойной атмосферой, который близок каждому, и предлагают одомашнить выставочный павильон. «Мы считаем важным по-другому посмотреть на него — не как на экспозициоонное пространство; при этом мы не хотели его разрушать и заново перестраивать… Хотели показать, что позаботимся о нем. Хотели сделать его своим пространством, своим домом», — рассказала Александра.

В этом доме за общим столом будут собираться люди — пусть даже и совсем незнакомые, двери открыты для всех. Дом находится в саду, и сад с домом одинаково важны, и там, и там должно быть одинаково спокойно и комфортно находиться. В проекте ключевыми становятся такие понятия, как образ жизни, экосистема, соседи и вообще — люди.

Схема, показывающая процесс подготовки и деятельность в биеннальном цикле. Иллюстрация из конкурсного предложения KASA © pavilionrus.com
Схема, показывающая процесс подготовки и деятельность в биеннальном цикле. Иллюстрация из конкурсного предложения KASA © pavilionrus.com
Гибкость и баланс в использовании пространств. Иллюстрация из конкурсного предложения KASA © pavilionrus.com
Гибкость и баланс в использовании пространств. Иллюстрация из конкурсного предложения KASA © pavilionrus.com
Свободное перемещение и доступность. Иллюстрация из конкурсного предложения KASA © pavilionrus.com
Свободное перемещение и доступность. Иллюстрация из конкурсного предложения KASA © pavilionrus.com
Переориентация ценностей здания с объектов на людей. Иллюстрация из конкурсного предложения KASA © pavilionrus.com
Переориентация ценностей здания с объектов на людей. Иллюстрация из конкурсного предложения KASA © pavilionrus.com

Но в павильоне-даче все-таки останется место для архитектуры. В зале на втором этаже, где будет располагаться офис архитекторов, занятых проектом непосредственной реконструкции павильона, под световым фонарем полупрозрачным занавесом будет огорожен пятачок с макетами и чертежами — его Александра называет «пространством вымысла» (fiction) в противовес «пространству реальности». Дневной свет будет сообщать макетам и чертежам особую ирреальность. По словам автора, предполагается, что павильон будет открыт для всех архитекторов, которые захотят провести в нем свое событие — например, подобное тому обсуждению, которое затеяло бюро SAGA.

Наполнение внутреннего пространства объектами будет происходить аналогично тому, как человек обычно обживает свой дом, покупая туда мебель, принося симпатичные и нужные ему вещи — то есть, в общем, случайным образом. Как и в доме, отдельные помещения могут приспосабливаться под новые возникающие потребности. Александра несколько раз сделала акцент на слове «мягкость»: «Для этого павильона было важно думать о мягкости… Невозможно постоянно думать об архитектурных подходах. Да, конечно, архитекторы любят все разрушать, но мне было важно показать это здание перед реконструкцией с наибольшей мягкостью. Мы решили, что показать его как дом будет наилучшим решением».

Пространство вымысла под световым фонарем, окруженное полупрозрачным занавесом. Иллюстрация из конкурсного предложения KASA © pavilionrus.com
Пространство вымысла под световым фонарем, окруженное полупрозрачным занавесом. Иллюстрация из конкурсного предложения KASA © pavilionrus.com

Комментируя причины, по которым выбор жюри пал именно на предложение бюро KASA, Ипполито Пестеллини Лапарелли отметил три аспекта. Первый — точность видения того, как будут использоваться павильон и уличные пространства. «С нашей стороны была интенция смотреть на проект как на широкую экосистему, где архитектура помещена в среду… По нашему мнению, соотношение „внутри-снаружи“ — очень тонкое и хорошо оркестрированное — было сильной стороной проекта. В других проектах оно тоже присутствовало, но в этом оно было особенно сильно выраженным».

Второе — «особая деликатность подхода, которая позволяет происходить другим вещам». Иными словами, предложения KASA настолько минималистичны, что не оттягивают на себя много внимания и дают простор для самого разного событийного и материального наполнения павильона. И, наконец, третье — жюри посчитало весьма удачным решение рабочего пространства для архитекторов как пространства между вымыслом и реальностью.

Куратор павильона сообщил, что биеннале этого года является своего рода испытательным полигоном для методов организации биеннале в российском павильоне — как биеннале архитектуры, так и современного искусства. Речь идет и о процедуре опен-колла, и об отказе от типичной модели биеннале, когда необходимо обязательно представлять что-то новое, делать лучшую выставку, бороться за «Золотого льва». «Для нас это не было задачей. Задачей было переизобрести процесс, и мы надеемся, что он станет более и более интересным с каждой новой биеннале — начиная с этого года».  

Подготовила Ася Белоусова

Чертежи к проекту KASA © pavilionrus.com
Чертежи к проекту KASA © pavilionrus.com
читать на тему: