
KASA nostra. Что предлагают победители конкурса OPEN! для российского павильона в Венеции
Вечером в понедельник произошло небывалое прежде событие: российские архитекторы по собственному почину собрались, чтобы публично обсудить процедуру и итоги конкурса, организованного фондом V-A-C, в котором принимали участие, и показать друг другу свои конкурсные проекты. В качестве «бонус-трека» в программе встречи были заявлены (и действительно состоялись) скайп-сессии с архитектором Александрой Ковалевой из бюро KASA, победившего в конкурсе, и куратором павильона Ипполито Пестеллини Лапарелли.
Конкурс, получивший название OPEN! вызвал бурный интерес архитекторов — было подано более 100 заявок. Во-первых, несмотря на то, что среди людей до 40 (обязательное требование конкурса) лишь немногим удавалось принимать участие в биеннале, большинство из них, как выяснилось, рассматривают павильон в Жардини как свой «домик в Венеции» и принимают его судьбу буквально близко к сердцу. А во-вторых, последний раз опен-колл на проекты для крупнейшей архитектурной выставки у нас объявлялся в далеком 2002 году, когда куратором павильона был Евгений Асс.
Одновременно массу вопросов и общее недоумение вызвала туманность технического задания и непрозрачность процедуры — достаточно сказать, что участники конкурса до сих пор не знают, кто конкретно был в жюри. Инициаторы встречи в понедельник, бюро SAGA, назвали ее РИЛИ ОПЕН!, прозрачно намекая на отсутствие заявленной открытости в конкурсе, и позвали присоединиться всех участников для открытой дискуссии.
Этим текстом мы открываем серию публикаций об итогах конкурса, в которых расскажем о наиболее интересных проектах для павильона. Начнем с конкурсного предложения бюро KASA и объяснений куратора, почему выбрали именно его.
KASA — бюро с офисами в Москве и Токио, основанное Александрой Ковалевой и Кэй Сато. Над проектом в павильоне Российской Федерации они будут работать вместе с Марией Пшеничниковой, Харукой Седзи, Йосихиро Фукусимой и Ксенией Ворониной.
Предложение, победившее в конкурсе, а точнее его сокращенная версия в форме презентации из пяти слайдов, было опубликовано на сайте конкурса на прошлой неделе. Поэтическое и весьма общее описание проекта оставляло много вопросов, так что комментарии Александры Ковалевой в ходе РИЛИ ОПЕН! оказались весьма кстати, чтобы разобраться в сути предложения бюро. Александра призналась, что поначалу задача конкурса была не очень ясна, но понимание пришло после встречи с Терезой Иароччи Мавикой, комиссаром российского павильона, и Ипполито Пестеллини Лапарелли, его куратором: стало понятно, что требуется не архитектурный проект в традиционном понимании, а общее видение, как можно изменить павильон как институцию, и взгляд на него шире, чем просто на выставочное пространство.
Первый вопрос, на который требовалось ответить, был вопрос об идентичности. По словам Александры, раньше национальная идентичность вполне умещалась в архитектурный стиль щусевского нео-русского «ларца». Но сегодня, когда люди много путешествуют, работают и учатся в разных странах, и нет какого-то определенного понимания национального стиля, узко-национальное понимание идентичности размывается, и требуется новый образ для ее воплощения.
KASA берут образ дачи, образ дома с его радостной и спокойной атмосферой, который близок каждому, и предлагают одомашнить выставочный павильон. «Мы считаем важным по-другому посмотреть на него — не как на экспозициоонное пространство; при этом мы не хотели его разрушать и заново перестраивать… Хотели показать, что позаботимся о нем. Хотели сделать его своим пространством, своим домом», — рассказала Александра.
В этом доме за общим столом будут собираться люди — пусть даже и совсем незнакомые, двери открыты для всех. Дом находится в саду, и сад с домом одинаково важны, и там, и там должно быть одинаково спокойно и комфортно находиться. В проекте ключевыми становятся такие понятия, как образ жизни, экосистема, соседи и вообще — люди.



Но в павильоне-даче все-таки останется место для архитектуры. В зале на втором этаже, где будет располагаться офис архитекторов, занятых проектом непосредственной реконструкции павильона, под световым фонарем полупрозрачным занавесом будет огорожен пятачок с макетами и чертежами — его Александра называет «пространством вымысла» (fiction) в противовес «пространству реальности». Дневной свет будет сообщать макетам и чертежам особую ирреальность. По словам автора, предполагается, что павильон будет открыт для всех архитекторов, которые захотят провести в нем свое событие — например, подобное тому обсуждению, которое затеяло бюро SAGA.
Наполнение внутреннего пространства объектами будет происходить аналогично тому, как человек обычно обживает свой дом, покупая туда мебель, принося симпатичные и нужные ему вещи — то есть, в общем, случайным образом. Как и в доме, отдельные помещения могут приспосабливаться под новые возникающие потребности. Александра несколько раз сделала акцент на слове «мягкость»: «Для этого павильона было важно думать о мягкости… Невозможно постоянно думать об архитектурных подходах. Да, конечно, архитекторы любят все разрушать, но мне было важно показать это здание перед реконструкцией с наибольшей мягкостью. Мы решили, что показать его как дом будет наилучшим решением».

Комментируя причины, по которым выбор жюри пал именно на предложение бюро KASA, Ипполито Пестеллини Лапарелли отметил три аспекта. Первый — точность видения того, как будут использоваться павильон и уличные пространства. «С нашей стороны была интенция смотреть на проект как на широкую экосистему, где архитектура помещена в среду… По нашему мнению, соотношение „внутри-снаружи“ — очень тонкое и хорошо оркестрированное — было сильной стороной проекта. В других проектах оно тоже присутствовало, но в этом оно было особенно сильно выраженным».
Второе — «особая деликатность подхода, которая позволяет происходить другим вещам». Иными словами, предложения KASA настолько минималистичны, что не оттягивают на себя много внимания и дают простор для самого разного событийного и материального наполнения павильона. И, наконец, третье — жюри посчитало весьма удачным решение рабочего пространства для архитекторов как пространства между вымыслом и реальностью.
Куратор павильона сообщил, что биеннале этого года является своего рода испытательным полигоном для методов организации биеннале в российском павильоне — как биеннале архитектуры, так и современного искусства. Речь идет и о процедуре опен-колла, и об отказе от типичной модели биеннале, когда необходимо обязательно представлять что-то новое, делать лучшую выставку, бороться за «Золотого льва». «Для нас это не было задачей. Задачей было переизобрести процесс, и мы надеемся, что он станет более и более интересным с каждой новой биеннале — начиная с этого года».
Подготовила Ася Белоусова