
Предъявление эффектов: фестиваль, который меняет город
Сегодня в проектах развития территорий наравне с хорошей архитектурой и созданием среды принято говорить о социокультурном программировании — таком подходе к конструированию событий, который позволяет прийти к желаемым эффектам — тем самым, когда местные жители смотрят на свои города по-новому и начинают больше ценить их, локальная экономика развивается, а туристы все больше интересуются местом. Примеров, когда это получается, причем не разово, а системно, в России пока пересчитать по пальцам. Один из самых долгосрочных и показательных — Выкса-фестиваль, который стартовал в моногороде Нижегородской области 14 лет назад как узкое субкультурное молодежное событие, а потом стал народным фестивалем для выксунцев и эталонным кейсом для всей страны. К какими эффектам это привело и есть ли доказательства? Разбираемся в этом материале.
Елена Верещагина специально для «Проект Россия»
Город-паблик-арт
Выксу знают как город муралов, и это в каком-то смысле несправедливо, потому что эффект куда больше. Но публичное искусство стало важной частью культурного кода фестиваля.
В 2010 году в Объединенной металлургической компании (ОМК), которой принадлежит завод в Выксе, где работает каждый пятый горожанин, стали понимать, что молодежь сложно заинтересовать стабильным социальным пакетом рабочего — было принято решение сделать фестиваль городской культуры. Так появился «Арт-овраг», где кроме прочего ставка была сделана на уличное искусство — за пару лет город стал музеем муралов под открытым небом.
Несколько работ создал в Выксе один из самых известных российских уличных художников — Паша 183, которого The Guardian и The Telegraph сравнивали с Бэнкси. Граффити его авторства сделало знаменитой выксунскую пятиэтажку, а «Сказка о потерянном времени» — первый мурал художника.
Сначала выксунцы восприняли все происходящее не слишком радужно, как что-то привнесенное, но когда в 2020 году во время работ на фасаде хрущевки мурал был закрыт слоем утеплителя, горожане отстояли его и добились восстановления. Сейчас, чтобы обойти и посмотреть все муралы, понадобится несколько часов. За 14 лет участники фестиваля создали около 100 стрит-арт-работ, паблик-арт объектов и объектов городского дизайна.
Паблик-арт можно увидеть не только на хрущевках. «Стой Иди» — напутствие легендарного Эрика Булатова на заводском цеху. На фестиваль, который пришелся на пандемию, Булатов прилетел из Парижа специально, чтобы создать эту многометровую фреску. В этом году на фасаде другого цеха появился мурал Владимира Абиха и Артема Стефанова «Крепче стали» — фраза сравнивает процесс закалки металла и человеческого характера, ставя между ними знак равенства — его рабочие литейно-прокатного цеха завода теперь будут видеть каждый день.
«Выксунизация»
В 2011 году фестиваль начинался как «Арт-Овраг» и воспринимался в первую очередь, как молодёжное мероприятие. «Подростки повзрослели и фестиваль органически эволюционировал от художественных методов современной городской культуры к семейному формату и внимательному отношению к специфике Выксы. Это успех походных театров, коллабораций известных режиссеров, артистов и самих выксунцев, работа с краеведением. Сегодня фестиваль в городе воспринимается наравне с Днем металлурга, а для малого года это серьезное достижение», — рассказывает Константин Паливода, руководитель проекта «Стратегия долгосрочного развития Выксы», группа ОМК.
Три года назад фестиваль из «Арт-Оврага» превратился в «Выкса-фестиваль» и изобрел «выксунизацию» — принцип максимального погружения в местный контекст. Ставка была сделана на локальную идентичность, с тех пор в Выксе можно наблюдать, как Леонид Агутин поет с местным сводным хором, а «Упсала-цирк» сопровождают местные байкеры и участники хора ветеранов. В этом году Борис Павлович с местными школьниками открыл в городской Гимназии Всемирный институт летания — дети несколько месяцев погружались в идеи русского космиста Сухова-Кобылина, который жил в Выксе несколько лет, а потом устроили серию запусков перед внимательной публикой прямо в школьном спортивном зале. «Мы собираем вместе институции, практики, творцов так, как не делает никто другой, вместе с ними создавая одновременно парадокс и крепкую традицию», — говорит команда фестиваля.
Выкса-фестиваль продолжает быть предметом интереса тех, кто работает с локальным контекстом — неважно через какой язык — архитектуры, музыки, письма или еды. Так появился уникальный формат «походных театров». Выксунцы благодаря режиссерской поддержке Андрея Маника теперь принимают туристов у себя дома, рассказывают о городе и угощают своими фирменными рецептами — плюшками, курниками и щами. А еще можно прогуляться по городу в сопровождении местных подростков, пловца-моржа с многолетним стажем и батюшки храма.«Фестиваль показывает, что Выкса может быть объектом интереса как известных деятелей культуры и искусства, так и туристов. А это даёт местным жителям возможность увидеть потенциал в том, что они делают, проекты, бизнес, инвестиции в развитие города могут быть кому-то нужны и окупиться как финансово, так и вниманием общественности», — говорит Дарья Епишкова, руководитель локального продюсерского центра «Выксадром».
Отложенное действие
То ли интуитивно, то ли удивительно дальновидно фестиваль придуман так, чтобы происходящие на нем события оставляли в городе свой след — от муралов на стенах домов до постоянно действующих культурных институций. «Фестиваль прорастает в институциональные инициативы. Появляются активные люди, которые делают что-то руками, выигрывают гранты, реализуют небольшие проекты. Устойчивый подход именно в этом и хорош: много людей занимается тем, что им интересно», — говорит Константин Паливода.
Культурный центр «Волна» задуман как новое «третье место» для жителей и гостей Выксы — общественное пространство с выставочным залом. Рядом с модным пространством на берегу пруда, где сегодня работают открытые детские мастерские и арт-резиденция с жилой зоной для художников со всей страны, стоит необычная трансформаторная будка — вся в панно из битого стекла. Это проект «Студия РАЗ» — резиденции мозаичистов, где каждый может приложить руку к созданию большой выксунской мозаики. В обычной сельской школе в поселке городского типа Катя Голотвина вслед за Ханной Арендт предлагает детям задуматься о вечном — а из детских манифестов сделать «Выксунскую майолику», огромное панно, которое теперь издалека видно на фасаде школы.
Другим «последствием» фестиваля стал «Выксодром» — локальный продюсерский центр, который продолжает проекта фестиваля круглый год — например, объявляет курс об обучении на продюсеров с нуля (и получает очереди на запись), проводит PechaKucha Night — гибрид вечеринки и конференции на местной лодочной станции, поддерживает общество скейтбордистов. «Фестиваль даёт импульс к изменениям, показывает городу и жителям, как может быть иначе, при этом вывернув на максимум контрастность и яркость происходящего. То, что происходит в дни фестиваля, не может и не должно жить круглый год. Но фестиваль задевает струны изменений, которые возможны, и даёт новые направления для развития города, а еще вдохновение людям, которые здесь живут», — говорит Дарья Епишкова.
Фестиваль ставит этот длительный эксперимент не только над выксунцами, но и над самим собой, меняя приглашенных продюсеров (в этом году у фестиваля появился главный редактор, в роли которого выступил Юрий Сапрыкин), изобретая новые партнерства и совсем неожиданные форматы. Год от года он становится все многослойнее, но при этом удерживает разный масштаб — и многотысячные музыкальной-поэтические чтения с Хаски, Славой КПСС и молодыми поэтами, и камерные постановки, которые вмещают максимум 8 человек.
Конечно, развивается это все не спонтанно. Важное в эффектах Выксы — результат глубокого личного участия Ирины Седых и ОМК, для которых фестиваль стал частью стратегического развития города. «Отдельно взятый малый промышленный город стал узнаваемым на культурной карте России. Стратегия, которая была выбрана в отношении фестиваля 14 лет назад, полностью себя оправдала», — считает Константин Паливода. Здесь даже появилась редкая и хорошая практика: фестиваль регулярно отслеживает социально-экономические эффекты, которые производит.
По данным таких исследований, 95% горожан считают, что фестиваль меняет образ Выксы для региона и страны, а 37% выксунцев говорят, например, что им интересно современное искусство. Ежегодно фестиваль посещает около 20 тысяч участников. 84% туристов-участников отмечают, что Выкса туристически привлекательна. Есть и более системные показатели, например, доля людей, которые планируют свой переезд из города. По данным Паливоды, этот показатель у Выксы в полтора раза ниже по сравнению с другими промышленными городами. «Будем реалистами: молодежь, конечно, смотрит вовне и хочет развиваться не только в металлургии. Но если люди выбирают город для работы по своему профилю, то Выкса дает очень сильное конкурентное предложение, даже по сравнению с более крупными городами. И фестиваль в этом очень помогает», — говорит Паливода.
Сегодня в эту игру напрямую вмешивается экономика. Впервые в современной истории конкуренция за работников растет — на одну вакансию приходится 3,6 предложений. Выигрывает тот, кто все придумал заранее. «Демографический тренд устроен так, что сейчас и в ближайшие пять лет в городах — рекордное количество подростков (родившихся в интервале с 2004 по 2015 годы). Они вступают в трудоспособный возраст. Все за них борются, и очень круто то, что фестиваль для них ― знак качества. Ему удалось завоевать доверие этой группы, до которых вообще очень сложно бывает достучаться. «Выкса-фестиваль» — это агент, которому оказывают одно из самых больших уровней доверия в городе", — говорит Константин Паливода.
Интересное свойство фестиваля ― никогда не застывать в форматах, даже успешных и даже предвосхитивших время. Когда-то здесь сделали модным соучаствующее проектирование, начав делать с местными жителями арт-дворы, потом поверили в локальную идентичность, затем сделали погружение в контекст ценностью фестиваля. Что будет дальше, не знает никто, но тем интереснее наблюдать. И даже огромные башенные краны на стройке нового жилья для будущих работников завода, вторя теме фестиваля-2024, спрашивают «Вы откуда и куда?».