Привлечь внимание: конкурсные проекты на башню-доминанту бизнес-парка «Ростех-Сити»

Конкурс в сфере девелопмента — всегда один из самых эффективных и действенных инструментов. С одной стороны, в условиях конкурентной борьбы часто рождаются более смелые идеи и оригинальные сценарии, чем при стандартном проектировании, при этом строго в рамках озвученных заказчиком пожеланий. С другой стороны — конкурс всегда сложный и интересный маркетинговый прием: выбранный в результате проект поддерживается ведущими профильными специалистами и органами власти, представители которых, как правило, есть в жюри. Часто по итогам конкурса сам объект, неизвестный ранее, получает широкую огласку и еще до реализации привлекает к себе самое пристальное внимание, «наносится на ментальную карту города» и задает застройщику высокую планку уровня его непосредственной реализации. Впрочем, для этого лучше работают публичные открытые конкурсы, которые при должном освещении превращаются в отдельное шоу. Однако с точки зрения качества проработки проектов хороши именно закрытые конкурсы, когда заказчик привлекает конкретные компании и самостоятельно регулирует степень публичности происходящего: в этом случае участники ориентированы на решение четкой задачи, без стремления произвести неизгладимое впечатление на широкую общественность.

Важная часть нового района ÁLIA — бизнес-парк «Ростех -Сити», на сегодня крупнейший офисный объект класса А в России. Деловой квартал стал ядром масштабной застройки на территории 65 Га, где возводятся жилье бизнес-класса, социальная и спортивная инфраструктура, благоустраиваются парки и участок набережной Москвы-реки. Проект бизнес-парка был реализован в рекордно короткие сроки – всего за 2,5 года, благодаря применению ТИМ (технологий информационного моделирования), которые позволяют быстро и качественно проектировать и строить объекты любого масштаба. Но все начиналось с архитектурной концепции: чтобы создать запоминающийся образ и получить возможность выбрать самый функциональный и экономически привлекательный проект, был проведен международный архитектурный конкурс на центральную высотную доминанту комплекса — башню K1. Результатом стали идеи 5 крупнейших мировых бюро, которыми мы хотим поделиться.

К моменту начала конкурса уже был разработан и утвержден мастер-план бизнес-парка. Он представлял собой созданный бюро SOM (Skidmore, Owings & Merrill) ансамбль мало- и среднеэтажной застройки с двенадцатью корпусами по периметру, в центре которого на пересечении всех путей должна была возвышаться легкая стеклянная башня с примыкающим к ней объемом выставочного центра площадью около 4000 кв. м. Образ этого тандема и нужно было разработать с учетом технического задания, которое включало: желаемую этажность доминанты (не выше 100 метров); необходимость создать жесткий каркас по центру здания, вмещающий все коммуникации внутри и позволяющий расположить на крыше вертолетную площадку; требования к объемно-планировочному решению экспоцентра, лобби, конференц-залам и офисным пространствам; и, наконец, пожелание увидеть образ легкого и эффектного «стеклянного» небоскреба. На проектирование башни-доминанты «Ростех-Сити» организовали закрытый конкурс, для участия в котором пригласили не просто хорошо известные (в том числе «стеклянными» небоскребами) компании, но и имеющие опыт работы в России. Результатом стало появление целого ряда сильных проектов — каждый со своим авторским стилем и подходом к вызовам технического задания.

Проект японского бюро Nikken Sekkei
Проект японского бюро Nikken Sekkei

Nikken Sekkei: стремление к простоте

Японское бюро, существующее с 1900 года, но при этом находящееся на острие инновационных решений в области архитектуры и с богатым опытом в BIM-моделировании, представило проект здания лаконичных форм с периметральным остеклением. Компания отдельно подчеркнула в презентации, что, используя весь разрешенный к проектированию объем, без скошенных углов и прочих декоративных решений, они добиваются максимальных площадей. Японскую немногословность архитектуры и сдержанность силуэта предлагалось компенсировать озеленением. Между объемом офисной башни и экспоцентром размещалось связующее их лобби с верхним светом, деревьями-крупномерами, а также выразительными светильниками в виде гигантских колец. Эффектная деталь — фасады лобби сделаны полупрозрачными, что раскрывает вовне их элегантного вида наполнение. Если учесть, что сам корпус предлагалось расположить строго на пересечении основных осей кампуса, это делало лобби своего рода перекрестком всех пешеходных потоков бизнес-парка и заметным с любой стороны акцентом. Еще один «тайный сад» — sky lounge для отдыха сотрудников — появлялся на верхних этажах высотного корпуса.

Проект APA Wojciechowski Architekci.

APA Wojciechowski Architekci: граненый объем и биоморфные формы

Архитекторы из польского бюро, одни из соавторов мастер-плана кампуса, в противоположность японскому проекту сделали силуэт башни довольно динамичным: к прямоугольному малоэтажному корпусу в их концепции примыкает эффектный треугольный объем высотной части, который по мере роста вверх все усложняется по форме. Компания предложила сразу несколько внешних решений этой граненой доминанты при сохранении единой логики конструкции и планировок: самым заметным стал образ с подчеркнуто модернистскими стеклянными фасадами-экранами, по-своему впечатляющими и в чем-то неприступными, словно закрытыми от внешнего мира. Отдельно был разработан проект небоскреба скругленных биоморфных форм. Первые этажи его в плане напоминают игрушку-спиннер с тремя лопастями, а ближе к середине спиннер превращается в бумеранг: из трехчастной структура становится двухчастной. Это усложняет объем башни, делая ее более интересной, хотя и уменьшает количество возможных площадей.

Проект Jahn (Francisco Gonzalez Pulido)
Проект Jahn (Francisco Gonzalez Pulido)

Jahn: острый, дерзкий, эффектный

Известное американское бюро Jahn (Francisco Gonzalez Pulido) Хельмута Яна и Франсиско Гонсалеса Пулидо представило концепцию The Edge — «Край», главной внешней особенностью которого стал стеклянный зазубренный фасад: нарочито современный, даже агрессивный, подчеркивающий технологичность кампуса и разрабатываемых в его стенах решений. Внешне целостный объем внутри пронизан несколькими высокими атриумами, а на верхних этажах предлагалось создать большое застекленное пространство с расположенным в ряде уровней зимним садом — практически «висячими садами». Эффектное внешне, это решение в первую очередь оправдывалось технологически: увеличенная за счет «зубцов» линия фасадного остекления должна была повысить уровень инсоляции рабочих мест.

Проект SimpsonHaugh
Проект SimpsonHaugh

SimpsonHaugh: izboushka и berezka

Английская архитектурная компания создала, возможно, самый обаятельный и запоминающийся образ, обыграв и инновационный характер здания, и заданные конкурсом объемы и параметры, добавив зданию нарочитой «русскости» в ее понимании британцами. Объемы экспо и офисного корпуса на уровне первых четырех этажей представляют собой единое целое, а затем высотная часть словно отрывается от своих нижних этажей и повисает на высоких колоннах-опорах, визуально отделяясь с помощью рощи, высаженной на крыше. Роща, естественно, березовая, как это всегда предлагают европейцы в своих русских проектах. Прием, кстати, работает: достаточно вспомнить рощу в Доме культуры «ГЭС-2» Ренцо Пьяно или Парк Зарядье, над березняком которого все сперва шутили, а потом искренне его полюбили. Объем, воспаривший над рощей, сделан строго кубической формы — по замыслу архитекторов, вечером сияющий и словно повисший в воздухе куб должен смотреться особенно выразительно и необыкновенно.

Жесткий центральный каркас высотной части сохраняется в виде зеркального объема из полированного металла, укрывшегося за деревьями и растворившегося за счет отражающей оболочки. Кроме того, в роще спрятаны два застекленных павильона, которые авторы обозначили как «izboushka» и предложили разместить в них конференц-залы и переговорные с видами на березы. Проект наименее проработан с точки зрения деталей и планировок, но концепт получился, безусловно, заметным и остроумным.

Проект SOM (Skidmore, Owings & Merrill).
Проект SOM (Skidmore, Owings & Merrill).

SOM (Skidmore, Owings & Merrill): высокие устремления

Победил в конкурсе и в итоге был реализован проект американской компании SOM. На правах авторов мастер-плана всего участка архитекторы не побоялись внести коррективы в заданные ими же оси и расположили корпус хоть и строго по центру, но скосив грани: так вместо прямоугольника появился красивый ромб, главной особенностью которого стала легкая «гармошка» фасадов. В высотной офисной части грани фасада к верху чуть расширяются, создавая игру света и отражений: рождается образ растворяющегося в голубизне неба здания. Тема неба появляется не случайно: в прошлом здесь находился знаменитый Тушинский аэродром, так что синь, облака и простор — тонкие и точные отсылки к истории места. Ритм ромба подхватывает рисунок эксплуатируемой кровли экспоцентра, а позже и появившееся ландшафтное оформление кампуса.

К высотному корпусу примыкает объем экспоцентра, который вторит ему «складчатой» структурой фасадов. Но если в башне этот архитектурный прием навеян в первую очередь художественными образами, то в выставочном корпусе он совершенно функционален: благодаря такой структуре одна из стен полностью раздвигается, позволяя размещать в экспозиционном пространстве любые крупномасштабные технические новинки. Один из фасадов экспоцентра представляет собой медиаэкран, другие украшены динамичной подсветкой, которые в дни событий — выставок, конференций и деловых мероприятий — привлекут к нему дополнительное внимание.

Легкий, уходящий ввысь корпус с технологичным наполнением и внушительным экпоцентром стал своего рода символом высоких устремлений и заметным акцентом всего нового района ÁLIA, который воплощается девелопером в концепции WORK.LIVE.PLAY.LEARN.

читать на тему: