Основатели бюро HEADS Group: Арсен Хаиров, Владислав Куликовский, Маргарита Подгорная

Проект Next. HEADS Group. «Неразбивающаяся романтика»

В новом выпуске рубрики о молодых архитекторах — команда, объединяющая архитектурные школы Москвы и Казани, которая с равным успехом проектирует дома будущего, восстанавливает связь парков и комплексов с прошлым и знает, что делать с постройкой, которая входит в топ-10 самых уродливых зданий России.

Сами себе голова

Проработав примерно пять лет после окончания факультета проектирования зданий в КГАСУ (Казанском государственном архитектурно-строительном университете), Арсен Хаиров и Владислав Куликовский начали задумываться о создании своего дела. «В работе по найму нам не хватало возможности влиять на архитектуру целиком, — рассказывают они, — у нас свои взгляды на решения, которые мы хотим транслировать». Чуть позже молодые архитекторы пригласили в качестве третьего партнера Маргариту Подгорную, которая на тот момент была еще студенткой магистратуры МАРХИ. Так молодое бюро начинало свой путь — сперва, как это водится, с конкурсов, которые делались после основной работы. Однако развивать свое дело, работая при этом в проектных компаниях (Арсен — в «Мосинжпроекте», а чуть позже вместе с Маргаритой в «Пекинской корпорации проектирования и развития городской строительства»; Владислав — в казанском «Артстрое»), становилось все сложней. И спустя год после творческого объединения, после победы в конкурсе и получения заказа на проектирование парка в городе Агрыз, все три партнера ушли со своих работ развивать собственное архитектурное бюро. «Наша команда архитекторов соединяет в себе архитектурные школы двух городов Москва и Казань, — говорят они. — И наша главная цель — поднять качество архитектуры в стране на новый уровень».

«Кольцо всевластья»

Впрочем, волна благоустройства HEADS Group если и захлестнула (как это часто бывает с начинающими бюро), то не с головой: на сегодняшний день, помимо проектирования общественных пространств в татарских городах Чистополь и Мамадыш, в бюро активно работают над двумя станциями метрополитена в Красноярске («Ленинской» и «Высотной»), реконструкцией ТРК «Кольцо» в Казани, выполняют ряд проектов по рабочей документации социальных объектов для ГК «ПИК». И, конечно, продолжают принимать участие в архитектурных конкурсах — именно через них ребята рассчитывают выйти на заказы более значимых объектов. Есть и альтернативные планы: попробовать себя в области коммерческих интерьеров и запустить онлайн-курсов для студентов, чтобы дополнить то стандартное образование, которое сейчас дают в ВУЗах. «Но, пожалуй, самая заветная мечта для нашего бюро — выйти на международный рынок, — признаются архитекторы.  — Мы мечтаем о проектировании общественного пространства на Манхэттене. Это мог бы быть многофункциональный центр или музей современного искусства… Хотя, учитывая, что происходит на Манхэттене с землей, задача не из легких».

Концепция пространственного развития литературно-рекреационной зоны «Парк Победы и Дворянское гнездо» в Орле. Основным принципом проекта является сохранение ландшафтной особенности места, с минимальным воздействием на природу. Территория разбивается на три ключевые зоны. Так, парк Победы будет в основном ориентирован на молодое поколение. Там предлагается разместить скейт парк, спортплощадки и воркаут. Также запланирована сеть велосипедных и беговых дорожек, которая будет продолжаться по всей набережной мимо «Дворянского гнезда» к Детскому парку.
Концепция пространственного развития литературно-рекреационной зоны «Парк Победы и Дворянское гнездо» в Орле. Основным принципом проекта является сохранение ландшафтной особенности места, с минимальным воздействием на природу. Территория разбивается на три ключевые зоны. Так, парк Победы будет в основном ориентирован на молодое поколение. Там предлагается разместить скейт парк, спортплощадки и воркаут. Также запланирована сеть велосипедных и беговых дорожек, которая будет продолжаться по всей набережной мимо «Дворянского гнезда» к Детскому парку.
Концепция пространственного развития литературно-рекреационной зоны «Парк Победы и Дворянское гнездо» в Орле. В «Дворянском гнезде» предлагается объединить территории дома Лескова и Лизы Калитиной, создав единое пространство с центральным входом. Здесь же будет располагаться визит-центр, где каждый посетитель сможет получить карту достопримечательностей и маршрутов по всей территории.
Концепция пространственного развития литературно-рекреационной зоны «Парк Победы и Дворянское гнездо» в Орле. В «Дворянском гнезде» предлагается объединить территории дома Лескова и Лизы Калитиной, создав единое пространство с центральным входом. Здесь же будет располагаться визит-центр, где каждый посетитель сможет получить карту достопримечательностей и маршрутов по всей территории.
Концепция пространственного развития литературно-рекреационной зоны «Парк Победы и Дворянское гнездо» в Орле. Яблоневый сад и липовые аллеи с птичниками будут располагать людей к спокойному отдыху, а в выставочных павильонах можно будет ознакомиться с искусством местных художников.
Концепция пространственного развития литературно-рекреационной зоны «Парк Победы и Дворянское гнездо» в Орле. Яблоневый сад и липовые аллеи с птичниками будут располагать людей к спокойному отдыху, а в выставочных павильонах можно будет ознакомиться с искусством местных художников.
Концепция пространственного развития литературно-рекреационной зоны «Парк Победы и Дворянское гнездо» в Орле. На нижнем уровне вблизи реки Орлик планируется сделать площадь с круглой сценой. Также в планах — восстановить пляж и причал, на котором можно арендовать лодку или катамаран.
Концепция пространственного развития литературно-рекреационной зоны «Парк Победы и Дворянское гнездо» в Орле. На нижнем уровне вблизи реки Орлик планируется сделать площадь с круглой сценой. Также в планах — восстановить пляж и причал, на котором можно арендовать лодку или катамаран.
Станция метро «Высотная» в Красноярске. Расположение станции в низине на склоне оврага и само название станции — очевидное противоречие. Такое  столкновение смыслов дает возможность подчеркнуть такую особенность истории Красноярского края, как Тунгусский метеорит. Асимметричное относительно продольной оси станции направление движения вектора композиционного решения подчеркивает особенность ландшафта, в котором располагается станция. А возникновение сферического импульса, воздействующего на форму, символизирует загадочность и уникальность тунгусского феномена.
Станция метро «Высотная» в Красноярске. Расположение станции в низине на склоне оврага и само название станции — очевидное противоречие. Такое столкновение смыслов дает возможность подчеркнуть такую особенность истории Красноярского края, как Тунгусский метеорит. Асимметричное относительно продольной оси станции направление движения вектора композиционного решения подчеркивает особенность ландшафта, в котором располагается станция. А возникновение сферического импульса, воздействующего на форму, символизирует загадочность и уникальность тунгусского феномена.
Проект Modular Future для конкурса Micro Macro. Сегодня все становится проще. В будущем каждый житель города сможет купить жилой дом, просто загрузив нужное приложение на смартфон. Архитекторы разработали ряд модулей, в которых использовали систему измерительных размеров, как в одежде.
Проект Modular Future для конкурса Micro Macro. Сегодня все становится проще. В будущем каждый житель города сможет купить жилой дом, просто загрузив нужное приложение на смартфон. Архитекторы разработали ряд модулей, в которых использовали систему измерительных размеров, как в одежде.
XS, S, M, L, XL — все настолько просто, что каждый может понять, какой модуль ему нужен и что он может себе позволить.
XS, S, M, L, XL — все настолько просто, что каждый может понять, какой модуль ему нужен и что он может себе позволить.
Если житель города покупает модуль, который меньше XL, то в дальнейшем он может докупать необходимые блоки, тем самым увеличивая при необходимости полезную площадь. Позиция и номер пола будут согласованы с местными властями и главным архитектором города.
Если житель города покупает модуль, который меньше XL, то в дальнейшем он может докупать необходимые блоки, тем самым увеличивая при необходимости полезную площадь. Позиция и номер пола будут согласованы с местными властями и главным архитектором города.

«Неразбивающаяся романтика»

Изменить в лучшую сторону мир, который ты видишь вокруг, — этого ли не хочет каждый? «Еще в студенческие годы, примеряя на себя роль “создателя”, начинаешь осознавать, насколько многогранна профессия архитектора, — делятся Арсен, Владислав и Маргарита. — Приходит осознание, насколько сильно архитектор может повлиять на среду, сделав ее живой — или же, наоборот, мертвой (в случае плохого решения)». Чем больше они в профессии, тем больше, по их словам, им хочется узнавать разные подходы к проектированию, находить новые идеи и пути решения с учетом всевозможных ограничений.

«Профессию архитектора часто романтизируют поначалу, а потом вся романтика разбивается о тяготы проектной и рабочей документации. Но именно эта многогранность сохраняет в нас огромный интерес к процессу проектирования», — говорят HEADS Group. Видимо, благодаря тому, что сложности только подливали масла в их огонь, проект реконструкции казанского ТРК «Кольцо» — действительно важного здания для города — на днях был согласован у самого Президента Республики Татарстан, хотя еще недавно это казалось отнюдь не само собой разумеющимся. «Мы уже показывали проект мэру города и сошлись на его доработке. В градсовете все еще сложнее: много экспертов, и у каждого свое мнение о том, как и что нужно изменить, — говорили архитекторы о самом сложном пока что, по их собственному признанию, кейсе в истории бюро. — Нам приходится постоянно отстаивать свои идеи, но мы твердо верим, что у нас получится». Как видим — получилось.

Неуникальность стиля feat. уникальность среды

Основатели HEADS Group считают, что в архитектуре невозможно придумать универсальное решение или подход, которые будут подходить ко всем объектам. Против существования и правомерности некоего авторского стиля в архитектуре они тоже возражают: «Архитектуру определяет место, в котором объект будет существовать. Для себя мы выработали несколько правил, которые определяют качественную архитектуру, и каждый раз, что-то делая, мы стараемся им соответствовать». Так, при разработке проектов большое внимание уделяется истории и идентичности места — такой подход, по мнению архитекторов, помогает вернуть среде уникальность, которой с развитием строительных технологий становится все меньше. «Современные города становятся похожими друг на друга, теряя свою идентичность, — сожалеют в бюро. — Мы считаем, это наша большая общая проблема, решение которой нужно искать всем архитекторам без исключения».

Парк «Орешник» в Аргызе
Парк «Орешник» в Аргызе

Центральный городской парк «Орешник» в Агрызе

проектирование: 2018-2019

реализация: 2020

площадь: 4,4 га

Концепция проекта — это в первую очередь единение человека с природой. Парк «Орешник» имеет уникальный природный ландшафт, поэтому одной из задач архитекторы ставили перед собой сохранить эту природу, насытив ее разнообразными функциями: в первую очередь — для оздоровления жителей и для их приобщения к здоровому образу жизни. Также необходимо было создать такой парк, который станет достопримечательностью Агрыза, новой точкой притяжения и поможет городу найти свою идентичность.

Большое внимание уделили созданию входной группы. Сварная конструкция из двутавров выполняет роль портала между городом и парком как олицетворение того, что Агрыз — это город железнодорожников. За входной перголой располагается арт-объект «Лист», отсылающий к листам орешника. Для активного времяпрепровождения в северо-западной части сделан скейт-парк, спортивные площадки, зоны воркаута и экстрим-вело-трасса, проходящая через лес. Вокруг существующей водонапорной башни располагается лаундж-зона — это тихое место со скамейками, столами, лежаками, которое можно использовать для тихого отдыха и проведения образовательных мероприятий. Кафе удобно разместилось в начале парка и будет притягивать жителей. Также на входе есть пункт велопроката.

Парк «Орешник» должен стать главным событийным местом города, поэтому проект предусматривает комфортное нахождение большого количества людей во время праздников. Событийная площадка представляет собой амфитеатр на 380 сидящих мест, сцену и майдан между ними. За амфитеатром предусмотрено место для размещения ярмарочных временных ларьков. Сцена и амфитеатр ориентированы меридионально.

Также за амфитеатром находится основная площадь с столами, скамейками, искусственными холмами. Здесь высаживаются новые взрослые деревья, которые должны образовывать естественную тень для комфортного нахождения на площади. 

Реализация этого проекта будет способствовать оздоровлению населения. А также станет жемчужиной не только города Агрыз, но и республики Татарстан.

Проект детской поликлиники
Проект детской поликлиники

Детская поликлиника «Поликлиникатен» в Москве

проектирование: 2018

площадь: 300 м2

Концепция дизайна детской поликлиники объединяет в себе максимально удобную и простую навигацию и вовлечение детей в игровой и обучающий процесс. Навигация стилизована под схему метро, на каждом этаже — своя схема. Ветки архитекторы разделили по функциональному назначению, а станциями стали помещения клиники. Для облегчения поиска нужного кабинета ветки «Поликлиникатена» отображены линиями на полу с учетом потоков движения людей. Название «Поликлиникатен» получила и тактильная игра, которую авторы придумали для детей. Она располагается на свободной стене в вестибюле на уровне глаз ребенка и представляет собой проекцию навигации всех этажей со стилизованными изображениями животных на станциях. Игра имеет подвижные элементы — поезда, которые дети могут двигать по веткам, пока родители стоят в очереди в регистратуру.

Пространство вестибюля и потоки посетителей архитекторы предложили организовать вокруг модульных диванов, которые располагаются в центре. Важно, что выбранная модель диванов имеет ножки, что удобно для эксплуатации и уборки. Также в отделке использованы зеркальные поверхности для визуального расширения пространства. Ключевые зоны вестибюля— регистратура, гардероб, окошко выдачи больничных листов — выделены геометрическим паттерном.

Пространство коридора разбито на несколько зон: активную, игровую, пассивную и зону для самых маленьких. В игровой зоне — игра-мозаика из пробки, в пассивной располагается кроссбукинг, а в зоне для самых маленьких — еще одна тактильная игра, «Скай виладж», которая развивает мелкую моторику.

Для создания более уютной среды и визуального расширения пространства архитекторы используют светопрозрачные двери с фрамугой. Такое решение позволит естественному свету попадать в коридор через окна кабинетов. А быстрому ориентированию помогут таблички на кронштейнах.

Дизайн-код кабинетов выполнен в эко-стиле, на который намекают линейные изображения животных на стенах. Такое решение позволит сохранить рабочую атмосферу для врачей, но в то же время будет развивать абстрактное мышление у детей. Так, к примеру, в кабинете главврача «поселяется» лев.

ТРК «Кольцо». Современный вид
ТРК «Кольцо». Современный вид
ТРК «Кольцо». Проект реконструкции. «Восстановление исторической справедливости»
ТРК «Кольцо». Проект реконструкции. «Восстановление исторической справедливости»
ТРК «Кольцо». Проект реконструкции. Символическое «восстановление исторической справедливости»
ТРК «Кольцо». Проект реконструкции. Символическое «восстановление исторической справедливости»
ТРК «Кольцо». Проект реконструкции
ТРК «Кольцо». Проект реконструкции

Реконструкция ТРК «Кольцо» в Казани

проектирование: 2019-2020

реализация: 2022

площадь: 12 000 м2 

Существующее здание ТРК «Кольцо» вошло в топ-10 самых уродливых зданий России. Владельцы решили это изменить и организовали открытый конкурс, в котором HEADS Group победили. Архитекторы начали с изучения истории места: раньше здесь был один из четырех кварталов, формировавших Рыбнорядскую площадь. Квартал с сомасштабными человеку улицами состоял из зданий различных функций, причем ключевым из них были гостиничные «мазуровские номера» с торговыми точками на первом этаже. Так что в первую очередь авторы проекты предлагают восстановить облик «торгово-развлекательных» зданий,  формировавших фасадный фронт по улице Пушкина и Бутлерова. Добавленные объемы по форме и структуре напоминают здания, которые здесь когда-то существовали, тем самым связывая место с историей. Это позволит вернуть плотную квартальную застройку и, как следствие, сделать городскую среду комфортной и безопасной для людей. 

Внутренняя часть нового здания ТЦ наполняется площадями под различные функции. Переходной зоной между существующей и новой частью ТРК «Кольцо» становится атриум. Он выполняет функцию внутреннего перехода, сохраняя пешеходную связь между улицами Пушкина и Бутлерова. Фасадные же решения нового объекта сделаны многослойными, предлагая два сценария их использования.

Главный принцип новой архитектуры «Кольца» — визуальная легкость объемов, которая достигается за счет многослойности фасадной конструкции из металлических перфорированных панелей светло-серых оттенков. Новая часть ТЦ состоит из 4 объемов, каждый из которых имеет свое собственное фасадное решение, но в то же время не выбивается из общей концепции. Все рисунки перфорации на металлических панелях выполнены с использованием распространенного татарского орнамента, который упрощен до простых геометрических фигур. 

Теплый контур здания предлагается сделать полностью стеклянным, с витражами разной степенью прозрачности, где самым прозрачным элементов является окно. Пропорции расстекловки фасада повторяют пропорции окон исторической застройки. Таким образом удастся воссоздать силуэт исторических зданий в новом современном прочтении.

Будучи современным зданием торгового центра в самом центре города, ТРК должен уметь менять внешний облик. Так, днем объект выглядит единым объемом, отражая внутреннюю функцию торговли. А в темное время суток начинает проступать силуэт, повторяющий объемы зданий, находившихся здесь ранее. Таким образом, авторы современным архитектурным языком отдают дань истории этого места. При этом градиент и вариативность паттерна фасадной сетки создает разнообразие визуального восприятия.

Блиц-справка

общее число проектов: 33

из них в городе: 21

общее число реализаций: 8

из них в городе: 7

выставки: АРХ Москва (2018), КЭФ в Красноярске (лидер «Поколения 2030», 2019), META MOSCOW FORUM (2019, 2020), MOS Build (2019, 2020), русская экспозиция на Триеннале дизайна в Милане (2019), Design Blog Fest (2020)

лекции и воркшопы: серия лекций для студентов СПБГАСУ (2019), кураторство воркшопа со студентами соместно с META education, кураторство на хакатоне «Города» в Казани (2019), 6-я смена форума «Таврида» (2019),  серия лекций по портфолио для студентов МАРХИ совместно с BAZA school, блогер-фест в МАРХИ (2019), вебинары «Как побеждать в архитектурных конкурсах»и «Инстаграм архитектора» совместно с ARCH Point

конкурсы: I российская молодежная архитектурная биеннале (2017, финалисты, в составе коллектива с Михаилом Капитоновым и Тимуром Степановым); конкурс Минстроя РФ на благоустройство общественных пространств «Малые города и исторические поселения» с проектом «Парк Орешник в городе Агрыз» (2018, победители); международный конкурс «Micro Macro» на разработку жилья будущего от британского журнала Eleven (2018, призеры); конкурс на разработку жилого комплекса в г .Тверь от застройщика «Талан» (2018, победители); конкурс «АРХИКЛИНИКА» от застройщика ГК «ПИК» (2018, победители); конкурс «Эко-берег» на разработку общественного пространства набережной в городе Казань (2018, призеры); хакатон «Города» в Казани с проектом МЦ для города Мамадыш (2019, победители); конкурс на реконструкцию ТРК «Кольцо» в Казани (2019, победители); конкурс на проект коворкинга в школе от ГК «ПИК» (2019, шорт-лист); конкурс на дизайн брендового магазина одежды (2019, участники); конкурс на концепцию Парка Победы и «Дворянского Гнезда» в г. Орел (2020, победители); конкурс Минстроя РФ «Малые города и исторические поселения» с проектом для г. Чистополь (2020, участники)

ключевые реализации: парк «Орешник» в г. Агрыз, парк «Три Медведя» в г. Елабуга, бульвар Карла Маркса в г. Чистополь, вилла в КП Успенский лес, МО

публикации: комментарии по архитектурным портфолио (archspeech.com), «Архитекторы на стороне зла или добра?» (TATLIN), «Общественным пространствам в городах не хватает идей» (ТАСС)  

образцы для подражания: Питер Айзенман (и его Город культуры в Галисии), Рем Колхас (и библиотека в Сиэттле), Бьярке Ингельс

HEADSGroup.ru

Instagram

Facebook

ВКонтакте

Youtube

читать на тему: