Проект NEXT. ket architectural bureau. Архитектура как морфогенез
Продолжаем рассказывать о молодых архитектурных бюро. Это, например, сформировалось буквально несколько месяцев назад, в феврале 2020 года, но уже успело спроектировать автомойку, которая обошла все архитектурные издания, принять участие в нескольких конкурсах в России и за рубежом, а в октябре показывает свое видение архитектуры будущего на экспозиции «Архитектура NEXT!» фестиваля АРХ Москва-2020. Описывая свои проекты в терминологии морфогенеза — процесса, определяющего развитие неклеточных форм жизни, — архитекторы будто оживляют свои объекты, акцентируя нематериальную природу современной архитектуры (во всяком случае, не только материальную).
Идеальные условия для стартапа
Карен и Тигран начинали отнюдь с нуля: закончив магистратуру МАРХИ, оба успели поработать ведущими архитекторами в компании AI-architects и в рамках этого сотрудничества участвовали во всех этапах реализации частного дома в «Ренессанс Парке», в проекте благоустройства центра поселка Шаховская, где пришлось активно общаться с местными властями и горожанами, в конкурсе на ревитализацию подмосковных советских домов культуры, в котором по-новому взглянули на контекстуальную работу этих институций с городом. Однако когда, по словам Карена и Тиграна, «повседневная рутинная работа в роли наемного сотрудника надоела», они решили «сформировать свой микроклимат в архитектуре: как раз в это время рухнул рубль, из-за пандемии все остановилось и ушло на дистанционку — лучше условий для стартапа и не придумать». Кстати, макет для одного из своих первых проектов в новом статусе тандем придумал сделать «на злобу дня» — из гречки.
Таким образом, на сегодня костяк команды составляют два архитектора: «C Тиграном никто не хотел работать, — смеется Карен, — а надо было зарабатывать имидж и деньги, вот и пришлось альтруистично взять его под крыло и использовать его гениальность на благо». Кроме того, эти двое часто привлекают к своим проектам коллег и специалистов смежных профилей: «В скором времени мы планируем сформировать небольшую команду единомышленников и развиваться как бюро, не зацикленное в рамках границ одной страны», — говорят .ket.
Неравнодушные властелины
Карен всегда был человеком с тонким вкусом и неординарным восприятием мира: «По сути говоря — настоящий художник, — рассказывает сам Карен, — но художник в наше время дело совсем не прикладное, поэтому решил стать архитектором. А Тигран? Что с него взять, он до сих пор не знает, кто он и чем занимается».
Впрочем, еще одна шутливая фраза лишь подчеркивает несклонность навешивать ярлыки и формулировать громкие лозунги: «Идеология нашей команды в том, чтобы быть неравнодушными к делу. Каждый проект — с его контекстом, смыслом и значением — уникален для нас, и именно поэтому мы не можем заключить его в рамки какой-либо доктрины или подхода. Единственное, что мы можем сделать, — это погрузиться в деятельность с головой и сердцем».
Тем не менее, проект мечты в описании .ket — довольно распространенная история, когда архитектор сам себе заказчик. Только по их версии добавляется неожиданная третья ипостась — властелин. Видимо, сказывается опыт общения с представителями власти и поиска консенсуса с простыми горожанами, который архитекторы описывают как один из самых тяжелых в своей практике: «когда просят их оставить в покое, и нечего им тут лавки ставить, чтобы всякие бомжи сидели и юбки проходящим девушкам задирали».
Архитектура без границ
Пока же они подтверждают свой тезис о незацикливании на границах одной страны и делают, например, проекты бережной реновации модернистского наследия для родной Армении (не прошел даром опыт в конкурсе на советские дома культуры). Для России — придумывают гибридные типологии: офис-склад-шоурум, автомойка как модное место тусовки, пекарня как люксовый бутик и отель как городское общественное пространство. При этом во многих случаях выходят за границы не только типологий, но собственно архитектуры: просчитывают бизнес-модель, разрабатывают ДНК бренда, фирменный стиль и т.д. «Понятие “архитектор будущего” выходит за рамки традиционного определения профессии», — считают .ket. — Фокус внимания сместится с материи на “нематерию”, со зданий — на “нездания”. Архитекторы заговорят новым, универсальным языком коммуникаций». И есть шанс, что мы еще успеем их услышать.
Автомойка Zakh-washing в дер. Захарово на Новорижском шоссе
проектирование и реализация: 2019
общая площадь: 550 м2
Проект сделан по принципу морфогенеза: каждый элемент-бокс оснащен индивидуальной функцией, и в системе взаимоотношений эти элементы создают разные уровни пространств, что придает зданию динамику и уникальный образ.
Материалы фасада работают на контрасте: структурное остекление и реечные прямоугольные профили гармонично взаимодействуют друг с другом. Фасадная отделка перетекает в интерьер и создает непрерывный фон для белой круглой лестницы, которая ведет на второй этаж и на эксплуатируемую кровлю с террасой для использования в летние дни. Интерьер выдержан в строгих цветах и формах, что соответствует дизайн-коду фасада и подчеркивает простоту и функциональность объемно-пространственной структуры здания.
Проект реновации центра искусства NPAK в Ереване
проектирование: 2019
общая площадь: 5 240 м2
Концепция обновления фасада основана на идее честного сохранения оригинального армянского брутализма: аккуратные интервенции сохраняют наиболее существенные черты национального архитектурного стиля.
Наиболее значительные изменения вносятся в дизайн-проект двора: его цель — открыть помещения музея, сделать его более прозрачным, привлекательным и функционирующим, сформировать эмоциональную связь между музеем и общественным парком «Вернисаж».
Отель Dilijan Instone Hub в Дилижане, Армения
проектирование: 2020
начало реализации: 2021
общая площадь территории: 1,6 га
Проект отеля в центре одного из самых туристических городов Армении представляет собой сплав общественных и жилых пространств. Общественные выходят на площадь-хаб и работают на город, а жилые утоплены на плоскостях четырех корпусов, террасировано устроенных на холме. Корпуса соединены между собой полуоткрытыми и открытыми галереями-лестницами-пандусами.
Художественная постановка локальных съемочных пространств для проекта «Пацанки» телеканала «Пятница»
проектирование и реализация: 2020
Перед архитекторами стояла задача сформировать образ различных функциональных назначений съемочных пространств в коллаборации с режиссерами, операторами, продюсерами, светотехническим специалистом, звукотехником и другими. Сами пространства представляют собой разной стилистики декорации для выявления диссонирующих эмоций у зрителей и участников шоу, главным образом сформировавших вектор видения локаций.
Офис-склад Zakh-warehouse в дер. Захарово Московской области
проектирование: 2019
общая площадь: 1 600 м2
Проект здания, в котором сочетаются разные функции одного цикла промышленного цеха. На первом этаже — складское помещение и пространства шоурумов, на втором — офисные пространства для работников и зоны отдыха для посетителей. Шоурум выходит окнами и дверьми на узкую и маленькую общественную площадь, которая диссонирует с промышленным характером здания и локации и создает урбанистичную зону эмоциональной абстрагированности от места.
[НЕАРХИТЕКТУРА-НЕИСКУССТВО]. Инсталляция в проекте «Архитектура NEXT!» на выставке АРХ Москва
проектирование: 2020
С течением времени архитектура и искусство, трансформируясь, раздвигали границы своего определения. Такие произведения, как портрет Астурия на коне и Кельнский собор, размещенные в одной точке пространства и времени, автоматически превратились в памятники истории.
Рассредоточившись и демократизируясь, понятия искусства и архитектуры стали менее экспонатными и более доступными, синтезируя почти все аспекты жизни. Такие высказывания, как «фонтан» Дюшана и «Завернутый Рейхстаг» Христо, показали новый путь «искусства».
Если раньше искусство и архитектура были точкой в пространстве и времени, то сейчас это мысль, сценарий, взаимосвязь нужд и обязательств. Последние мировые события показывают, что среда вокруг нас должна быть настолько гибкой и реакционной, чтобы успевать за динамикой изменений в мире и жизни людей.
Вышеперечисленное невозможно сделать без коллаборации ряда смежных специальностей, где архитектор может стать «дирижером» будущей фабулы жизни людей. Так, изменяя традиционное определение, искусство и архитектура сменили фокус внимания с материи на [нематерию], с архитектуры — на [неархитектуру], с искусства — на [неискусство].
С течением времени архитектура «выйдет» из зданий и, подобно течению воды, заполнит пространство между ними, создавая «облако» новых возможностей для людей. Именно это пространство — «облако» — и станет архитектурой будущего.
Блиц-справка
общее число проектов: 17 + («Мы не любим вести статистику проектов, так как они все нам как дети, правда, некоторых хочется сдать в детдом...»)
из них городских: 8
общее число реализаций: 3 уже построены, 2 в процессе, 2 на стадии получения разрешения на строительство, еще 1 на пути к реализации
кураторство: выставка в Музее архитектуры им. Щусева, АРХ Москва 2018, лекции и воркшопы для студентов МАРХИ; однако под именем .ket первый опыт — это участие в экспозиции «Архитектура NEXT!» на выставке АРХ Москва 2020
конкурсы: Reviving NPAK в Ереване, 2019 (участник); конкурс на разработку рекреационных объектов парка дружбы в Гюмри, Армения, 2020 (участник); международный конкурс на разработку архитектурного облика станций Московского метрополитена, 2020 (участник)
публикации: интервью на портале Архсовета, Автомойка в виде «Лего» и очистное сооружение в стилистике игры Minecraft на stroi.mos.ru, интервью на сайте выставки АРХ Москва, Простота для Новой Риги на портале archi.ru
контакты: ket.architects@mail.ru