Основатели студии son architecture: Егор Королев и Елена Смирнова

Проект NEXT. son architecture. Архитектура как отдушина

Новую рубрику о молодых архитектурных бюро, их чаяниях и устремлениях мы открываем рассказом о творческом дуэте Егора Королева и Елены Смирновой. Стараясь быть нескучными и неожиданными, их проекты всегда так или иначе связаны с бережным и даже трепетным отношением к памяти места и контекстной задаче, будь то приусадебный парк или павильоны для приема вторсырья.

Что значит этот SON

Сами Егор и Елена расшифровывают имя бюро как Studio – Of – Non expected – Non generic – Non boring architecture. «Мы считаем одной из главных целей своего творчества переосмысление обыденного, а основным методом этого — отстранение от предмета и описание его на основе "первого чистого" восприятия, — говорят архитекторы. — Именно такой подход позволяет нам создавать неожиданные и удивляющие объекты, расширяющие границы привычного, что для нас является главной ценностью искусства».

История союза

В название, безусловно закладывался и некий флер романтики, который с самого начала окружал этот союз: Елена и Егор познакомились вовсе не в вузе, как это часто бывает (Елена училась в МАРХИ и Нью-Йоркском Pratt Institute, а Егор — в Миигаик и МАРШ), а уже на работе, в бюро Сергея Скуратова. И почти сразу начались «отношения на расстоянии»: Елена продолжила покорять Нью-Йорк, набираясь опыта в местных офисах BURO NY, RKTB Architects и Rafael Viñoly Architect, а Егор практиковал у Цимайло и Ляшенко и в бюро «Остоженка».

В итоге официальный брак и официальная история совместного бюро начались в один год, в 2017-м, хотя оба продолжали жить в разных странах. Чтобы поддерживать связь, вместе делали конкурсные проекты: «Иногда дедлайны приходились на наши редкие и короткие встречи в США, но это только добавляло романтики, — рассказывают они. — А так  приходилось работать в две смены — передавали проект друг другу, как эстафетную палочку».

В 2019-м — уже вместе — они прожили в Нью-Йорке еще год, осенью приняли участие в Молодежной российской архитектурной биеннале в Казани и в 2020-м окончательно вернулись в Москву — «продолжать путь на родине». 

Почему архитектор

«С детства я играл в кубики, строил деконструктивистские башни и хотел быть строителем, — делится Егор. — Потом увидел строителей в грязной униформе с чумазыми лицами и спросил у родителей, есть ли что-то похожее, но чтобы не надо было пачкаться. Они подсказали — архитектор. Так и пошло».

У Елены тяга к профессии родилась из любви к прекрасному: папа — главный бухгалтер на огромном заводе — был без памяти влюблен в искусство и возил дочь по разным городам и странам, прививая вкус к архитектуре. «Шансов выбрать другую профессию не оставалось», — признается она.

Зачем и как

«Главная задача архитектуры – спасать людей от уныния, — считают в son architecture. — Поэтому мы стараемся смотреть на вещи непредвзято, взглядом ребенка, и ищем новые смыслы в обыденных вещах». В павильонах для приема вторсырья — переворачивают представления о профнастиле; возвращая жизнь заброшенной территории завода в Казани, они воссоздают ее «генетический код» через границы и материалы и мостят дорожки строительным ломом. А в инсталляции для спецпроекта «Архитектура NEXT!» на выставке «АРХ Москва-2020» (который курирует ПР) — преподносят архитектуру как яркую и изменчивую «декорацию человеческой жизни».

В отношении того, что происходит с российской архитектурой, Егор и Елена констатируют, что мы «потихоньку эволюционируем из обезьяны». А если серьезно, то есть как негатив, так и позитив. К первому они относят диктат девелоперских компаний в жилом строительстве и их крайняя негибкость в предпочтениях и целях, которые они перед собой ставят: «Хотелось бы видеть эксперименты с новыми и разнообразными типологиями для разных людей с разными стилями жизни». К отрицательным моментам можно отнести и слабый интерес у власти к теме архитектуры и городской среды в многострадальных российских городах. Положительная тенденция — возрастающий интерес к сохранению наследия у населения и реализация проектов всевозможных общественных пространств.

son architecture и сами были бы не против поработать с природным окружением, но даже не в городе, а в какой-нибудь глуши: «Хочется сделать там нечто нефункциональное, на стыке архитектуры и искусства, куда хотелось бы приходить иногда по заросшей тропе, просто чтобы подумать о чем-то важном. Такая архитектурная отдушина. Вероятно, по описанию чем-то напоминает храм — может, и так. Как известно, храмы и были первыми архитектурными объектами».

Проект ревитализации завода «Сантехприбор» в Казани
Проект ревитализации завода «Сантехприбор» в Казани

Проект ревитализации территории завода «Сантехприбор» в Казани

функция: смешанная (жилье, офисы, ритейл)

общая площадь: 43600 м2

проектирование: 2019

«В этом проекте мы хотели отразить важность сохранения архитектуры до технологической революции в строительстве, произошедшей в XX веке; домодернистской архитектуры, архитектуры с традиционным понятием «стена». Сейчас оно, такое важное в прошлом, утрачивает свое значение на наших глазах. Современная архитектура в основной массе не оставит после себя красивых, ценных руин, она перестает быть «свидетелем прошлого в веках». На примере участка завода «Сантехприбор», где была утрачена основная масса зданий, мы попытались вернуть память об ушедшем.

Все новые здания располагаются в границах старых фундаментов, частично используя их в качестве конструктивной опоры, а частично с их помощью формируя общественные и приватные пространства ниже уровня земли. Нижние пояса построек выполнены с помощью традиционной технологии кладки с включениями старого кирпича, оставшегося после сноса прежней застройки. Стены верхних этажей сделаны преимущественно из стеклоблоков — аутентичного материала для этого места — и опять же с использованием сохранившихся блоков от старых зданий. В разнообразном мощении использован строительный лом, собранный с участка. Таким образом, можно представить, что здания словно вырастают из своеобразной грибницы, оставшейся после среза зданий фабрики, наследуя генетический код прошлого через границы и материалы.

Все проектные решения в первую очередь обусловлены желанием высказаться о важности сохранения наследия в нашей стране и мире и своеобразным размышлением об изменении архитектуры и ее влиянии на культуру современного мира — и мира будущего». 

Загородный парк в Самаре. Аксонометрия
Загородный парк в Самаре. Аксонометрия
Загородный парк в Самаре. Мост
Загородный парк в Самаре. Мост
Загородный парк в Самаре. Входная группа
Загородный парк в Самаре. Входная группа
Загородный парк в Самаре. Лестницы
Загородный парк в Самаре. Лестницы
Загородный парк в Самаре. Терраса
Загородный парк в Самаре. Терраса

Загородный парк в Самаре

общая площадь: 42 га

проектирование: 2017

«Нам очень понравилась история парка. Его усадебное прошлое рождает в голове прекрасные образы русской дачной жизни Серебряного века. Нам очень хотелось вновь привнести эту легкость, чистоту и романтику в единении с природой. Эти образы, как нам кажется, живут в сознании каждого человека, воспитанного в мире русской культуры. Хотелось сохранить эту естественность нетронутой природы, деликатно внедрившись в нее и создав условия для ее созерцания. Из этих идей возникли все наши предложения по функциональному наполнению парка, его объектам и общему дизайн-коду. 

Мы постарались максимально сохранить существующий массив деревьев и их разнообразие. Наше вмешательство, в основном, является локальным и деликатным. Концепция максимального сохранения проявлена в нашем проекте и в бережливом отношении к существующим дорожкам: в основном, мы сохраняем все дорожки и тропы, незначительно корректируя их и дополняя. 

Все элементы, МАФы и сооружения парка подчинены единому замыслу, единому дизайн-коду. Тонкие белые конструкции деликатно контрастируют с природным буйством. А образно они отсылают нас к дореволюционным ажурным элементам волжских дач, белым платьям и зонтикам, белоснежным скатертям, всему тому, что ассоциируется у нас с легкостью и красотой русской дачной жизни.

Контейнерная площадка
Контейнерная площадка
Мобильный пункт приема вторсырья
Мобильный пункт приема вторсырья
Модульная мусорная площадка
Модульная мусорная площадка
Стационарный пункт приема вторсырья
Стационарный пункт приема вторсырья

Павильоны для приема вторсырья в Москве и Ижевске

проектирование: 2019

реализация: 2020

«Для полноценного и правильного восприятия горожанами программы утилизации и сортировки мусора необходимо создание яркого запоминающегося образа всех объектов приема и сортировки сырья. Объекты должны быть эстетически привлекательными и заметно отличаться (в лучшую сторону) от привычного образа российской инфраструктуры подобного плана. В сознании жителя города должна сформироваться связная картина принимаемых мер в городе в области экологии. Для этого необходимо ввести единый дизайн-код для всей инфраструктуры. 

Мы предложили использовать в облицовке яркий, привлекающий взгляд алый паттерн из недорогого и очень популярного в России материала — профнастила. Как правило, его применяют для заборов и оград и окрашивают в неуместные цвета, маргинализируя среду. Мы же хотели показать, что и с этим материалом можно работать творчески и аккуратно, что, к сожалению, у нас большая редкость. На данный момент наши павильоны находятся в стадии реализации в Ижевске и в Москве».

Эскиз инсталляции для выставки АРХ Москва, спецпроект «Архитектура NEXT!»
Эскиз инсталляции для выставки АРХ Москва, спецпроект «Архитектура NEXT!»

Театр архитектуры. Инсталляция в рамках экспозиции «Архитектура NEXT!» на выставке АРХ Москва-2020

общая площадь: 8 м2

проектирование: 2020

«Архитектура — декорация человеческой жизни. Цель архитектуры — создавать и обрамлять жизненные сценарии. От ее образности и поэтичности зависит радость бытия. Чудо архитектуры не в утилитарности, чудо в образности, создаваемой причудливой игрой масс, пропорций, цвета и света. Архитектура должна усиливать витальность, создавать праздник жизни, избавлять от уныния. Великие архитектурные сооружения очаровывают разнообразием и многоплановостью их восприятия, они играют с человеком, направляют его движения, приковывают взгляд, обманывают, заставляют переживать разнообразные чувства, превращая каждого в героя своей собственной пространственной пьесы. 

Наш проект — уголок театра архитектуры. Каждый посетитель выставки сможет взаимодействовать с декорациями, примеряя на себя роль архитектора-демиурга, персонажа вымышленного мира или же стороннего зрителя».  

Блиц-справка

общее число проектов: 10

из них городских: 4

выставки: II Молодежная архитектурная биеннале в Казани, 2019; Aedes Architecture Forum, Берлин, 2020; III Международный фестиваль «Дом на Брестской», Москва, 2020

премии: конкурс на проект жилого комплекса в Ижевске, 2017 (3 место), конкурс стандартного жилья ДОМ.РФ, 2018 (в составе Ad hoc Architecture, 2 место); проект пляжного кинотеатра в г. Пафос для CYSOA Architectural competition, 2018 (2 место); проект зеркального Истукана для конкурса онкурс на лучший арт-объект на фестивале «А-фест» в «Этномире», 2018 (2 место); конкурс на проект реконструкции Загородного парка в Самаре, 2018 (2 место); конкурс на объекты приема вторсырья, 2019 (1 место); II Молодежная архитектурная биеннале в Казани, 2019 (финалист); конкурс «Жилой комплекс «Покровский» на улице 10 лет Октября» в Ижевске, 2019 (участник); конкурс на проект кампуса на крыше корпуса на территории «Севкабель Порта», 2019  (участник); конкурс на дворец бракосочетания в городе Шаховская, 2019 (участник); конкурс на объекты для приема вторсырья, 2019 (1 место)

публикации: SPEECH №23  Postindustrial (статья о II Молодежной архитектурной биеннале в Казани)

образцы для подражания: вообще они все время меняются, но в данный момент из архитекторов этоSANAA, David Chipperfield Architects, Aldo Rossi, а из построек — Bruder Klaus Field Chapel (Peter Zumthor, 2007), Карнакский храм (3200 г. до н.э) и дом в селе Чернецово Андрепольского района Тверской области (1906).

son-architecture.com

Instagram

Facebook

читать на тему: