Проект NEXT. son architecture. Архитектура как отдушина
Новую рубрику о молодых архитектурных бюро, их чаяниях и устремлениях мы открываем рассказом о творческом дуэте Егора Королева и Елены Смирновой. Стараясь быть нескучными и неожиданными, их проекты всегда так или иначе связаны с бережным и даже трепетным отношением к памяти места и контекстной задаче, будь то приусадебный парк или павильоны для приема вторсырья.
Что значит этот SON
Сами Егор и Елена расшифровывают имя бюро как Studio – Of – Non expected – Non generic – Non boring architecture. «Мы считаем одной из главных целей своего творчества переосмысление обыденного, а основным методом этого — отстранение от предмета и описание его на основе "первого чистого" восприятия, — говорят архитекторы. — Именно такой подход позволяет нам создавать неожиданные и удивляющие объекты, расширяющие границы привычного, что для нас является главной ценностью искусства».
История союза
В название, безусловно закладывался и некий флер романтики, который с самого начала окружал этот союз: Елена и Егор познакомились вовсе не в вузе, как это часто бывает (Елена училась в МАРХИ и Нью-Йоркском Pratt Institute, а Егор — в Миигаик и МАРШ), а уже на работе, в бюро Сергея Скуратова. И почти сразу начались «отношения на расстоянии»: Елена продолжила покорять Нью-Йорк, набираясь опыта в местных офисах BURO NY, RKTB Architects и Rafael Viñoly Architect, а Егор практиковал у Цимайло и Ляшенко и в бюро «Остоженка».
В итоге официальный брак и официальная история совместного бюро начались в один год, в 2017-м, хотя оба продолжали жить в разных странах. Чтобы поддерживать связь, вместе делали конкурсные проекты: «Иногда дедлайны приходились на наши редкие и короткие встречи в США, но это только добавляло романтики, — рассказывают они. — А так приходилось работать в две смены — передавали проект друг другу, как эстафетную палочку».
В 2019-м — уже вместе — они прожили в Нью-Йорке еще год, осенью приняли участие в Молодежной российской архитектурной биеннале в Казани и в 2020-м окончательно вернулись в Москву — «продолжать путь на родине».
Почему архитектор
«С детства я играл в кубики, строил деконструктивистские башни и хотел быть строителем, — делится Егор. — Потом увидел строителей в грязной униформе с чумазыми лицами и спросил у родителей, есть ли что-то похожее, но чтобы не надо было пачкаться. Они подсказали — архитектор. Так и пошло».
У Елены тяга к профессии родилась из любви к прекрасному: папа — главный бухгалтер на огромном заводе — был без памяти влюблен в искусство и возил дочь по разным городам и странам, прививая вкус к архитектуре. «Шансов выбрать другую профессию не оставалось», — признается она.
Зачем и как
«Главная задача архитектуры – спасать людей от уныния, — считают в son architecture. — Поэтому мы стараемся смотреть на вещи непредвзято, взглядом ребенка, и ищем новые смыслы в обыденных вещах». В павильонах для приема вторсырья — переворачивают представления о профнастиле; возвращая жизнь заброшенной территории завода в Казани, они воссоздают ее «генетический код» через границы и материалы и мостят дорожки строительным ломом. А в инсталляции для спецпроекта «Архитектура NEXT!» на выставке «АРХ Москва-2020» (который курирует ПР) — преподносят архитектуру как яркую и изменчивую «декорацию человеческой жизни».
В отношении того, что происходит с российской архитектурой, Егор и Елена констатируют, что мы «потихоньку эволюционируем из обезьяны». А если серьезно, то есть как негатив, так и позитив. К первому они относят диктат девелоперских компаний в жилом строительстве и их крайняя негибкость в предпочтениях и целях, которые они перед собой ставят: «Хотелось бы видеть эксперименты с новыми и разнообразными типологиями для разных людей с разными стилями жизни». К отрицательным моментам можно отнести и слабый интерес у власти к теме архитектуры и городской среды в многострадальных российских городах. Положительная тенденция — возрастающий интерес к сохранению наследия у населения и реализация проектов всевозможных общественных пространств.
son architecture и сами были бы не против поработать с природным окружением, но даже не в городе, а в какой-нибудь глуши: «Хочется сделать там нечто нефункциональное, на стыке архитектуры и искусства, куда хотелось бы приходить иногда по заросшей тропе, просто чтобы подумать о чем-то важном. Такая архитектурная отдушина. Вероятно, по описанию чем-то напоминает храм — может, и так. Как известно, храмы и были первыми архитектурными объектами».
Проект ревитализации территории завода «Сантехприбор» в Казани
функция: смешанная (жилье, офисы, ритейл)
общая площадь: 43600 м2
проектирование: 2019
«В этом проекте мы хотели отразить важность сохранения архитектуры до технологической революции в строительстве, произошедшей в XX веке; домодернистской архитектуры, архитектуры с традиционным понятием «стена». Сейчас оно, такое важное в прошлом, утрачивает свое значение на наших глазах. Современная архитектура в основной массе не оставит после себя красивых, ценных руин, она перестает быть «свидетелем прошлого в веках». На примере участка завода «Сантехприбор», где была утрачена основная масса зданий, мы попытались вернуть память об ушедшем.
Все новые здания располагаются в границах старых фундаментов, частично используя их в качестве конструктивной опоры, а частично с их помощью формируя общественные и приватные пространства ниже уровня земли. Нижние пояса построек выполнены с помощью традиционной технологии кладки с включениями старого кирпича, оставшегося после сноса прежней застройки. Стены верхних этажей сделаны преимущественно из стеклоблоков — аутентичного материала для этого места — и опять же с использованием сохранившихся блоков от старых зданий. В разнообразном мощении использован строительный лом, собранный с участка. Таким образом, можно представить, что здания словно вырастают из своеобразной грибницы, оставшейся после среза зданий фабрики, наследуя генетический код прошлого через границы и материалы.
Все проектные решения в первую очередь обусловлены желанием высказаться о важности сохранения наследия в нашей стране и мире и своеобразным размышлением об изменении архитектуры и ее влиянии на культуру современного мира — и мира будущего».
Загородный парк в Самаре
общая площадь: 42 га
проектирование: 2017
«Нам очень понравилась история парка. Его усадебное прошлое рождает в голове прекрасные образы русской дачной жизни Серебряного века. Нам очень хотелось вновь привнести эту легкость, чистоту и романтику в единении с природой. Эти образы, как нам кажется, живут в сознании каждого человека, воспитанного в мире русской культуры. Хотелось сохранить эту естественность нетронутой природы, деликатно внедрившись в нее и создав условия для ее созерцания. Из этих идей возникли все наши предложения по функциональному наполнению парка, его объектам и общему дизайн-коду.
Мы постарались максимально сохранить существующий массив деревьев и их разнообразие. Наше вмешательство, в основном, является локальным и деликатным. Концепция максимального сохранения проявлена в нашем проекте и в бережливом отношении к существующим дорожкам: в основном, мы сохраняем все дорожки и тропы, незначительно корректируя их и дополняя.
Все элементы, МАФы и сооружения парка подчинены единому замыслу, единому дизайн-коду. Тонкие белые конструкции деликатно контрастируют с природным буйством. А образно они отсылают нас к дореволюционным ажурным элементам волжских дач, белым платьям и зонтикам, белоснежным скатертям, всему тому, что ассоциируется у нас с легкостью и красотой русской дачной жизни.
Павильоны для приема вторсырья в Москве и Ижевске
проектирование: 2019
реализация: 2020
«Для полноценного и правильного восприятия горожанами программы утилизации и сортировки мусора необходимо создание яркого запоминающегося образа всех объектов приема и сортировки сырья. Объекты должны быть эстетически привлекательными и заметно отличаться (в лучшую сторону) от привычного образа российской инфраструктуры подобного плана. В сознании жителя города должна сформироваться связная картина принимаемых мер в городе в области экологии. Для этого необходимо ввести единый дизайн-код для всей инфраструктуры.
Мы предложили использовать в облицовке яркий, привлекающий взгляд алый паттерн из недорогого и очень популярного в России материала — профнастила. Как правило, его применяют для заборов и оград и окрашивают в неуместные цвета, маргинализируя среду. Мы же хотели показать, что и с этим материалом можно работать творчески и аккуратно, что, к сожалению, у нас большая редкость. На данный момент наши павильоны находятся в стадии реализации в Ижевске и в Москве».
Театр архитектуры. Инсталляция в рамках экспозиции «Архитектура NEXT!» на выставке АРХ Москва-2020
общая площадь: 8 м2
проектирование: 2020
«Архитектура — декорация человеческой жизни. Цель архитектуры — создавать и обрамлять жизненные сценарии. От ее образности и поэтичности зависит радость бытия. Чудо архитектуры не в утилитарности, чудо в образности, создаваемой причудливой игрой масс, пропорций, цвета и света. Архитектура должна усиливать витальность, создавать праздник жизни, избавлять от уныния. Великие архитектурные сооружения очаровывают разнообразием и многоплановостью их восприятия, они играют с человеком, направляют его движения, приковывают взгляд, обманывают, заставляют переживать разнообразные чувства, превращая каждого в героя своей собственной пространственной пьесы.
Наш проект — уголок театра архитектуры. Каждый посетитель выставки сможет взаимодействовать с декорациями, примеряя на себя роль архитектора-демиурга, персонажа вымышленного мира или же стороннего зрителя».
Блиц-справка
общее число проектов: 10
из них городских: 4
выставки: II Молодежная архитектурная биеннале в Казани, 2019; Aedes Architecture Forum, Берлин, 2020; III Международный фестиваль «Дом на Брестской», Москва, 2020
премии: конкурс на проект жилого комплекса в Ижевске, 2017 (3 место), конкурс стандартного жилья ДОМ.РФ, 2018 (в составе Ad hoc Architecture, 2 место); проект пляжного кинотеатра в г. Пафос для CYSOA Architectural competition, 2018 (2 место); проект зеркального Истукана для конкурса онкурс на лучший арт-объект на фестивале «А-фест» в «Этномире», 2018 (2 место); конкурс на проект реконструкции Загородного парка в Самаре, 2018 (2 место); конкурс на объекты приема вторсырья, 2019 (1 место); II Молодежная архитектурная биеннале в Казани, 2019 (финалист); конкурс «Жилой комплекс «Покровский» на улице 10 лет Октября» в Ижевске, 2019 (участник); конкурс на проект кампуса на крыше корпуса на территории «Севкабель Порта», 2019 (участник); конкурс на дворец бракосочетания в городе Шаховская, 2019 (участник); конкурс на объекты для приема вторсырья, 2019 (1 место)
публикации: SPEECH №23 Postindustrial (статья о II Молодежной архитектурной биеннале в Казани)
образцы для подражания: вообще они все время меняются, но в данный момент из архитекторов этоSANAA, David Chipperfield Architects, Aldo Rossi, а из построек — Bruder Klaus Field Chapel (Peter Zumthor, 2007), Карнакский храм (3200 г. до н.э) и дом в селе Чернецово Андрепольского района Тверской области (1906).