Сессия «Профессиональное образование на местах» секции «Креативная среда и урбанистика» на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме

Профессиональное образование. Вызовы для регионов

Продолжаем серию репортажей с Санкт-Петербургского культурного форума. Говоря о пространственном развитии регионов, невозможно было не затронуть тему недостатка в них квалифицированных специалистов. Проблема отсутствия компетенций обычно дополнительно осложняется тем, что архитекторам приходится решать задачи, к которым академическое образование их не готовит. Какие на сегодня существуют пути решения?

деятельность: Руководитель Центра компетенций по вопросам городской среды Калужской
области «ТОЛК»

деятельность: Руководитель региональных проектов
по развитию территорий лаборатории МАРШ

деятельность: Основатель и руководитель АБ «Рождественка» (RDNK), ректор «РЕ-Школы»

деятельность: Основатель Центра современного
искусства «Винзавод» и директор Школы дизайна Института общественных наук РАНХиГС

Региональные центры компетенций

Еще одним позитивным эффектом федеральной программы «Комфортная среда» стало появление в регионах Центрах компетенций, призванных разными способами компенсировать нехватку кадров, необходимых для работы с городской средой. Например, такой Центр по решению главы республики Саха появился в 2017 году в Якутии. LETO — аббревиатура от Learning Emotion Tradition Opportunity — ставит перед собой задачу научиться делать общественные пространства для круглогодичного использования, что в условиях Якутии является нетривиальной задачей.

Образование LETO дало импульс возникновению целого фестиваля, направленного на преобразования городских и сельских пространств, создание новых точек притяжения, основанных на культурных кодах территорий, и пробуждение интереса к народному творчеству и фольклору. На фото — мурал «Девушка на велосипеде» художницы Кыыдааны Игнатьевой в городе Олекминске (республика Саха): эскиз был выбран голосованием среди жителей
Образование LETO дало импульс возникновению целого фестиваля, направленного на преобразования городских и сельских пространств, создание новых точек притяжения, основанных на культурных кодах территорий, и пробуждение интереса к народному творчеству и фольклору. На фото — мурал «Девушка на велосипеде» художницы Кыыдааны Игнатьевой в городе Олекминске (республика Саха): эскиз был выбран голосованием среди жителей

Центр компетенций «ТОЛК» в декабре 2018 года появился и в Калужской области. Занимаясь разработкой проектов для городской среды, а также адаптацией концепцию под существующий бюджет, Центр активно вовлекает в эту работу молодежь. Чем раньше молодые специалисты начнут работать «на земле», тем лучше они будут понимать, каким образом интегрироваться в процесс и каким образом красивая картинка отрабатывается с муниципалитетом и подрядчиком, чтобы архитектурная идея сохранилась. Второй важный аспект деятельности — семинары с главами муниципальных образований, разъяснение текущих задач и технических моментов. И третий — позиционирование региона и Центра на общественных площадках по всей стране.

Александр Томашенко: «Поскольку в самом Калужском регионе архитектурного образования нет, то его получают в соседних городах — Москве, Туле — и там же остаются. А сегодня, слыша о том, что у нас происходит, начинают подумывать о возвращении. Даже на этом форуме ко мне подошли люди, желающие сотрудничать. А для реализации такого знакового для Калуги проекта, как реконструкция Театральной улицы, мы привлекли 7 московских архитектурных бюро, каждое из которых взяло на себя тот или иной прилегающий к пешеходной улице двор. Мы хотим, чтобы получилась не просто полоса брусчатки, а многофункциональный объект. Плюс это возможность для местных пока неопытных специалистов поработать с теми, кто уже хорошо знает, как реализовать концепцию современного общественного пространства в рамках реалий». 

Концепция развития Яченского водохранилища и сквера Волкова в Калуге. Центр компетенций «ТОЛК»
Концепция развития Яченского водохранилища и сквера Волкова в Калуге. Центр компетенций «ТОЛК»

Выездные воркшопы

Ярко выраженный образовательный эффект несут воркшопы, с помощью которых сегодня решается самый широкий спектр задач — от дизайна городских объектов до градостроительных стратегий развития городов. Отделение Московской архитектурной школы МАРШ лаб как раз занимается организацией такого рода выездных воркшопов. В частности, триумф благоустройства парков и набережных в республике Татарстан, которая на сегодня стала передовым регионом страны в этой области, когда-то начался с серии воркшопов «МАРШ в Казани», во время которых команды местных специалистов под руководством тьюторов из Москвы разрабатывали проекты для участков по всему Татарстану. Косвенным результатом стало и появление коллектива «Архитектурный десант», задачей которого было доведение проектов до реализации по завершении воркшопов. Такой метод обучения быстро подтвердил свою эффективность: «Архитектурный десант» с тех пор создал не один десяток самостоятельных зрелых проектов.

Михаил Шатров: «Главное условие воркшопа — реальная задача. Первый обязательный этап — исследование: совмещение множества данных и выявление сути поставленной задачи. Второй этап подготовительный: подбор экспертов из разных дисциплин и разных городов (внешних и местных), подбор участников и формирование программы. Мы до последнего не проектируем — не раньше, чем когда мы сформировали принципы и критерии будущего проекта. Многие любят сначала придумать, а потом подгонять исследование под свою идею. Мы этого избегаем. Вместо этого занимаемся социокультурным программированием и вовлечением самых разных групп интересантов. И каждый день — просмотры и образовательные лекции. Итогом воркшопа становится публичная презентация. Таким образом мы за два последних года сделали более 40 проектов, привлекли 555 млн руб. в 9 малых городов и 1,8 млрд руб. — в Чебоксары. В последней сделали набережную вместе с «Чувашгражданпроектом» и серией интенсивов закрыли вопрос локального недостатка ряда компетенций».

Концепция благоустройства улицы Ленина, разработанная в результате воркшопа МАРШ лаб в городе Дагестанские огни в 2019 году, получила на Всероссийском конкурсе малых и исторических городов и поселений 75 млн руб. на реализацию
Концепция благоустройства улицы Ленина, разработанная в результате воркшопа МАРШ лаб в городе Дагестанские огни в 2019 году, получила на Всероссийском конкурсе малых и исторических городов и поселений 75 млн руб. на реализацию

Профильные программы для региональных специалистов

Проблема развития регионов остро стоит во всем мире: как работать с наследием на локальном уровне, как происходит ревитализация территорий, что может дать для решения этих вопросов опора на социокультурный ресурс. Потенциал последнего колоссален — но только в том случае, если «на местах» есть квалифицированные кадры в сфере управления культурными проектами, креативных индустрий, территориального развития. Именно таких управленцев, проектировщиков и исследователей  нового поколения, способных системно развивать территории, готовят в Школе дизайна при РАНХиГС.

Софья Троценко: «Эти программы реализуются на базе кафедры территориального развития им. Глазычева и ориентированы на региональных управленцев разного уровня: губернаторов, главных архитекторов и тд.  Задачей было сформировать для них единый стандарт, отвечающий современным требованиям к необходимым компетенциям».

На получение всех необходимых навыков по работе с городской средой направлены программы относительно новой институции — «Ре-школы». Это ни в коем случае не школа реставрации — прежде всего она учит отвечать на вызовы постиндустриального города, сложившейся, но морально и физически устаревшей среды, в которой присутствует много различных элементов и аспектов. Задача обучения — развить комплексный подход к этим пространствам. В школе учатся архитекторы, главные архитекторы городов, специалисты департаментов культурного наследия и др. Программа, с одной стороны, междисциплинарная, а с другой — направленная на многопрофильные группы.

Наринэ Тютчева: «Мы занимаемся археологией ценности наследия, сохранением ценности, преумножением ценности, а главное — созданием новой ценности. Ре-школа — школа про будущее, а не про прошлое, просто надо уметь искать в нем источники вдохновения и считывать то, что нам досталось в наследство. Поэтому архитектор должен обладать не только навыками проектирования, но и навыками определения ценности среды, навыками ее ревалоризации и быть созидателем новых сюжетов. То есть владеть ре-технологиями: это и реконструкция, и реновация, и регенерация и тд.

Одна из работ «Ре-школы» — концепция мастер-плана исторического поселения города Гороховец, Нижегородская область
Одна из работ «Ре-школы» — концепция мастер-плана исторического поселения города Гороховец, Нижегородская область

Профильные программы в регионах

 

Особенность «Ре-школы» — работа с конкретными кейсами. Программа обучения построена так, что ее результатом становится менеджмент-план — это симбиоз мастер-плана и плана управления, то есть в сумме некая парадигма развития пространства. При этом важно, чтобы менеджмент-план имел практическое значение и определял понятные точки роста, которые могли бы запустить всю программу. Точки, привлекательные для местного бизнеса или же те, к которым можно было бы притянуть бюджеты федеральных и региональных программ. В прошлом году такую стратегию развития получил Гороховец. В этом «Ре-школа» приглашена поработать в город Елец. А если каждый из участников программы потом вернется в родной регион и начнет применять свои знания, флажков на карте России с пометкой «комфортный город для жизни» станет существенно больше.

читать на тему: