Юлия Кишкович, основатель и главный архитектор бюро XForma

Проект NEXT. XForma. Архитектура как форма честности

Продолжаем знакомить своих читателей с молодыми бюро, принявшими участие в экспозиции «Архитектура NEXT!» выставки АРХ Москва-2020. В этот раз в фокусе внимания — Юлия Кишкович: работая преимущественно с частным заказчиком и небольшими проектами и глядя со стороны на развитие городской застройки с течением времени, она убеждена, что жилая функция никуда не денется, а соответствующее ей формообразование себя исчерпало. Поэтому основой нового языка архитектуры должна стать работа с нематериальными ценностями: как пишет Юля в описании к одному из своих проектов — такими как честность, дружелюбие, ответственность и сострадание.

Честность и дружелюбие

К слову о нематериальных ценностях: в МАРХИ Юля оказалась отнюдь не из-за желания что-то строить. Подкупила творческая и дружелюбная атмосфера: «Несмотря на наличие дедушки-архитектора, идти по его стопам я никогда не планировала. А потом в 11 классе на лестнице в школе встретила подругу, которая сказала, что поступает в МАРХИ, и что там сплошной рисунок, черчение и история искусств, учиться особо не надо. Чертить я любила, доехала до МАРХИ — а там двор, фонтан... Ну, и затянуло». Там же пришло понимание, что задача архитектора — вовсе не чертить: «Все очень просто — формировать вкус через среду. И свой, и клиента, а если получится шире – так вообще отлично. Когда люди видят хорошее и привыкают к нему, обратно уйти уже сложно».

Главное же в творчестве — стараться быть честным: с собой, с клиентом, с проектом (в первую очередь): «Опыт, мастерство, насмотренность — это все можно где-то наработать и как-то нагнать. Но если ты не честен в творчестве — это всегда видно», — убежденно говорит Кишкович.

Ответственность

Одно из самых ответственных решений Юля приняла, решившись на «творческий развод». Проработав с десяток лет ведущим архитектором «ЛВА-Интерьер», в один прекрасный день она поняла, что пора идти своим путем: «Захотелось, чтобы в работе было больше творчества и меня самой». Так что с 2015 года Юля возглавляет собственное микробюро: «В основном это коллеги и смежники на удаленке; как показали последние события, это самый удобный формат; главное — наладить коммуникацию», — говорит Юля.

Потому что ответственность — это не просто самостоятельность, но еще и умение слушать других. Так, одним из самых сложных проектов для Кишкович стала работа художником-постановщиком на телесъемках: «Очень много участников творческого процесса, надо учиться принимать решение вместе; большой объем, короткий срок, да еще и в объективе камеры все выглядит совсем не так, как без него. Но в этом и самая захватывающая часть процесса: буквально вчера была гора палок и фанеры — а сегодня свет, камеры, мотор, сотни людей вокруг, все сверкает. Начала понимать, почему кино и ТВ так затягивает людей».

система навигации и информационные стойки для флагманского отделения Альфа Private: по словам архитектора, очень сложный в реализации проект — например, потому, что нужные «умные» световые панели не смогли найти ни в России, ни в Италии, пришлось спроектировать и запустить их в реализацию самостоятельно © XForma
система навигации и информационные стойки для флагманского отделения Альфа Private: по словам архитектора, очень сложный в реализации проект — например, потому, что нужные «умные» световые панели не смогли найти ни в России, ни в Италии, пришлось спроектировать и запустить их в реализацию самостоятельно © XForma
Декорации для «Шоу выходного дня» © XForma
Декорации для «Шоу выходного дня» © XForma

В настоящее время Юля планирует принять участие в следующем конкурсе на разработку внешнего облика московского метро, проектирует рекреационный курортный комплекс в Дилижане, но параллельно ведет и более камерные истории — такие, как интерьер квартиры в ЖК «Садовые кварталы»: «Очень любимый мною проект, легко общаться с клиенткой: у нас получился симбиоз, и мы стараемся сделать интерьер, абсолютно нетипичный для Москвы — столь же нетипичный, как и само здание». 

Эмпатия и сострадание

Кстати, переосмысление жилья может стать одной из самых честных и ответственных архитектурных задач. Сейчас, по мнению Кишкович, российская архитектура вступает в стадию борьбы с девелоперами, и она намерена в нее включиться. Об этом, отчасти, было ее высказывание в рамках инсталляции «Форма воды» на выставке АРХ Москва, где вода — аллегория жилой функции: какую бы форму ни принимала городская застройка, она все равно преимущественно состоит из «воды». Именно поэтому нужно генерировать новые смысловые составляющие.

Сама Юля, например, является партнером фонда «Юна» по реабилитации временно бездомных животных: «Очень горжусь тем, что именно как архитектор, планируя пространство мероприятий, помогала фонду запускать первые фестивали-пристрои на Винзаводе». И без сострадания тут не обошлось.

Еще один способ нести в массы «доброе и вечное» — конечно, через образование: «Был очень интересный опыт по чтению курса лекций для подростков на тему архитектуры будущего через иллюстрации фантастических романов — хочется развить это в нечто большее». 

Есть и другие концептуальные идеи и планы, связанные с искусственным интеллектом и программированием в архитектуре: «Надо как-то собрать это все и запустить! Но пока не хватает времени и, наверное, усидчивости».

Что же, усидчивость — качество, которое архитектура тоже умеет со временем успешно развивать.

Интерьеры группы продленного дня Martians © XForma
Интерьеры группы продленного дня Martians © XForma
Схема трансформации логотипа в графику стен © XForma
Схема трансформации логотипа в графику стен © XForma

Интерьер группы продленного дня Martians

Москва, ул. Авиаконструктора Микояна

общая площадь: 146 м2

проектирование и реализация: 2019

Практически блиц-проект: маленькие сроки, да и бюджет такой же. Задача — создать для детей комфортное и развивающее пространство, где они будут не просто ждать родителей с работы, а смогут получить навыки, которые раньше получали во дворе. Дружбу, ответственность, честность, взаимопомощь, сострадание, ловкость и спортивность. Где смогут учиться в комфорте. Чувствовать себя в безопасности и исследовать мир. В качестве цветового кода была выбрана эмблема группы продленного дня, которая была переработана в графические элементы на стенах и повторена колористически в отделке. Проект выполнен лаконичным языком, без излишней детскости в решениях, с уважением к маленьким пользователям и их вкусу — этого архитектуре для детей сейчас очень не хватает.

Офис «Goose Goose Film»

Москва, ул. Троицкая

общая площадь: 325 м2

проектирование: 2018–2019

реализация: 2019

Попытка создать традиционное прочтение стиля «лофт» в реалиях русского зодчества; совместить традиционную деревянную архитектуру и современное интерьерное наполнение. В результате в интерьере скрестились русский сруб, яркие цвета и нестандартные акценты. Мы смогли совместными усилиями с заказчиком создать одновременно яркое и традиционное помещение, которое, являясь отражением деятельности компании, демонстрирует нестандартный подход к офисному интерьеру. Наибольшая удача проекта — сам деревянный дом, которому удалось дать вторую жизнь: когда в офисном здании на Цветном бульваре стали вскрывать стены, внутри оказался «зашит» сруб. Это и определило весь проект.

Выставочная экспозиция «Преодоление» © XForma
Выставочная экспозиция «Преодоление» © XForma

Выставочная инсталляция «Преодоление»

Москва, дом Союза московских архитекторов

общая площадь: 48 м2

проектирование: 2019

Чтобы физически отразить процесс преодоления в творчестве на пути к реализации проекта, были взяты интервью у нескольких людей: профессиональных сценариста, художника и дизайнера. В результате пространство было разделено на несколько зон, каждая из которых, при помощи различных форм и намеков, выражала творческий путь каждого интервьюированного. Зритель проходил насквозь через всю инсталляцию, испытывая те же — или другие — чувства в процессе преодоления. 

Летний павильон в Подмосковье

общая площадь: 72 м2

проектирование: 2019

реализация: 2020

На участке уже был «скелет» павильона, и нужно было вдохнуть в него новую жизнь, сделать более погодоустойчивым и вписать в существующую среду. Постарались решить это материалом, рисунком, текстурой и светом.

Проект инсталляции «Форма воды» в рамках экспозиции «Архитектура NEXT!» © XForma
Проект инсталляции «Форма воды» в рамках экспозиции «Архитектура NEXT!» © XForma
Фото реализации © Проект Россия
Фото реализации © Проект Россия
Летний павильон в Жуковке © XForma
Летний павильон в Жуковке © XForma

Инсталляция «Форма воды» в рамках экспозиции «Архитектура NEXT!»

Москва, Гостиный двор, выставка АРХ Москва

общая площадь: 1,44 м2

проектирование и реализация: 2020

«Творчество непрерывно и циклично. В каждой временной точке есть сложившаяся среда и вызов ей со стороны нового. Архитектура — не исключение. Новое поколение стремится выработать свой код как ответ на новые запросы общества, как ответ на свои изыскания. Сможем ли мы оправдать возложенные на нас ожидания, и есть ли эти ожидания вообще? Вопросы, которые задает себе архитектор в течении всего творческого пути, одинаковы, но можно ли сказать, что меняются ответы на них с течением времени? 

Архитектура как явление состоит из двух элементов — форма и функция. Архитектор определяет функцию объекта и заключает ее в нужную форму. В течении всего развития архитектуры мы видим, что иногда для архитектора первична функция, назначение объекта, но потом тенденция меняется, и на первый план выходит форма. Невозможно определить, что первично, а что вторично в этой формуле. Это в том числе отражено в названии нашего бюро: имея дело с заданной функцией архитектурного объекта, мы в процессе творчества размышляем, какой именно может быть его форма, как именно функция и эстетика функции отразится на объеме, не может ли смысловое наполнение объекта изменить прочтение формы архитектуры. С одной стороны, форма имеет яркий и понятный визуальный образ, считываемый заказчиком и обществом, с другой — назначение и непосредственная функция не могут не влиять на пространственные решения. Цель творчества — создать объект в точке пересечения этих двух линий, отражающий наше видение и задание клиента настолько близко, насколько это возможно. 

В экспозиции выставки «Архитектура Next!» мы хотели показать, что вне зависимости от формы объекта смысл его — то есть функция, наполненность — не изменяется, не подвержена течению времени. Здания меняются в веках, перестраиваются, дополняются деталями, у каждой эпохи есть свои формообразующие принципы. Восприятие образа продолжается не только в данной точке времени, но непрерывно, пока образ существует. Но функциональная часть архитектурного объекта почти не меняется, новые типы зданий появляются редко. Инсталляция призвана показать многовековой диалог между формой и внутренним смыслом постройки. 

«Форма воды» представляет собой стенд 1,2х1,2 м высотой около 1 метра. Стенд выполнен в виде белой тумбы, на боковых сторонах — монохромная печать архитектурной графики (фасадов города), которая постепенно размывается к верху стойки. «Форма города» растворяется во времени. Верхняя панель подсвечена. На самой тумбе расположены различные стеклянные предметы, наполненные чистой водой. Каждый предмет является олицетворением той или иной эпохи в архитектуре и имеет характерный вид. Вода внутри символизирует единство функции объекта. Все вместе образует аллюзию к «форме воды», когда одна и та же структура имеет разные формы. Например, колбы с водой, собранные в единый объем, символизируют собой современные массовые девелоперские проекты, а тонкий, сложной формы сосуд — индивидуальную застройку центра Москвы начала прошлого века. Цель стенда — создать иммерсивное пространство, дать возможность посетителю считать или угадать смысл объектов, показать, что суть формы не меняет сути функции, и задать вопрос, что будет next — в будущем. 

Блиц-справка

авторский коллектив бюро: Юлия Кишкович, основатель, ГАП; Ольга Леонова, дизайнер; Надежда Воскресенская, архитектор; Василий Яшкин, менеджер; Юлия Захарова, архитектор

«иконы стиля»: мавзолей на Красной площади — и архитектурно, и метафорически; а из архитекторов — преподаватели МАРХИ — Герасимов, Путятин, Махнач, Овсянникова, Орлов... «Это же титанический труд, ну и мы все — в той или иной степени их проекты, удачные и не очень... зато какой обширный список “построек”!».

общее число проектов: около 20, и практически все построены

выставки: BuildSchool-2019, BIF-2019, АРХ Москва-2020 (участник экспозиции «Архитектура NEXT!») 

премии: диплом Союза архитекторов России смотра BuildSchool-2019 в номинации «Реализация» за интерьеры групп продленного дня Martians

конкурсы: экспозиция «Преодоление» для BIF-2019, Interlight «Российский Светодизайн»-2019

ключевые проекты: интерьер групп продленного дня Martians, система навигации и информационные стойки для флагманского отделения Альфа Private, офис компании Goose Goose Film, уличный павильон для частного дома в Жуковке, здание гаража в Малаховке, квартиры на Арбате и в ЖК «Садовые кварталы»

публикации: «Проект Россия», офис Goose Goose Film; AD Magazine, квартира в Кунцево

XForma.ru

Facebook 

Instagram

читать на тему: