Проспекты памяти: как интегрировать кладбища в городское пространство?
С древнейших времен кладбища выполняли сакральную и коммеморативную функции, представляя собой пространство скорби и аккумулируя память об умерших. Однако в современном мире места погребения перестают быть исключительно пространством печали, становясь неотъемлемой частью городского ландшафта. Объединяя прошлое и настоящее, они дают жителям возможность найти уединение и покой среди городской суеты.
Новый взгляд на кладбища
Современная урбанистическая мысль предлагает посмотреть на кладбища как на многофункциональные общественные пространства, хранящие историю города и отражающие культурные особенности того или иного региона. Перед архитекторами стоит сложная задача — интегрировать кладбища в городскую инфраструктуру, благоустроить их с особой деликатностью и вниманием, не раня чувства скорбящих.
Этой осенью в рамках фестиваля «Открытый город» прошел воркшоп «Проспекты памяти» от архитектурного бюро ХОРА при поддержке компании «Колесник». Во время занятий участники обсуждали варианты преобразования погребальных пространств в городской среде и проблемы, возникающие в связи с благоустройством таких «чувствительных» зон.
«Совместно с участниками воркшопа нам предстояло понять, может ли кладбище и его окружение естественным образом сосуществовать друг с другом и если да, то предложить систему аргументов и принципов, опираясь на которые можно было бы начать этот сложный разговор о судьбе кладбища со всеми заинтересованными сторонами: от волонтеров и городских активистов; до лиц, принимающих решение в администрации города», — рассказывает Евгения Удалова, архитектор бюро ХОРА.
История одного кладбища: Текутьевское кладбище в Тюмени
Участники воркшопа проводили обсуждение на конкретном примере: им стал кейс Текутьевского кладбища в Тюмени, созданного в 1885 году. Кладбище располагается в центральной части города, окруженное обычными светскими постройками, среди которых дворец бракосочетания, школа и тюменский технопарк. Являясь элементом городской инфраструктуры, оно одновременно представляет собой особое сакральное пространство, требующее иного подхода.
Важной частью воркшопа стало проведение предварительного анализа исторических, социальных и культурных особенностей Текутьевского кладбища. Без подобного анализа невозможно было бы говорить о плане благоустройства, в котором такое пространство соединяет в себе место «памяти» и «чувство истории».
Текутьевское кладбище является объектом культурного наследия регионального значения. Страницы истории нашей страны, смена эпох нашли отражение в более, чем 100-летней истории кладбища. Так, на его южной окраине во время Великой Отечественной войны хоронили советских бойцов, умерших от ран в госпиталях Тюмени. Также на кладбище хоронили пленных немцев — солдат, попавших в плен в результате Сталинградской битвы. Здесь можно найти захоронения жителей, репрессированных в 1930-е годы.
Кладбище привлекает внимание местных активистов: в 2020 году здесь начали работать волонтеры, занимающиеся расчисткой и уборкой территории. А еще запустился проект «Мы жили», который рассматривает Текутьевское кладбище как музей истории Тюмени под открытым небом. Авторы проекта собирают информацию о похороненных здесь людях, составляют карты, идентифицируют захоронения и проводят экскурсии.
Споры о судьбе Текутьевского кладбища не утихают до сих пор как среди местных жителей, так и неравнодушных урбанистов. Участникам воркшопа предстояло рассмотреть различные варианты реконструкции мест погребения и предложить новые идеи.
Мировая практика преобразования погребальных пространств: от США до Японии
Для создания успешного проекта благоустройства кладбища необходимо учитывать не только социокультурные особенности, но и мировой опыт реконструкции таких пространств. Во время занятий участники обсудили уже существующие примеры успешной интеграции кладбищ в городское пространство и наметили основные тенденции в этом направлении.
Маунт Оберн — первое сельское кладбище в США. Однако сейчас это не только место скорби, но и парк для уединенных прогулок. Администрация Маунт Оберна тщательно сохраняет природные пейзажи и создает новые пространства: укромные уголки, рощи, водоемы соседствуют рядом с оранжереей и теплицами для выращивания цветов.
На территории кладбища проходят не только экскурсии, но и ночные кинопоказы, а также занятия йогой и медитации, званые ужины для патронов и друзей пространства. Стоит отметить, что в рамках публичной программы проходят лекции и дискуссии о том, как пережить утрату, а также о способах захоронения. Авторы проекта считают просвещение и возможность открыто говорить о смерти важной миссией.
Акцент на природном в погребальных пространствах — далеко не единственный вариант современного прочтения кладбищ. В 2011 году кладбище Губбио получило вторую жизнь: здесь было создано новое пространство в рамках проекта по расширению уже существующего кладбища коммуны. Архитекторы взяли за основу идею о том, что Губбио является частью городской структуры, что отразилось в его планировке. Во фрагментах и деталях угадываются городские сюжеты: узкие улочки между вытянутыми зданиями, площади и дворы.
В «городской структуре» кладбища выделяются квадратные объемы с открытыми проемами (дверными и оконными), а также «световыми фонарями» в потолке. Архитектор Драгони описывает их как «площади тишины, предлагающие публике возможность сделать паузу и подумать». В этих «квадратах тишины» представлены инсталляции современных итальянских художников, в которых по-особенному проигрывается эффект падающих лучей солнца и теней на протяжении всего дня.
Кладбище неизвестных в Японии было создано для перезахоронения останков людей с мест погребения, которые должны были затопить из-за строительства новой плотины Хайдзука. Авторы проекта — Archipro architects — при создании благоустройства нового пространства прислушались к пожеланиям местных жителей. Одним из них было создание мемориального места без религиозных элементов или отсылок.
Предложенное архитекторами решение вдохновляет своей деликатностью и простотой: в рамках проекта было установлено 1500 стержней из нержавеющей стали высотой в 2 метра. В этих конструкциях одновременно соединяется зримое и незримое, материальное и эфемерное, безмолвное и вибрирующее.
Личное и сакральное: опыт взаимодействия с кладбищами в ХХI веке
Молодые архитекторы и урбанисты, принявшие участие в воркшопе «Проспекты памяти», вдохновлялись не только зарубежным опытом. Одно из заданий предполагало посещение Донского кладбища в Москве. Опираясь на исследовательский подход, предложенный философом Ги Дебором в прошлом столетии и названный им «Метод дрейфа», участники попытались выйти за рамками привычного восприятия городской среды. Как отмечают кураторы проекта, персональный опыт взаимодействия с пространством помогает взглянуть на кладбища иначе.
«На самом деле, раньше я бы скорее всего даже и предположить не могла, что на кладбище можно испытывать что-то кроме скорби и грусти. Работа над проектом очень расширяет мои границы понятий нормального и приемлемого. Я сама из Тюмени, и работа над Текутьевским кладбищем мне кажется очень важной. Смотреть на город, его архитектуру через призму человеческих историй и отношение людей к такому пространству очень увлекательно», — комментирует архитектор Татьяна Мосейкина, участница воркшопа «Проспекты памяти».
После завершения семинаров студенты начали активную работу над проектами преобразования Текутьевского кладбища, которые они представтдт для обсуждения в финале фестиваля «Открытый город» 14 ноября 2024 года. Благоустройство таких территорий требует рефлексивного подхода: диалог между местными жителями, урбанистами, архитекторами и городской администрацией создает возможность для грамотной реорганизации кладбищ, способной сделать их полноценными общественными пространствами.
«Кажется, нам удалось нащупать то, что позволит в какой-то перспективе не воспринимать такие понятия как "кладбище" и "общественное пространство" как антагонистические, — подводит итоги Михаил Микадзе, основатель и главный партнер архитектурного бюро ХОРА. — Пространственные изменения и решения должны следовать за социокультурными изменениями, предлагающими, расширяющими наше представление о коммеморативных практиках, которые однозначно не могут сводиться только к привычному нам всем "ремонту и починке"».
Что получилось в итоге — читайте в наших будущих материалах.
А пока для вдохновения небольшое видео, снятое во время воркшопа