«Счастье – это когда тебя понимают»: временное пространство «молодых взрослых» в «ГЭС-2»
В рамках проекта «Молодые взрослые» Дом культуры ГЭС-2 предложил подросткам самим придумать и сформулировать, какого рода пространства им не хватает в Доме культуры. А затем на полном серьезе, благодаря усилиям объединенной команды архитектурного бюро «Дружба» и образовательных мастерских «Драконопроект», которые уже 10 лет разрабатывают и совершенствуют собственную методику проектирования с детьми и подростками как полноценными соавторами проекта, реализовал его, вместе со всеми самыми невероятными посылами. В результате в белоснежном холле появилось диковинное биоморфного вида и броских цветов пространство, моментально сглаживающее первое впечатление сдержанной отстраненности, которым встречает Дом культуры. А у подростков появилось не только собственное «место силы», но и редкий даже для взрослого человека опыт реализации смелых веселых мечтаний.
«ГЭС-2» с самого начала планировался как место максимально открытое для подростков: здесь много хороших программ, в которые они с удовольствием вовлекаются. При этом сама архитектура «ГЭС-2» к подросткам не очень-то дружелюбна: она слишком открытая (а они любят уединиться), слишком сдержанная (а подростки – это сплошная эмоция), огромная (нужна камерность) и строгая (а хочется если безумств, то хотя бы странностей). Так получилось, что в ней нет ни одного по-настоящему приятного и понятного подросткам пространства, но при этом есть Игровая «Лес».
А ведь именно подросткам, как никому в этом мире, хочется иметь свой уголок, где все сделано именно так как хочется им, а не окружающим их взрослым пусть и самые любящим и доброжелательным. При этом из них, как ни из кого другого, сложно «вытянуть», что именно они хотят. И дело даже не в закрытости, часто свойственной возрасту, а в неумении даже самому себе сформулировать, чего именно нужно.
Молодые взрослые – кто это?
Два года подряд в «ГЭС-2» проходил проект «Молодые взрослые», посвященный переходному моменту взросления – 16-17 лет. Когда ты уже расстаешься со школой, есть паспорт и вроде почти совсем взрослый, но ты еще только учишься принимать взрослые решения. В 2023 году у проекта было несколько потоков: на одном снимали видео, на другом делали мерч (футболку), еще один был посвящен подкастам и последний пространству. Ребята не просто создавали что-то творческое, а исследовали тему, полностью погружаясь в нее и открывая разные грани творчества и реализаций. В этом плане показательна история про мерч: была идея сделать коллекцию маек, но итогом воркшопов стал отказ от мерча: бессмысленно, неэкологично и проч. Это и есть принятие взрослого решения.
В направлении «Проектирование» приняли участие Майя Зарбабян, Виктория Ишимбаева, Полина Сабурова, Арина Синцова. Ни одна из участниц не учится и не планирует учиться на архитектора: у всех это был первый и оттого особенно яркий опыт столкновения с профессией. Задачей направления было создать в итоге реальный «обитаемый объект» в пространстве «ГЭС-2» — символ поиска своего места в городе, не навязанного извне, а придуманного самостоятельно и опирающегося на внутренний запрос.
Воркшопы: танцы, коллажи и собирательный образ подростка
Кураторы проекта «Молодые взрослые» (Ладомир Зелинский, Полина Зотова) пригласили объединенную команду архитектурного бюро «Дружба» и образовательных мастерских «Драконопроект» помочь группе придумать и реализовать придуманное. В процессе работы кураторы из «Драконопроекта» взяли на себя задачу рассказать об архитектуре и ее возможностях, о профессии; и вместе с участниками попытаться сформулировать запрос подростков на личное место в «ГЭС-2». Трансформировать впечатления, эмоции и ощущения в полноценный архитектурный проект, который можно реализовать в согласии со всеми техническими требованиями, взялись архитекторы из бюро «Дружба».
«Благодаря инициативе ГЭС-2 мы создали один из важных прецедентов проекта высокого качества, полностью придуманного подростками и воплощенного в жизнь. Пространство молодых взрослых — это яркий пример интеграции архитектуры, образования и работы с сообществом. Уникальная форма и функциональность обитаемого объекта возникли из процесса соучастного творчества, и молодые взрослые сознают себя полноценными соавторами реального объекта в одном из лучших музеев Москвы», — говорит Анна Родионова, партнер бюро «Дружба» и соосновательница «Драконопроекта».
Собственно проектированию предшествовало очень долгое и важное исследование. На протяжении серии воркшопов участники исследовали пространство «ГЭС-2»: его архитектуру, уникальную эстетику, посетителей и одновременно свои к нему пожелания. Задачей было понять, как можно создать здесь пространство для подростков, которое было бы интересно и всем остальным, кто придет в Дом культуры. Одновременно с танцами, перфомансом, участники осваивали вполне традиционные техники: макетирование, скетчинг, схематичную и коллажную графику. Придумали собирательный образ подростка, его назвали Тимоха, который ищет свое место в жизни вообще и в Доме культуры в частности, примеряя к нему те или иные решения.
«Мы слушали „ГЭС-2“, протанцовывали его, чувствовали себя колоннами, лестницами, потом репетировали этот образ в глине, искали какие-то цветовые, эмоциональные, чувственные образы», — рассказывает Алиса Мамаева из «Драконпроекта». «Никогда в жизни за такой короткий период я не пробовала столько художественных техник собственными руками», — говорит одна из участниц Арина Синцова. «И вот что удивительно: когда мы делали какие-то образы, все было очень круто, но представления о конечном проекте в голове так и не было, были просто идеи, чувства. А потом, когда уже объект уже был создан, то глядя назад, на какие-то свои рисунки, я думаю, а ведь именно он и был у меня в голове с самого начала».
Итогом серии воркшопов стала выставка, на которой участники показали макет будущего объекта, а также свои наработки, идеи, ассоциативный ряд. И дальше началась трансформация концепции в реальность: архитекторы бюро Дружба создали архитектурный проект, согласовывая его с технической командой «ГЭС-2» и сопровождая производство, бережно сохраняя образ и смыслы, заложенные молодой командой.
«Для нас этот проект — как взгляд в будущее, портал в новый мир, активно создаваемый молодежью, чьи голоса все громче звучат в городе. Самое важное — создать пространство, где мы, взрослые, можем услышать эти голоса. Мы благодарны всей команде ГЭС-2 за синергию и возможность этой реализации и надеемся, что в будущем такие реальные объекты, места для детей и подростков, спроектированные ими самими, будут появляться все чаще. И не будет возникать сомнений об их эстетической составляющей», — говорят партнеры бюро «Дружба» Анна Родионова и Белла Филатова.
«Обитаемый остров» или Пространство смыслов
Итогом проекта стал появившийся в холле «ГЭС-2» «обитаемый объект», в котором нашлось место всему, о чем мечтали молодые авторы: отдыху и расслаблению, безделью и учебе, общению и затворничеству, игре, отношениям и мечтаниям. Внешняя «мембрана» (многие части пространства получили «клеточные» названия– одна из соавторов учится на биолога и вдохновила коллег) – огораживает пространство от большого холла. Внутри она теплых цветов, уютная, а снаружи она отражает нейтральное пространство «ГЭС-2» и выдержана в сером цвете. «Это в первую очередь место, где можно просто прийти и посидеть, одному или с друзьями. Подросткам часто хочется выбраться в красивое место в городе, а денег на кафе чаще всего нет», – говорит Арина Синцова.
Рисунки участниц воркшопа трансформировались в фактуры: «Точка переросла в перфорацию, вертикальная линия переросла в деревянную вертикальную панель, какая-то мелкая штриховка переросла в фетр, какие-то тактильные поверхности», – объясняет Алена Ярмольчук, архитектор бюро «Дружба».
Круглое-кресло «капсула» - место укрытия: «Когда туда садишься, ты как будто бы уходишь, ты почти никого не слышишь, но все видишь, и мне кажется, это очень классно, что ты можешь остаться наедине со своими мыслями, посидеть расслабиться, найти какой-то свой уголок. Это идеальное место для уединения», – говорит Майя Зарбабян.
Здесь есть столы и спрятавшиеся на стеллаж круглые пуфы, на которых удобно сидеть: чтобы, сделать, например, уроки, ожидая друга или проводить встречи подростков. «Ядро» - объект из мягких «колбас», на котором можно лежать, глядя на люстру-облако из гофры и медитировать, можно расплетать и заплетать его по своему желанию, меняя под себя. Кроме них в проекте есть пара игровых уголков для младших детей и «загаражная зона», так участники назвали место для самовыражения: можно писать, оставлять записки и рисунки. Это красная сетчатая структура, которая уже все поросла посланиями.
Пространство оказалось фантазийным и при этом довольно эстетским, ярким и декоративным, обитаемым и арт-объектом одновременно. Оно откровенно молодежное, и бесспорно органичная часть «ГЭС-2». «У нашего проекта оказалась прекрасная миссия: подарили нашим участникам, молодым взрослым понимание того, что все, что они придумают, при должном старании, при привлечении, вовлечении, может быть реализовано. Это очень классный кейс, и мне кажется, если в 16-17 лет ты получаешь подобный опыт, то дальше ты уже по-другому смотришь на свою жизнь и по-другому себя реализуешь», – говорит куратор Полина Зотова. И нельзя не согласиться.