Разговор с министром: Михаил Хайкин о комфортной среде и о том, как она меняет людей
Структура, занимающаяся созданием комфортной среды в городах и поселения Московской области, называется солидно и масштабно – Министерство благоустройства Московской области. Такой же масштабный и солидный у Министерства и фронт работ: за 3 года организация реализовала более 200 крупных объектов – парков, набережных, площадей в центре исторических городов, и это не считая всевозможных дворов и площадок. О конкурсных проектах, комфортной среде, и о том, как она меняет людей, мы поговорили с главой Министерства Михаилом Хайкиным.
Проект Россия: Как появилась идея создать Министерство благоустройства? Что представляет собой эта структура сегодня? Какие задачи перед собой ставит?
Михаил Хайкин: Министерство благоустройства Московской области появилось в 2018 году по распоряжению губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева. Оно было создано как инструмент для реализации президентской программы по формированию комфортной городской среды: благоустроенных парков, скверов, набережных, дворовых территорий, детских площадок. Этим мы и занимаемся ровно три года.
ПР: Города московского региона уже не первый год выигрывают конкурс Минстроя на благоустройство малых городов. Выполняет ли функции Министерство роль регионального центра компетенций, которые сейчас на волне конкурса появились по всей стране и контролируют проекты этого конкурса от подачи заявки до реализации?
МХ: Да, безусловно. Начнем с того, что старт конкурса был дан Владимиром Путиным в 2018 году в подмосковной Коломне, то есть сам конкурс стартовал в Московской области. Он стал очень серьезной поддержкой малым городам: за счет получаемых государственных грантов, до 20 до 70 миллионов, в них заметно активизировалось благоустройство, на которое у маленького города обычно просто нет средств. В Московской области из 74 городов 53 малых города и поэтому эти гранты серьезное подспорье. Малые города при нашей поддержке активно участвуют и активно побеждают. У нас 27 побед за все четыре года существования конкурса: 13 проектов в городах уже реализованы, 8 городов мы завершаем, остальные в работе. В сентябре 2021 года мы выиграли еще 6 проектов и тоже скоро приступим к выполнению.
Что касается подготовки к конкурсу, то наше министерство координирует эту работу, помогая муниципалитетам и архитекторам сделать заявку. Нам очень сильно помогает в этом и сам Минстрой Российской Федерации, наши коллеги.
В рамках подготовки проекта мы помогаем провести исследование, анализ местности и запросов жителей и дать предложение по развитию. Потому что качественный проект комфортной городской среды это не просто декоративное оформление каких-то городских зон, это гораздо более значительная и значимая для городов история, которая задает их вектор развития в будущем. Взять, к примеру, обновленный центр Зарайска: за благоустройством площади и обновлением улицы, ожила и территория вокруг, выросла посещаемость города. Создание новой кофмортной среды в небольших городах влияет на бизнес, экономику, развитие инфраструктуры. Благоустроенное пространство провоцирует предпринимателей открывать новые точки для бизнеса, а это новые рабочие места и развитие туризма.
ПР: Как выстраивается подготовительная работа для создания заявки на конкурс Минстроя на благоустройство малых городов?
МХ: Мы работаем с консультантами, с компаниями, которые нам помогают готовить заявки, это, как правило, молодые ребята, переживающие за место, часто они живут в этих городах. Они исследуют территории, обсуждают все с неравнодушными активными жителями, с тем, чтобы создать объект, который будет не просто привлекателен внешне, но будет востребован живущими в городе людьми. Консультанты расспрашивают о потребностях, что больше нужно: условно тихие зоны или скейт-парки, изучат как проходят маршруты, с тем чтобы проложить правильные дорожки.
Совместно с консультантами мы вовлекаем в разработки проекта местных предпринимателей, которым тоже важно понимать, как изменится жизнь в той или иной точке города. В общем, это тонкая, а главное совместная работа. После победы заявки в конкурсе мы «ведем» проект до полной реализации.
ПР: Многие из проектов малых городов Московской области, которые мы публикуем в журнале, хорошо и тонко играют с историей места. В Серпухове, к примеру, площадь «идет складками», как ткань, потому что город долго был торговым текстильным центром. Это какая-то ваша установка или предложение архитекторов? Откуда это идет?
МХ: По-разному. Но, когда мы начинали работать с самой темой комфортной среды, еще даже до создания министерства, губернатор поставил задачу развивать среду так, чтобы в каждом городе появлялась «своя жемчужина» – уникальная, особенная, существующая только в нем. Мы стали много уделять внимания идентичности места, общались с местными молодыми архитекторами, краеведами, искали какие-то моменты, которые хотелось подчеркнуть, сохранить в памяти города.
В целом же в городах очень многое зависит от муниципальных команд, от мэров городов, они тоже дают свои рекомендации. У нас работает художественный совет, на котором мы рассматриваем проекты, и архитекторы, муниципальные команды готовят справки об истории города, об его идентичности, чем живет город, чем люди интересуются, и потом это так или иначе проступает в проекте.
В малых городах обычно сильно развито 2-3 каких-то важных направления, производства – будь то какие-то сложные комплектующие для самолетов, текстиль или фарфор – и людям, живущим в городе, важно, когда у города появляется свое лицо, бренд, а история проступает в дизайне, причем не всегда буквально.
ПР: А могли бы вы привести примеры?
Недавно мы завершили в Павловом Посаде пешеходную зону, которую так и назвали «Родина Павлопосадского платка»: там в мощение вплетены их узнаваемые орнаменты и рисунки. Или город Пересвет, где создаются какие-то сложные комплектующие для космических аппаратов, там центральная площадь обыгрывает Солнечную систему. Но не всегда все так линейно.
ПР: Вы уже не первый раз упоминаете, что так или иначе, вовлекаются местные жители. Как это реализуется?
МХ: Мы ведем опросы жителей, без этого проект просто не сможет жить. Сейчас у нас пробный опыт соучаствующего проектирования, но это очень тонкий момент: здесь важно сохранить баланс, чтобы были не только разговоры и бесконечные изменения проекта, но и его реализация. Пока самый удачный путь – составить с жителями техническое задание, что должно быть на территории, понять можно ли это разместить или нет, и дальше уже проектировать с минимумом обсуждений.
ПР: Что делается помимо конкурсных проектов?
МХ: Помимо конкурсных объектов мы благоустраиваем общественные пространства и парки культуры и отдыха, решаем вопросы благоустройства дворовых территорий и детских площадок, реализуем проект «Светлый город», это очень хорошая программа, убирающая недоосвещенные места в городах. С этого года по поручению губернатора мы запускаем масштабный проект «Парки в лесу»: в течении пяти лет в подмосковных лесах планируется обустроить 50 парков. В них появятся дорожки, природные игровые зоны, места для пикников, скамейки.
ПР: Сколько вы проектов реализовали? Сколько сейчас в работе? Понять какими цифрами вы оперируете, масштабами.
МХ: Огромными масштабами. Более 7 миллионов человек увидели изменения, благодаря развитию общественных пространств. Сегодня в работе более 2 тысяч объектов, это не только парки и скверы, это дворовые территории, это детские площадки. За годы работы министерства мы сделали 244 крупных объекта: площади, парки скверы.
ПР: Вы сделали новое общественное пространство, как оно дальше живет? Вы его берете на баланс, следите за ним?
МХ: Обязательно, и это тоже вызов, потому что мы вкладываем достаточно большие средства и наша задача, чтобы все эти проекты жили полной жизнью, чтобы была удобная парковка, вежливый персонал, вокруг появлялись кафе, пункты проката и так далее. И это тоже очень скрупулёзная работа, которую ведут директора парков, а мы следим как все налажено.
Надо сказать, что теперь следить за этим удовольствие. Потому что среда, безусловно, очень влияет и на города, и на людей в них. Лет 6 тому назад мы сделали в одном из наших городов общественную территорию, это были наши первые шаги: поставили новые фонари, лавочки, какие-то скульптуры и на следующий день все разбомбили. Что было делать? Мы поставили все заново, но потом еще очень долго боялись, что вся наша работа напрасна и будет разрушаться.
Сегодня настолько изменилась культура и отношение к общественным территориям, мы не только не видим вандализма по отношению к новым объектам, напротив, жители заботятся о них, ухаживают, гордятся. Среда влияет, и если люди начинают следить за территорией, она им нравится, значит все сделано не зря.