
Реконструируя традицию: воссоздание лепного декора на примере памятника архитектуры XVIII–XIX веков
Флигель городской усадьбы Бибиковых – Д. В. Давыдова в историческом центре Москвы в 1930-х годах неоднократно достраивался и перестраивался. Чтобы восстановить оригинальные фрагменты интерьера на той небольшой площади, что попала в распоряжение дизайнера Анны Зиньковской, была проделана колоссальная работа по анализу данных, а сами элементы воспроизвели в лучших традициях знаменитой ленинградской школы «Реставратор». Рассказывает автор.
текст: Анна Зиньковская
Контекст: от классицизма до конструктивизма
Квартира, которую нам предстояло переделать, находилась во флигеле усадьбы дворян Бибиковых — Д. В. Давыдова на Пречистенке, 17/10, относящейся к архитектурным и историческим памятникам Москвы. Надо сказать, что Пречистенка — одна из представительных улиц исторического центра, на которой почти полностью сохранились не только городские усадебные строения и знаменитые доходные дома, но и неуловимый дух того времени.
Главный дом усадьбы с включенными в него палатами XVII века был построен в 1770-х годах в стиле раннего классицизма. В это же время появились два одноэтажных флигеля, обрамляющие парадный двор. В 1812 году дом пострадал при пожаре, но вскоре был восстановлен. А в 1869–1874 годах архитектор А. Л. Обер реконструировал усадьбу, заменив деревянные строения на каменные. Ансамбль приобрел черты присущей тому времени эклектики.
При этом правое крыло усадьбы практически не изменилось, а левое, в котором расположена квартира, варварски перестроили. В 1930-х годах к красивому двухэтажному зданию с лепниной надстроили третий этаж, а декор полностью уничтожили. Сейчас фасад выглядит противоречиво: видно, что это дореволюционное строение, но при этом почему-то с конструктивистскими балконами.
После череды ремонтов а интерьере квартиры площадью 210 м2, к сожалению, тоже не осталось ничего аутентичного. Когда мы приступили к проектированию интерьеров, перед нами встал вопрос — а сохранилась ли какая-то информация о том, какими они здесь были? После довольно кропотливых поисков и нескольких запросов в архивы стало понятно, что данных почти никаких не осталось. Так как было важно не потерять исторический контекст и воссоздать классическое прошлое интерьеров — особенно учитывая тот факт, что дом относится к памятникам архитектуры, — мы начали по крупицам собирать информацию, чтобы произвести реконструкцию архитектурного декора.
Метод анализа: от деталей к системе
Воссоздание лепных элементов в наших проектах — структурированный процесс, происходящий по определенной методике. Она заключается в сборе данных по различным элементам фасадного и внутреннего декора по группам, последующем нанесении этих данных на карту и их последующую каталогизацию (может применяться в любой географической местности с исторической застройкой). В этом конкретном случае нас интересовало декоративное убранство домов конца XIX — начала XX века, находящихся на улице Пречистенка и в прилегающих переулках.
Чтобы воссоздать утраченный облик интерьеров, мы с коллегами подобрали несколько архитектурных ансамблей, расположенных на улице Пречистенка и в прилегающих переулках, с сохранившимся декором конца XIX — начала XX века. Затем собрали по архивам и исследовательским книгам исторические описания, рисунки, эскизы, обмерные чертежи, образцы и фотографии декора сохранившихся зданий данного периода.
Например, в конце XIX — начале XX века как на фасадах, так и в интерьерах усадебных домов Москвы были особенно популярны изящные французские орнаменты, а в русские интерьеры пришел историзм и эклектика. В парадной соседнего дома на Пречистенке, 10 (усадьба генерала Орлова) обнаружился лепной декор, характерный для того времени. Выяснилось, что во второй половине XIX века фасад здания конца XVIII — начала XIX века был декорирован как раз в духе классицизированной эклектики, о чем свидетельствуют наличники, обрамление дверей, балкон второго этажа, капители пилястр коринфского ордера и ажурная решетка над карнизом кровли. Пышной лепниной и кессонами был украшен и парадный подъезд.
На Пречистенке, 16/2, в бывшей усадьбе Коншиных, сохранились неоклассические интерьеры после перестройки в начале XX века: в 1901–1910 годах архитектор Анатолий Гунст добавил объем зимнего сада в виде полуротонды, перед усадьбой возникла каменная ограда и парадные ворота со львами, а во внутреннем убранстве — богатый декор.
Жилой дом А. И. Матвеевой на Пречистенке, 14 был построен в 1875–1880 годах в стиле эклектики. Главный вход, расположенный не по центру, а слева, оформлен в виде миниатюрного двухколонного портика. В доме хорошо сохранились интерьеры, особенно роскошна парадная анфилада с богатой лепниной и декором, напоминающим традиции рококо.
Все эти данные были занесены в электронный каталог, разделенный на несколько разделов: местонахождение памятника, время постройки, стиль, фасадный декор, внутренний декор, который в свою очередь делился на лепнину, паркет и т.д. Благодаря такой системной работе, в дальнейшем при проектировании интерьеров в домах, принадлежащих определенному периоду и архитектурному стилю, мы обращаемся к уже собранной библиотеке декоративных элементов.
Метод восстановления: от традиций к инновациям
В середине прошлого века в Ленинграде появилась целая плеяда реставраторов, работавших в том числе в знаменитом ленинградском проектно-строительном объединении «Реставратор», созданном в 1974 году. В нем занимались комплексными научно-исследовательскими, проектными и ремонтно-реставрационными работами по восстановлению и воссозданию особняков и дворцов XVIII–XIX веков Петербурга и его пригородов. В объединении очень чтились традиционные методики и техники классической реставрации и неуклонно поддерживался высочайший уровень профессионализма. Интерьеры Петергофа, Павловска, Пушкино воссозданы и восстановлены практически из руин по сохранившимся фотографиям, фрагментам и чертежам мастерами «Реставратора». Развивается комплексный научный подход, и вместе с традиционным историко-искусствоведческим изучением памятников начинают использоваться физико-химические и биологические обследования, появляются новые реставрационные материалы и технологии.
К сожалению, в 1995 году объединение было расформировано, а многие технологии утрачены. На сегодняшний день осталась всего одна мастерская в Петербурге, которая восстанавливала знаменитую «Янтарную комнату» в Кремле. Остальные мастерские, увы, работают зачастую не соблюдая технологий, и нередко получается исторически неточный новодел.
Поэтому мы очень долго искали мастеров по лепнине, которые могли бы справиться с задачей именно реконструкции лепного декора. Все работы, которые мы видели, вызывали ощущение, что пропорции нарушены и как будто утрачены ремесленные традиции ручной работы.
Однако когда произошло знакомство с мастерской Ярослава Шведа «Талеон», стало понятно, что в его студии работают настоящие мастера старой классической школы, начиная от скульпторов и заканчивая специалистами монтажа и отмазки. Все они — выходцы из того самого ленинградского проектно-строительного объединения «Реставратор», обладают знанием периодов и стилей и работают по классическим архитектурным канонам. Они соблюдают правила построения лепной модели для отливки и владеют технологиями, которым применялись еще 100 лет назад. Как говорит Ярослав, незнание законов и канонов убивает лепку. Естественно, абсолютно все детали отливаются только из гипса — живого, дышащего материала, которым пользовались испокон веков. И именно с мастерской Ярослава наша команда разработала авторский архитектурный лепной декор для потолка гостиной и парадного дверного портала квартиры на Пречистенке.
Работа была долгой и кропотливой. Главная сложность заключалась в том, чтобы найти правильные пропорции декоративного овала, который формирует основу потолка, а также сбалансировать все элементы, учитывая перепады высот и встроенную мебель. Важно было спроектировать гармоничную тектонику потолка, с красивым сценарием игры светотени. Было сделано множество эскизов и чертежей с точными просчетами всех деталей.
К примеру, для падужного карниза мы нашли подходящий по стилю исторический аналог на одной старинной французской гравюре XIX века. Это был декор с «ложечками» — углублениями с акантовыми листьями по углам в качестве завершений. Картуши мастера реконструировали по старинным фотографиям.
Большой овал на потолке лепили по внутреннему радиусу. К нему примыкают декоративные осевые картуши с лавровыми листочками и веточками, которые перевязывают этот овал. Листочки решили сделать объемными, свисающими с потолка, что добавило всей композиции изящества.
Все детали сначала лепили в мастерской из пластилина, потом формовали и готовили черновой отливок. Это модель, которая обрабатывается вручную модельщиком с помощью специальных инструментов. Когда все цировки и линии доведены до идеальной формы и вычищены, все детали еще раз формуют и запускают в производство. Как точно замечает Ярослав, «архитектура — это застывшая музыка; ни одной детали, ноты, пропускать нельзя, ведь малейшая фальшь и недоработка всегда видны».
Таким образом, наша студия применила современный технологичный подход к методике реставрационного процесса, направленного на глубокое и всестороннее изучение памятника, а также сохранила присущие только данному объекту уникальные особенности, продолжив традиции ленинградской школы реставрации.