Ресурсы большой воды. Как и зачем развивать спортивно-туристическую речную инфраструктуру
Одной из заглавных тем архитектурно-строительного форума «Казаныш» в Казани в декабре 2023 года был город на воде. Кому, как не Татарстану, активно поднимать эту тему: уже несколько лет активно развиваются прибрежные территории по всей республике, возвращая городам и селам доступ к водоемам, создавая новые общественные пространства и поднимая местную экономику. Казань же решила пойти еще дальше: вслед за нашумевшим минувшей осенью проектом «Казань марина» в Лаишево — инициативой петербургского инвестора по созданию яхтенного курорта с полноценным набором сервисов для обслуживания судов — сама столица Татарстана презентовала беспрецедентную концепцию развития собственной водной инфраструктуры: 14 локаций, 1450 швартовочных мест и новый образ города как главного Поволжского центра водного туризма.
Развитие именно в сторону спортивно-туристической водной инфрактуры — это следующий логический шаг работы с прилегающими к реке землями. Расширение аудитории — не только прогуливающиеся горожане, но и водные спортсмены, а также туристы (потенциально) со всех концов страны — повлечет за собой значительное увеличение качества и количества сервисов, на которых город и локальный бизнес смогут зарабатывать. А кроме того, это в целом повысит привлекательность речных рекреационных зон, казанцы начнут проводить там больше времени и активнее заниматься новыми видами спорта, что позитивно скажется на уровне их здоровья и качестве жизни (по сути, именно на этом построена стратегия развития реки прибрежных территорий реки Казанки, которая уже постепенно воплощается в жизнь).
Правда, чтобы все это заработало и полетело-поплыло, необходима большая подготовительная работа по созданию базовой инфраструктуры: причалы, ремонтные мастерские, парусные школы. Это для так называемых городских марин, которые расположатся в черте города на берегах той самой реки Казанки.
Что касается марин туристических, то для них набор услуг должен быть расширен: заправочные станции, возможность комфортного ночлега яхтсменов на берегу. Плюс оборудованные стоянки в большом радиусе от самих марин, на которых путешественники могли бы совершить при необходимости небольшие остановки. Таких речных марин в России, прямо скажем, пока что нет. На Волге есть оборудованные яхт-клубы в Тольятти и Кинешме, однако ориентированы они на спортсменов, а не на туристов, и никак не связаны. Появление между ними нового центра яхтенного туризма в Казани, вполне вероятно, даст синергетический эффект и запустит активное движение от Верхней Волги до Нижней.
Разрабатывая новую концепцию, Институт развития города Казани во многом опирался на советскую модель, функционирующую до 1989 года. Тогда на водоемах Казани работало 18 лодочных станций, 7 секций парусного и водомоторного спорта, а с 1955-го по 1978 год авиазавод им. Горбунова выпустил 200 тыс. моторных лодок «Казанка». На сегодняшний момент в городе действует 13 объектов водной инфраструктуры, включая 1 яхт-клуб, 1 секцию парусного спорта и 7 лодочных станций.
В новой схеме количество объектов увеличится до 24-х. В том числе появится 9 городских марин (на Казанке), 2 туристические марины (на Волге), 6 гостевых стоянок, 5 объектов водных видов спорта и 1 объект технического обслуживания и зимнего хранения. При этом городские марины организуются возле главных точек притяжения города: Национальной библиотеки РТ, экстрим-парка УРАМ, «АкБарс Арены», в динамично развивающемся районе «Портовая».
В черте Казани, на реке Казанке, расположатся и спортивные школы.
Туристические же марины разместятся вблизи федеральной трассы М-7 «Москва-Казань».
Кроме того, будет возрождаться и судостроение, но уже в виде целого кластера, в котором помимо функций производства, обслуживания и хранения объединятся наука и образование.
Будет перестроен и городской яхт-клуб «Локомотив», став базой для 200-350 судов (в зависимости от сезона).
Благодаря всем вышеперечисленным мероприятиям Казань получит не только огромное количество новых рабочих мест, но благоустройство дополнительных 12,2 км береговой полосы.
Концепция еще будет значительно дорабатываться, в том числе с точки зрения архитектурных решений, но курс уже намечен и взят.
А о том, почему этот проект так интересен и уникален для России и за его развитием нужно пристально следить — буквально в бинокль — можно почитать в экспертном комментарии архитектора Марины Егоровой.