Проект городской марины у Национальной библиотеки РТ © Институт развития города Казани

Ресурсы большой воды. Как и зачем развивать спортивно-туристическую речную инфраструктуру

Одной из заглавных тем архитектурно-строительного форума «Казаныш» в Казани в декабре 2023 года был город на воде. Кому, как не Татарстану, активно поднимать эту тему: уже несколько лет активно развиваются прибрежные территории по всей республике, возвращая городам и селам доступ к водоемам, создавая новые общественные пространства и поднимая местную экономику. Казань же решила пойти еще дальше: вслед за нашумевшим минувшей осенью проектом «Казань марина» в Лаишево — инициативой петербургского инвестора по созданию яхтенного курорта с полноценным набором сервисов для обслуживания судов — сама столица Татарстана презентовала беспрецедентную концепцию развития собственной водной инфраструктуры: 14 локаций, 1450 швартовочных мест и новый образ города как главного Поволжского центра водного туризма.

Развитие именно в сторону спортивно-туристической водной инфрактуры — это следующий логический шаг работы с прилегающими к реке землями. Расширение аудитории — не только прогуливающиеся горожане, но и водные спортсмены, а также туристы (потенциально) со всех концов страны — повлечет за собой значительное увеличение качества и количества сервисов, на которых город и локальный бизнес смогут зарабатывать. А кроме того, это в целом повысит привлекательность речных рекреационных зон, казанцы начнут проводить там больше времени и активнее заниматься новыми видами спорта, что позитивно скажется на уровне их здоровья и качестве жизни (по сути, именно на этом построена стратегия развития реки прибрежных территорий реки Казанки, которая уже постепенно воплощается в жизнь).

Гравюра Франсуа Дени, 1767 год
Гравюра Франсуа Дени, 1767 год

Правда, чтобы все это заработало и полетело-поплыло, необходима большая подготовительная работа по созданию базовой инфраструктуры: причалы, ремонтные мастерские, парусные школы. Это для так называемых городских марин, которые расположатся в черте города на берегах той самой реки Казанки.

Что касается марин туристических, то для них набор услуг должен быть расширен: заправочные станции, возможность комфортного ночлега яхтсменов на берегу. Плюс оборудованные стоянки в большом радиусе от самих марин, на которых путешественники могли бы совершить при необходимости небольшие остановки. Таких речных марин в России, прямо скажем, пока что нет. На Волге есть оборудованные яхт-клубы в Тольятти и Кинешме, однако ориентированы они на спортсменов, а не на туристов, и никак не связаны. Появление между ними нового центра яхтенного туризма в Казани, вполне вероятно, даст синергетический эффект и запустит активное движение от Верхней Волги до Нижней.

Эскиз яхт-клуба «Казань Арена» в Лаишево © Туризм.РФ
Эскиз яхт-клуба «Казань Арена» в Лаишево © Туризм.РФ
Схемы размещения гостевых и зеленых стоянок согласно новой концепции развития водной инфраструктуры в Казани © Институт развития города
Схемы размещения гостевых и зеленых стоянок согласно новой концепции развития водной инфраструктуры в Казани © Институт развития города

Разрабатывая новую концепцию, Институт развития города Казани во многом опирался на советскую модель, функционирующую до 1989 года. Тогда на водоемах Казани работало 18 лодочных станций, 7 секций парусного и водомоторного спорта, а с 1955-го по 1978 год авиазавод им. Горбунова выпустил 200 тыс. моторных лодок «Казанка». На сегодняшний момент в городе действует 13 объектов водной инфраструктуры, включая 1 яхт-клуб, 1 секцию парусного спорта и 7 лодочных станций.

© Институт развития города
© Институт развития города

В новой схеме количество объектов увеличится до 24-х. В том числе появится 9 городских марин (на Казанке), 2 туристические марины (на Волге), 6 гостевых стоянок, 5 объектов водных видов спорта и 1 объект технического обслуживания и зимнего хранения. При этом городские марины организуются возле главных точек притяжения города: Национальной библиотеки РТ, экстрим-парка УРАМ, «АкБарс Арены», в динамично развивающемся районе «Портовая».

© Институт развития города
© Институт развития города

В черте Казани, на реке Казанке, расположатся и спортивные школы.

 

© Институт развития города
© Институт развития города
© Институт развития города
© Институт развития города

Туристические же марины разместятся вблизи федеральной трассы М-7 «Москва-Казань».

© Институт развития города
© Институт развития города
© Институт развития города
© Институт развития города

Кроме того, будет возрождаться и судостроение, но уже в виде целого кластера, в котором помимо функций производства, обслуживания и хранения объединятся наука и образование.

© Институт развития города
© Институт развития города

Будет перестроен и городской яхт-клуб «Локомотив», став базой для 200-350 судов (в зависимости от сезона).

 

© Институт развития города
© Институт развития города

Благодаря всем вышеперечисленным мероприятиям Казань получит не только огромное количество новых рабочих мест, но благоустройство дополнительных 12,2 км береговой полосы.

Новая набережная возде городского яхт-клуба «Локомотив». Пешеходный мост будет иметь достаточную высоту, чтобы под ним проезжали парусные суда © Институт развития города
Новая набережная возде городского яхт-клуба «Локомотив». Пешеходный мост будет иметь достаточную высоту, чтобы под ним проезжали парусные суда © Институт развития города
© Институт развития города
© Институт развития города

Концепция еще будет значительно дорабатываться, в том числе с точки зрения архитектурных решений, но курс уже намечен и взят.

А о том, почему этот проект так интересен и уникален для России и за его развитием нужно пристально следить — буквально в бинокль — можно почитать в экспертном комментарии архитектора Марины Егоровой.

читать на тему: