Иллюстрация концепции 15-минутного города Карлоса Морено

Рукой подать: 15-минутный город как модель здоровой и благополучной жизни

Эпоха пандемии, подарившая нам опыт удаленной работы и лишний раз подчеркнувшая ценность здорового образа жизни, в очередной раз поставила под вопрос существование городов в том виде, к которому мы привыкли. Последние годы весь мир с новым рвением увлекся идеей 15-минутного города: когда все необходимое для комфортной жизни – от парка до места работы – есть в пешей доступности от дома.

Немного теории

Одна из самых больших проблем современных мегаполисов — значительные расстояния, которые люди вынуждены ежедневно преодолевать, чтобы добраться до школы, работы, необходимой инфраструктуры. И это не только потеря времени: это колоссальные пробки (а с ними и испорченный от выхлопов воздух города), перегруженный городской транспорт и заметное ухудшение здоровья людей, которые просто не успевают лишний раз погулять и пройтись пешком – они спешат преодолеть эти бесконечные расстояния. А ведь все врачи в один голос повторяют: регулярно ходить пешком — один из лучших способов укрепить здоровье и продлить жизнь. По статистике Гарвардского университета, увеличение количества пеших прогулок и пресловутые 10 тысяч шагов в день помогают снизить возникновения заболеваний, связанных с проблемами сердечно-сосудистой системы, на 31 %, а риск смерти — на 32 %.

В основе концепции 15-минутного города лежит идея децентрализации городской жизни во всех ее проявлениях. Главная идея – все самое важное, от парка до места работы, находится в пределах 15-минутной прогулки, как максимум — поездки на велосипеде. Снижение зависимости от транспортных средств должно помочь сократить использование топлива, выбросы углерода и загрязнение воздуха  и улучшить здоровье как людей, так и всей планеты.

От компактного города к полицентричному

Прародителем 15-минутного города стал город компактный — понятие, возникшее в противовес хаотичной и «расползающейся» городской застройке (другое название — интенсивный город). В нем мерилом компактности считается плотность застройки, которая, будучи высокоплотной, обусловливает возникновение оптимальным образом организованной инфраструктуры. При этом природные, человеческие и территориальные ресурсы используются максимально эффективно: доказано, например,  что в городах с высокоплотной застройкой (более 250 человек/га) качество жизни и эффективность экономики выше, чем городах, застроенных с плотностью менее 50 человек/га. Развивать большой город интенсивно — это развивать его «внутрь», уплотнять и перестраивать уже существующие районы. Фактически речь идет о том, чтобы превратить один большой город в связную сеть компактных городков, поэтому урбанистика связывает представление о компактности с идеей полицентричного города — города со множественными центрами, то есть магнитами притяжения горожан. Территорию вокруг каждого из таких магнитов — с учетом часто уже сложившейся застройки — гораздо проще привести в соответствие принципам компактности (и 15-минутности), чем целый город с одним лишь «ядром». Идея очевидная, но не самая простая в исполнении. Тем более, что человечество за последний век уже не раз пробовало ее реализовать.

Немного истории

В 1920-х годах аналог сети 15-минутных городских районов предложил городской планировщик Кларенс Перри, работавший в то время над генеральным планом Нью-Йорка. Он предложил менять город с помощью «квартальных единиц» (neighbourhood unit) — своего рода городов-спутников, призванных разгрузить растущий мегаполис. 

Идеальный квартал по Перри окружен магистральными трассами, но внутри — только местные дороги, что снижает лишний трафик. В квартале есть школа, система парков для отдыха и занятий спортом, ритейл вынесен на основные перекрестки, а сам квартал сформирован так, что люди больше общаются друг с другом, а значит, в нем есть сильное сообщество, позволяющее следить за развитием квартала и соблюдением норм застройки. Впрочем, этот план не охватывал одну из самых значимых причин ежедневной миграции: он не предусматривал расположения рабочих мест рядом с домом.

Развитие теория получила уже ближе к миллениуму. В книге «Лексикон нового урбанизма» Андреас Дуани и Элизабет Платер-Зиберк обратились к теориям Перри и заложили основу того, что сейчас представляют собой модели 5-, 15- и 20-минутных городов, которые, в отличие от концепций Перри, стали активно реализовываться.

Один из первых примеров — Сан-Франциско: город задался целью сделать так, чтобы от любого жилого дома до ближайшего парка можно было дойти пешком за 10 минут, и уже в 2017 году реализовал этот план.

Другой характерный пример пятиминутного города — канадский Ванкувер: город разделен на 120 кварталов радиуса 5-минутной прогулки. В центре каждого квартала — перекресток с уже развитым ритейлом и обязательно есть школа.

Диаграмма «квартальной единицы» Кларенса Перри для Нью-Йорка (1929)
Диаграмма «квартальной единицы» Кларенса Перри для Нью-Йорка (1929)
Город Сисайд, штат Флорида, спроектированный по проекту Андреаса Дуани и Элизабет Платер-Зиберк (1980). Проект и реализация
Город Сисайд, штат Флорида, спроектированный по проекту Андреаса Дуани и Элизабет Платер-Зиберк (1980). Проект и реализация
Советский микрорайон
Советский микрорайон

Советский опыт: суровая стандартизация

Опыт создания городов и жилых кварталов, где регламентировалось максимальное расстояние до объектов инфраструктуры, был и в советском строительстве. Еще в строительных нормах 1958 года уточнялось, что зона обслуживания детского сада должна составлять 500 метров, а позже ее и вовсе сократили до 300 метров; у школы — сначала 1 км, а затем 500 метров. Кроме того, в нормативах были зафиксированы радиусы обслуживания для аптек, поликлиник, предприятий торговли, общепита и домов быта. Но тут  есть два важных момента. Во-первых, сервисная инфраструктура в микрорайонах создавалась директивно. Информация о том, что нужно людям для комфортной жизни, черпалась из норм и правил. Никаких соцопросов и исследований реальных потребностей жителей Советский Союз не практиковал. Считалось, что сверху всегда виднее. 

Кроме того, структура микрорайонов была довольно однообразна: детские сады и аптеки располагались часто, а вот парков в шаговой доступности никто не обещал — как, собственно, и равномерно распределенных мест приложения труда. Отсюда и ставшее популярным в советское время понятие «спальный район», наследовавшее заветы Ле Корбюзье о четком функциональном делении городов: жилые массивы — в одном месте, а отдых, культурный досуг и, главное, места приложения труда располагаются в других частях города. Здравствуйте, трафик и пробки. Кроме того, в условиях рыночной экономики такое «директивное» расположение не работает: сервисы возникают там, где они нужны, а не там, где предписывают нормативы.

Постпандемийный лан развития (уплотнения) Парижа La Ville du 1/4 d’Heure Карлоса Морено и Анны Идальго
Постпандемийный лан развития (уплотнения) Парижа La Ville du 1/4 d’Heure Карлоса Морено и Анны Идальго

Современный взгляд на город «шаговой доступности»

Пожалуй, очевиднее всего связь компактного города шаговой доступности со здоровьем и благополучием жителей проявилась в период пандемии. Те, кто жил в районах с развитой инфраструктурой, даже в условиях ограничения передвижений, имели быстрый доступ к магазинам, аптекам и, что не менее важно, зеленым зонам. И даже когда период карантина прошел, общее неприятие к скоплениям людей никуда не делось. Вопрос о минимизации потоков людей в часы пик встал еще более остро. Неслучайно именно в 2020 году Анна Идальго победила на выборах в мэры Парижа с концепцией «La Ville du 1/4 d’Heure» — «города четверти часа». Ее разработал франко-колумбийский ученый Карлос Морено. Согласно его замыслу, 15-минутный город – это город, у жителей которого есть доступ к большинству услуг в непосредственной близости от дома. «Мы хотим, чтобы люди тратили меньше времени на дорогу на работу, за покупками, к врачу, в места культуры и отдыха. Отказавшись от одной лишь поездки на работу, можно сэкономить час утром и вечером», – говорит Карлос Морено. 

Чтобы это работало, Карлос Морено выделил 6 основных городских функций, которые важно обеспечить в пределах 15-минутной досягаемости: жилье, места приложения труда, магазины, здравоохранение, образование, досуг. То есть именно то, что в других схожих концепциях получило название LIVE WORK PLAY LEARN City. Для обеспечения этих функций пространство городов нужно переосмыслить с точки зрения параметров плотности, близости, разнообразия и повсеместности, внести соответствующие корректировки (парковки, к примеру, заменить небольшими парками) и добавить пешеходных/ велосипедных связей.

Ключевые положения проекта Морено, которую теперь реализует Идальго, укладываются в концепцию «хроно-урбанизма»: качество городской жизни рассматривается обратно пропорционально количеству времени, потраченному на повседневные перемещения. Этот простой на первый взгляд критерий мудрее, чем кажется: то, сколько времени, как и где мы проводим, перемещаясь по городу, напрямую связано с продолжительностью жизни.

В рамки «четверти часа» сейчас пытаются вписать не только Париж, но и Берлин, Эдинбург, Сиэтл, Нью-Йорк, Милан, Мадрид, Богота, Шанхай. Все эти города наращивают велосипедную и пешеходную инфраструктуру, создают офисные пространства «по соседству» от жилых домов и активно меняют розничную торговлю, отказываясь от скученности супермаркетов в пользу локальных рынков (тем более сейчас многое покупают онлайн). 

Пандемия показала, что не все могут и хотят работать из дома, но работать недалеко от дома – очень привлекательно. В Милане, к примеру, городские власти разрабатывают концепт, который называется «Близкая работа» (Lavoro prossimo), обустраивая дополнительные коворкинги — так называемые «хабы», — куда можно прийти поработать.

План жилого квартала ÁLIA от Asterus, созданного по принципу Work Live Play Learn City
План жилого квартала ÁLIA от Asterus, созданного по принципу Work Live Play Learn City
Реализация 15-минутного города в проекте ЗИЛ-Юг
Реализация 15-минутного города в проекте ЗИЛ-Юг

Тем временем в России…

Идея 10/15-минутного города заложена в новый Стандарт комплексного развития территорий, разработанный ДОМ.РФ и КБ Стрелка. В нем так или иначе выполняются принципы города, устойчивого к катаклизмам, сформулированные ООН-ХАБИТАТ: не менее 40 % в каждом районе отводится под коммерческие функции, а монофункциональные участки (только под жилье, только под коммерцию и т.д.) занимают, напротив, не более 10 %. Соблюдение этих пропорций стимулирует и уже действующий курс Москвы, закрепленный в РНГП (региональных правилах городского планирования): квартальная застройка, прозрачные первые этажи, сдающиеся в аренду под различные сервисы, и т.д.  Другой вопрос, что такие районы — потенциально новые центры Москвы — логичнее развивать как минимум в местах с хорошей транспортной доступностью, а в идеале — вблизи как можно большего числа прочих «благ цивилизации».  

Именно поэтому новые «точки роста» часто возникают на месте бывших промышленных территорий: пустуя и нуждаясь в переосмыслении в постиндустриальную эпоху, они обладают колоссальным потенциалом, так как, как правило, расположены на берегах рек или водоемов, имеют в своем распоряжении достаточные площади, коммуникации и инфраструктуру, которые можно использовать, и обладают «памятью места». А главное — они гораздо ближе к жителям периферийных районов, многие из которых по-прежнему вынуждены ездить в центр города на работу, в школу, музей или спортивную секцию. 

В  Москве уже есть проекты передового комплексного редевеломпента территорий, где не только прописаны, но и решены задачи создания разного типа застройки и формата жилья, гибкого многофункционального пространства, где есть место для работы, учебы, отдыха и спорта. В южной части бывшей промзоны ЗИЛа такой район может появиться уже к 2030 году, а в ЖК ÁLIA с примыкающим к нему бизнес-парком «Ростех Сити» концепция 15-минутного города уже реализована. С учетом всех прочих проектов на территории аэродрома Тушино, этот жилой район имеет все шансы стать одним из новых центров Москвы.

читать на тему: