Санседонский контракт по-русски. Проект ХОРА architects как критика конкурса на российский павильон в Венеции

Михаил Микадзе, Оят Шукуров и Анастасия Белинская (ХОРА architects) приняли участие в конкурсе OPEN! на концепцию подхода к реконструкции российского павильона в Венеции с антитетическим проектом CLOSED! Они предлагают закрыть павильон на время архитектурной биеннале и расслабиться. Авторы показали свой проект на неформальной встрече участников конкурса РИЛИ ОПЕН!, организованной бюро SAGA в конце февраля.

Как мы помним, организаторы конкурса OPEN! просили участников ответить на целый ряд вопросов в связи с грядущей реконструкцией павильона — они касались и облика павильона (возвращение к открытости и ясности первоначального проекта Щусева), и сути институции — «культурного посольства России в Венеции» (ее способности отражать национальную идентичность в эпоху глобализации, быть полноценной частью биеннале, генерировать новые модели сотрудничества в ходе трансформации). Внутри павильона организаторы просили разместить временную студию, которая служила бы рабочим местом для архитекторов, открытым архивом и площадкой для встреч. В пакет конкурсной документации входило несколько изображений павильона — фасады и план в формате pdf.

Институциональная схема из материалов организаторов конкурса OPEN! © pavilionrus.com
Институциональная схема из материалов организаторов конкурса OPEN! © pavilionrus.com

Проект ХОРА отвечает на конкурсную программу предельно иронично — от содержания до формата. Архитекторы долго сомневались, участвовать в конкурсе или нет: по словам, Михаила Микадзе, и формулировка запроса, и кураторская идея — все это было для них «немного дико», а поставленные вопросы, по их мнению, «не сильно связаны ни с павильоном, ни с архитектурой, ни с Россией». Точно так же и павильон никак не связан с темой архитектурной биеннале этого года «Как мы будем жить вместе». Поэтому они предложили вынести сам павильон за скобки и вовсе закрыть его на время биеннале. «Но мы готовы выступить кураторами закрытия павильона. Нам не нравится контактный зоопарк, не надо сажать туда архитекторов и заставлять людей их трогать, пока они над чем-то думают. Нам не очень нравится история, что не-архитектурные проблемы пытаются решить архитектурными способами. В общем, мы предложили расслабиться», — объяснил Микадзе суть проекта.

Диаграмма А. Пример дизайна таблички Sorry we are CLOSED!, которую следует установить перед павильоном © ХОРА architects
Диаграмма А. Пример дизайна таблички Sorry we are CLOSED!, которую следует установить перед павильоном © ХОРА architects

Архитекторы предложили купить красивый замок и потратить часть бюджета на торжественное закрытие павильона: позвать плакальщиков, которые будут оплакивать это событие. Перед зданием ставится табличка со словом CLOSED и списком мероприятий, которые будут проходить вне павильона с мая по ноябрь, в т. ч. бердвочинг, потребление просекко, прокрастинация, можно также устроить закрытую русскую тусовку, «потому что это часть культуры». События будут проходить в саду Жардини, на острове Джудекка, в Москве, на ГЭС-2, которую фонд V-A-C, курирующий российский павильон, как раз откроет в сентябре. Примерная смета расходов на проведение событий прилагается в конце проекта. «В общем, [предлагаем] устроить неформальный русский павильон по всему миру, независимо от того, Щусев это или нет, потому что если течет крыша, то давайте чинить крышу, а не пустословием заниматься», — призывает Михаил.

Слева: Диаграмма 1. Российский павильон до 21 мая 2020 г. Справа: Диаграмма 2. Российский павильон в дни открытия Венецианской биеннале 21-23 мая 2020 г. © ХОРА architects
Слева: Диаграмма 1. Российский павильон до 21 мая 2020 г. Справа: Диаграмма 2. Российский павильон в дни открытия Венецианской биеннале 21-23 мая 2020 г. © ХОРА architects
Слева: Диаграмма 3. Российский павильон с 24 мая до 28 ноября 2020 г. Справа: Диаграмма 4. Российский павильон в день закрытия венецианской биеннале 29 ноября 2020 г.  © ХОРА architects
Слева: Диаграмма 3. Российский павильон с 24 мая до 28 ноября 2020 г. Справа: Диаграмма 4. Российский павильон в день закрытия венецианской биеннале 29 ноября 2020 г. © ХОРА architects

Архитекторы отмечают, что удивительным образом они возвращаются в «средневековую ситуацию», к Санседонскому контракту 1340 года, в котором был описан проект постройки одноименного палаццо в Сиене, и в тексте был лишь один чертеж — уличного фасада. «Судя по всему, это то, что требовалось в этом конкурсе: у нас есть фасад, а то, что внутри опишите, пожалуйста, словами — потому что описать это не словами, не представляется возможным», — говорит Оят.

Проектное предложение целиком выполнено в текстовом редакторе: «так как [в конкурсной документации] не было представлено исходных чертежей, кроме как в pdf — что довольно глупо — мы решили, что это не про чертежи, а как минимум про диаграммы. Их можно сделать текстом, и вот этот слэш, который есть на каждой из диаграмм, показывающий ось „Северг — Юг“, удивительным образом совпал с реальностью и подтвердил, что наш подход правильный».

Пока ребята показывали слайды и комментировали свой проект, аудиторию буквально потряхивало от смеха. По окончании презентации Юлия Ардабьевская, одна из инициаторов встречи РИЛИ ОПЕН!, переспросила: «А можно вопрос: вы это реально отправили?» Как бы ни казалось все это неправдоподобной выходкой, но ХОРА действительно отправили CLOSED! на конкурс. Впоследствии они, как и многие другие участники, получили письмо, в котором организаторы звали их принять участие в публичной программе павильона и обещали позвонить. Пока они так и не вышли на связь. На вопрос «Проект Россия», рассчитывали ли архитекторы на что-то большее при всей провокационности их предложения, Оят ответил: «Не особо, в первую очередь мы хотели высказаться и немного отрезвить весь дискурс в меру своих возможностей».

Смотреть всю презентацию проекта CLOSED!

Материал подготовила Ася Белоусова

читать на тему: