Школа как точка сборки
Инвестиции в образование — это инвестиции в будущее. К пониманию этой истины мы шли дольше, чем хотелось бы, и, что самое досадное, каждый своим путем. Настала пора консолидировать усилия — в том числе со стороны архитекторов и девелоперов.
Ирония судьбы
В 1917 году, когда наша страна необратимо изменилась, те, кто оказался у руля, довольно быстро сориентировались и поняли, что школа — это кузница кадров, причем кадров, которые нужны государству в данный конкретный (переломный) момент. И уже в 1920-х годах в Ленинграде, Москве и других крупных городах для человека «нового типа» начали появляться школы нового типа. Масштабные комплексы на 1000 и более учеников обладали выразительной архитектурой и представ-ляли собой структуру из нескольких функциональных блоков, причем библиотеками, актовыми и спортивными залами могли пользоваться все желающие горожане. Акцент был не на обучении по классам, а на почти что индивидуальные программы и занятия в малых группах, при этом обязательными были технические дисциплины и начала производственного труда. А некоторые комплексы оснащались возможными на тот момент научными лабораториями и даже обсерваториями.
Одним словом, в школах эпохи авангарда уже были реализованы очень многие решения, которые отличают передовые школы сегодняшнего дня. Однако, по иронии судьбы, в 1960–1980-х — а именно в эти годы было построено подавляющее большинство школьных зданий, в которых в наше время продолжают учиться российские дети, — первую скрипку играло индустриальное домостроение, и практически все строительство социальных объектов свелось к тиражированию типовых проектов. Все, как в том самом фильме: в типовом кинотеатре «Ракета» можно было посмотреть типовое художественное кино, а в типовой школе — послушать типовой урок, поскольку вся образовательная программа была жестко зарегулирована.
То же самое касалось строительных нормативов в отношении школ, по которым получались типовые классы с типовой рассадкой и типовые рекреации. Хотя, будем честными, ничего для собственно рекреации — то есть отдыха — в них и не было. Только подоконники на не самой удобной высоте, от безысходности самовольно осваиваемые детьми. А так — коридоры и коридоры. От разнообразия форматов обучения не осталось и следа.
Устройство жизни и государства меж тем совершило очередной кульбит. Но прошло фактически 20 лет, прежде чем в школе снова начали осознанно видеть все то, чем она являлась всегда: отражение национальных и человеческих ценностей и место формирования и развития Личности с большой буквы. С поправкой, разумеется, на наш информационный век, когда ценятся не столько сами знания, сколько навык их применять; когда востребованы креативное мышление и способность к коллаборации; когда в ребенке, чтобы он добился успеха в жизни, нужно воспитывать стойкость, лидерские качества и умение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Все это повлекло за собой кардинальный пересмотр образовательной парадигмы и технологий.
Игра на взаимодействие
В 2016 году, когда для ПР83 главной темой номера мы выбрали школы, (малочисленное) российское сообщество тех, кто продвигал прогрессивные педагогические теории, уже осознало (не без помощи зарубежных коллег, которые давно пришли к этой мысли), что мало изменить подход к образованию: вместе с ним должны трансформироваться и физические пространства школ. Потому что одно неизбежно тянет за собой другое, и качество образования действительно зависит от качества пространства — в подтверждение тому есть много исследований. Как минимум, правильным образом организованная образовательная среда может в значительной мере способствовать (а не мешать) достижению нужного образовательного результата — воспитание гармоничной личности. Делать это в типовой «нарезке» а-ля 1960-е — все равно что заниматься воспитанием благородных девиц (и мужей) в тюремном каземате.
Правда, в то время школьные здания, спроектированные по-новому, находились только в стадии реализации: «Хорошкола» в Москве и «Летово» в Новой Москве, «Сириус» в Сочи и «Точка будущего» в Иркутске. О том же, чтобы подобные пространственные и функциональные решения пришли в обычные муниципальные школы, герои номера только мечтали (и мы вместе с ними).
Однако ситуация меняется. Понадобилось время, но в итоге чиновники, педагоги, инвесторы, девелоперы и архитекторы — ибо все они так или иначе принимают участие в этой большой «игре» в новое образование — нашли (и продолжают находить) механизмы действия и взаимодействия, которые помогли бы достигнуть желаемого — появления как можно большего количества школ с качественной современной образовательной средой по всей России.
Архитектура развития. Универсальная модель как метод
Прежде всего потребовалось сформулировать, что это такое — качественная образовательная среда. Этим вопросом в основном занимались методисты. Но со временем в процесс изучения того, как актуальные потребности учеников и педагогов находят отражение в материальной среде, включи-лись и архитекторы.
Так, в этом году была презентована работа «Архитектура развития. Методология проектирования современных школ». В ней приняло участие множество экспертов из всех областей, однако возглавило исследование архитектурное бюро ATRIUM (а ПР выступил соавтором и издателем).
На счету ATRIUM — уже упоминавшаяся школа «Летово» совместно c Atelier PRO, Бауманская инженерная школа № 1580 в ЖК «Символ», получившая архитектурную премию мэра Москвы, и множество других проектов по всей России и за ее пределами. Проанализировав и обобщив свой многолетний опыт работы с образовательными пространствами, архитекторы ATRIUM фактически предложили некую универсальную модель или, если хотите, конструктор, который поможет спроектировать современную школу с нуля, причем собрать ее исключи-тельно из решений, уже проверенных временем и всеми возможными экспертизами. Характерно, что в основу изысканий легла теория множественных интеллектов Говарда Гарднера, согласно которой каждому из широкого спектра когнитивных навыков должна соответствовать своя сенсорная среда. Если интерпретировать эту теорию в различных пространственных сценариях, то каждое школьное пространство, включая двор и экстерьер, будет предназначаться не для какой-то одной функции, как это происходит в традиционной модели школы, а способно генерировать несколько видов познавательно- развлекательной деятельности и развивать у учеников сразу несколько «интеллектов».
Такой подход помогает выстроить в школе образовательный процесс, учитывающий разные стили обучения, предоставляющий ребенку возможность познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен и в котором он чувствует себя комфортно. А это в равной мере способствует и развитию учеников, и профессиональному росту учителя.
Среди других важных принципов проектирования школ, которые сформулировали для себя архитекторы ATRIUM, — это вдохновляющая архитектура, реагирующая на контекст и современные тренды; подход к зданию как к комплексу смысловых модулей (привет архитекторам-авангардистам); визуально и функционально разнообразная, а также информационно насыщенная среда; природа внутри и снаружи; включение в образовательный процесс школьной территории; взаимодействие школы и города (во всех отношениях), а также многофункциональность и многосценарность классных и внеклассных помещений. Как это выглядит на практике, демонстрирует школа ЖК «Символ», которая примет первых учеников в сентябре 2023 года (детский сад открылся двумя годами ранее). Принцип «школа как город» в ней налицо — пять функциональных блоков сплавлены в одну живописную зигзагообразную форму. Это спортивно-медицинский блок, блоки начальной школы, средней и старшей школы (включая мастерские по работе с деревом и металлом), блок информационного центра / зрительного зала и рекреационный блок. Последний, представляющий собой многосветное пространство вестибюля с открытой лестницей и ступенчатым амфитеатром с трибунами, служит между ними своего рода «шарниром», связующим звеном и внутренней архитектурной доминантой.
Это место коммуникации и конструктивного взаимодействия, организованных встреч и спонтанного общения: подобное пространство — must have современной школы. Здесь же можно разместить интерактивный музей и устраивать временные творческие выставки.
Примыкая к центральному ядру с двух противоположных сторон, спортивный блок и блок общешкольных помещений образуют главный вход в здание и обширную площадку перед ним: для общих сборов и торжественных мероприятий, в том числе районного значения. И именно так школа взаимодействует с городской средой в физическом плане — не отгораживается глухим забором, а становится ее частью. А чтобы школа стала еще и смысловым и функциональным центром района, отдельные входы предусмотрены не только в блок начальных классов, но и в медиатеку: во внеурочное время для всех желающих здесь можно устраивать мастер-классы, лекции, кинопоказы или просто принимать посетителей в режиме библиотеки и коворкинга.
В исследовании «Архитектура развития» фактически для каждой функции или помещения предлагается целый спектр подробно описанных и наглядно иллюстрированных решений. Это действительно руководство, готовое к применению. Есть отдельная глава про насыщение школьной территории, отдельная — про эффективность и оптимизацию (о том, что многие функции вообще-то легко совместить в одном пространстве и что ограничения в бюджете или физической площади необязательно должны сказываться на смысловом наполнении школы).
Включены в книгу и главы, посвященные сферам, которые для российских школ пока еще находятся в зоне terra incognita. Это использование зеленых технологий и экологическое воспитание, соучаствующее проектирование и забота о ментальном здоровье, инклюзия в самом широком смысле слова. Авторы искренне надеются, что слово их отзовется и методическими рекомендациями воспользуются и педагоги, составляя техническое задание для своих учреждений, и коллеги-проектировщики. А в перспективном будущем — дадут плоды и остальные «заброшенные» семена.
Ведь когда-то и остекленный атриум в муниципальной школе был недостижимой высотой (поскольку требовал специальных технических условий и существенно удорожал проект), и прозрачных перегородок в классах учителя и ученики не понимали и побаивались. Однако сегодня все эти недавние новшества — вместе с обязательными вестибюлями, трансформируемыми перегородками, подиумами и зонированием рекреаций — включены, например, в стандарт «Московская школа». К прозрачности все привыкли, и она признана необходимым условием психологического комфорта и безопасности (скажи «нет» буллингу). В новых больших районах, где наблюдается дефицит инфраструктуры, школьные площади успешно используются горожанами. Так что и к повсеместно развитым навыкам работы с детьми, у которых те или иные особые потребности, рано или поздно мы должны прийти.
Адаптивная, инклюзивная, проактивная, уникальная
Этими эпитетами можно как дополнить описание «школы мечты», так и охарактеризовать социальную позицию девелопера Брусника. Заработав солидную репутацию среди тех, кто занимается жилой недвижимостью, и впервые столкнувшись с задачей спроектировать школу, в компании отнеслись к ней не как к обременению (как это часто бывает, когда городские власти вынуждают девелоперов жилья «расплачиваться» социальной инфраструктурой), а как к миссии, которую нужно выполнить на все 100 %. К созданию средней общеобразовательной школы № 220 в Новосибирске Брусника привлекла чиновников, методологов и, конечно, архитекторов.
Место под школу было заложено еще в генплане Новосибирска. Поэтому при разработке мастер-плана района «Евроберег», который развивает Брусника, голландское бюро KCAP включило школу в структуру микрорайона еще в 2016 году — как необходимый социальный объект и значимое общественное пространство. И в 2018 году на уровне города был подготовлен проект школы, который предполагал появление... типового образовательного учреждения по советским стандартам. Разумеется, проект полностью пренебрегал современными методами образования и не учитывал архитектуру микрорайона. Поэтому Брусника выступила с инициативой перепроектирования объекта, профинансировав в том числе подготовку техзадания на формирование современной образовательной среды, которое писалось совместно с центром разработки образовательных систем «Умная школа». В результате школа получилась как раз таки адаптивной к изменениям (а значит, гибкой и трансформируемой), активной (знания не передаются, а осваиваются вместе с ребенком) и инклюзивной: каждый может построить и пройти в ней свой индивидуальный образовательный маршрут.
«Современное школьное образование давно не сводится к усвоению одинаковой для всех суммы знаний, а образовательный процесс не ограничивается фронтальными методами обучения, — объясняет Дмитрий Агарков, руководитель отдела маркетинга продукта компании Брусника. — Им на смену пришли групповые и индивидуальные формы работы, проекты и исследования, дискуссии, смешанное аналого-цифровое обучение. Сама образовательная программа трансформировалась из общей — в набор индивидуальных учебных планов, которые должны быть реализованы для всех учеников школы одновременно в едином пространстве.
Важная особенность современной школы — ее инклюзивность, готовность к совместному обучению всех детей, независимо от их социального статуса, способностей и особенностей здоровья. В процессе разработки проекта мы посетили многие школы, в том числе муниципальные, где были реализованы разные форматы проведения уроков, и обратная связь по их эффективности только положительная. Поэтому мы видим будущее образовательной архитектуры именно в адаптивности пространств к образовательным задачам.
При этом, когда мы говорим про адаптивность школы к изменениям, то подразумеваем гибкую организацию образовательного процесса по разным методикам и под разные задачи. Речь скорее про трансформируемость самих пространств и отсутствие твердых решений. Например, выбранные нами габариты классов позволяют создать разные способы организации обучения. Все классы кросс-функциональны и могут использоваться для изучения нескольких предметов. Расписание занятий разработано так, чтобы исключить пустующие помещения без регулярной загрузки.
Другой пример — в классах мы используем только одиночные парты. Они легче по весу и мобильнее в плане габаритов: их легко можно переставить в рамках кабинета, сформировав разные рабочие группы или пространство, в котором ученики могут что-то обсуждать и дискутировать.
Этот же принцип использован в рекреациях. В целом они предназначены для отдыха, но быстро трансформируются в рабочие полигоны или актовый зал: мобильная мебель помогает адаптировать рекреацию под задачи образовательного процесса или школьной жизни — праздники, концерты, спектакли».
Проектировать школу пригласили российско-голландское бюро SVESMI. «Типовые советские школы строились по двум основным пространственным моделям с планами в форме Н или П, — рассказывает архитектор Александр Свердлов. — При такой структуре в сердце школьного комплекса оказывался большой открытый двор, который мало использовался в холодное и темное время года. В нашем случае классы, которые легко приспособить под разные форматы обучения, располагаются по периметру большого, залитого светом общественного пространства со стеклянным перекрытием, тоже очень удобного для необычного программирования. Именно эту открытость стоит сделать универсальной и заложить во все будущие прототипы школьных зданий.
Кроме того, нас всегда интересовала архитектура так называемого Амстердамского объединения, которое прославилось живописной кирпичной кладкой и очень смелым формообразованием. Архитекторы этого направления вдохновлялись экзотическими мотивами, поэтикой кораблей и фортов и всегда говорили об архитектуре как о приключении. Вот с такими же настроениями мы проектировали школу для обучения — и одновременно как пространство игр, общения, каких-то непредсказуемых событий. Очень надеемся, что благодаря придуманному нами новому образу места школьная жизнь будет казаться ученикам менее однообразной».
Новая компактная форма с очень креативно решенными углами имеет минимальную площадь внешних фасадов и необычно устроенную планировку — без деления на тематические классы и четкого разграничения пространств. Эта форма не только выразительна, но и практична: работа с геометрией здания позволила оптимизировать его площадь в пересчете на одного ученика (по сравнению с типовыми проектами российских школ) и за счет этого вложить в каждый квадратный метр больше ресурсов.
Большую роль в архитектурной композиции играют угловые акценты в виде лестниц. За счет сильных вертикалей они придают фасаду уникальный характер (с первого взгляда и не скажешь, что школа), а сквозь большие оконные проемы видно броуновское движение школьников.
Вместо традиционного актового зала в школе устроен атриум — светлое многофункциональное пространство с обилием дерева, которое можно использовать для самых разных событий, от многолюдных собраний до посиделок на перемене. Благодаря мобильным перегородкам атриум объединяется с хореографическим классом.
В большой спортивный зал тоже проникает максимум дневного света. Использование дерева в нижней части делает его сомасштабным человеку: здесь предусмотрено место для хранения инвентаря. Малый зал повторяет концепцию большого, а витражи на уровне третьего и четвертого этажей связывают его с атриумом.
Библиотека школы получила название медиакластер (во всей школе принята кластерная, а не классовая система): это и информационно- библиотечный центр, и лаборатория, и пресс- центр, оборудованный аудио- и видео системами, и коворкинг, и книгохранилище.
Столовая на 400 с лишним человек зонирована с помощью разной по типу мебели: круглые столы, прямоугольные для больших групп, высокие барные. А еще отсюда есть выход на террасу: ученики и преподаватели могут использовать это пространство для неформальных занятий, пикников и других активностей.
К слову, учительская, как и столовая, объединяется с атриумом за счет стеклянных перегородок. Это добавляет работе педагогов прозрачности и открытости.
Разнообразию мастерских позавидует любой дом творчества (всего их порядка 10): студия изобразительного искусства с зоной гончарного дела, музыкальный класс, мастерская для технического творчества и ИТ-полигон, многопрофильная мастерская современного домоводства, студия дизайна и художественного моделирования, проектный офис технологического кластера, экспериментариум, лаборатория окружающего мира.
Об окружающем мире и ландшафте стоит сказать отдельно. Построенный на сочетании природных пространств и площадок для игры, он отвечает еще трем важным критериям: функциональность и доступность, всесезонность, социальная безопасность. Так, зимой эта территория не будет напоминать черно-белое кино. Хвойные деревья сделают школьный двор привлекательным даже в холодное время года, а с наступлением теплых дней ученики смогут здесь не только играть и заниматься спортом, но и выращивать зелень, обедать на открытой террасе и изучать ботанику на живых примерах.
И хотя проект школы в «Евробереге» включен в практику повторного применения в министерстве строительства РФ, сама Брусника повторять его не планирует. «В своих городах присутствия мы не будем использовать этот проект в чистом виде, — комментирует Дмитрий Агарков. — Но, безусловно, он послужит хорошей базой для проработки новых школ. Мы считаем, что стандартизировать можно только ключевые подходы к созданию образовательных учреждений, но каждая школа в отдельности должна претендовать на уникальность».
Концессия в помощь
Да, хороших школ прибавляется. Но недостаточно. Тут мы сталкиваемся с проблемой, схожей с той, о которой давно говорят в сегменте рынка жилья: как построить нужное количество школ подобного качества в те сроки, которые обозначены в национальных программах (до конца 2024 года — 1 300 новых зданий для 1 млн учеников)? И это при том, что таких социально ответственных девелоперов, как Брусника, — особенно в регионах — можно пересчитать по пальцам.
Среди московских их больше. Но только Москва задействует договоры участия в качестве инвестиционного механизма, который позволяет возводить социальную инфраструктуру параллельно с жилыми домами. Больше нигде такого нет, а доступная стоимость квадратного метра в регионах не способна покрыть расходы на строительство нормальной школы. Термин «государственно-частное партнерство» до недавнего времени вроде как и существовал, но казался чем-то из области той же фантастики, что и зеленое строительство школ.
Однако в феврале 2021 года ВЭБ.РФ официально объявил о новой мере поддержки создания новых школьных мест. По решению правительства Российской Федерации регионы и муниципалитеты могут без конкурса заключать со специально учрежденной для этой цели компанией «ПроШкола» концессионные соглашения на строительство новых школ с привлечением субсидии из федерального бюджета. За 1 год работы холдинга в российских регионах было введено 7 образовательных объектов, а всего с использованием механизма концессии «ПроШкола» планирует построить порядка 70 школ, вложив более 200 млрд руб.
Деньги теперь не главная проблема. Индивидуальный проект школы — это минимум 2–3 года на проектирование и строительство, а темпы нужны совершенно другие. Поэтому одна из задач, которую, по словам генерального директора «ПроШколы» Алисы Денисовой, они планируют решить в ближайшее время, — это разработка стандарта функционального оснащения типовых зон школы. За счет этого, по ее мнению, станет возможно обеспечить более или менее единый стандарт и качество образовательной среды. Кроме того, ВЭБ.РФ выступил с предложением создать Ассоциацию российских строителей и проектировщиков социальных объектов — как платформу, на которой в дальнейшем можно будет принимать консолидированные решения всем профессиональным цехом (например, вслед за стандартом «Московская школа» вполне мог бы последовать стандарт «Российская школа»).
Еще один пример концессии — «Школа 800» в Нижнем Новгороде, будущая «самая большая школа страны» на 4 с лишним тысячи мест. Эта совместная инициатива с «Первой концессионной компанией „Просвещение“» стала крупнейшим инвестиционным проектом в формате государственно-частного партнерства в отношении образовательной организации. И затем, утверждают в ГК «Просвещение», он ляжет в основу десятков аналогичных проектов в России.
Главная особенность «Школы 800» в том, что это территориально распределенная по разным городским районам единая образовательная система, которая тем не менее должна обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику — и в плане психологического сопровождения, и с точки зрения образовательного трека. Это предполагает и уникальную систему управления, и организацию на базе школы ресурсного центра для обучения педагогов, причем не только для самой «Школы 800», но и для всей страны. Однако пока что образовательному комплексу предстоит завершить строительство всех корпусов и заработать в полную силу: хотя работы планировалось закончить к 800-летнему юбилею города в 2021 году, к данному моменту запущен только один корпус на 1500 учеников на Нижне-Печерской улице.
Архитекторы из нижегородской «Творческой мастерской Никишина» спроектировали это здание как супрематическую композицию из двух концентрических форм корпусов в виде дуги и сегмента, пересекаемых объемом главного вестибюля (атриума). Дополненная переходами на разных уровнях, композиция обретает объем, а найденная конфигурация плана позволила компактно разместить здание на участке со сложной геометрией и перепадами высот. Главное коммуникационное ядро — многосветное универсальное пространство вестибюля с внутренней открытой лестницей и панорамным лифтом. Два других объема тоже имеют функциональное назначение: это учебный и общественно-спортивный блоки, причем ко второму есть отдельный доступ (на случай использования жителями).
Территория между корпусами представляет собой дугообразную улицу, которая через открытую часть здания на колоннах переходит в систему террас и форум-амфитеатр. Под атриумом есть сквозной проход по лестнице ко всему внутридворовому пространству, а внутренняя улица между корпусами в уровне 1-го этажа раскрывается в сторону долины реки Старки. Тем самым компенсируется дефицит открытой школьной территории и создается необычный и защищенный школьный двор.
Архитектура развития среды, или Кому все это нужно?
Правильный ответ на вопрос — всем. И в этом секрет того, что строительство новых школ — пусть не все, но многие — участники рынка начинают рассматривать как инвестицию.
Школа — эффективный инструмент капитализации недвижимости, что бы себе ни думали те девелоперы, которые продолжают считать ее «обременением». Доказанный исследователями НИУ ВШЭ факт: первым критерием, влияющим на стоимость жилья в городах-миллионниках, является обеспеченность девелоперских проектов объектами инфраструктуры. Установлена даже связь между результатами ЕГЭ в школе и стоимостью квартир в домах рядом с ней! Группа журналистов наглядно показала, что повышение результатов единого госэкзамена на 7 пунктов в среднем дает рост стоимости квартир в домах неподалеку на 3–5 %. То есть люди сознательно покупают квартиры в том месте, где их ребенок сможет учиться в хорошей школе. Таким образом, для девелоперов наличие такой школы — настоящее конкурентное преимущество.
Хорошая школа — это в принципе драйвер развития среды. Она способна не хуже станции метро «подтянуть» в непопулярную местность пользователей, бизнес, девелопмент и т. д. и сделать из забытой богом территории процветающий и богатый инфраструктурой район. Более того, школа может повлиять на социальную атмосферу и ситуацию с преступностью в районе. И вовсе не за счет джентрификации, когда с появлением хорошей школы дорожает недвижимость и старых жильцов сменяют новые. В Англии известны примеры, когда в депрессивном квартале после открытия нового современного образовательного центра (еще и построенного звездным архитектором) его обитатели постепенно научились ценить и себя, и среду, в которой они живут.
И это, пожалуй, главное, чему вообще должна учить школа. Тогда те, кого она воспитает, уже точно не будут проектировать и строить «по-старому».
Реклама. ООО «Брусника».