Графический дизайн как экспозиционный метод
За годы деятельности в сфере создания музеев и выставок «Комбинат музейно-выставочного искусства» развивал и оттачивал методы работы над экспозицией, в том числе сформировал собственный подход к графическому дизайну. Специально для ПР архитекторы комбината рассказали, как работает экспозиционная графика на примере ряда проектов.
«Интеллектуальный дизайн»
Графике в музейном пространстве отведена важная роль в формировании целостного экспозиционного образа. И речь идет не только об экспликациях, аннотациях и этикетках в традиционном духе. Музейные и выставочные пространства учитывают опыт, актуальный для продвижения в бизнесе, — создание фирменного стиля и айдентики. Что неудивительно: На современный язык визуальной культуры большое влияние оказали кинематограф, искусство создания афиши, плаката, реклама, развитие социальных сетей. Однако по серьезности своего характера графика в музее все же ближе к книжной графике, когда определенная информация переводится на визуальный язык, композиционно выверяется и вписывается в архитектурный контекст. Это своего рода «интеллектуальный дизайн», выявляющий и дополняющий основные образы в экспозиции.
Сила напольной графики
В Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге специфика крупногабаритных экспонатов продиктовала графическое решение для этикетажа. Кроме того, напольное нанесение в ряде случаев воспринимается как предупреждающие надписи на краю железнодорожной платформы. Широкая белая линия разграничивает функциональные поля графики, шрифт надписей соотносится со шрифтом трафаретной маркировки вагонов. Поля с красными диагональными линиями помечают специальные зоны, подчеркивая технический дух музея, а также служат цветовым акцентом, уравновешивающим композицию. То есть такой подход к изображению собирает в единый комплекс ряд витрин на тему современных пассажирских перевозок, представленных в виде сегментов пассажирского вагона.
В разделе, посвященном дореволюционной истории, графические структуры настолько уравновешены по цвету, размеру, ритмике, что возникают ассоциации с ювелирной работой. Формальная отточенность и цельность композиции отражают ее смысловое содержание — разрез паровоза предстает как результат комплексной и согласованной работы «кабинета министра» и инженеров с их шкалой изобретений.
Соединение белого и черного, голубого и красного, желтого и зеленого цветов в инфографике на блэкаутах и стенах, в графическом оформлении витрин, а также сине-белый цвет и лаконичный дизайн для интерфейса экранов и напольной проекции — все пространство пронизано цветовыми и формальными перекличками, нет ни одного случайного элемента. Отточенность экспозиционной подачи заставляет вспомнить программные монументальные музеи Ренессанса, однако здесь мы имеем дело с новым равновесием современных выразительных средств.
Такая же уравновешенность характеризует мультимедийную инсталляцию «Стрелки времени» — напольная графика в ее ритме сплошных и прерывистых колец повторяется в графическом решении интерфейса поворотного круга, перекликаясь с формами архитектуры веерного депо. Идея инсталляции — путешествие во времени и пространстве, движение виртуального круга запускает смену видеоряда, скользящего по шести экранам в арках депо.
Подсветка напольной графики также изменяется в соответствии с мультимедийным сценарием. Графическое решение во многом определило выразительность инсталляции, победившей в одной из номинаций на международном дизайнерском конкурсе.
Уровни шрифтов и масштабов
К 2020 году «Комбинатом» были реализованы два музейных проекта на военную тематику. Каждый из них отличается собственным характером графики. В Донском военно-историческом музее под Таганрогом графика формирует пространство наряду с архитектурой, расслаивая его на смысловые блоки. Для каждого типа информации определено свое художественное решение. Так, для настенной графики экспликаций к залам создан экспрессивный шрифт, в котором динамика толщин, острые углы, красный цвет усиливают воздействие архитектуры и подчеркивают тематику экспозиции. Особая выразительность читается в сопоставлении масштабов и характера различных блоков информации — основной текст отмечен прагматической сдержанностью, в отличие от хронологических заголовков и нумерации залов.
В графике первого зала сопоставлены два блока — советский и немецкий. В инсталляции с тремя лестницами советское и немецкое государства обнаруживают формальную общность в архитектурном образе: поступательное движение вверх, стремление преодолеть кризис и достичь экономического процветания. Однако на уровне шрифта и цвета нанесенной графики обнаруживается различие: красный фон и прямые линии в текстах советских лозунгов говорят о рациональном и открытом характере идейного строя, тогда как черный фон и изысканный готический шрифт немецкой лестницы намекает на иную природу немецкой идеологии, черпавшую вдохновение из мифов.
Графика также стала одним из образных средств инсталляции «Стена расстрелов». К композиции из листов железа с имитированными следами от пуль примыкает стена с экспонатами — личными вещами расстрелянных. Архитектура, графика, цвет и свет формируют интонацию холода и отчуждения. Исторические даты массовых расстрелов образуют шкалу, маркированную вертикальными красными линиями. Ее пересекают горизонтально ориентированные тексты — фамилии людей из расстрельных списков. Белый шрифт текста, отходящего прямыми линиями от стены расстрелов, поддерживается контрастным направленным освещением в виде пронизывающих белых лучей, в игру включается и нижняя подсветка витрин. Графические элементы инсталляции неотделимы от ее общей концепции и играют значимую роль в формировании образа.
Драматургия наклона
В музее «Битва за оружие Великой Победы» Белгородской области графические структуры расставляют необходимые акценты в общем повествовании, организованном архитектурой, экспонатами, светом и мультимедиа. В линии инфографики акцентируется внимание на числовых показателях, а тон задает шрифт заголовка — тонкие линии угловатого курсива напоминают о занятиях первоклассников по чистописанию. В контексте основной музейной темы такой характер шрифта создает драматургию, которая поддерживается во всех экспозиционных комплексах: трудовые подвиги в тылу зачастую совершались теми, от кого мы в обычное время подвигов не ждем, — детьми и подростками, женщинами и стариками.
Один из элементов в составе различных видов графики музея носит особенно концептуальный характер — это наклонная линия, символизирующая след от ножа. Изображение отсылает к архитектурной инсталляции «Нож войны», выражающей идею разделения времени на мирное и военное, а пространства — на фронт и тыл. Проходя сквозь разделы экспозиции, объект буквально рассекает стены, разрубает предметы и врезается в карту эвакуации предприятий на широте Уральских гор. Отразившись в графике, он также несет на себе значение раны, рассечения любой целостности — линия проходит по историческим фотографиям, текстам, цитатам и числовым выноскам. Став компонентом фирменного стиля музея, узнаваемый символ присутствует и на сувенирной продукции. Графический дизайн в данном случае становится связующим звеном между различными элементами экспозиции и музейной деятельностью в целом.
Ориентир в пространстве
На выставке к 100-летию гражданской авиации в России графика послужила своего рода ориентиром в пространстве экспозиции. Значительна графическая составляющая и в историческом блоке: здесь важно соотношение пустого и заполненного текстом или изображением пространства, горизонталей, вертикалей и наклонных линий, цветовое решение. Лаконичный шрифт, варьирующийся по размеру и насыщенности, вписывается в общий контекст рубленых форм архитектуры исторического лабиринта. Экспрессивные иллюстрации отразили самые характерные черты разделов в инфографике. Например, в первом разделе в изображении читается романтический дух эпохи первых авиаторов — крылья аэроплана, крылья мифической птицы и фотография летчицы соединены в композиции, выстроенной на контрастах форм, цветов и масштабов. В каждом из разделов изобразительный образ содержит в себе зашифрованную идею, которую можно прочитать, внимательно изучив все элементы экспозиции.
В техническом блоке концептуально решена система элементов графической навигации: укрупненные формы, яркое цветовое решение и детали авиационной инфраструктуры — графика соотнесена с архитектурой, отсылая к образу рулежных дорожек и движения в пространстве летного поля.
Здесь же разместилась инсталляция «Циклорамы», в которой графическая составляющая определила архитектурную подачу. Внутри трех объемных фигур графическими средствами с мультимедийным дополнением создается атмосфера сосредоточенной работы трех «сфер» — аэродрома, аэропорта и диспетчерской службы.
Пример того, как в графике тесно переплетаются информационная и художественная функции, дает раздел выставки, посвященный аэродинамике. Архитектура, графика, свет и цвет вместе создают концентрированный образ. Сложнейшие разделы научного знания сжато представлены на шести световых панно в виде кратких блоков текста с иллюстрациями. Линии на полу, соединяющие между собой аэродинамические законы, подчеркивают их неразрывную связь, отталкиваясь от образов сакральной геометрии. Здесь графический дизайн в полной мере выявляет свою интеллектуальную сущность — выразительный образ делает научное знание ярким и запоминающимся. Макет аэродинамической трубы с проекционным экраном в такой архитектурно-графической подаче воспринимается как один из центральных объектов выставки.
Встраивание логотипа в систему экспозиции
Авиационная выставка может также послужить примером включения логотипа в контекст экспозиции как символа, в котором концентрируется большое количество смыслов — отсылки к 100-летию, к образам взлетной полосы и следа от пролетевшего в небе самолета, к форме иллюминаторов и к идее рассечения пространства, стремительного движения. Многослойность и экспрессивная выразительность сделали логотип максимально запоминающимся, узнаваемым. Проект, осуществленный в пространстве бывшего терминала аэропорта «Пулково», стал Лауреатом V Национальной премии «Корпоративный музей» в номинации «Выставка года», что подтвердило результативность всех составивших его художественных решений.
читать на тему: