Андрей Иванович Таранов, заслуженный архитектор России, член правления Союза московских архитекторов

Андрей Таранов: «Лучшее в жизни — это любовь и путешествия»

О родителях

У моих родителей была замечательная компания — всю жизнь, сколько я себя помню. Она могла быть больше, но меньше не могла быть. Шесть человек, три семьи: Бархины — Елена Борисовна1 и Михаил Григорьевич2, Орловы — Георгий Михайлович3 и Ирина Теодоровна4 и папа с мамой — Иван Георгиевич5 и Надежда Александровна6. Это был костяк компании — назывался «малый круг».

Чем резко отличалась компания того времени от нашей компании, когда я уже стал взрослым? Они пили гораздо меньше. То есть на шестерых, сидящих за столом, легко могла остаться початая бутылка коньяку и недопитая вина.

Разговоры шли на девяносто процентов об архитектуре. Причем от сиюминутного тактического разговора, междусобойчика — кто что делает, кто чем занят — до глобальных и специальных…

Папа вообще был одержимый. Он приходил с работы, ужинал и садился за чертежный стол. В моих детских воспоминаниях он — только за рабочим столом, иногда на полу — если он, например, чертил колонну для вестибюля на «Киевской». Колонна в натуральную величину, высчитанная по унциям. На моей памяти был у него объект — «Белорусская»-кольцевая. Там есть такие мощные бра из мрамора, похожие на писсуары. Он их чертил все в натуру, потом детали лепил в пластилине, только потом отдавал в производство.

Папа был ужасен тем, что ничего из сделанного не хранил. Сделал — и все, ему это было уже не интересно.

На все станции метро проводились конкурсы. Здоровые подрамники, 2 на 1,5 метра, — папа рисовал превосходно и открашивал их в такой мрамор, что рукой потрогать хотелось. И так всю жизнь. Сколько он тянул эту лямку — он дома работал. У него был большой чертежный стол с выдвижными ящиками. На ящик клалась маленькая чертежная доска. Я садился к ней, учил уроки, и смотрел, как папа работает. Это было полупоощрением, полунаказанием, чтобы я не отвлекался. Но папа, конечно, отвлекался сам и начинал мне что-нибудь рассказывать об архитектуре. Поступив в институт, я ощутил, что много знаю того, чего не знают другие. Я даже выезжал на этом на экзаменах — уводил преподавателя в сторону от темы, которую я недостаточно знал, и часто удачно.

Папа знал все, в смысле образования. Например, он показал нам с сестрой и нашим однокашникам, которых было всегда много у нас дома, как строить перспективы в три раза быстрее, легче и удобнее, чем учили в институте.

Помимо станций метро папа делал проекты не по работе — «Промбанк» на Тверском бульваре, павильон «Механизация» на ВДНХ7 — это была «халтура». Но, с другой стороны, это была работа, конечно. Все рисовалось дома — лепной фриз стилобата главного входа павильона «Механизации». Некоторые чертежи и угольные рисунки сохранились, часть их сейчас у меня в мастерской — девушка с подносом, на нем виноград, а кто-то овцу стрижет. Вся эта композиция была продумана папой. Он не доверял скульптору, может, это и плохо, не знаю.

Мама тоже была архитектором. Конечно, отвлекалась на семью, на детей.Тем не менее они работали всегда вместе.

Кроме работы и семьи для папы ничего не существовало. Он всю жизнь посвятил архитектуре. Хотя мне сказал, что лучшее в жизни — это любовь и путешествия. Я ему поверил и попутешествовал. Сам он по Союзу поездил, конечно, но не так много, как хотелось бы. Как-то он по Сванетии с рюкзаком месяц ходил. Ездил в Среднюю Азию…

Он был почетным железнодорожником — мог бесплатно съездить в любую точку Союза два раза в год — в мягком вагоне. Если бы мы не ездили всем семейством в Гагры, можно было бы сказать, что он это мало использовал.

В 1952 году папа купил «Победу», и, конечно, всем семейством мы изъездили европейскую часть России, Кавказ, Крым, Прибалтику.

Четыре раза папа съездил за границу. Впервые — в возрасте шестидесяти лет, в Италию. И сказал — все, теперь могу умереть спокойно.

О коллекциях

Моего папу быт не интересовал абсолютно. Он мог есть на пластмассовом столике или на колоде для рубки дров. А я увлекался и собирал кувшины8, мебель. Вот, например, стол середины XIX века. И один стул. Я потом два года искал такие же стулья. Теперь у меня полный набор — шесть. Клево. На двух, когда я их купил, были наклеечки: зеленые ссохшиеся бумажки — инвентарные номера. Было написано «Зимний дворец». Я понимаю, что они стояли, может быть, на кухне, но все равно приятно… Или вот этот диванчик. Говорят, на нем Крылов сидел. Хотя я думаю, что он сломал бы его, если бы сел…

О своей компании, о самодеятельности

В детстве, когда я был маленьким, мы с сестрой на зимние каникулы всегда награждались поездкой в дом отдыха «Суханово». Там были такие же семьи, с такими же детьми — постарше и сверстники. Поступив в институт, я увидел примерно тот же набор детей, который я видел там… Кто-то женился, кто-то разводился — все это мешалось в таком бульоне. Но все равно круг оставался тем же. Только сейчас, увы, поредел. Одно время было увлечение велосипедами, потом лошадьми. Потом были горные лыжи. Это семидесятый год. Я достаточно недолго был в этой команде, сломавшись… Как писал Егоров9:

И был разгул и буйство красок,
Души какой-то там предел.
И с ним певец любви Некрасов
Спокойно в прошлое глядел.
Потом сорвались как лавина,
В мгновеньях меряя свой путь.
И приближается равнина,
Маня в объятьях отдохнуть.
Потом, он помнит это смутно,
Какой-то резкий поворот,
Паденья долгая минута,
И лес в глазах наоборот…

Целую поэму написал Слава Егоров — замечательный мой дружище…

У нас в те годы была самодеятельность. Мы увлеченно что-то делали… Слава Егоров и в институте капустники писал, и в ГИПРОВУЗе10, где мы тогда работали. Он так писал, что райкомовские люди заинтересовались, с хорошей точки зрения. Приехали нас послушать. И отправили нас в Среднюю Азию на 10 дней — Самарканд, Хива, Бухара. Нет, не на гастроли. Просто нас так наградили. Потом еще в Союзе архитекторов мы два спектакля устроили, когда еще был жив «Кохинор и рейсшинка». «Харитон и Ширинка» — их звали…

© фото Андрей Ягубский
© фото Андрей Ягубский

Об учителях

Я, собственно, у одного учился в основном. У профессора Юрия Никитича Емельянова11. Человек был очень знающий. Казался нам глубоким стариком. Он умер в 59 лет. Он никогда не говорил, как надо. Он говорил, как нельзя. Мы с ним очень плохо разошлись на дипломе. Я не хотел уступать своей идее фикс. А он говорил, что так нельзя, и отказался от моего диплома. Я закончил этот диплом без него, с помпой, с шумом, с пятеркой. А потом уже взрослым, понял, что он был прав. Потому что я снес ГУМ, на минуточку. Потому что увидел, что ось Большого театра и Театральной площади и ось Тверской и Красной площади аккурат 30 градусов. И точка пересечения на колокольне Василия Блаженного. Я решил эту тему развить и поставил треугольник мощный на месте ГУМа. Емельянов сказал: «Так нельзя делать, каинова печать!», и по-своему он был прав, конечно. Но я разбежался — остановиться не смог.

Был еще Кирилл Николаевич Афанасьев12. Профессор, он градостроительством занимался и типологией, историей архитектуры. Я его знал с детского возраста, потому что он с мамой учился в одной группе. Его багаж знаний у меня не умещался в понимании. Как можно было, будучи архитектором-практиком, так глубоко знать историю архитектуры, итальянский Ренессанс в частности? Он мог сказать о любом выдающемся памятнике, не просто так — две колонны, а посередине гвоздик… Фантастических знаний человек. И градостроительство он знал. И московские проблемы знал. Историю Москвы — как, что, почему, отчего… Про каждую улицу мог рассказать, и что на ней было, и что снесено — знания были энциклопедические. Он ко мне хорошо относился. Когда-то он хладнокровно предсказал моей будущей жене, что выходить надо за Таранова. Хотя рядом стояли еще два «претендента». Он сказал: один — самый талантливый, другой — самый красивый, а Андрей — это тот человек, с которым можно жизнь прожить. Кстати, послезавтра мы с командой встречаемся с его вдовой, которой уже 92 года. Пятнадцать лет, как он умер. Каждый год встречаемся обязательно, чтобы вспомнить его.

О переходе от классики к модернизму

Я поступил в 1958 году, уже после кремлевского совещания, которое было в 195413. На первом-втором курсе у нас была Зинаида Сергеевна Чернышева. Она была женой Захарова14, ректора Строгановки. Захаров был махровым классицистом — очень хорошо рисовал, знал все законы классики и т.д. Говорили, что она талантливее его…

Она во всем придерживалась старой школы, говорила: «Нужно знать итальянцев».

У меня с ней контакта не получилось. Может быть, потому, что сестра моя Алена, будучи старше меня по институту, уже была подвержена новым веяниям. Зинаида Сергеевна держала всех студентов в черном теле — пропорции, золотое сечение и так далее… «Отмывать надо так… Здесь колонн теперь уже не делают, но мы сделаем вот так…» Все с очень сильной оглядкой на прошлое.

И слово «Корбюзье» у нас не произносилось на первом курсе. Все они были как будто в одной бочке заквашены — абсолютные сверстники папы. Папа с Захаровым учился в аспирантуре вместе. И был сильно подвержен влиянию классики. А мы были нигилистами — все отвергающими.

Когда я перешел на третий курс к Емельянову — его ассистентом была Зинаида Федоровна Зубарева15 — они нам из библиотеки приносили книжки, которые выдавались только профессорско-преподавательскому составу — Корбюзье, и Нойтры, и Райта, и Миса ван дер Роэ… Хотя нет, Миса ван дер Роэ мне принес папа. У меня этот журнал до сих пор хранится.

В Райта я влюбился тут же и по сей день не разочаровался. Я ездил в Чикаго — это фантастика! А в Японии я был одним из последних, кто побывал в райтовском «Империал-отеле». Через полгода его взорвали. Это отдельный рассказ. Потом я влюбился в Корбюзье. Потом в Миса ван дер Роэ… Все это прошло довольно быстро. Но мы уже о классике забыли думать.

О конкурсах

Когда мы учились, институт обычно делал заказные конкурсы. Во главе стояли Барщ16, или Симонов17, или Емельянов, или Бархины18. Делались Юго-Запад Москвы, Всемирная выставка, которая не состоялась, и тому подобное. Старшие курсы были основной тягловой силой — помоганцами19

Особенно запомнился конкурс на Всемирную выставку. Это было в Теплом Стане — огромная территория. Проект Белопольского20 казался на голову выше остальных: он сделал блестящую идею — поставил круглый «стол», который где-то врезался в рельеф, где-то стоял на ногах… И на этом столе были все павильоны — все государства за круглым столом. А в середине был шар — советский павильон. Мы поняли, что вот это — да!

Надо сказать, что у Белопольского были очень сильные помоганцы — Ильин-Адаев21, Хавин22, Кананин23

А мы все рабствовали у Емельянова — павильончики делали в масштабе, макеты. Но Емельянов не дотянул… Но мы видели, что ломка идет. И что Емельянов, в частности, уже играет в нужную игру.

Когда мы потом делали диплом, и я со своим треугольником носился (сторона треугольника была 250 метров!), я пытался вякать что «Яков Борисович себе позволил, а вы меня не пущаете!».

Коллекция кувшинов А.И. Таранова в интерьере © фото Андрей Ягубский
Коллекция кувшинов А.И. Таранова в интерьере © фото Андрей Ягубский

О путешествиях

Началось все со случайной поездки в Японию. Это был 1967 год. Попал я туда благодаря самодеятельности.

Я плохо вообще-то учился. В комсомол вступил на пятом курсе — могли быть неприятности у преподавателей, если в институте учился некомсомолец. И вот я в ГИПРОВУЗе в комитете комсомола… Нас было шесть архитекторов — мы работали, выпивали и делали самодеятельность. Короче, мне дали рекомендацию, и я поехал в Японию.

Мы там были почти месяц. До Хабаровска самолетом, потом поездом до Находки и теплоходом в Йокогаму. В одиннадцать часов вечера прибыли в порт. Гид говорит: «Давайте я вас выведу на Гинзу?» И он нас вывел на Гинзу! Это было как кувалдой по голове. Потому что мы попали в центр бенгальского огня. Все сияло — эта реклама сумасшедшая, архитектура, машины… Эти люди, которых очень много, и половина ходит в европейском, а половина в национальном. Особенно борцы сумо. Идет это раздутое чудовище, а за ним свита, люди в кимоно, человек двадцать пять! Они идут из кафе в кафе. Или, может быть, в публичный дом… Кругом реклама, и все это жужжит и пыхает. Это был шквал. И вдруг, в полпервого — все выключено. Все, спать пора, отдохнуть перед следующим рабочим днем.

Потом мы прошвырнулись по всей Японии. Это было нечто. Потому что крупные города — Осака, Киото, Токио, Хиросима — были современные города. А Киото был современный, а был и старый. Там 400 храмов… Монастыри, перетекающие из одного в другой. И все это в пихтах, соснах такой изощренной искривленности, что подумать, что эта сама природа так делает, ни у кого не хватало дерзости.

В Наре по городу бродили олени. Гирлянды фонарей со свечками внутри. Идешь по тропиночке — вдруг колодец каменный, а на нем лежит ложечка. Чтобы из ведра ложечкой попробовать или что-то еще… Все непонятно — все клево…

Потом нас привезли в отель, которому было больше 400 лет. И там мы два дня отдыхали. Традиционный отель — весь раздвигается, весь из бумаги — в любом месте можно проткнуть. Везде татами. Мы два дня обязаны были отдыхать и любоваться видами вокруг — видами Хокусая. Очень хорошо, что у нас был такой перерыв. Иначе месяц такого темпа выдержать было бы невозможно.

У нас было с собой очень много водки. Каждый брал бутылок по десять. На всякий случай. Мы с американцами в Хиросиме соревновались — кто кого перепьет. На следующий день их чуть ли не на носилках выносили, с перевязанными головами. Они не могли забраться в автобус.

Потом нам рассказали, что Токио и Осака были к Олимпиаде практически снесены и построены заново. Там были Минору Ямасаки, Кензо Танге — еще тогда достаточно молодой, и Маэкава — уже совсем старик. Здесь Маекава, а тут напротив Корбюзье… Мы на площади стояли — балдели… Это был шквальный удар, который продолжался 20 дней.

Когда мы плыли обратно, штормило. Весь теплоход блевал. И только мы, геройски попивая водочку, держались. Классно было.

Потом, перейдя на работу в Моспроект, я побывал в Англии, Югославии, Венгрии… И пошлó! Есть такой архитектор Александр Анисимов, он Таганку и Планетарий сделал24. Хороший архитектор и очень образованный человек. Он мне как-то звонит: «Андрей, я организую поездку в Италию». Это было 25 лет назад, в июне 1992-го, я тогда работал в Союзе архитекторов. Он собрал очень хорошую компанию. И поездка получилась офигенная. Я вернулся и сказал жене25: «Все, я в августе еду снова!» И уже сам собрал команду в 25 человек, взял детей своих и не своих, и поехали почти по тому же маршруту. Я понял, что я в плену у Италии, и я от нее никогда не отделаюсь. К сегодняшнему дню я был там больше 20 раз.

Экзотика — это, конечно, Мексика. Просто потому, что у нас ступенька 15 х 30, а у них 25 х 25. Вся архитектура прет наверх — по лестнице подняться нельзя. Когда я поднялся по лестнице в Чичен-Ицу (это невысокая пирамида — 68 метров), то спуститься с нее было невозможно. Только держа цепь на плече, ты с трудом спускаешься вниз. В Мексике люди сидят на корточках спиной к дороге — они в себе… Им не интересно. Мы, когда ждем автобус, все равно смотрим на улицу. А они поворачиваются спиной.

А если говорить об архитектуре, может быть, Египет. Но почему-то пирамиды на меня не произвели впечатления. Возможно, потому, что они очень близко к городской застройке. Если бы они стояли посреди пустого «стола» — это одно. А когда тут автобусы, лошади, верблюды — это другое.

Очень большое впечатление произвела Петра. И Иерусалим, конечно.

И все равно первична Италия. Мне на семидесятилетие дочери сделали подарок. На десять дней мне и Оле они купили билет, отель… Я просил: только Рим! Он безграничен. Я уверен, что не видел и десятой доли. Я нашел, например, место, где убили Цезаря. Один человек показал. И то говорит: «Подождите, я сейчас узнаю. Вам нужно спуститься в этот ресторан. Скажите: Юлий Цезарь. Мы спустились ниже, ниже, ниже… Какие-то коридоры… Какие-то катакомбы… Ресторан давно кончился. Входим в какое-то помещение, там стоит большой макет дворца Тита. Красный кружок нарисован на полу, кусок лестницы — все в грунте. На этом месте был убит Цезарь. Раскопанный кусочек. А наверху там улицы. Это около рынка цветов. Площадь так и называется — Фиори. Там стоит памятник Джордано Бруно.

Рим! Гоголь туда поехал на три месяца, а прожил семь лет.

Что стоит смотреть в поездках

В первую очередь, конечно, архитектуру. А во вторую — рынки. Любые барахолки я очень люблю. Отдельной статьей можно выписать рыбные рынки. В Токио — это аэродром просто. Три Красных площади, только поуже. Весь деревянный пол уложен рыбой — от трехметровых макрелей до микроскопических улиток. И все это кончается к семи утра. За полтора часа все скупается, потом чистится, моется, и к семи утра ни человека, ни тростинки, ничего на этом помосте не остается.

В Венеции есть прекрасный маленький рыночек рядом с Риальто. Стамбульский рынок полуподземный. Или Каирский! Меня хлебом не корми, только дай походить, поторговаться. Я могу купить такую хрень! Очень интересный рынок в Эмиратах. Там все как бильярдный стол. Мы приезжаем на пустырь. Квадрат — 50 х 100, сплошь заставлен одинаковыми кувшинчиками. Можно купить много, но они все одинаковые. Я вижу — посередине возвышается большой. И я говорю: «Мне один маленький и один большой».

Музеи… В Италии куда ни плюнь — музей. Тут Рафаэль, там Джорджоне, это Тициан. И все на бесконечно высоком уровне. Но как шоколад — много не съешь. Идешь в соборы — там роспись или мозаика, тот же Джорджоне. Выходишь и идешь в музей после этого. Тяжко — все это нужно переварить…

Обычно я езжу с командой, где архитекторы диктуют программу. Но бывает и так: Венеция, последний катер в 8 часов вечера (а живем в Местре). Я жене говорю: «Давай снимем гостиницу на ночь, останемся — и походим уж по городу от души». Так мы и сделали. Все уехали, а мы просто ходили. Наткнулись на Мираколи — маленькая, крохотная церквушка на пересечении трех каналов. Все кривое, все непонятное — какой-то островок крошечный. Стоит этакая… Не знаю даже, с чем сравнить, яйцо Фаберже. Такой красоты! Внутри три человека… Утром мы встали, чтобы пойти на рынок. И тоже народу мало. И каждый продавец рыбы выглядит как профессор — хрустящая рубашка, какой-то колпак… И любезность… Улыбается, как будто ждал тебя неделю. Отношение — ну наконец, любимый друг, я тебя увидел.

В Штатах в первый раз неожиданность прельщает. А во второй раз ты уже знаешь, что будешь смаковать. В Нью-Йорке сели на катерочек — вокруг статуи Свободы… Я с этой точки никогда раньше не видел Нью-Йорк. Потрясающе! Убийственная панорама.

Идем по Бродвею, и вдруг торкнуло: что-то я сейчас мельком видел. Оглянулся, стоит роскошный этот дом — Сиграм. Я на него смотрел не знаю сколько времени… Потому что он настолько хорош, настолько безукоризнен — все, начиная от цвета, чуть-чуть приглушенного… И бронзовые рельсы вертикальные. Мы зашли внутрь. Я трогал все это, рыдал… Сиграм!

Так же я балдел в Испании в павильоне барселонском. Ну куда денешься? А когда мы были у Роншана? Мы приехали туда рано утром — туман такой, что руки не видно. Стало пригревать солнышко, и из этого молока стал появляться какой-то силуэт неясный. Потом абсолютно голубое небо, зеленая трава и эта белая хрень… У-ооооооо… Все рыдали! Потрясающе. Такой подарок…

В Шанхае меня потрясло, что они сделали с городом за 16 лет. Старого Шанхая теперь нет. Такой город захреначить — это обалдеть. Поразил стоящий среди леса этих роскошных небоскребов крошечный макетик — павильон, который был подарен Сталиным Мао Цзэдуну в 1951 году. Университетик московский, но в десять раз меньше. Стоит, пока не снесли.

Очень мне жалко, что мой отец ничего этого не видел…

Подготовил Илья Мукосей

Панно на станции Новокузнецкой при переходе на Третьяковскую линию (автор проекта подземных залов — Н.А. Быкова, И.Г. Таранов): справа — Иван Таранов (по словам Андрея Ивановича — очень похож), а левее, во втором ряду, через одного местростроевца, — сама Надежда Быкова © фото Илья Мукосей
Панно на станции Новокузнецкой при переходе на Третьяковскую линию (автор проекта подземных залов — Н.А. Быкова, И.Г. Таранов): справа — Иван Таранов (по словам Андрея Ивановича — очень похож), а левее, во втором ряду, через одного местростроевца, — сама Надежда Быкова © фото Илья Мукосей

1 Е. Б. Новикова (1912–1996) — архитектор, профессор МАРХИ.

2 М. Г. Бархин (1906–1988) — архитектор, автор проектов театра имени Вс. Мейерхольда (1931–1932), планировки и застройки Севастополя (1947), Дворца Советов в Москве (1958 и 1959), профессор МАРХИ (1930–1950).

3 Г. М. Орлов (1901–1985) — архитектор, лауреат Сталинской премии (1951). Наиболее известен проектами ГЭС — Кременчугской (1955), Братской (1960–1968) и других.

4 И. Т. Орлова-Купецио — (1908–1992) — архитектор и художник.

5 И. Г. Таранов (1906–1979) — архитектор, автор одиннадцати станций Московского метрополитена, лауреат Сталинской премии (1952).

6 Н. А. Быкова (1907–1997) — архитектор, лауреат Сталинской премии (1952), автор десяти станций Московского метрополитена, девять из них — в соавторстве с мужем. В том числе — станции Новокузнецкой: в переходе на Третьяковскую там установлено панно, на котором справа — Иван Таранов (по словам Андрея Ивановича — очень похож), а левее, во втором ряду, через одного местростроевца, — сама Надежда Быкова.

7 В 1950-е гг. перестроен по проекту самого И. Г. Таранова, а в 1964-м, в связи со сменой экспозиции, переименован в «Космос».

8 Коллекция кувшинов А. И. Таранова, возможно, требует отдельного рассказа. Но несколько фотографий мы здесь помещаем — прим.ред.

9 В. Г. Егоров (р.1940) — заслуженный архитектор РФ, президент Клуба архитекторов «АрС» (Архитектурные среды), под эгидой которого с 1992 года в ЦДА проводятся концерты и другие мероприятия. Также известен короткими стихотворными портретами коллег-архитекторов — Е. В. Асса, А. В. Бокова, А. Б. Некрасова, А. Д. Меерсона и многих других.

10 Институт по проектированию высших учебных заведений «ГИПРОВУЗ» существовал в Москве в 1947–1991 гг.

11 Ю. Н. Емельянов, (1907–1966) — архитектор, профессор МАРХИ.

12 К. Н. Афанасьев (1909–2002) — архитектор, профессор МАРХИ (с 1935), доктор искусствоведения (1954), член-учредитель Союза архитекторов СССР (с 1955), автор монографий и книг по теории и истории архитектуры. С 1938 года жил в доме завода «Геодезия» на Пятницкой, построенному по его проекту.

13 Имеется в виду состоявшееся в декабре 1954 года Всесоюзное совещание строителей в Кремле, на котором Н. С. Хрущев впервые выступил с резкой критикой «излишеств в архитектуре».

14 Г. А. Захаров (1910–1982) — архитектор, лауреат Сталинской премии 1-й степени за проект станции метро «Курская-кольцевая», проректор, а затем ректор Московского высшего художественно-промышленного училища (1958–1982). Архитектор З. С. Чернышева — постоянный соавтор мужа.

15 З. Ф. Зубарева (1920–2003) — архитектор, профессор МАРХИ, преподавала в институте с 1950 года. Добилась также серьезных успехов в спорте: была мастером спорта и чемпионом СССР по волейболу (в 1938 и 1940 гг., в составе команды «Спартак»).

16 М. О. Барщ (1904–1976) — архитектор, автор зданий московского Планетария (1927), дома-коммуны на Гоголевском бульваре (1928–1933), монумента «Покорителям космоса» на проспекте Мира (1964) и многих других. С 1947 г. — профессор МАРХИ.

17 Г. А. Симонов (1893–1974) — архитектор, один из важнейших представителей ленинградского конструктивизма (Дом Общества бывших политкаторжан ,1931–1933, Институт сигнализации и связи, 1932 и др.). Председатель Комитета по делам архитектуры при Совмине СССР (1947–1949), с 1955 года — преподаватель МАРХИ.

18 Имеются в виду: М. Г. Бархин (см. примечание 1), его брат Б. Г. Бархин (1913–1999) — доктор архитектуры, автор зданий Музея вооружённых сил в Москве (1960–1965), и Музея истории космонавтики в Калуге (1962–1968), лауреат Государственной премии РСФСР (1968), преподаватель МАРХИ с 1943 г., их отец Г. Б. Бархин (1880–1969) — автор здания газеты «Известия» в Москве (1925–1927), один из основателей Союза архитекторов СССР (1932), преподаватель МАРХИ с момента его создания.

19 А. И. Таранов: «Помоганцы — это люди которые помогают, а рабы только исполняют. Помоганец — это еще не соавтор, но тяготеющий к этому. Ему можно было доверить какой-то узел развязать. На третьем курсе мы были рабами. Могли клеить подмакетник, красить фон, что-то наклеивать, сажать деревья на макет, но не более. А на следующем курсе мы уже были помоганцами».

20 Я. Б. Белопольский (1916–1993) — архитектор, лауреат Сталинской (1950) и Ленинской (1970) премий, народный архитектор СССР (1988). Автор многочисленных зданий и мемориалов (в Трептов-парке в Берлине, на Мамаевом кургане в Волгограде, памятника Ю. Гагарину на Ленинском проспекте в Москве и т.д.).

21 Ю. В. Ильин-Адаев (1935–2007) — советский и российский архитектор, художник, плакатист. Автор плакатов к таким фильмам, как «Кин-дза-дза», «Тридцать три», «Курьер».

22 В. И. Хавин (1931–2005) — архитектор, автор ансамбля жилых и административных зданий на Октябрьской площади в Москве, мемориального комплекса «Героям Гражданской и Великой Отечественной войны» в Новороссийске (1982), здания Газпрома в Москве (1995), лауреат Ленинской премии (1984).

23 Р. Г. Кананин (1935–2017) — архитектор, автор здания Университета дружбы народов имени П. Лумумбы в Москве (1969–1973), мемориального комплекса «Героям Гражданской и Великой Отечественной войны» в Новороссийске (1982), лауреат Ленинской премии (1984).

24 А. В. Анисимов (р. 1935) — доктор архитектуры, лауреат Государственной премии СССР (1991) за проект Театра на Таганке, заслуженный архитектор РФ, академик РААСН, профессор ВГИК, автор проекта реконструкции Московского планетария (1997–2000, реализован в 2001–2011).

25 О. А. Бармаш — архитектор, основатель Детской школы искусств «СТАРТ» (1981), художественный руководитель Детской творческой студии Союза московских архитекторов (ДТС СМА), лауреат Государственной премии РФ, Гран-при ЮНЕСКО, премий «Золотое сечение» и «Хрустальный Дедал».

читать на тему: