Социальный заказ на креативность
В преддверии 1 сентября хотим поговорить об архитектурном образовании, что называется, «с младых ногтей» и публикуем вводный текст Юлии Шишаловой для раздела ПР82 о детских архитектурных студиях под названием «Творческое начало». Кстати, количество студий с тех пор (2016 год) значительно выросло, но об этом — в следующих материалах.
Архитектура — это не профессия, а образ мышления
Ле Корбюзье
Этот раздел должен был называться «Дети». С них и началось самое интересное. Но гораздо большее, чем «довузовская подготовка», за участие в которой архитекторам и художникам в советское время раздавали мастерские. Кто-то получил — и успокоился, кто-то по инерции продолжил. Но даже с искренним энтузиазмом не все переросли банальную «изо-студию» или, как теперь говорят, «репетиторство». Зато те, кто переросли, совершили прорыв в образовании. Не только архитектурном — вообще.
Революции вершатся «от противного». В 1977-м адепт «неофициальной архитектуры» Влад Кирпичев открывает Экспериментальную детскую архитектурную студию (ЭДАС). В 1982-м появляется школа «СТАРТ», которую Инга Абаева и Ольга Бармаш затевали, «чтобы было не как в обычной художке». В 1983-м Михаил Какушкин впервые заговаривает об Эвристической образовательной среде (ЭОС) и необходимости радикальных реформ в классно-урочно-предметной системе. В 1986-м Михаил Лабазов начинает работать с детьми, «не зная, что должно быть в итоге, но понимая, чего не хочется точно». В 1990-х Николай Метленков из лаборатории «Развитие архитектурного образования» при МАРХИ пытается добиться введения архитектуры в школьную программу. Ответ Министерства образования предсказуем («Вы что, хотите, чтобы дети были творческими?!») — и Метленков создает собственную Школу архитектурного развития.
Теперь творческими хотят быть все. «Креативное мышление» — обязательная строчка в требованиях к соискателям на любую вакансию. Эта самая востребованная компетенция включает все остальные: умение руководить, работать в команде, взаимодействовать со специалистами из других отраслей и функционировать в режиме высокой неопределенности, то есть быстро принимать решения и реагировать на изменение условий. Спрос велик — а предложение мало, потому что традиционная система образования нацелена на воспитание исполнителей, которые могут лишь с достаточной точностью репродуцировать заложенные в них знания и навыки. Переход из индустриальной эры в эпоху информации — основного продукта сегодняшнего производства — ситуацию усугубил: большинство способно быть лишь пассивными ее потребителями.
Между тем, «ум — не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо возжечь» (Прокл Диадох). И оказалось, проще всего сделать это средствами архитектуры. Обучаясь объемно изображать и пространственно конструировать — постигая перспективу и клея макеты, — ты учишься объемно и пространственно мыслить. Осознав, по каким законам существует пространство вокруг тебя, — сможешь его трансформировать и создавать свое собственное. Присущему архитектуре проектному мышлению можно научить, как любому действию, — чем раньше, тем эффективнее. 30 лет назад, задолго до того, как стали обыденными интернет, электроника и прочие триггеры метаморфоз в обществе, наши архитекторы поняли это. И начали растить «просто» активных творческих людей.
ЭДАС перестала быть детской в конце 1980-х: Кирпичев работает с людьми всех возрастов. Он «ведет» с младенчества до формирования резюме, которое открывает двери любых нужных тебе компаний. Владислав уверен, что еще в утробе матери можно начать воспитывать гения. Утверждает, что разработанные им десятки программ гармонично развивают оба полушария — в большей степени, чем принято считать возможным. Заики декламируют стихи, дети с особенностями развития утрачивают свои «особенности». «Я — единственный хирург, которому разрешено делать операции на открытом мозге», — смеется Кирпичев. Долгое время, хотя и безуспешно, он пытался открыть полноценную школу — ВХУТЕМАС нашего времени.
Этой же идеей горел Михаил Какушкин — построить «город ЭОС»: «Моя цель — создать университетский городок для всех возрастов от нуля до бесконечности — прототип и воплощение задач, выполнение которых приведет к решению всех проблем образования». Однако получить статус государственной и распространить свою идеологию еще на 330 институций удалось только школе «СТАРТ» — теперь она официально подчиняется Министерству культуры.
Все же некоторым утопиям лучше оставаться утопиями. Михаилу Лабазову и его «ДЭЗ № 5» вполне хватает комнатки в районном клубе, чтобы греметь на всю Москву. ДТС СМА занимает помещение еще меньше — и побеждает в международных конкурсах. Размер студии не имеет значения — только тот факт, что она архитектурная. То есть развивает наравне с интеллектом нашу волю (усидчивость, упорство, целеустремленность) и заостряет чувства. Образ мышления превращается в образ жизни. А после этого и начинается самое интересное.