«Спонтанный ордер» как концепция архитектуры среды. Часть 1: Четверица Хайдеггера
Мастерская Малахова/Репиной уже давно исследует Пространство России, Время и Роль Автора как три ключевых измерения профессии Архитектора. С завидной методичностью они ищут, «что такого утратила архитектурная профессия». И хотя исследование в некотором роде публично, так как важной его частью становились выставочные проекты на «АРХ Москве» и «Зодчестве» в последние два года, глубина и ракурс взгляда настойчиво требуют размышления и осмысления. Публикуем первую часть — вводную, объясняющую направления поиска и найденные в процессе важные понятия: «Обитание», «Спонтанный ордер» и «Естественный город».
По материалам исследований мастерской в рамках проектов «Киоск архитектора» (кураторский проект В.Кузьмина/В.Савинкина «Школа прозрачности», фестиваль «Зодчество-2019»), «Архитектурное бессознательное» (кураторский проект В.Кузьмина/В.Савинкина «Гибрид», выставка АРХ Москва-2020), «Поэтическое / По-этическое обитание» (кураторский проект Е.Репиной/С.Малахова на фестивале «Зодчество-2020»)
Соавторы исследований: Анастасия Матвиенко, Алсу Махмудова, Дарья Пожидаева, Екатерина Сапунова, Ярослав Таразанов, Даниил Титов, Анастасия Яшкина (студенты группы 279_Б каф. «ГРАДО», АФ СамГТУ) при участии аспирантки каф. «ИП» СамГТУ Анны Базиной
Мы много лет пытаемся объяснить — в основном себе, — что такого утратила (по крайней мере, в массовом измерении) архитектурная профессия, особенно глядя на то, как — часто прекрасно — люди справляются со своей средой, не прибегая к помощи архитекторов, а архитекторы, напротив способствуют созданию «флатландий» — сред без свойств, качеств и различий. В последнее время, благодаря участию в трех выставках – «Зодчество-2019», «АРХ Москва-2020» и «Зодчество 2020» (спасибо кураторам В. Кузьмину, В. Савинкину и Э. Кубенскому), — мы, как нам кажется, нашли новые понятия, проясняющие некоторые аспекты этого поиска: «Обитание», «Спонтанный ордер» и «Естественный город».
«Спонтанный ордер» (он же «Новый авангард») — это шапка всего исследования, которое ищет более естественные и щадящие формы реализации архитектурной деятельности в среде. Причем среда – это не объекты или их сумма, а запечатленные в них образ жизни, уклад, преемственность, память и значения, существенные для обитателей.
«Обитание» — это главная ценность и цель деятельности, чувство принадлежности людей, это реализация сложной структуры своих идентичностей в «космосе» среды. «Образ, которым ты и я существуем, образ, которым, мы люди, присутствуем на земле, — это Bauen/Wohnen, строительство/обитание» (Хайдеггер). Архитектура как профессия может быть частью этого, а может попирать или игнорировать такой порядок, больше присущий «Естественному городу» — городу, развивающемуся эволюционно на основе образования соседств и городских комьюнити; городу, допускающему диалог и саморазвитие как изменение среды по воле обитателей.
«Спонтанный ордер» — порядок «Нового авангарда» (большого поворота), который призван исправить перекосы «первого» авангарда: иллюзию авторского превосходства над энтропией; монолог, доктринерство и объективацию всего сущего; кодирование природы, в том числе человеческой. В то же время новый ордер реабилитирует его жизнестроительные намерения, агентный пафос и даже абстракцию.
Вопреки культу прогресса с его унифицирующими тенденциями и убежденности профессионального цеха в эксклюзивности феноменологического подхода (особые архитекторы для особых случаев/клиентов), «Спонтанный ордер» вспоминает, что, по Хайдеггеру, каждый может «жить поэтически», обитая среди «вещей» и собирая «Четверицу». Обитать — значит быть автором своего мира, быть в его центре, «освобождать вещи» и самому быть одновременно свободным и укорененным. Обитать – это что-то противоположное унылому штабелированию бесприютных тел в бессердечных вертикальных бараках или строительству таких же бессердечных анклавов для избранных. Обитать — это заботиться, давать пощаду среде, иметь причину существования в своем повседневном окружении, обретать в нем опору своего жизненного мира.
Для России город, квартал, судебное заседание или футбол — слишком большие вещи, чтобы мы смогли придать им форму. Зато форма возникает сама по себе, когда замысел созревает за пределами головы. Исторические задворки (например, «самарский двор»), гаражи («лаборатории «неудачников»), дачи — все это образцы само собой возникающей вечной «русской формы» и примеры истинного обитания («проуны Нового авангарда»), а их как бы анонимные авторы — прототип «нового профессионала», которым архитекторам еще предстоит стать и, наконец, приобщиться к бессмертию – в поддержке бытия «здесь и сейчас».
«Спонтанный ордер» — это ордер компромисса, диалога, солидарности в целях выживания и пощады, а не безотчетной конкуренции и ничем не ограниченной экспансии.
Этот проект не про романтизацию эскапизма или эстетики «домиков для бомжей», он даже не про непременный архитектурный активизм; он в том числе про неравенство, которому служит профессия, про утрату профессионалами статуса публичных интеллектуалов, про необходимость пересмотра роли автора. Он также про то, чтобы оглянуться вокруг и со всей почтительностью, как того требует взаимодействие с непознанным, увидеть неизученную (по определению Каганского — «невменяемую»2), абсолютно неизвестную российскую среду.
Еще более сложной проблемой является обретение своего места во времени: профессия не попадает в шаг с современностью (мода как симулякр — не в счет), конфликтует с прошлым (драма утраты родословной и регресс в вымышленное прошлое) и будущим (не только отсутствие его образа, но и утрата навыков его конструирования).
В каком физическом контексте мы совершаем свои профессиональные акты? Что могут противопоставить архитекторы т.н. «рынку» или их предложение ограничено? Можем ли мы еще кому-то служить — людям, обществу, планете?
Обитание и Четверица Хайдеггера
Интуитивно в своих поисках мы обратились к феноменологической интерпретации смысла архитектуры и, в частности, к концепции Обитания Хайдеггера. Феноменологическая теория, следующая за хайдеггеровским интересом к строительству, призывает создавать архитектуру, чувствительную к месту и человеческим чувствам, памяти, воображению, основанную на телесной и бессознательной связи со средой; архитектуру, которая могла бы обеспечить «экзистенциальную ориентацию», культурную идентификацию и связь с историей. Она утверждает, что значение в архитектуре зависит от ее способности символизировать человеческое существование или присутствие. Кроме того, феноменология критически относится к пониманию здания как объекта, которым следует восхищаться, или как продукта индустрии строительства. В качестве альтернативы понятию объекта, используемому наукой, Хайдеггер вводит понятие «вещи». «Вещь» описывает атрибуты жизни, связанные с непосредственным опытом и использованием, а не отдаленно наблюдаемые в соответствии с абстрактной системой.
Концепцию Обитания Хайдеггер предельно кратко и емко формулирует в эссе «Строить Обитать Мыслить»1.
«Обитание является целью, осеняющей всякое строительство».
«Мы обитаем не потому, что построили, — нет, мы строили и строим постольку, поскольку обитаем, то есть поскольку мы — обитатели. Но в чем же состоит сущность обитания? Оно означает: найти успокоение, умиротворение, довольство».
«Обитать, пребывая в мире, означает: оставаться умиротворенным в свободе, дарующей пощаду любому в его сущности. Основная черта обитания – в этой пощаде. Она пронизывает обитание во всей его протяженности. Она обнаруживается, как только мы помыслим, что в обитании скрыто человеческое существование, то есть пребывание смертных на Земле».
«Однако “на Земле” значит в то же время и “под Небом”. Оба эти момента подразумевают вместе с тем и “замирание перед божественными существами” и “принадлежность к человеческому сосуществованию друг с другом”. В первоначальном единстве связаны взаимной принадлежностью части Четверицы3: Земля и Небо, божественные существа и смертные».
«Где же хранит обитание, щадя Четверицу, ее сущность? Как достигают смертные обитания, равного пощаде? Смертным никогда бы этого не достигнуть, если бы обитание было всего лишь пребыванием на Земле, под Небом, перед лицом божественных существ, вместе со смертными. Нет, в первую очередь обитать – значит пребывать подле вещей».
«Обитание щадит Четверицу, привнося ее сущность в вещи. Но вещи, со своей стороны, хранят Четверицу лишь тогда, когда они сами признаются как вещи в их сущности. Как это происходит? Благодаря тому, что смертные лелеют вещи, которые способны расти, и созидают те вещи, которые расти не способны. Уход и созидание – это строительство в узком смысле».
Стереотипно этот текст воспринимается как сложный, почти эзотерический. Шаманское камлание, шифровка, доступная для прочтения ограниченному кругу лиц. А архитектура, следующая этому канону, кажется очень затратной как для архитектора, так и для заказчика. Тем более, что стандарт, заявленный в ней, все больше удаляется от образцов массового жилья. Если связка «обитание — для избранных» в профессиональном сознании закрепляется, и мы продолжаем плодить истощающие, а не питающие тело, дух и социальные связи пространства, то возникает вопрос: какая альтернатива модусу «быть человеком» предложена для большинства? Нам кажется, что идея архитектуры обитания как требующая невероятных ресурсов и воплощаемая архитектурными монстрами типа Холла, Цумтора, Херцога/де Мерона и Нувеля — ложная и очень удобная для бенефициаров строительного рынка. Люди, если их не загонять в рамки абсурдистского, ложного выбора, предоставляемого рынком, сами могут обустроить свое обитание — что многие, особенно отчаявшиеся, и делают. Мы собрали несколько таких примеров, когда феномены строительства своего окружения «обычными людьми» реализуются в полном соответствии с идеей Обитания.
Архитекторам будет сложно научиться не идти на поводу у денег и власти, как это с грустью можно наблюдать повсюду, — перестроить аппарат, настроенный на улавливание колебаний начальственных и финансовых волн, и перенести в свою систему координат центр силы. Но это единственный путь к субъектности и, вероятно, единственный способ вернуть самой профессии ее идентичность, ее «космос». Поэтому цель цепочки наших исследований — попытка обрести ту же подлинность, мудрость, опыт «спасения» и собирания Четверицы, каким обладают «Новые авторы» — «архитекторы» среды без дипломов. Четверица, в свою очередь, становится смысловой мерой, по которой проверяется достоверность профессионального метода и результата. Общая цель — приблизиться к архитектуре Обитания.
Мы превратили Четверицу в трехмерную диаграмму и предлагаем свою интерпретацию применительно к профессиональному методу, расшифровывая от проекта к проекту ее смысл. Ось «Земля-Небо», традиционно понимаемая как ориентация в физическом пространстве, рассматривается нами также как ось творческого метода архитектора-мастера, решающего насущные проблемы среды: «Небо» — это тайна творческого метода, а «Земля» — способ воплощения этого метода, его материализация. Ось «Смертные-Божественные», понимаемая как измерение культуры, измерение времени (актуальное-вечное), переживание своей смертности и определение своего места среди людей, рассматривается нами также как ось творческого метода архитектора-автора концепций. Архитектор-мастер владеет кодами среды и стремится к максимальной анонимности в своем служении им. Архитектор-автор концепций принимает вызов субъектности, дает личный ответ на «вечные вопросы» и порождает свой метод. В месте пересечения осей, понимаемых в обеих системах интерпретации (хайдеггоровской и нашей), в случае их актуализации, возникает «портал», сборка мира, созидание «вещи» и реализация через нее Обитания.
На второй диаграмме мы показываем четыре стадии (гипотеза, два исследования, проект) поиска и построения модели метода «Нового авангарда»: от инсталляции «Киоск архитектора» на «Зодчестве-2019» и гипотезы Четверицы — к исследованию осей «Смертные-Божественные» (проект и инсталляция «Архитектурное бессознательное» на выставке «АРХ Москва-2020) и «Земля-Небо» (выставка «Поэтическое обитание» на «Зодчестве-2020») и далее — к гипотезе принципов «Спонтанного ордера» и нового типа архитектора. Каждая из стадий также отвечает на три основных профессиональных вызова: ориентация во времени, ориентация в пространстве современной российской среды и роль архитектора. Подробнее о каждой из стадий мы расскажем в следующих публикациях.
Примечания
1 — здесь и далее при упоминании Хайдеггера см. Пi 20, стр. 176-189
2 — см. В.Л. Каганский. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. — М.: Новое литературное обозрение, 2001. — 576 с.
3 — Четверица, по-немецки, das Geviert — это фундаментально-онтологическая структура Обитания по Хайдеггеру в виде пересечения двух осей, которые определяют соответствующие пары противоположных сторон: Неба (Himmel) — Земли (Erde) и Божественных (Göttlichen) — Смертных (Sterblichen). Стороны не противостоят друг другу, они отражают друг друга в бесконечном круговом движении, при этом каждая находится в неотъемлемом единстве со всей Четверицей.