Среда, за которой будущее: преобразования в Дагестане как пример для всей России
Как развиваются общественные пространства во всем мире и какие из этих трендов применимы у нас? Как работать с общегородскими и более локальными территориями? Чем заполнить пустоту на площади с одиноким памятником вождю и как спроектировать социальный лифт для жителя горного аула? Комментируют эксперты-аналитики Ольга Грицан, Мария Седлецкая, Ольга Мельникова и Элеонора Федосова.
Благодаря целому ряду урбанистических инициатив (таких, как конкурс на мастер-план Дербента и его текущая активная реализация, о которой мы писали в ПР95), Республика Дагестан за последние пару лет стала настоящим полигоном прогрессивных городских преобразований. Последняя из таких инициатив — Всероссийский конкурс на разработку концепций архитектурного облика общественных пространств и образовательных учреждений в Республике Дагестан1. В преддверии финала и выбора победителей эксперты организатора конкурса — Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» — проанализировали трансформацию общественных пространств и образовательных учреждений в Махачкале, Буйнакске, Дербенте и Каспийске в свете современных международных тенденций. И своими выводами лишь укрепили мнение, что жилая среда в Дагестане в самом недалеком будущем станет образцом для подражания нам всем.
Городские набережные: связь с водой, многоплановое зонирование, учет местных гидрологических особенностей
Набережные играют особую роль в функционально-планировочной структуре городов и обладают высоким рекреационным потенциалом, так как особенно привлекательны для отдыха горожан. Они дают возможность оказаться в пространстве, открывающем город с другой стороны, отличающемся уникальными ландшафтами и природной красотой. При всем многообразии водных объектов в городах и индивидуальном характере набережных можно выделить и общие тенденции проектирования общественных пространств в их пределах.
Сопряженность с акваторией Активное взаимодействие с водой раскрывает потенциал места, создает множество связей и возможностей использования территории.
Горизонтальное и вертикальное зонирование территории Набережные – места притяжения огромного количества людей, однако в силу небольшой ширины они обладают ограниченными территориальными возможностями. Поэтому при их проектировании важно грамотно распределить потоки так, чтобы все пользователи чувствовали себя комфортно. Это возможно, если предусмотреть многоцелевое использование прибрежной территории в зависимости от запросов различных аудиторий.
Создание пространств для созерцания и спокойного отдыха Часто набережные становятся излюбленными местами для рыбалки, семейных пикников, тихих прогулок: у всех современных городов есть запрос на наличие комфортного инклюзивного элемента планировочной структуры с контактом с акваторией и местами для спокойного отдыха и созерцания. Как раз такой формат подошел бы для одной из конкурсных территорий — камерной набережной «Лунный берег» в Махачкале.
Адаптация к особенностям проектирования общественных пространств в прибрежной полосе конкретного водоема Например, прибрежные общественные пространства Каспийского моря должны быть приспособлены к чередующимся трансгрессиям и регрессиям уровня моря. Такой гидрологический режим диктует необходимость применения нестандартных подходов при создании общественных пространств вдоль береговой линии.
Городские площади: превращение «Ленина и пустоты» в емкие и многофункциональные городские пространства
Во второй половине прошлого века в городах и селах нашей страны было обустроено более 200 площадей. Этот тип городского общественного пространства исторически создавался в центральной части города и окружался знаковыми градостроительными и архитектурными ансамблями. Само определение «городская площадь» задает масштаб и ключевой «тон» ее использования как пространства для общедоступных мероприятий местного значения.
Самая популярная парадная площадь времен Советского Союза — это площадь с памятником Ленину. И хотя площади Ленина могут отличаться друг от друга в зависимости от масштаба населенного пункта, в котором они расположены, их всех объединяет одно: ощущение пустоты. Создаваемые под конкретный тип события, эти площади не были насыщены инфраструктурой и представляли собой, как правило, заасфальтированное пространство, разбавленное лишь одинокой скульптурой.
Такое наполнение площади было необходимым и достаточным для своего времени. Но прошли годы, поменялось отношение к политике, жизни и площади. Поменялись запросы горожан к современным городским пространствам и форматам отдыха. Сегодня важно, чтобы городские пространства «работали» каждый день, а не только по праздникам.
Многие такие «площади Ленина» сегодня, как и любой планировочный элемент городской структуры, претерпели адаптивные изменения: некоторые используются в качестве транзитных зон в цепочке благоустроенных рекреационных городских общественных пространств, другие заняты «стихийными» парковочными местами. Но большую часть времени эти пространства по-прежнему пустуют.
Благоустройство площади Ленина сегодня — это вызов. Градостроительный и социокультурный вызов преобразования ее в современное городское пространство, которое будет использоваться жителями и гостями города вне зависимости от городской событийной программы, в место, которое они полюбят и захотят туда приходить время от времени.
Второй немаловажный аспект в работе над «перерождением» площади Ленина, — возможность переосмыслить пространство, спроецировать его на существующий контекст, оценить его масштаб и сопоставить с градостроительным окружением, увидеть способ «расширения» площади путем вовлечения в ее программирование прилегающей территории и т.д.
В рамках конкурса архитекторы работают над главной городской площадью Каспийска, которая тоже носит имя советского вождя. И так как сегодня ни для кого не новость, что площадь Ленина в Якутске и в Каспийске могут и должны отличаться, то основная задача урбанистов, градостроителей и архитекторов — оценить индивидуальный потенциал места и услышать новый ритм его «дыхания» в XXI веке.
Чтобы создать уникальное, емкое и многофункциональное городское общественное пространство, работающее круглый год, используются приемы ландшафтного дизайна и тактического урбанизма (навигация в виде мощения, размещение элементов светового дизайна и уникального оборудования). Все это вкупе с партисипативным участием жителей помогает повысить аттрактивность площади; сформировать у территории новую идентичность и имидж.
Городские сады: камерность, тематическая направленность, событийная программа в связке с визуальным искусством
В настоящее время в российских городах редко возникают новые рекреационные территории категории «сад». Чаще всего сады достаются в наследство от предыдущих периодов городского развития. В отличие от парков, сады могут выдержать меньшую рекреационную нагрузку, поэтому при их создании или реконструкции, как правило, избегают избыточной функциональности. Несмотря на то, что на первый взгляд меньшая функциональность скорее отрицательная характеристика, сады позволяют человеку провести время в тихом, уютном месте, окруженном зеленью, без шумового дискомфорта недалеко от дома. Таков, в том числе, городской сад в Буйнакске в комплексе с аллеей по ул. Ленина, расположенный в Центральном планировочном районе Буйнакска. С другой стороны, территория активно посещаема жителями — здесь находятся основные зоны активности городских сообществ.
Сохранение камерности и активизация сценариев использования за счет размещения временных арт-объектов и инсталляций В европейских странах большинство садов имеют историко-культурную ценность, поэтому практически не подвергаются трансформации. Это можно наблюдать в исторических районах Парижа, Вены, Лондона и других европейских столиц. Их изменения локальны и носят временный характер: подбор уникального цветочного ассортимента в соответствии с «модными тенденциями», размещение временных арт-объектов, предоставление площадок для фестивальных инсталляций.
Формирование или углубление тематической направленности В зарубежной практике вновь создаваемые сады часто являются тематическими: демонстрируют флористические особенности стран и регионов; ориентируются на узкие целевые аудитории (сады для пожилых); задействуют определенные органы чувств (сады со сменой запахов). Очень популярны терапевтические сады для лиц, имеющих проблемы со здоровьем: зрением, слухом, опорно-двигательной системой и др.
Подбор приемов средового дизайна, сомасштабных размерам сада и интегрирующих его в окружающую среду Речь идет прежде всего об использовании фактурных материалов, таких как дерево, кортен-сталь, натуральный камень. Для большей эффектности ландшафтно-архитектурных решений в садах часто устраивают фонтаны и декоративные водоемы.
Локальные набережные: связь с городом, контакт с водой, много дерева и узнаваемых элементов
Помимо магистральных водоемов в городе нередко присутствует и «малая вода» — пруды и озера, которые, как любые водоемы, обладают большим социо-культурным потенциалом и могут могут развиваться как локальные общественные пространства. Основной функцией таких территорий является удовлетворение потребностей жителей одного района, поэтому при их проектировании необходимо четкое понимание, для кого оно, то есть детальное обоснование целевых аудиторий с приоритетом удовлетворения запросов конкретных групп жителей.
Удобство и функциональность Неотъемлемыми свойствами небольших общественных пространств являются удобство и функциональность всех его частей. При этом необходимо соблюсти баланс между количеством размещаемой инфраструктуры и площадью. Важно не перегрузить территорию, оставляя «воздух» — участки, освобожденные от конкретных функций, где посетители сами могут выбрать, как им разместиться и провести время.
Обеспечение безопасного контакта с водой Водные объекты сами по себе являются аттрактивными элементами городской ткани. Поэтому при проектировании общественной территории, которая включает в себя пруд или озеро, следует предусмотреть активацию сценариев использования водного пространства, создание комфортной инфраструктуры для отдыха, сопряженной с акваторией.
Деревянные конструкции Мировой и отечественный опыт демонстрирует высокую популярность деревянных деков. Их размещение позволяет увеличить полезную площадь территории, а также обеспечить контакт с водой.
Включение ранее безликих территорий в городскую ткань Это повышает привлекательность города в целом. Кроме того, нестандартные приемы дизайна, ландшафтной архитектуры, размещение инновационной уличной мебели, использование разных типов мощения способны выделить территорию, сделать ее узнаваемой и притягательной.
Образовательная среда: адаптивная, инклюзивная, индивидуальная и ориентированная на локальные задачи
Актуальные сегодня ожидания сферы образования неразрывно связаны с практическими требованиями времени: доступность, интеграция с окружением, качество и эффективность организации пространств, внимание к индивидуальности ребенка, синергия образовательных процессов и запросов локального сообщества.
Постиндустриальный подход к обучению связан с изменением значения и роли объекта образования в городской среде. «Школа или детский сад за забором» сегодня вполне может быть культурным и общественным центром микрорайона. Изменения в восприятии отражаются и в архитектурных решениях: планировки становятся разнообразнее, конфигурация помещений предполагает гибкую трансформацию и совмещение функций.
Кроме базовых принципов важна оптимизация пространств — сбалансированность архитектурно-планировочных и композиционно-художественных решений. Согласно исследованию Всемирного банка, успеваемость в школах, спроектированных по индивидуальному проекту, вырастает минимум на 16%2.
Подобными решениями отличаются «резидентные школы», которые обычно находятся в среде, где мало других образовательных ресурсов или их совсем нет. Такие школы ставят цели и задачи, которые соответствуют потребностям детской аудитории и дают шанс для полноценного развития. Таким образом, речь о проектировании не просто школы, а своего рода опережающего социального лифта.
Создание визуально разнообразных пространств и способность пространств к адаптации для развития творческих навыков и саморазвития: формообразование, отражающее динамичный ход времени. Контраст строгих объемов и натуральных отделочных материалов, открытых и застроенных пространств, изогнутых линий и свободных форм, играющих роль при организации потока движения учеников и создающих нейтральный фон для детского творчества.
Школа в Фюрденхейме, Франция от Agence MW (2020) © Michael BOUTON
Объект образования как «главный герой» жилого микрорайона: интеграция с окружением через включение элементов природы в интерьер объекта, непохожие друг на друга поэтажные планы с учетом возрастных особенностей пользователей.
Детский сад ЖК «Варшавские огни», Москва, Россия © buromoscow
Сохранение визуальных связей с прилегающими объектами
Колледж в Дилижане, Армения
Самодостаточная система модулей — полуавтономных социально-пространственных единиц, взаимосвязанных пространственно и функционально
Beisha Kindergarten, Jiangsu, Китай от Crossboundaries, 2018 © Mini Liu
Организация пространств-трансформеров: проницаемые атриумы и классы-студии могут представлять собой одновременно и места встреч, и лекционно-актовые залы, и репетиционные залы, и общешкольные форумы.
Частная школа «Летово», Московская область от Atelier PRO + ATRIUM © Дмитрий Воинов
Предложение сценариев использования пространств, способствующих совместному общению, образованию и сотрудничеству старшего и младшего поколений
Beisha Kindergarten, Jiangsu, Китай от Crossboundaries, 2018 © Mini Liu
Учитывание локальных особенностей При создании школ и детских садов в Дагестане необходимо учитывать ряд уникальных особенностей, в том числе природно-климатических и сейсмологических. При проектировании образовательных учреждений нужно не забывать, что республика расположена в интенсивной сейсмической зоне. Также важны социально-демографические факторы: функционально-планировочная модель образовательного учреждения должна быть трансформируемой и адаптированной к тому, чтобы, в зависимости от текущей социально-демографической ситуации, изменить профиль дошкольного заведения на школьное или наоборот — как в случае с проектируемым в рамках конкурса детским садом в селе Цергимахи Акушинского района.
С другой стороны, школа в горном Дагестане (такая, как та, что стала предметом конкурса в селе Манасаул), в условиях ограниченных территориальных ресурсов и малочисленности населения, должна быть не только объектом образования, но и встраиваться в общественную и экономическую систему региона, предоставляя новые возможности и сохраняя традиции. Образовательные учреждения могут и должны становиться центрами социализации и досуга.
Такой особенный подход при создании образовательных учреждений подразумевает выработку индивидуального решения с возможностью повторного применения в других регионах с учетом их локальных особенностей. Таким образом, пример Дагестана может иметь мультипликативный эффект не только для Северо-Кавказского региона, но и для России в целом; в том числе для тех территорий, которые обладают ярко выраженной спецификой и для которых неприменимы типовые проекты.
Эта конкурсная территория расположена в центре с. Манасаул вблизи основной планировочной оси — ул. Центральной. Зона планируемого размещения школы на 50 мест — земельный участок площадью 0,8 га, на территории которого расположено здание Манасаульской школы площадью 5760 м2. В непосредственной близости от конкурсной территории расположены здание сельской администрации и памятник участникам ВОВ.
Последняя конкурсная территория — для детского сада — расположена на северо-западе села Церхимахи, являющегося частью сельского поселения «Сельсовет Акушинский», между ул. Школьной и ул. Махани и состоит из двух кадастровых участков общей площадью 2400 м2. Находится в некотором отдалении от основных социокультурных объектов, преимущественно расположенных западнее и юго-западнее, вдоль основной планировочной оси — улицы Бетакара. Площадь участка — 0,24 га, планируемая емкость — 40 мест.
Будущее городской и образовательной среды в Дагестане как пример для Северо-Кавказского региона и всей России
В заключение можно сказать, что Дагестан уже взял курс на активную реорганизацию существующих и создание новых общественных пространств, цель которого не только повышение комфортности в среды, но и адаптация современных мировых тенденций к региональным особенностям. Координация задач восполнения дефицитов в муниципальных районах при одновременном внимании к индивидуальным особенностям заложена в целеполагание национального проекта «Образование» через создание современной образовательной инфраструктуры в малых городах и сельских поселениях. Кроме того, Дагестан одним из первых обратился к проблеме разработки адаптируемого проекта для малокомплектных образовательных учреждений в сельских поселениях, находящихся в горной местности.
В рамках реализации программ по благоустройству территорий «Формирование современной городской среды в Республике Дагестан» и «Комплексное развитие сельских территорий Республики Дагестан» регион становится образцом по работе с пространствами разных типов с применением индивидуального подход и учетом локальной специфики.
Решение же проводить масштабный всероссийский конкурс показывает, что, хотя в Дагестане уже работает внушительное количество архитекторов и урбанистов, республика стремится заинтересовать еще большее число профессионалов, тем самым став лидирующим регионом по степени привлечения специалистов в области развития территорий.
Примечания
1 — Конкурс инициирован Комитетом по архитектуре и градостроительству Республики Дагестан при поддержке Правительства Республики Дагестан. 24 декабря были выбраны финалисты конкурса
2 — См. The Impact of School Infrastructure on Learning: A Synthesis of the Evidence