Первое место. Консорциум ООО «Ваухаус» (Москва, Россия), Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия), ООО «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Казань, Россия)

Стрела в сердце: каким будет новое пространство театра Камала в Казани

Цветы из льда или настоящий зеленый покров? Строгие вычерченные формы и грани или обволакивающая ажурная вуаль? Как показало заседание и выбор жюри, мир современного татарского народа, образом которого прежде всего видится новый театр, — это скорее не растворение в корнях, но смелая устремленность в будущее, к новым символам и ценностям.

Театр-парк или театр-доминанта?

Перед восьмеркой финалистов международного конкурса — крупнейшего в Казани после благоустройства набережных озер Кабан и первого за многие годы в России архитектурного соревнования на зрелищный объект подобного уровня — стояли вызовы сколь непростые, столь местами и с трудом совместимые. Найти национальную идентичность татарского театра, удовлетворить всем сегодняшним требованиями актеров и режиссеров (и подумать о возможных сценариях на 100 лет вперед), организовать на участке парк с учетом его расположения на берегу озера, по диагонали от старого модернистского здания театра, — и органично вписать в него новый комплекс. Неудивительно, что в каждом проекте так или иначе превалировал тот или иной аспект. 

Очень показательно описали дуальность поставленных задач архитекторы консорциума под руководством бюро megabudka: традиционность – современность, преемственность – нигилизм, лаконичность – декоративность, абстракция – формализм, доминантность – незаметность, запад – восток. Да и сами конкурсные концепции почти ровно поделились на две группы: в первой был фокус на сбалансированное развитие территории, где архитектура и ландшафт выступали бы «актерами одного плана»; во второй главную роль играло все же здание, и именно проекты второй группы заняли в итоге три первых места. При этом все так или иначе заигрывали с обликом старого театра Камала, национальными мотивами, орнаментами и символами.

Первое место. Консорциум ООО «Ваухаус» (Москва, Россия), Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия), ООО «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Казань, Россия)
Первое место. Консорциум ООО «Ваухаус» (Москва, Россия), Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия), ООО «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Казань, Россия)
Форму треугольных панелей крыши можно считать оммажем тому самому старому зданию театра Камала, чей узнаваемый силуэт даже стал частью логотипа театра
Форму треугольных панелей крыши можно считать оммажем тому самому старому зданию театра Камала, чей узнаваемый силуэт даже стал частью логотипа театра
Композиция же этих треугольников — дань целеустремленности и динамичности татарского народа
Композиция же этих треугольников — дань целеустремленности и динамичности татарского народа
При создании парка сохраняются все существующие деревья
При создании парка сохраняются все существующие деревья
В фойе – городскую гостиную, оформленную национальными мотивами, можно войти со всех сторон
В фойе – городскую гостиную, оформленную национальными мотивами, можно войти со всех сторон
 В вечернее время треугольные растворяются в пространстве, и на передний план выходит вспыхивающее теплым светом «сердце» театра
В вечернее время треугольные растворяются в пространстве, и на передний план выходит вспыхивающее теплым светом «сердце» театра
в Большом зале преобладает деревянная отделка
в Большом зале преобладает деревянная отделка
В Восточном зале с «чешуей» на стенах много света
В Восточном зале с «чешуей» на стенах много света
Универсальный зал-blackbox оформлен мобильными тканевыми орнаментальными экранами
Универсальный зал-blackbox оформлен мобильными тканевыми орнаментальными экранами
Второе место. Консорциум Bespoke (Казань, Россия), «Асиф Хан» (Лондон, Англия), Charcoalblue (Лондон, Великобритания), AKTII (Лондон, Великобритания), Atelier Ten (Глазго, Великобритания)
Второе место. Консорциум Bespoke (Казань, Россия), «Асиф Хан» (Лондон, Англия), Charcoalblue (Лондон, Великобритания), AKTII (Лондон, Великобритания), Atelier Ten (Глазго, Великобритания)
Художественный образ новых фасадов — отсылка к сложному, многослойному культурному контексту театра Камала. Здесь листы бумаги — в прошлом рукописные тексты сценариев театральных постановок, — идеальный фон, на котором все цвета природы усиливают свое звучание
Художественный образ новых фасадов — отсылка к сложному, многослойному культурному контексту театра Камала. Здесь листы бумаги — в прошлом рукописные тексты сценариев театральных постановок, — идеальный фон, на котором все цвета природы усиливают свое звучание
В силуэте кирпичных фасадов спрятан не только образ белокаменных стен Казанского Кремля, но и одновременно эстетика и суфийской философии, и советского модернизма, стремящегося к чистоте форм. Это не прямое цитирование, а побуждение к исследованию
В силуэте кирпичных фасадов спрятан не только образ белокаменных стен Казанского Кремля, но и одновременно эстетика и суфийской философии, и советского модернизма, стремящегося к чистоте форм. Это не прямое цитирование, а побуждение к исследованию
Внутренние пространства раскрываются в городское через панорамное остекление, еще больше притягивая к себе фокус внимания
Внутренние пространства раскрываются в городское через панорамное остекление, еще больше притягивая к себе фокус внимания
Предлагается реконструировать проспект Назарбаева и создать аванплощадь театра в южной парковой зоне
Предлагается реконструировать проспект Назарбаева и создать аванплощадь театра в южной парковой зоне
Архитекторы предлагают помимо библиотеки предусмотреть в театре конференц-зал. В данном случае он располагается на верхнем уровне, с видами на озеро
Архитекторы предлагают помимо библиотеки предусмотреть в театре конференц-зал. В данном случае он располагается на верхнем уровне, с видами на озеро
Кроме белого, в интерьере значительную роль играет золотой, цвет гордости и чистоты. «Золотая нить– проходит через все пространства театра
Кроме белого, в интерьере значительную роль играет золотой, цвет гордости и чистоты. «Золотая нить– проходит через все пространства театра
Дизайн Большого зала навеян мотивами расшитой красной татарской шапочки
Дизайн Большого зала навеян мотивами расшитой красной татарской шапочки
Резной купол Восточного зала отсылает к мусульманской сакральной архитектуре
Резной купол Восточного зала отсылает к мусульманской сакральной архитектуре
В Камерном зале — деревянная резьба
В Камерном зале — деревянная резьба

Обострение чувств

Разрыв между первыми двумя победителями был минимален: острая в буквальном смысле актуальность одного (проект консорциума под руководством Wowhaus+Kengo Kuma) и сложная простота и чистота второго (консорциум под руководством Bespoke+Asif Khan) боролись до последнего. Некоторые члены жюри даже усмотрели в направленных вершинах треугольных панелей кровли первого «милитаристские настроения», хотя сами авторы говорили о «ледяных цветах» на водной глади озер Кабан и островерхих башнях традиционной татарской архитектуры. Асифу Хану, построившему свой образ театра на тончайшей игре света и тени и естественной пластике «белого листа», — и получилось здание, в наибольшей степени преемственное советской постройке, — вменялась чрезмерная «примитивность» оболочки. Прозвучило даже сравнение с мсоросжигательным заводом — камень в огород недостаточной проявленности функции (есть такая татарская поговорка: что находится в горшочке — масло или мед — надобно знать сразу). Хотя внушительность внутренних пространств, почти сакральных по своему устройству и настроению, и точно найденные приемы переосмысления элементов национального костюма в цветах и орнаментах ни у кого не вызвала вопросов. В проекте консорциума Wowhaus восточное узорочье тоже нашло отражение прежде всего в интерьере: в текстурированных полукруглых экранах в зоне в фойе и мобильных тканевых панелях в универсальном зале-blackbox. Безусловно, подкупил жюри, чуть не наполовину состоявшее из театральных деятелей, и продемонстрированный бюро Wowhaus опыт в понимании нюансов повседневной жизни труппы (одним из членов комиссии был Борис Юхананов — художественный руководитель московского «Электротеатра», который как раз спроектировало Wowhaus). А вот продуманности этой стороны жизни здания в проекте консорциума под руководством бюро «Рождественка» (седьмое место) судьям явно не хватило, несмотря на то, что нельзя было не оценить всесторонний научный анализ градостроительной ситуации и глубочайшее погружение в культурный этнический контекст (что, впрочем, свойственно для всех проектов «Рождественки»). Так, здание театра  трактовано не как единый объем, а как характерный для татарских слобод квартал, с внутренними улицами, дворами и садами, в которых прячется вся сокровенная красота культурных образов. При этом внешне «театральный квартал» достаточно строг и лапидарен.

Самый яркий акцент комплекса — восточный сад, где растения дополняют мозаичный ковер зеленым
Самый яркий акцент комплекса — восточный сад, где растения дополняют мозаичный ковер зеленым
Третье место. Консорциум ООО «Метрополис» (Москва, Россия), Кооп Химмельблау Вольф Д. Прикс & Партнеры (Вена, Австрия), ООО «Мириада групп» (Казань, Россия)
Третье место. Консорциум ООО «Метрополис» (Москва, Россия), Кооп Химмельблау Вольф Д. Прикс & Партнеры (Вена, Австрия), ООО «Мириада групп» (Казань, Россия)
В театре появляется несколько достопримечательностей — ресторан, смотровая площадка и sky bar
В театре появляется несколько достопримечательностей — ресторан, смотровая площадка и sky bar
Главная башня — Башня-Тюльпан, откуда открывается вид на город
Главная башня — Башня-Тюльпан, откуда открывается вид на город
Деревянные структуры вдохновлены конструктивом юрт
Деревянные структуры вдохновлены конструктивом юрт
Силуэт театра — композиция динамических взаимодействующих фигур, «распознаваемые башни»
Силуэт театра — композиция динамических взаимодействующих фигур, «распознаваемые башни»
Текучесть форм продолжается в интерьерах зрительных залов
Текучесть форм продолжается в интерьерах зрительных залов
Театр интегрирован в парк и набережную озера, прозрачный фасад как бы переплетает улицу и интерьер театра
Театр интегрирован в парк и набережную озера, прозрачный фасад как бы переплетает улицу и интерьер театра
Форма здания обыгрывает существующий ландшафт, формируя микро-общественные пространства, в том числе площадь для проведения мероприятий под открытым небом
Форма здания обыгрывает существующий ландшафт, формируя микро-общественные пространства, в том числе площадь для проведения мероприятий под открытым небом
Седьмое место. Консорциум АБ «Рождественка» (Москва, Россия), BURO SMART (Санкт-Петербург/Москва, Россия)
Седьмое место. Консорциум АБ «Рождественка» (Москва, Россия), BURO SMART (Санкт-Петербург/Москва, Россия)
Новое пространство подразумевает взаимодействие с природой. Театральный сад, площадь, выходящие к воде, будут частью творческих лабораторий и театральных представлений
Новое пространство подразумевает взаимодействие с природой. Театральный сад, площадь, выходящие к воде, будут частью творческих лабораторий и театральных представлений
Внутренняя «улица» связывает улицу Назарбаева и площадку на улице Хади Такташ. На нее как бы нанизаны все объекты комплекса. На обеих пешеходных площадях — северной крытой и южной открытой — предусмотрены общественные пространства и кафе
Внутренняя «улица» связывает улицу Назарбаева и площадку на улице Хади Такташ. На нее как бы нанизаны все объекты комплекса. На обеих пешеходных площадях — северной крытой и южной открытой — предусмотрены общественные пространства и кафе
Сочетание каменных первых этажей с деревянной отделкой верхних этажей во внешней архитектуре комплекса — отсылка к традиционной структуре фасадов Старо-татарской Слободы. Резные деревянные элементы на фасадах театральных залов — интерпретация традиционных резных деталей татарского дома
Сочетание каменных первых этажей с деревянной отделкой верхних этажей во внешней архитектуре комплекса — отсылка к традиционной структуре фасадов Старо-татарской Слободы. Резные деревянные элементы на фасадах театральных залов — интерпретация традиционных резных деталей татарского дома
Театральный комплекс — полноценный фрагмент городской среды, со своими улицами, площадями, скверами. Здание имеет несколько степеней открытости и доступности. Внешняя, общедоступная — городские публичные пространства и внутренние связи, их объединяющие, средняя, доступная для тех, кто приходит сюда позаниматься — лаборатории, студии, репетиционные пространства открытые весь день, внутренняя, доступная только сотрудникам и артистам — театральное производство, главные театральные залы и административная, работающие по своему режиму
Театральный комплекс — полноценный фрагмент городской среды, со своими улицами, площадями, скверами. Здание имеет несколько степеней открытости и доступности. Внешняя, общедоступная — городские публичные пространства и внутренние связи, их объединяющие, средняя, доступная для тех, кто приходит сюда позаниматься — лаборатории, студии, репетиционные пространства открытые весь день, внутренняя, доступная только сотрудникам и артистам — театральное производство, главные театральные залы и административная, работающие по своему режиму
Внутренняя «улица» связывает улицу Назарбаева и площадку на улице Хади Такташ. На нее как бы нанизаны все объекты комплекса
Внутренняя «улица» связывает улицу Назарбаева и площадку на улице Хади Такташ. На нее как бы нанизаны все объекты комплекса

Сказания и легенды

Проект, представленный архитекторами Coop Himmelb(l)au (третье место), — очередное «сказочное» здание-икона: с высотой, вдвое превышающей допустимое ограничение, и совершенно немыслимым бюджетом реализации (28 млрд. руб. против 4-12 млрд для конкурентных концепций). Недаром рассказ о проекте начался с упоминания татарских сказок о лесном духе Шурале. Геометрические орнаменты, покрывающие фасады многосоставной структуры из башен-юрт (от последних унаследована внутренняя визуально проницаемая деревянная структура), делают здание еще больше похожим на волшебный замок-мираж, вот-вот готовый растаять в воздухе.

В этом смысле концепция ТПО «Прайд» + Zaha Hadid Architects (шестое место) гораздо более приземленная, но предложенный образ парка-одеяла и композиции из «подушек», наполненных воздухом (по ним же с крыши будут удаляться влага и снег), жюри и общественность сочли слишком мрачным и «не отвечающим духу места». Что и говорить: здание и впрямь напоминает гигантского спрута, и только с некоторых ракурсов можно считать «родные» для Казани арки и купола.

То ли дело проект консорциума во главе с бюро megabudka (четвертое место): подобно тому, как они в свое время «переизобрели» русский стиль в архитектуре, творчески переработав всевозможные характерные мотивы и аллюзии, в этот раз архитекторы предложили свое видение татарского стиля — своеобразный дизайн-код, которому подчиняется организация всех пространств. Культурные смыслы, как сюжетные линии сложносочиненного нарратива, накладываются один на другой слой за слоем. Первый слой — террасированный холм: геопластика, не перекрывая виды на озеро Кабан, скрывает основной строительный объем без необходимости заглубления. В свою очередь, террасы отвечают за экологичный тренд, заданный очистными каскадами озер Кабан: под ними аккумулируется дождевая вода, впоследствии используемая для нужд здания. Второй слой — «голубая шаль», лента с национальным орнаментом, вдохновленная одноименной постановкой татарского театра — одной из самых известных. «Шаль» своими изгибами во всех плоскостях формирует то входные группы, то неожиданные связи с окружающим парком. И, наконец, третий слой проассоциирован с хасите, традиционным татарским украшением: сокровища, которые по легенде покоятся на дне озера Кабан, архитекторы «вытаскивают» на поверхность, раскладывая по холму-подложке драгоценные камни зрительных залов и блока администрации: бирюзу, аметист, сердолик и топаз.

Затейливая плоская крыша конструктивно состоит из наполненных воздухом «подушек», по которым стекает вода и снег
Затейливая плоская крыша конструктивно состоит из наполненных воздухом «подушек», по которым стекает вода и снег
Фойе наполнено естественным светом, создавая плавный переход между внешним и внутренним
Фойе наполнено естественным светом, создавая плавный переход между внешним и внутренним
Снаружи — металлические панели с бронзовым напылением и натуральный камень. В параметрических формы должны прослеживаться узнаваемые визуальные элементы татарского культурного наследия
Снаружи — металлические панели с бронзовым напылением и натуральный камень. В параметрических формы должны прослеживаться узнаваемые визуальные элементы татарского культурного наследия
Особую роль играет фасад административного блока: он олицетворяет занавес, через него зрители попадают с главной площади сюда во внутренний двор. В то же время в нем читаются явные модернистские мотивы
Особую роль играет фасад административного блока: он олицетворяет занавес, через него зрители попадают с главной площади сюда во внутренний двор. В то же время в нем читаются явные модернистские мотивы
В центре фойе размещается ресторан с открытой кухней
В центре фойе размещается ресторан с открытой кухней
Зрительный ряды Большого зала обволакивают сцену
Зрительный ряды Большого зала обволакивают сцену
Четвертое место. Консорциум ООО «Мегабудка» (Москва, Россия), ООО «Архитектурное бюро «Форм» (Москва, Россия), ООО «ЗАРФ» (Казань, Россия)
Четвертое место. Консорциум ООО «Мегабудка» (Москва, Россия), ООО «Архитектурное бюро «Форм» (Москва, Россия), ООО «ЗАРФ» (Казань, Россия)
Стены Восточного зала украшены характерным орнаментом
Стены Восточного зала украшены характерным орнаментом
Шестое место. Консорциум ТПО «ПРАЙД» (Москва, Россия), Zaha Hadid Architects (Лондон, Великобритания), Atelier Ten (Лондон, Великобритания), Theatre Projects (Лондон, Великобритания)
Шестое место. Консорциум ТПО «ПРАЙД» (Москва, Россия), Zaha Hadid Architects (Лондон, Великобритания), Atelier Ten (Лондон, Великобритания), Theatre Projects (Лондон, Великобритания)
Вокруг театра создан приподнятый променад, который плавно спускается к воде, ягодная поляна и луг с местным разнотравьем, а также амфитеатр, встроенный в рельеф
Вокруг театра создан приподнятый променад, который плавно спускается к воде, ягодная поляна и луг с местным разнотравьем, а также амфитеатр, встроенный в рельеф
Объемы зданий театра расставлены по холму, как драгоценности в татарском ожерелье хасите
Объемы зданий театра расставлены по холму, как драгоценности в татарском ожерелье хасите
Театр следует за ландшафтом и становится интеграцией в природный парк
Театр следует за ландшафтом и становится интеграцией в природный парк
Образ здания — лента с национальным орнаментом, отсылка к одной из известных постановок театра
Образ здания — лента с национальным орнаментом, отсылка к одной из известных постановок театра
Визуализация поэтажных взаимосвязей
Визуализация поэтажных взаимосвязей
Интерьер Большого зала «Сердолик» стилизован под городскую среду как напоминание, что театр начинался с улицы. Так, зритель проходит через подобие колоннады
Интерьер Большого зала «Сердолик» стилизован под городскую среду как напоминание, что театр начинался с улицы. Так, зритель проходит через подобие колоннады
Архитекторы сочли, что спектаклям не нужна яркая рамка. Поэтому главная драгоценность в зале — это зрители и зрительские места соответствующих цветов
Архитекторы сочли, что спектаклям не нужна яркая рамка. Поэтому главная драгоценность в зале — это зрители и зрительские места соответствующих цветов
В Восточном зале «Бирюза», как и во всех остальных, идентичность проявлена деликатным, но очевидным образом
В Восточном зале «Бирюза», как и во всех остальных, идентичность проявлена деликатным, но очевидным образом
Восточный зал круглый по своей форме и трансформируется: сиденья можно убрать совсем
Восточный зал круглый по своей форме и трансформируется: сиденья можно убрать совсем
Универсальный зал «Аметист» приспосабливается под разные сценарии
Универсальный зал «Аметист» приспосабливается под разные сценарии
Из фойе открывается вид на все три «драгоценных» зала
Из фойе открывается вид на все три «драгоценных» зала

«Театр повторного применения» и «архитектура без архитектуры»

Проект консорциума под лидерством ООО «Персональная творческая мастерская Союза архитекторов Республики Татарстан архитектора Новикова Н.М.» (пятое место) можно назвать программным: он аккуратно воссоздает важную для восточной культуры связь с садом. Здание театра волнообразного, но лаконичного силуэта утопает в зелени и даже сверху накрыто зеленой кровлей, повторяющей абрис древесного листа, становясь своего рода репликой висячих садов Хенералифе — резиденции эмиров в Гранаде. Есть в проекте и отсылки к восточной декоративности, однако скорее с помощью фактур, нежели процитированных или переосмысленных орнаментов. Архитекторы как будто постоянно сдерживали себя, приводили все множество рассматриваемых компонентов к общему знаменателю, так что проект получился ровным настолько, что, по словам одного из членов жюри, его впору рекомендовать как типовой для повторного применения. Вероятно, подобный комментарий вызвала излишняя причесанность и гладкость концепции: ей явно не хватило яркой эмоции, которая проявлялась — иногда даже слишком — в проектах конкурентов.

Что касается последней, восьмой в рейтинге концепции театра от консорциума под руководством КГАСУ, то и у них фигурирует образ шали. Но если у megabudka она рукотворна, то здесь «зеленая шаль» — это синтез архитектуры и ландшафта, самый верхний форомообразующий слой, под которым «прорастает» сам театр и культура внутри него. По словам архитекторов, рисунок этой шали полностью продиктован рельефом берегов озера Кабан и органичным образом завершает их развитие. Пресловутая же идентичность отражена в геометричности форм, рисунке пола, кессонах потолка, обилии зелени: архитекторы проявили самую исконную, корневую, первозданную ее суть. Но отклика в сердцах принимающих решение судей не нашли. Их пронзили стрелы Кенго Кумы.

Пятое место. Консорциум ООО «Персональная творческая мастерская Союза архитекторов Республики Татарстан архитектора Новикова Н.М.» (Казань, Республика Татарстан, Россия), Borgos Pieper (Барселона, Испания), Theatre Projects (Париж, Франция)
Пятое место. Консорциум ООО «Персональная творческая мастерская Союза архитекторов Республики Татарстан архитектора Новикова Н.М.» (Казань, Республика Татарстан, Россия), Borgos Pieper (Барселона, Испания), Theatre Projects (Париж, Франция)
Связь с садом в концепции проекта важна не только в контексте исторического ландшафта, но и в отношении татарской культуры, важно его символическое значение в восточном миропонимании. В коране Джаннат – это райские сады с источниками, каналами и прудами. Сад как проекция Рая на землю встречается в дворцах Альгамбры и Хенералифе в Испании, в садах мавзолея великих Моголов Индии (Тадж-Махала) и в садах Ирана, таких как Баг-и-Фин и Шехель Сутун. Архитекторы предлагают вырастить свой собственный национальный Театр-Сад. Театр вырастает там, где есть возможность расти. Из космоса форма здания театра напоминает абрис листа дерева – ясный и запоминающийся образ для туристов и зрителей театра
Связь с садом в концепции проекта важна не только в контексте исторического ландшафта, но и в отношении татарской культуры, важно его символическое значение в восточном миропонимании. В коране Джаннат – это райские сады с источниками, каналами и прудами. Сад как проекция Рая на землю встречается в дворцах Альгамбры и Хенералифе в Испании, в садах мавзолея великих Моголов Индии (Тадж-Махала) и в садах Ирана, таких как Баг-и-Фин и Шехель Сутун. Архитекторы предлагают вырастить свой собственный национальный Театр-Сад. Театр вырастает там, где есть возможность расти. Из космоса форма здания театра напоминает абрис листа дерева – ясный и запоминающийся образ для туристов и зрителей театра
Сад дает театру открытые площадки для представлений (на воде, на майдане, вдоль озерного променада) и невольных зрителей – посетителей парка озер Кабан. Театр дает саду реплику знаменитых висячих садов Хенералифе (Архитектора) — городской балкон с видом на озеро, еще одну уникальную активность и достопримечательное место
Сад дает театру открытые площадки для представлений (на воде, на майдане, вдоль озерного променада) и невольных зрителей – посетителей парка озер Кабан. Театр дает саду реплику знаменитых висячих садов Хенералифе (Архитектора) — городской балкон с видом на озеро, еще одну уникальную активность и достопримечательное место
Из общественного фойе открывается вид на сады на западе, а на первом и втором этажах есть террасы, с которых посетителям открывается вид на озеро с высоты. Волнообразный профиль крыши хорошо виден в этом пространстве и создает динамичный фон для массовых мероприятий и представлений
Из общественного фойе открывается вид на сады на западе, а на первом и втором этажах есть террасы, с которых посетителям открывается вид на озеро с высоты. Волнообразный профиль крыши хорошо виден в этом пространстве и создает динамичный фон для массовых мероприятий и представлений
Универсальный зал «Булгар» — это blackbox, зал для широкого диапазона возможностей режиссера и театральной труппы. Весь зал — это набор планшетов 3 на 3 метра на поворотных и отпускных механизмах, которые позволяют создавать множество вариантов организации зала. Его размеры составляют 26 на 26 метров, планшет сцены 24 на 24 метра, максимальная вместимость 600 зрителей. Прообразом архитектурного решения зала стал город Булгар — культурный центр Волжской Булгарии. Характерные для местной архитектуры шамаили нашли свое отражение в конструкциях пилонов. Так, универсальный зал обволакивает филиал Национальной библиотеки, и каждый может насладится чтением с уникальным видом на фойе театра
Универсальный зал «Булгар» — это blackbox, зал для широкого диапазона возможностей режиссера и театральной труппы. Весь зал — это набор планшетов 3 на 3 метра на поворотных и отпускных механизмах, которые позволяют создавать множество вариантов организации зала. Его размеры составляют 26 на 26 метров, планшет сцены 24 на 24 метра, максимальная вместимость 600 зрителей. Прообразом архитектурного решения зала стал город Булгар — культурный центр Волжской Булгарии. Характерные для местной архитектуры шамаили нашли свое отражение в конструкциях пилонов. Так, универсальный зал обволакивает филиал Национальной библиотеки, и каждый может насладится чтением с уникальным видом на фойе театра
«Театр-Сад» состоит из 5 садов, рассказывающих о характерных ландшафтах Татарстана
«Театр-Сад» состоит из 5 садов, рассказывающих о характерных ландшафтах Татарстана
Структура «листа» в плане с четкой циркуляцией и обслуживаемыми пространствами создает оптимальное решение
Структура «листа» в плане с четкой циркуляцией и обслуживаемыми пространствами создает оптимальное решение
Восьмое место. Консорциум Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (Казань, Россия), Shanghai DaPei Architectural Design Co., Ltd (Шанхай, Китай), ООО «Диалог» (Казань, Россия)
Восьмое место. Консорциум Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (Казань, Россия), Shanghai DaPei Architectural Design Co., Ltd (Шанхай, Китай), ООО «Диалог» (Казань, Россия)
Природа   всегда является источником вдохновения для человека, это корни его национальной культуры. Архитектура, представленная преимущественно природными элементами всегда будет актуальной и вне времени
Природа всегда является источником вдохновения для человека, это корни его национальной культуры. Архитектура, представленная преимущественно природными элементами всегда будет актуальной и вне времени
Набережная озера Кабан и его окружение становятся очень привлекательными и значимыми для всех горожан. Этому способствует историко-культурный, сакральный каркасы города и перспективное развитие прилегающих территорий
Набережная озера Кабан и его окружение становятся очень привлекательными и значимыми для всех горожан. Этому способствует историко-культурный, сакральный каркасы города и перспективное развитие прилегающих территорий
Современный театр — это культурная платформа, пространство для города. В нем  царят ценности самовыражения: зритель, приходя на спектакль, становится соавтором пространства
Современный театр — это культурная платформа, пространство для города. В нем царят ценности самовыражения: зритель, приходя на спектакль, становится соавтором пространства
Три основных зала предоставляют современную инфраструктуру для широкого спектра театральных постановок. Акустические и технологические компоненты этих пространств предлагают значительный шаг вперед по сравнению с садовыми павильонами прошлого
Три основных зала предоставляют современную инфраструктуру для широкого спектра театральных постановок. Акустические и технологические компоненты этих пространств предлагают значительный шаг вперед по сравнению с садовыми павильонами прошлого
Зрители очень любят нынешнее здание, оно «символ» озера Кабан. Поэтому в новом комплексе следует отказаться от нарочитых архитектурных форм. Напротив, природный образ сможет органично вписаться в контекст и, будучи близким каждому, станет неотъемлемой частью жизни горожан
Зрители очень любят нынешнее здание, оно «символ» озера Кабан. Поэтому в новом комплексе следует отказаться от нарочитых архитектурных форм. Напротив, природный образ сможет органично вписаться в контекст и, будучи близким каждому, станет неотъемлемой частью жизни горожан
Объект плавно вырастает из рельефа, открываясь панорамными видами на акваторию. С улицы Хади Такташ организованы два входа: главный вход в театр и вход на театральную площадь, выходящую к набережной Кабана. Многоуровневая кровля театра — это «зеленая шаль», общественный парк
Объект плавно вырастает из рельефа, открываясь панорамными видами на акваторию. С улицы Хади Такташ организованы два входа: главный вход в театр и вход на театральную площадь, выходящую к набережной Кабана. Многоуровневая кровля театра — это «зеленая шаль», общественный парк
Объект должен хорошо восприниматься со всех сторон, особенно активно с водной акватории
Объект должен хорошо восприниматься со всех сторон, особенно активно с водной акватории
Прообразом фойе стал лес: колонны  как деревья взмывают ввысь, а солнечные лучи, проходящие через световые фонари, пробиваются, как в чаще леса. Рисунок пола отражает национальные татарские мотивы в современной интерпретации, а его цвет меняется последовательно по временам года
Прообразом фойе стал лес: колонны как деревья взмывают ввысь, а солнечные лучи, проходящие через световые фонари, пробиваются, как в чаще леса. Рисунок пола отражает национальные татарские мотивы в современной интерпретации, а его цвет меняется последовательно по временам года
Театр имеет четкую структуру. Его главная ось - внутренняя театральная улица, которая как главная артерия четко отделяет перформативную функцию театра от технической. Вместе  с 5 регулярно размещенными вертикальными коммуникациями и крытыми отапливаемыми галереями, она формирует удобный коммуникационный каркас для функционирование  всего сложного организма театра
Театр имеет четкую структуру. Его главная ось - внутренняя театральная улица, которая как главная артерия четко отделяет перформативную функцию театра от технической. Вместе с 5 регулярно размещенными вертикальными коммуникациями и крытыми отапливаемыми галереями, она формирует удобный коммуникационный каркас для функционирование всего сложного организма театра

Продолжение следует?

В конце пресс-конференции помощник Президента Республики Татарстан Наталия Фишман-Бекмамбетова откровенно сказала, что практически все ее участники — а это если не большая, то уж точно весомая часть жюри, включающая председателя, мэра Казани Ильсура Метшина, — голосовали за Асифа Хана. Тем не менее, те 0,7 балла, возникшие при подсчете голосов, никто не стал пытаться скорректировать, задавив авторитетом. Честность и гордость превыше всего, включая экономию (свой проект этот консорциум оценил в скромную сумму около 3 млрд руб.).

С другой стороны, стоимость победившего проекта консорциума во главе с Wowhaus — около 7 млрд руб. — исходя из того, что общая площадь спроектированного им здания около 37 тыс. м2, и значит 1 м2 — это  208 тыс. руб., то с учетом включения в эту сумму всего театрального оборудования цифра кажется вполне реалистичной. Стало быть, есть все шансы, что Казань, как и планировалось изначально, в скором времени выйдет на стройку. А зная татарское упорство и целеустремленность (еще два важных свойства, отражение которых они и выбрали в итоге в этом конкурсе), доведут дело до конца: у театра появится пространство, созданное в точном соответствии с запросами коллектива, а у города и республики — архитектурная икона и достопримечательность мирового уровня.

Однако есть у конкурса и еще один важный эффект, который Казань прекрасно осознает: неслучайно местное правильство иницирует один громкий конкурс за другим и каждые два года проводит молодежную архитектурную биеннале. События подобного масштаба привлекают к городу и Татарстану в целом внимание и ресурсы лучших умов, заставляют огромное количество людей по всему миру проникнуться татарской культурой и искренне ее полюбить, формирует вокруг республики лояльное профессиональное сообщество. Ильсур Метшин сразу после объявления результатов заявил, что не может отпустить Асифа Хана просто так: уже есть мысли, какие другие объекты его авторства могли бы появиться в городе. megabudka вот-вот должна «зайти» на набережную в речном порту. Компетенции «Рождественки» будут бесценны на территории заповедной Старотатарской слободы. Стрелы Казани продолжают пронзать сердца далеко за ее пределами.

Справка о конкурсе

Театр Камала — старейший национальный театр России. Почерк Театра Камала узнаваем в переосмыслении национального искусства, насыщенности репертуара, использовании разных языков и техник. Театр Камала — важная точка тюркского мира — много лет проводит объединяющие форумы и сотрудничает с европейскими партнерами. C 1985 года он занимает здание-парусник, яркий символ советского модернизма, который стоит на берегу озера Кабан и является одной из визитных карточек Казани. 

Новое пространство не имеет аналогов в стране. Впервые в постсоветской культуре театр будет создан в точном соответствии с запросами коллектива — у труппы появятся возможности для экспериментов с технологиями и пространством, проведения современных форматов — от лекций до перформансов. В то же время новый Театр Камала призван стать дружелюбным инклюзивным местом, востребованным у посетителей, демонстрируя, каким разным может быть современный театр.

Важная миссия конкурса — бережная работа и переосмысление в архитектуре той части национальной культуры, которую на протяжении десятилетий хранит и транслирует труппа театра. Став новой архитектурной доминантой, здание не утратит связи с контекстом — уникальной экосистемой цепочки озер Кабан, центром насыщенной городской жизни. Театр станет еще одним местом притяжения для казанцев и гостей города. Здесь запланировано три зала: основной, универсальный и восточный. 

Конкурс проходил в два этапа. География конкурса охватывает 87 компаний из 14 стран мира. 537 архитекторов со всего мира отправили заявку на участие в конкурсе. На втором этапе в октябре 2021 года было выбрано восемь консорциумов-финалистов.  

В жюри конкурса под председательством мэра Казани Ильсура Метшина вошло более 30 представителей мира архитектуры, городского развития, театрального искусства. Среди них: директор премии Aga Khan Award Фаррух Дерахшани, главный режиссер Театра Камала Фарид Бикчантаев, Основатель Archdaily.com Дэвид Базульто, Первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Сергей Кузнецов, народная артистка России Чулпан Хаматова, Художественный руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов. 

Оператором конкурса выступила Международная урбанистическая лаборатория ЦЕНТР Lab.

Итоги были подведены 17 февраля 2021 года.

читать на тему: