Свет для всех: об освещении инклюзивных образовательных пространств

Действующая с 2011 года программа «Доступная среда», призванная повысить качество жизни людей с особыми потребностями, уже стала неотъемлемой частью архитектурного проектирования. Значимая часть такой инклюзивной среды — специальное освещение.

О тонкостях инклюзивного освещения рассказывают Анастасия Щербакова, инженер по работе с проектными институтами  компании «Световые Технологии», и Анна Букина, руководитель управления СКБ, имеющая опыт работы более 7 лет с социальными объектами в структуре крупного девелопера.

Развитие инклюзивного образования, реальное вовлечение детей с особенностями развития в дошкольную и школьную среду стали одной из основных задач российской системы образования. Несмотря на то что теме инклюзивности образовательной среды, в том числе освещению в такой среде, уделяется все больше внимания со стороны архитекторов и экспертов, это направление очень многогранно и постоянно требует новых решений. Световые технологии значительно изменились за последние годы, появились новые возможности, а с ними и необходимость доработки нормативных документов по освещению инклюзивных пространств, особенно дошкольных и школьных учреждений. Таким образом, освещение помогать создавать безбарьерную образовательную среду, при этом инклюзивное пространство должно учитывать интересы всех групп пользователей.

Расстройства аутического спектра: свет, который не пугает

Особенности психоэмоционального развития, индивидуальная светочувствительность или светобоязнь в настоящее время находятся за рамками действующего регулирования. Между тем светобоязнь часто сопровождает расстройства аутического спектра, а яркий или мигающий свет могут вызывать агрессию или приступы эпилепсии. Отсутствие норм не означает отсутствие решений. Поэтому есть ряд рекомендаций:

– Во всех помещениях целесообразно предусмотреть обязательное раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения, с тем чтобы устроить более мягкое освещение над учебными столами детей с возможной сильной реакцией; парты и столы учеников, страдающих светобоязнью, рекомендуется размещать таким образом, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза. В настоящее время данное требование закреплено только для учебных кабинетов школ, но не является обязательным для помещений колледжей, техникумов и вузов, а также помещений дополнительного образования. Лучшим решением вопроса в инклюзивном пространстве в таком случае становится применение системы управления с возможностью диммирования (регулировка интенсивности светового потока), для создания зон с разными условиями искусственного освещения и различными режимами работ.

– В логопедических кабинетах около зеркала лучше устанавливать настенные светильники местного освещения на кронштейнах: это позволит менять угол наклона и высоту источника света, а также применять настольные светильники с регулируемым углом наклона.

– В кабинетах психолога рекомендуется использовать комбинированное освещение (потолочные, настенные и настольные светильники). Для разных видов работ нужен разный свет. Так как на психическое состояние человека оказывают влияние цвет и свет, то подобные помещения должны иметь возможность регулировки уровня освещенности в широком диапазоне и цветовой температуры светильника.

– В сенсорных комнатах целесообразно применение световых RGBW-инсталляций с возможностью регулировки светового потока и цветовых комбинаций, так как в разных ситуациях может понадобиться различный эффект.

– Рекомендуется не применять светильники с люминесцентными лампами, в том числе и в дошкольных образовательных организациях. Помещения дошкольных объектов следует проектировать с использованием светодиодного освещения. Эти осветительные приборы имеют более низкий коэффициент мерцания и не гудят. Коллизия нормативных актов, регулирующих требования к искусственному освещению детских садов, устранена – благодаря внедрению новых стандартов в проектирование и эксплуатацию образовательных учреждений. В связи с этим стоит учесть эти изменения для обеспечения оптимальных условий освещения в детских садах.

Проблемы со зрением: правильный уровень освещенности

Для детей с особенностями зрения тоже есть разработанные и доказавшие свою эффективность методологические рекомендации. В частности, в игровых, учебных помещениях, музыкальных и спортивных залах уровень искусственной освещенности для слепых и слабовидящих детей должен быть не менее 600–800 лк; для детей, страдающих светобоязнью, – вдвое меньше низшего порога.

В условиях инклюзивного обучения возможны 3 варианта для устранения данного, казалось бы, противоречия: а) диммирование общего света; б) организация индивидуальных зон, в которых можно создавать пониженный уровень освещенности; в) комбинированное освещение, где помимо искусственного света будет учитываться естественное освещение с применением автоматической системы регулирования светового потока для соблюдения нормативных уровней освещенности.

Читальные залы рекомендуется оборудовать комбинированной системой общего искусственного и локального освещения. При этом суммарный уровень освещенности от общего и местного освещения на рабочей поверхности должен составлять 1000 лк для учащихся с высокой степенью осложненной близорукости и дальнозоркости; 1000–1500 лк —для детей с поражением сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни); не более 500 лк — для страдающих светобоязнью. В этом случае архитекторам необходимо внимательно зонировать пространство, с тем чтобы было возможно создать гибкую систему, отвечающую потребностям разных пользователей и разным сценариям.

В темное время суток уровень искусственного освещения территории должен быть не менее 10 лк, но для повышения комфорта учеников с нарушениями зрения мы советуем увеличить этот показатель до 40 лк.

Резюмируя, можно сказать, что грамотно и разнообразно освещенные и оснащенные необходимым оборудованием кабинеты в действительности создадут возможности для инклюзивного обучения. А значит, только в комфортно освещенных пространствах школьники с особенностями здоровья смогут получать знания с должным физическим и психологическим комфортом, преодолевать всевозможные коммуникативные и образовательные барьеры и полноценно погружаться в дошкольную и школьную жизнь.

Реклама. ООО «МГК Световые технологии»

читать на тему: